Уголок национального быта в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В уголке собраны подлинные предметы народного быта. Это дает возможность ребенку не только рассмотреть предмет со всех сторон, а и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня, позволяет лучше понять те величайшие изобретения человека в области материальной культуры.

Автор: Барышева Надежда Николаевна, воспитатель II квалификационной категория МДОУ Детский сад комбинированного вида № 67, город Энгельс, Саратовская область, стаж работы 12 лет.

  • Барышева Надежда Николаевна
  • 29 августа 2012
  • 8774
  • 8

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте, не посещают музеи, в семьях все чаще не сохраняют традиции.

В мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. И тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что

они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных

традициях. Поэтому мы и решили создать в нашем детском саду уголок русского быта.

Идея Проекта: Изначально воспитатель Ксения Сергеевна привезла из музея села Чингис Ордынского района, НСО подаренные экспонаты и нам пришла идея собирать их и оформить мини музей в уголке холла напротив нашей группы,обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда . Совместно два педагога Ксения Сергеевна и Оксана Анатольевна создали макет русской печи и собрали первые экспонаты музея. Затем идею поддержали другие педагоги коллектива, администрация и для музея было выделено новое место в холле 3 этажа, где более безопасно и свободно разместился наш мини-музей. Так по крупицам стала появляться наша изба, где есть и русская печь и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем,сундук, старинный утюг,прялка, самовар, деревянные ложки, расписные разносы,глиняная посуда, стол с лавками, текстиль и многое другое.

Предметы стоят так, чтобы можно было к ним подойти,рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея являются частными атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть. Убранство комнаты – это подлинные предметы,которые своими эстетическими качествами, функциональностью, добротностью,удобством воздействуют на душевное состояние человека, являются источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру.

Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Цель: воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:

повысить уровень педагогической культуры родителей;

Оценка эффективности проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий. Мини-музей является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки.


Перспективы Проекта : на базе созданного музея будут проходить

-занятия по народной культуре;

-экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их;

- театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок;

- изготовление поделок-ручной труд (игрушек, кукол, роспись, аппликация).

Консультация для педагогов

Подготовила и провела:

высшей квалификационной категории

Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.

По какому пути пойти педагогу, чтобы решить эти проблемы? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, создавая и внедряя новые программы и технологии. Одним из способов решения данных вопросов является музейная педагогика.

Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольного возраста, творческое развитие личности. Музейная педагогика является чрезвычайно интересной и эффективной технологией. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи :

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.

Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Наши мини-музеи интерактивны. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же музей свой, родной, потому что дети вместе с родителями сами принимали участие в его создании.

Музеи помогают людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

• "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс по оформлению уголка русской избы Выполнила: воспитатель I катег.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер-класс по оформлению уголка русской избы Выполнила: воспитатель I катег.

Уголок русской избы в детском саду

Уголок русской избы в детском саду

Русская печь Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской п.

Русская печь Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого русского дома.

Русская печь Приготовить, обогреть избу, помыться, затеять стирку, выспаться.

Русская печь Приготовить, обогреть избу, помыться, затеять стирку, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая вошла в поговорки и сказки.

Чаепитие с самоваром ассоциируется у нас с исконно русской традицией. Сразу п.

Чаепитие с самоваром ассоциируется у нас с исконно русской традицией. Сразу представляешь себе избу, где тихо потрескивают дрова в печи, горит лампадка, а на столе стоит горячий самовар с ароматным напитком и лежит вязанка баранок. Русское чаепитие

Русский колодец Колодец, в первую очередь, это смысл жизни, основа любого пос.

Русский колодец Колодец, в первую очередь, это смысл жизни, основа любого поселения. Колодец рыли в деревнях, которые были сильно удалены от рек.

Русский народный костюм Русский костюм – очень сложное, многогранное явление.

Русский народный костюм Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

Русское декоративно-прикладное искусство Русское декоративно-прикладное искус.

Русское декоративно-прикладное искусство Русское декоративно-прикладное искусство, народные промыслы – явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре. Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту.

Декоративно-прикладное искусство Гжель — русский народный промысел производст.

Декоративно-прикладное искусство Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики Хохлома́ — старинный русский народный промысел, представляющий декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону.

Сундук в русской избе Сундук в избе занимал место хранителя семейного быта. В.

Сундук в русской избе Сундук в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи.

Предметы русского быта Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчес.

Предметы русского быта Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Макет русской избы Русская изба — это бревенчатый дом, в котором издревле жил.

Макет русской избы Русская изба — это бревенчатый дом, в котором издревле жили славяне.

Уголок русской избы помогает сохранить историю наших предков, передать детям.

Уголок русской избы помогает сохранить историю наших предков, передать детям атмосферу быта того времени Уголок русской избы

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 536 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.02.2020 702
  • PPTX 9.6 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Семенова Любовь Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Большое значение в нашем детском саду уделяется решению задач гражданско – патриотического воспитания.

Целью создания этого уголка ставилось приобщение детей дошкольного возраста всех возрастных групп к истокам народной культуры и знакомство с историей русского быта, формирование любви к своей Родине. Знакомство с героическим прошлым своего народа, как в старину, так и на современном этапе, воспитание желания быть похожими на своих предков.

Центр дополнительного образования позволяет использовать технические средства для ознакомления детей дошкольного возраста историей русского быта, героическим прошлым своей страны.

Так, история о возникновении народных промыслов сопровождается показом слайдов на экране, что позволяет ребенку правильно и глубоко осознать подаваемый материал.

Знакомство со значимыми событиями, такими, как Победа русского народа над поляками, война 1912 года, Победа в Великой отечественной войне, также сопровождаются просмотром презентаций, что способствует непрерывности связи поколений и формированию гражданского сознания уже в дошкольном возрасте.

Читайте также: