Учебная практика по экологии в доу

Обновлено: 03.07.2024

( Н И У «Б е л Г У )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

об учебной экологической практике

студентки заочной формы обучения

4 курса группы 02021052

Морозова Екатерина Александровна

сроки прохождения практики:

с 07.10.2013г. по 14.10.2013г.
Руководители:

к.б.н., доц. Ю.П. Рыжкова

к.б.н., доц. Ю.П. Рыжкова

Характеристика
На студентку заочного отделения … курса группы …

Белгородского государственного национального исследовательского университета

За время прохождения практики показала себя старательной и ответственной. Ф.И.О. имеет хорошую теоретическую подготовку, умело использует знания психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Во время практики студентка самостоятельно планировала проведение работы с родителями, НОД по экологическому воспитанию дошкольников, экскурсии, наблюдения.

И.О. умеет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его личностные особенности. Благодаря чему ребята с радостью идут с ней на контакт.

Студентка принимала активное участие в жизни детей, интересовалась их делами, внимательно и заботливо относилась к их проблемам. Она старательно изучала образовательный процесс, в частности экологическое развитие дошкольников.

И.О. пользовалась любовью и уважением детей. Ее доброта и любовь к детям сочетались с требовательностью.

В целом за прохождение практики И.О. проявила себя добросовестным, ответственным и отзывчивым человеком.

Оценка за учебную практику 5 (отлично)

Экологическое образование в ДОУ реализуется в системе обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.


  1. обучение (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем);

  2. воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);

  3. развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

  1. — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

  2. — развитие познавательного интереса к миру природы;

  3. — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

  4. — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  5. — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

  6. — формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

  7. — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

  8. — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

  9. — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Во избежание методических ошибок в работе с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель группы всегда давала необходимые рекомендации по проведению занятий, общению с детьми и их родителями. Наблюдая за планированием и проведением моей деятельности, указывала на недостатки.
АНАЛИЗ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
Развивающая экологическая образовательная среда ДОУ представляет собой пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Она имеет следующие свойства:

– гибкость, способность быстро перестроиться в соответствии с изменяющимися потребностями детей и педагогов;

– непрерывность, выражающуюся во взаимодействии и преемственности входящих в нее элементов;

– вариативность, дающую возможность изменять развивающую среду в соответствии с потребностями населения;

– интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством совместных усилий педагогов ДОУ;

– открытость, предусматривающую широкое участие родителей и взаимодействие с семьей

Развивающая среда ДОУ Обеспечивает решение следующих задач:

– создает необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

– предоставляет каждому ребенку возможность самоутвердиться и в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

– ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к природе и окружающей среде;

– активно искать пути, способы и средства максимально полного овладения познанием окружающего мира;

Развивающая экологическая среда имеет следующие характеристики:

– каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

– обучение организовано на основе ведущей деятельности;

– продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Цель создания развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей экологической среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

в старшей группе.

Студентка 4 курса

Цель: Закрепить знания о разных видах деревьев и кустарников, птицах, насекомых и зверях. Показать их роль в жизни человека.


  1. Развивать умение фантазировать, художественное творчество, память.

  2. Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

  3. Показать детям на примере экологической тропы в ДОУ роль птиц в жизни человека.

Наблюдение в природе за птицами и насекомыми, рассматривание иллюстраций, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений. Загадывание и отгадывание загадок, разучивание пословиц, стихов.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: парк, деревья, цветы, план-карта. Раздаточный: листья, аппликация цветов.


  • Активный словарь: лекарственные растения, дерево, кустарник, трава, цветы, звери, птицы, насекомые.

  • Пассивный словарь: ярус, планета, мята, липа, ромашка, шиповник.

Социализация, познание, здоровье, безопасность, музыка, художественное творчество, труд, художественная литература, физкультура.
Ход экскурсии:

Воспитатель: Лес – это зеленое богатство Родины. Лес – это красота, здоровье, радость и отдых. Ребята, сейчас мы пройдем по экологической тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как должен человек охранять все живое. Пройдите! Посмотри

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

(Детям показывается план тропы, где отмечены остановки маршрута) .

Воспитатель: Природа дает человеку все необходимое для его жизни – пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою лю

бовь и защиту. Ребята, каждый из вас должен уметь вести себя в природе, а давайте вспомним эти правила поведения. (Ответы детей: передвигайся по тропинке в лесу и роще; не топчи зря поляну; не сори в лесу, на полянке, у реки; береги деревья от повреждений) .

Ребенок: Много леса – береги. Мало леса – не губи. Нет леса – посади!

(Дети вместе с воспитателем идут по маршруту) .

Воспитатель: Растения в природе располагаются ярусами: первый ярус – трава, второй – кустарники, третий – деревья. Человек использует растения для своей жизни. А как? Вы, знаете? (Они дают пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, а зимой спасают то холода) .

Воспитатель: Что вы так громко вздыхаете, старичок Лесовичок? Что случилось?

Лесовичок: Расскажу я вам, друзья: о, мой лес, мой чудный лес, был высок он до небес, пели птицы до зари, заливались соловьи. Все это было, а теперь тут птицы не поют, только мусор да склянки кругом. Баба Яга и Леший решили весь лес извести: птиц распугать, зверей перебить, свои порядки в лесу установить.

Воспитатель: Не расстраивайся, Лесовичок, мы тебе поможем и наведем порядок на лесной поляне. (Дети вместе с воспитателем идут по маршруту, убирают мусор в корзины) .

Лесовичок: Спасибо! Вы, наверное, очень любите природу и заботитесь о ней.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Лесовичок: Молодцы, ребята. Мне пора идти. До свидания.

(Дети вместе с воспитателем идут по маршруту) .

Воспитатель: Ребята, вслушайтесь. Что, вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Скажите, а птицы умеют разговаривать? Почему птицы по- ют песни? О чем они поют? Да, ребята, с помощью песен птицы передают друг другу различные сигналы. С помощью песен птицы передают и ра

достное настроение. Давайте, дети, присядем вот на эту полянку, и послу

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуйте, доктор.

Доктор: Здравствуйте! Я, доктор Ромашкин.

Погода расплакалась – просто беда,

На небе - вода, под ногами – вода,

И хлюпает нос, и в горле першит,

Но доктор Ромашкин на помощь спешит.

Я разные травы для вас собирал.

Приду и скажу вам: «Дружок, не скучай,

Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют) .

Доктор: Я принес вам чай, а сможете вы на цвет и вкус определить, из каких лекарственных растений он приготовлен?

(Дети пробуют чай и называют: мята, липа, ромашка, шиповник) .

Доктор: Молодцы! Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудитесь, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье. До свидания!

Пчелка: Ой, куда я попала?

Дети: В детский сад.

Пчелка: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные, опрятные.

Дети: Спасибо за добрые слова.

(Пчелка просит детей рассказать о пользе насекомых, пчел) .

Пчелка: Скажите, а можно меня и моих подружек брать в руки?

Дети: Нет. Пчелка может больно ужалить, и на помощь может позвать своих подружек и они сильнее ужалят. Насекомые очень маленькие, их можно раздавить.

Воспитатель: Неповторимая красота лесов–неиссякаемый источник творчества, здоровья и бодрости человека. Среди зеленых насаждений людям легче дышится, им не досаждает зной и пыль. Мы с радостью вдыхаем аромат цветов и трав.

(Дети читают стихи о цветах, исполняется танец цветов) .

Красная Шапочка (выходит) : Здравствуйте, дети! Здравствуйте, собаки, кошки, рыбки, птицы! Здравствуйте, деревья, травы, цветы! Здравствуй, солнышко!

(Навстречу Красной Шапочке идет волк, пряча за спиной букет) .

Волк: Здравствуй, Красная Шапочка! Это тебе (протягивает ей цветы) .

Красная Шапочка: Ну, зачем, мне столько цветов?

Волк: Чтобы тебя порадовать!

Красная Шапочка: Если хочешь знать, Волк, я люблю живые цветы, которые растут на полянах и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Волк: Ерунда! Цветы не могут говорить (прячет букет за спиной) .

Красная Шапочка: Ничего ты не понимаешь, Волк! У тебя нет сердца.

Волк: Этой Красной Шапочке никак не угодишь! Что бы еще придумать, чтобы с ней подружиться? (Уходит) .

Красная Шапочка: Ребята! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни птицу. Заболеет лес или река и нам будет плохо! Не обижайте друг друга! Когда вы добры и вежливы, вы так похожи на утят, пушистых котят, прекрасных бабочек. Любите все живое! Я вам подарки принесла – цветы-аппликация. До свидания, ребята мне пора идти к бабушке. (Уходит) .

Воспитатель: И нам пора, ребята, идти в садик. Скажите, понравилось вам экскурсия в природу. Что нового вы узнали сегодня (Ответы детей) .

Мониторинг эколого - развивающей среды в группе
В группе растут следующие комнатные растения:

- алоэ, толстянки. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

- хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.

- фуксия, бегония. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

-колеус, гипестес с разноцветными листьями. Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Растения соответствуют программе, по которой работает группа.

Растения ухоженные, фуксия, бегония и глоксинии цветут.

В уголке природы нет животных, т.к. у ряда детей аллергия.

Весной в уголке природы проращивают лук.

Предметы ухода за растениями:

2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.

Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.

Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха — знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Все рисунки детей помещают в окошки календаря и рядом с ним, даже если они вышли не очень похожими. Во-первых, маленькие творцы запомнят и оценят, что их произведения не остались без внимания, а во-вторых, в рисунках детей шестого года жизни важна не схожесть с оригиналом, а желание поделиться увиденным с окружающими. Чтобы развивать у воспитанников желание наблюдать за погодой и вести календарь, рисовать значки-символы в окошках календаря поручают всем детям по очереди, а не только тем, кто хорошо рисует.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?

Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?

Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?

Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);

каштаны, жёлуди, шишки;

обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;

чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

букет осенних листьев;

корзинка с овощами или фруктами;

еловая или сосновая ветвь;

макет (поделка) снегиря на ветке;

полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака — друг человека, помогает ему, защищает, а волк — дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).

О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).

О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.

О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).

О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.

О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.

О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

(Возрастная группа по выбору обучающегося).

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за листопадом

Цель: формировать у детей представления об осеннем явлении природы – листопад.

Образовательные :

• закрепить знание детей о времени года – осень.

• Продолжать формировать представление детей о листопаде.

• Побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей.

• способствовать развитию речи ребенка.

• Закреплять умение детей работать с природным материалом.

Развивающие: развивать у детей любознательность, умение наблюдать, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, воспитывать умение выслушать друг друга, воспитывать умение видеть прекрасное, красоту осенней природы.

Материалы и оборудование: листья, картинки с деревьями, клей, кисточки, обручи.

Структурные компоненты занятия Деятельность педагога Деятельность детей

Начало занятия Беседа, наблюдение:

Дети и воспитатель выходят на прогулку и обращает внимание детей на состояние погоды и окружающую природу.

Ребята, какая у нас сегодня погода на улице?

Какое на улице время года?

Сейчас нам ребята расскажут стихотворение.

Ребята, давайте посмотрим на травку. Почему на ней лежат листья?

Что такое листопад?

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат

Засыпает старый сад.

Осень. По утрам морозы

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Они опали с деревьев, потому что наступила осень…

Осеннее явление природы

Основная часть Правильно молодцы. Сейчас хозяйничает художница осень. Она не жалеет красок для деревьев, кустарников и раскрашивает их листву. Давайте рассмотрим с вами деревья.

А какие деревья вы знаете?

Посмотрите на деревья и скажите в какие цвета раскрашены листья на деревьях?

Молодцы. Началась пора листопада: деревья снимают свой летний убор – листья меняют свою окраску, слабеют на ветках и опадают.

Листопад случается в сильную ветреную погоду. Почему?

Давайте и мы сделаем ветерок и у нас получится листопад.

Опустите листики в наш приготовленный таз с водой. Посмотрите, как они плывут. На что похожи листики?

Как вы думаете, почему листики не тонут?

Кружатся красивые желтые листочки

Кружатся красивые красные листочки!

Сели! Уселись и замерли

Прилетел легкий ветерок

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны

Листья по ветру летят!

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Затем берет в руки легкий шарф с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я - ветер, вы - листья. Ветер спит, и листья уснули.

Подул ветер и погнал листья.

Давайте, ребята, букет соберем

И в группу на память к себе отнесем.

Прогулку мы будем свою вспоминать,

Золотыми красками осень рисовать!

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

В садик осенний букет отнесем.

Индивидуальная и трудовая деятельность:

Собирать букеты мы будем по-разному. Одна группа будет собирать букет с препятствиями, а другая группа без препятствий самостоятельно.

Прыжки через обручи на двух ногах и принести листья в корзину. Получится букет.

Потом мы соберем все букеты и отнесем в группу.

Береза, липа, осина, ель.

Желтые, красные, темные, золотые.

Чем сильнее ветер, тем быстрее и больше опадают листья.

Дети дуют на листочки.

Потому что они легкие

Движения руками сверху вниз,

присели на корточки,

встали и разбежались кружась.

Все приседают, закрывают глаза

Дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед, закружились листья на месте

Анализ деятельности Какие красивые вы букеты из листьев собрали, а давайте вспомним еще раз, что такое листопад?

Когда он бывает?

Я вам предлагаю сегодня прийти домой и рассказать родителям, что вы нового узнали о листопаде и подарить свои букетики.

Это когда листочки летят с дерева.

Рекомендации к анализу:

• характеристика возраста детей группы;

• предварительная работа к НОД, подготовка воспитателя, подготовка материала, методическая грамотность воспитателя;

• подготовка к НОД в день проведения;

• соблюдение санитарно - гигиенических и педагогических требований;

• тип НОД, цель, задачи, соответствие программным требованиям, возрасту детей;

• организация НОД, длительность, соответствие продолжительности занятия программным требованиям. Организация индивидуальной работы;

анализ содержания НОД:

приемы создания интереса и поддержание его в течение занятия;

индивидуальная работа с детьми в каждой части занятия;

характеристика вопросов к детям;

структура наблюдения, соответствие требованиям;

качество речи воспитателя и детей;

здоровье – сберегающие компоненты (наличие физкультминутки, смены видов деятельности, внимание на позу и прочее);

собеседование выбора темы НОД в системе работы по экологическому воспитанию;

деятельность детей (интерес, активность, самостоятельность в решении поставленных вопросов, культура речевого поведения, появление отношения к природе).

2. Наличие эколого – развивающей среды в помещении ДОУ и на участке ДОУ;

• характеристика зеленой зоны ДОУ (наличие уголка природы в любой возрастной группе, соответствие содержания уголка природы требованиям);

Уголки в группе

Экологическая комната

• Комнатные растения и картотека к ним;

• Карты звездного неба;

• Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

• Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т. д.);

• Макет "Скотный двор";

• Оборудование для ухода за живыми объектами.

• Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

• Познавательная литература о природе;

• Литература по уходу за животными;

• Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Экологический театр

• Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.

• характеристика объектов природы на участке ДОУ (экологическая тропа и объекты на ней);

Содержание объектов экологической тропы :

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служить не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставлять возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ "Детский.

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.

Система экологического образования Младший дошкольный возраст - это возраст активного познания детьми предметов, объектов ближайшего окружения. Работа по обогащению представлений.

Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников Введение Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить:.

Задание 2. Наблюдение и анализ проведения природоведческих экскурсий в базовом ДОУ…………………………………………………………………………………………. 9

Задания на производственную практику…………………………………………………14

Дата проведения: 11.10.21 г.

Количество детей: 14 человека

Программное содержание: Сформировать у ребенка понятие о воде и её роли в жизни человека.

Материал для НОД был подобран в соответствии возрастных особенностей, соответствовал их психологическим и индивидуальным особенностям, что помогало мне использовать дифференцированный подход во время занятия. Дети переключались с одного вида деятельности на другой вид деятельности.

Выполнение различных игровых заданий, помогло мне создать положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысить речевую активность детей и сохранить интерес ребят на протяжении всей образовательной деятельности.

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

1. Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

3. Формировать представления о круговороте воды в природе.

1. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде и её роли в жизни человека.

4. Чтение художественной литературы.

5. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.

Материал для занятий:

1. Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.

4. Стакан с молоком и с водой.

7. Два листа бумаги.

9. Пластмассовый стакан со льдом.

10. Стекла небольшого размера.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришёл Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите,пожалуйста.

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели.

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без (воды).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

-Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто,ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? (ответы детей) .

- А сегодня я хочу,чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей)Правильно песок, вода, глина, лёд и т. д. - это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него до самого края. Что вы видите? (ответы детей).

Вода принимает форму сосуда, в которой находится. Вода – это жидкость.

Незнайка. Я знаю ещё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель. Прав ли Незнайка? (ответы детей)

- Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком, что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим, какого цвета вода.

Незнайка. Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

- у вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветок. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (ответы детей).

Незнайка. А я знаю ещё одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель: Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появится осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

- В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздик станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами говорили о озере Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (ответы детей).

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью,плавные движения туловища.)

Незнайка. Ребята,послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды - она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нём вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка. А можно это облачко потрогать?

Воспитатель. Дети, как вы думаете можно или нет?

- Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром, даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман? Правильно туман – это когда днём было жарко и земля нагрелась, а вечером похолодало, и земля стала остывать и от земли пошло испарение, т. е. капельки воды.

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдёт с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар- вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомнить опыт с цветами? (ответы детей)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается вверх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Вывод: каждый день солнце нагревает воздух в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Воспитатель: Ты всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Ну, ни чего Незнайка на следующем занятии мы ещё проведём несколько опытов, и тогда ты точно всё запомнишь.

Задание 2. Наблюдение и анализ проведения природоведческих экскурсий в базовом ДОУ

Дата проведения 18.10.2019 г.

Количество детей 16 человек

Вид экскурсии Природоведческая.

Цель: Показать, что природа зимой не погибает , а погружается в глубокий сон.

Читайте также: