Уголок тьютора в школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель ресурса: повышение профессиональной компетенции педагогов в области построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Задачи ресурса:

1. Создать условия для осознания профессионального подхода педагогов к профориентации, основанной на принципах тьюторской позиции.

2. Познакомить педагогов с информационно-методическими материалами для эффективного тьюторского сопровождения обучающихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Одной из целей современного образования становится формирование самостоятельной личности, способной ответственно решать собственные проблемы, в частности связанные с профессиональным самоопределением. Для достижения цели необходимо появление в общеобразовательных организациях нового способа педагогического сопровождения – тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение – это особый тип педагогического сопровождения деятельности в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

1. Организационные материалы и документы по профориентации

2. Методические разработки по профориентации

3. Учебно-дидактический материал по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации определяют организационно-методическую основу деятельности тьюторской службы КГКОУ ШИ 11. (далее - Служба).

Служба является структурным подразделением образовательного учреждения, предназначенной для осуществления сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подчиняется директору и заместителю директора по УВР.

В своей деятельности Служба руководствуется следующими нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 11.

Устав образовательного учреждения, локальные и нормативные акты КГКОУ ШИ 11.

Основные направления деятельности Службы:

Диагностическое: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития, определение зоны актуального и ближайшего развития.

Проектировочное: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи.

Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.

Аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по индивидуальным программам сопровождения, СИПР обучающихся.

Документация специалистов Службы.

Годовой план работы тьютора.

Директор КГКОУ ШИ 11

План работы тьютора ФИО на 2017-2018 учебный год

Цель: индивидуальное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения.

Функции тьютора:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детей.

2. Прогностическая: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения обучающихся.

3. Регулятивная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для обучающихся служб и специалистов школы.

4. Аналитическая: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Виола Рыбакова

Добрый день! Только начала работать тьютором. Подскажите пожалуйста, как в школе вести дневник наблюдения ребёнка с рас 1 класс. Спасибо.

Кира Штельман

В моей школе где работаю в первом классе не было "дневника наблюдений", был лист коммуникации. Сейчас во втором классе у нас так же лист коммуникации, дневник наблюдения можете посмотреть:

Ира Иванова

Ира Иванова запись закреплена

Марина Мантлер

Марина Мантлер запись закреплена

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Дефектология Проф | Повышение квалификации

🔔

Коллеги! Карпенкова Инна Вячеславна - кандидат социологических наук, психолог, старший научный сотрудник НМЦ ИПИО МГППУ - приглашает Вас на свой вебинар!

📌

Тема встречи "Этапы работы тьютора: образовательный запрос, индивидуальный образовательный маршрут, портфолио обучающегося с ОВЗ"

Отвечайте на вопросы и бесплатно повышайте квалификацию с выдачей удостоверения!

📍

Контрольный вопрос к вебинару:

⁉

Кто разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ?

1. Родители обучающегося вместе с тьютором
2. Консилиум специалистов, включающий родителей и обучающегося
3. Тьютор
……………………………………………………………………

💼

К вебинару можно приобрести ПрофПакет, в который входит:

*Видеозапись
*Сертификат+вкладыш на 6 часов
*Методические материалы от лектора
………………………………………………………………….

🌀

Ждем Вас в институте Дефектология Проф!

Юлия Горячева

Козаченко Амалия

Козаченко Амалия запись закреплена

Оля Сырова

Оля Сырова запись закреплена

Добрый день! С 12 декабря работаю тьютором. Интересует документация тьютора в ДОУ. (готова заплатить)

Галинка Круглова

Анастасия Фолина

Анастасия Фолина

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Воспитание детей с ОВЗ

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Дефектолог.BY

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Дефектолог.BY

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Педагог-психолог в ДОУ

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Методичка для психолога

Оксана Тедеева

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Аутизм и РАС © Autosanimus

👉🏻

Описание участников программы: коррекционно-развивающие занятия по данной программе проводятся с детьми имеющими:
• умственную отсталость легкой и средней формы, в том числе вследствие хромосомных аббераций (болезнь Дауна и др.), генных энзимопатий (фенилкетонурия и др.), гипотериоз;
• ранний детский аутизм, расстройство аутистическго спектра;
• задержку психического развития;
• нарушение психоречевого и психомоторного развития.

👉🏻

Цель программы: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья личностных свойств и качеств, необходимых для их успешного вхождения в систему социальных отношений.

👉🏻

Задачи программы:
• социальная адаптация детей с ОВЗ к внешнему миру;
• коррекция психофизических недостатков, через использование компенсаторных механизмов;
• формирование у ребенка представлений о самом себе и развитие элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;
• формирование способов усвоения детей с ОВЗ социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

👉🏻

Ожидаемые результаты программы:
• повышение качества жизни детей с ОВЗ и детей инвалидов;
• повышение уровня социально-психологической адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов;
• развитие компенсаторных механизмов;
• расширение представлений об окружающем мире;
• расширение коммуникативного репертуара.

Оксана Тедеева

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Наталья Авдеева

Юлия Горячева

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе

ТЬЮТОР В ДОУ/Школе запись закреплена
Педагог-психолог в ДОУ

Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Кто такой тьютор?

Тьюторство в образовании

Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) - это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Тьютор в обычной школе

О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

Тьюторство в онлайн-школе

Тьюторство

«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

В остальном существенных отличий нет.

Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.

Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.

Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

Тьютор в инклюзивной школе

Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.

И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.

И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.

Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.

Вопрос-ответ

Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?

Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.

На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?

Проблемы со здоровьем - самая распространённая причина перехода, но не единственная. Желание родителей ребёнка или самого ученика также может быть причиной для перехода на индивидуальное обучение.

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?

Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.

Читайте также: