Уильям глассер школы без неудачников краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Автор часто проводит продолжительные семинары для педагогов, которые работают с трудными детьми. Ход семинаров таков:

-возможность их применения на практике.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются неудачники, являются:

1. отсутствие теплых, доверительных отношений в семье и с учителями

2. отсутствие чувства привязанности друг к другу

3. смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений

4. смирение со школьными неудачами

5. стремление жить сегодняшним днем

6. отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь

7. нежелание думать о будущем

Типичными признаками для неудачников можно считать:

2. принадлежность семьи к низшему классу

3. низкий уровень интеллекта

4. отсутствие любви родителей

5. вялость и апатичность

Неудачники есть в любом месте. Главная причина неуверенности в себе не материальное положение (хотя материальные трудности— явное препятствие на жизненном пути), так как большинство детей из бедных кварталов практически не ощущают своей бедности. Таковой причиной не является и расовая принадлежность, хотя темнокожему населению приходится тяжелее. Основной проблемой является неудача в школе.

Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого реального успеха достаточно нейтрализации всех неблагоприятных факторов. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения падает вероятность преуспевания в жизни. Общественные институты не могут решить серьезные семейные проблемы. Школа не вправе махнуть на детей рукой. Необходимо преодолевать социальные проблемы. Нельзя оставлять проблему образования и поиск путей для того, чтобы из школы выходили хорошо образованные люди.

Педагоги лучше всех знакомы с проблемой детских неудач. Все больше детей не хотят учиться, это вызывает чувство тревоги у педагогов. Школьные педагоги постоянно пытаются найти новый подход к трудным подросткам и ждут рекомендаций в плане более эффективных педагогических методов. Основной бич всех школ – проблема неудачников. Нужно искать пути к достижению успеха у как можно большего числа учащихся. Необходимо разобраться в причинах неудачи и сформулировать новые принципы образования (и применять их на практике), способствующие созданию благоприятной атмосферы.

Суть традиционного, широко распространенного в сегодняшнем обществе взгляда состоит в том, чтобы игнорировать трудности, которые нагромождает перед ребенком система образования. Трудных детей передают в руки медицинских, социальных и правоохранительных работников. Данный подход не приносит пользу ни детям, ни стране. Метод отделения детей от педагогической системы губителен для школы. Трудные дети должны учиться в гетерогенных школах. Специалисты, работающие в школах,—психотерапевты, психологи, преподаватели в группах выравнивания—должны помогать учителям в решении возникающих в классах проблем, как дисциплинарного, так и учебного характера. Они должны изучать возможности улучшения образования и на практике применять свои концептуальные подходы в обычных классах, в тесном сотрудничестве с учителями.

Образование-мостик к успеху. Нужно с раннего детства приучать к ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать полезными членами общества.

Практически система образования имеет одни и те же недостатки в различных районах, но больше всего от них страдают дети из социально неблагополучных семей. Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений привода к потере мотивации или даже к антимотивации в учебе.

Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые принципиально новые подходы. Однако они не всегда вписываются в традиционную систему взглядов. Единственный выход—эту традицию нарушить. Но сначала следует выявить причины, которые приводят школьников к неудачам в самой сфере образования, а уже затем выработать курс, направленный на их устранение. б) как школа должна оказывать помощь неудачникам

Задача помощи детям, у которых развит комплекс неполноценности, сложна и, может быть, неразрешима, поскольку философия современного образования отводит слишком большое место неудаче как таковой и поэтому затрудняет процесс воспитания у учащихся чувства самоуважения. Мы учимся всю жизнь.
Уже в первые годы жизни ребенок узнает о мире много. К моменту поступления в подготовительный класс он располагает набором сведений об окружающем мире, с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника только школа навешивает этот ярлык. Большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье они растут.

Крушение детского оптимизма – серьезная проблема начального обучения.
В потере интереса к учебе можно винить семью, окружение, но правильнее было бы искать причину в школе и применяемых в ней методах обучения. Школа играет чрезвычайную роль в жизни детей. Нельзя перекладывать вину школы на среду, в которой ребенок растет.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит убеждение в неспособности решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся менее вероятными. Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время в начальной школе.

Детей необходимо готовить к школе, особенно детей из малообеспеченных семей. Обычная школа провоцирует неуспеваемость, так как упор идет не на развитие мышления, а на запоминание и зубрежку.

Дошкольнику сопутствует оптимизм потому, что он самостоятельно справляется с важными для него проблемами. Никто не считает его неудачником, у него всегда есть шансы на успех. В школе успех обеспечивается не умением мыслить, а хорошей памятью. Детям приходится переходить от мышления к запоминанию. Большая часть фактов, которые им приходится запоминать, мало связана с детским миром, важные вещи преподаются плохо, либо не преподаются вообще.

Перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от реальной жизни приводит к неудачам. Важное в школе не совпадает с тем, что требуется в реальной жизни. Школьное преподавание не должно отрываться от жизни. Главной задачей школы должно стать обучение усилию размышлять. Детям необходимо объяснять необходимость и важность образования. Чем сложнее общество, тем труднее детям уловить связь школы с жизнью. У большинства детей доверие к учителю пропадает, заменить его нечем; единственный возможный результат – неудача.

Автор часто проводит продолжительные семинары для педагогов, которые работают с трудными детьми. Ход семинаров таков:

-возможность их применения на практике.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются неудачники, являются:

отсутствие теплых, доверительных отношений в семье и с учителями

отсутствие чувства привязанности друг к другу

смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений

смирение со школьными неудачами

стремление жить сегодняшним днем

отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь

нежелание думать о будущем

Типичными признаками для неудачников можно считать:

принадлежность семьи к низшему классу

низкий уровень интеллекта

отсутствие любви родителей

вялость и апатичность

Неудачники есть в любом месте. Главная причина неуверенности в себе не материальное положение (хотя материальные трудности— явное препятствие на жизненном пути), так как большинство детей из бедных кварталов практически не ощущают своей бедности. Таковой причиной не является и расовая принадлежность, хотя темнокожему населению приходится тяжелее. Основной проблемой является неудача в школе.

Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого реального успеха достаточно нейтрализации всех неблагоприятных факторов. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения падает вероятность преуспевания в жизни. Общественные институты не могут решить серьезные семейные проблемы. Школа не вправе махнуть на детей рукой. Необходимо преодолевать социальные проблемы. Нельзя оставлять проблему образования и поиск путей для того, чтобы из школы выходили хорошо образованные люди.

Педагоги лучше всех знакомы с проблемой детских неудач. Все больше детей не хотят учиться, это вызывает чувство тревоги у педагогов. Школьные педагоги постоянно пытаются найти новый подход к трудным подросткам и ждут рекомендаций в плане более эффективных педагогических методов. Основной бич всех школ – проблема неудачников. Нужно искать пути к достижению успеха у как можно большего числа учащихся. Необходимо разобраться в причинах неудачи и сформулировать новые принципы образования (и применять их на практике), способствующие созданию благоприятной атмосферы.

Суть традиционного, широко распространенного в сегодняшнем обществе взгляда состоит в том, чтобы игнорировать трудности, которые нагромождает перед ребенком система образования. Трудных детей передают в руки медицинских, социальных и правоохранительных работников. Данный подход не приносит пользу ни детям, ни стране. Метод отделения детей от педагогической системы губителен для школы. Трудные дети должны учиться в гетерогенных школах. Специалисты, работающие в школах,—психотерапевты, психологи, преподаватели в группах вы­равнивания—должны помогать учителям в решении возникающих в классах проблем, как дисципли­нарного, так и учебного характера. Они должны изу­чать возможности улучшения образования и на практи­ке применять свои концептуальные подходы в обычных классах, в тесном сотрудничестве с учителями.

Образование-мостик к успеху. Нужно с раннего детства приучать к ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать полезными членами общества.

Практически система образования имеет одни и те же недостатки в различных районах, но больше всего от них страдают дети из социально неблагополучных семей. Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений привода к потере мотивации или даже к антимотивации в учебе.

Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые принципиально новые подходы. Однако они не всегда вписываются в традиционную систему взглядов. Единственный выход—эту традицию нарушить. Но сначала следует выявить причины, кото­рые приводят школьников к неудачам в самой сфере образования, а уже затем выработать курс, направлен­ный на их устранение.

б) как школа должна оказывать помощь неудачникам

Задача помощи детям, у которых развит комплекс неполноценности, сложна и, может быть, неразрешима, поскольку философия современного образования отводит слишком большое место неудаче как таковой и поэтому затрудняет процесс воспитания у учащихся чувства самоуважения. Мы учимся всю жизнь. Уже в первые годы жизни ребенок узнает о мире много. К моменту поступления в подготовительный класс он располагает набором сведений об окружающем мире, с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника только школа навешивает этот ярлык. Большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье они растут.

Крушение детского оптимизма – серьезная проблема начального обучения. В потере интереса к учебе можно винить семью, окружение, но правильнее было бы искать причину в школе и применяемых в ней методах обучения. Школа играет чрезвычайную роль в жизни детей. Нельзя перекладывать вину школы на среду, в которой ребенок растет.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит убеждение в неспособности решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся менее вероятными. Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время в начальной школе.

Детей необходимо готовить к школе, особенно детей из малообеспеченных семей. Обычная школа провоцирует неуспеваемость, так как упор идет не на развитие мышления, а на запоминание и зубрежку.

Дошкольнику сопутствует оптимизм потому, что он самостоятельно справляется с важными для него проблемами. Никто не считает его неудачником, у него всегда есть шансы на успех. В школе успех обеспечивается не умением мыслить, а хорошей памятью. Детям приходится переходить от мышления к запоминанию. Большая часть фактов, которые им приходится запоминать, мало связана с детским миром, важные вещи преподаются плохо, либо не преподаются вообще.

Перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от реальной жизни приводит к неудачам. Важное в школе не совпадает с тем, что требуется в реальной жизни. Школьное преподавание не должно отрываться от жизни. Главной задачей школы должно стать обучение усилию размышлять. Детям необходимо объяснять необходимость и важность образования. Чем сложнее общество, тем труднее детям уловить связь школы с жизнью. У большинства детей доверие к учителю пропадает, заменить его нечем; единственный возможный результат – неудача.

Образование должно реагировать на социальные, экономические и политические проблемы, это будет способность успешной адаптации молодежи.

Ш. б. н. — это название специфического приложения терапии реальностью к условиям школы. Глассер обнаружил, что осн. препятствием к успешному обучению яв-ся то, что при столкновении с неудачами в школе многие уч-ся прекращают дальнейшие попытки учиться. Но поскольку они пытаются достичь ощущения участия и собственной ценности, к-рое необходимо любому чел., они прибегают к деструктивным формам поведения. Это зачастую приводит их к совместному объединению против школы и оказанию сопротивления любым попыткам обучения. Если эту ситуацию не корректировать посредством снижения и даже полного устранения неудач, то мало что может повлиять на вовлечение этих уч-ся в процесс обучения.

По мнению Глассера, неудачи можно устранить при помощи школьной программы, осн. на представлении, что уч-ся необходимо оказывать доверие в том, что они делают, и что учителя должны обучать их до тех пор, пока они не научатся, даже если для этого может потребоваться более продолжительный, чем нормативно отведенный, период времени. Помимо этого принципиального изменения Глассер также предлагает учителям широко использовать на уроках групповые дискуссии, вовлекающие учеников в работу и стимулирующие их мышление, а тж прилагать усилия к разраб. учебного материала на любом уровне, релевантном потребностям уч-ся. Если все это делать, то тогда ученики, к-рые усваивают материал, не испытывая при этом недовольства собой и не пытаясь отказаться от обучения из-за неудачи, будут подчиняться разумным требованиям, что приведет в конечном счете к снижению дисциплинарных проблем.

Creative Ideas for Back To School Pictures:


Уилльям Глассер (англ. William Glasser; 11 мая 1925 — 23 августа 2013) — американский психолог, создатель и лидер школы психологического консультирования "Школы без неудачников" 1975 год. Как мало изменилось с тех пор!

"ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника. Школа, и только школа, навешивает на ребенка этот ярлык."

"Собственно, почти в любом деле — в армии, в спорте, в искусстве — редко встречаются безнадежные неудачники. И только в школах мы с полной категоричностью заявляем — ты безнадежен."

"Во время работы в Лос-Анджелесе я выяснил что 75% детей не получают надлежащего начального образования. Это значит, что к концу 6-го класса трое детей из четырех не научились читать и считать в соответствии с установленными требованиями. Эти навыки у них уже не разовьются ни в средних, ни в старших классах. Скорее наоборот, ситуация усугубится, ведь учиться будет все труднее, а система преподавания все больше будет перемещать центр тяжести с индивидуального на унифицированный подход. В действительности, запущенные школы центральных городских районов поставляют миру труда тысячи молодых людей, способных выполнять лишь самую малоквалифицированную работу."
Кроме ужасающей ситуации в системе американского образования( не стоит отмахиваться: у нас есть общее) автор предлагал конкретные способы лечения: изменение системы оценивания, новые принципы собраний и т.д.

Автор описывает интересный эксперимент.

Исследователи Р. Розенталь и Л. Джекобсон наугад отобрали по 5 учеников из каждого класса. После того как учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность академического успеха в будущем, проверяющие как бы между прочим сообщали учителям, что отобранные для тестирования дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал этих учащихся был ничуть не выше, чем у всех остальных. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно чужих успехов. Исходя из наличия прочих равных условий, вывод напрашивается сам собой: каким-то образом ни на чем не основанное пророчество сбылось благодаря новому отношению учителей к детям. Учителей воодушевило известие о том, что в привычно сером классе есть несколько способных детей. В результате наряду с запрограммированным успехом якобы перспективных детей произошел заметный сдвиг в учебе и у всех остальных учащихся этого же класса. В приведенном примере решающую роль сыграла вера учителей в возможности своих питомцев.

«Мы попросили учителей охарактеризовать поведение своих учеников в классе. Детям, которым прогнозировался интеллектуальный рост, были даны следующие характеристики: имеют больше шансов на успех в будущем, более жизнерадостные и любознательные, более своеобразны по сравнению с другими детьми. Прослеживалась явная тенденция оценивать этих детей как более привлекательных, жизнеспособных, приятных в общении, а также как менее нуждающихся в социальной поддержке. Иными словами, дети с заведомо прогнозируемым интеллектуальным ростом обладали, по мнению учителей, более живым и независимым умом. Подобные выводы в первую очередь относились к первоклассникам.

Любопытным оказался контраст, когда к учителям обратились с просьбой дать оценку неперспективным детям. В течение года многие из этих детей также повысили свой коэффициент интеллекта. Чем выше оказывался этот показатель, тем менее лестными становились характеристики. Отсюда явствует, что, если перспективные дети оправдывают ожидания, они выигрывают и во многом другом. Такой ребенок вырастает в глазах учителей как личность. Совсем иначе обстоит дело с теми, чей интеллектуальный уровень повышается вопреки предсказаниям. Это воспринимается как нежелательное проявление с их стороны, нарушающее все представления о нормах интеллектуального развития. Более подробный опрос выявил то обстоятельство, что самые неблагоприятные характеристики давались детям, которые, посещая классы для малоспособных, добились там наилучших результатов.

Авторы не дают ответа на животрепещущий вопрос: как же избежать предвзятого отношения со стороны учителей? С моей точки зрения, гетерогенные, не разделенные на потоки классы, свободные дискуссии на классных собраниях и отмена стандартных оценок—в большой степени могли бы способствовать преодолению предвзятости со стороны учителей и созданию стимулов для хорошей учебы детей. Если применение этих предложений на практике окажется успешным, учителя непременно изменят свое отношение к детям.

При создании гетерогенных классов главное, чтобы учителя не передавали друг другу информацию об успеваемости и способностях детей. У всех детей должны быть равные шансы испытать себя заново с каждым новым учителем. Гомогенные (однородные) классы лишают их этого шанса. Кроме того, заранее полученная информация о прошлых результатах ребенка мешает учителю относиться к нему объективно и непредвзято даже в гетерогенных классах.

Отмечаю ещё несколько мыслей для себя

"Казалось бы, школьные неудачи — всего лишь одна из разновидностей того большого количества неурядиц, которые могут преследовать человека на протяжении всей жизни. Однако это заблуждение—не существует разнообразных неудач. Согласно принципам терапии реальностью, неудачи бывают двух типов, но оба они—недостаток любви и заниженная самооценка—настолько взаимосвязаны, что разграничивать их было бы не только трудно, но и неестественно."

"Учителей буквально ошеломляют дети, которые явно нуждаются в душевном тепле и ласке, но учителя все-таки плохо представляют себе, как им следует реагировать на эту откровенную потребность в любви со стороны своих подопечных. Детям, которые столь остро нуждаются в любви не только со стороны взрослых, но и сверстников, редко удается найти теплое к себе отношение и бескорыстную привязанность в школе. Сказать, будто удовлетворение потребности ребенка в любви не входит в обязанности школы, равнозначно утверждению о том, что детям, лишенным душевного тепла в семье, вряд ли стоит на что-либо подобное надеяться в будущем. Взрослому человеку, испытавшему дефицит любви в детском возрасте, очень трудно научиться любить самому."

Воспитание социальной ответственности должно войти во все школьные программы.

И хотя эта книга содержит острую критику школ за те барьеры, которые они воздвигают на пути учащихся к осознанию ценности собственной индивидуальности, я далек от того, чтобы недооценивать личную ответственность каждого ученика за свой труд в получении знаний. Без упорной работы и самодисциплины ученики по-прежнему будут терпеть неудачу за неудачей, как бы мы ни преобразовывали школы.

Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализоваться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми

Школы обладают уникальной возможностью избавить детей от одиночества или по крайней мере значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития. Ведь в школах так много отзывчивых, незаурядных людей, которые стремятся помочь детям, однако педагогические программы, к сожалению, не способствуют выражению привязанности к детям, и они стараются не проявлять ее. Кроме того, именно школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умение мыслить.


Читайте также: