Дорогая елена сергеевна краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Паша - самовлюблённый и ранимый. В просторечии - лох. Ляля - готовая интердевочка. Скриншот. Источник - YouTube.

Паша - самовлюблённый и ранимый. В просторечии - лох. Ляля - готовая интердевочка. Скриншот. Источник - YouTube.

Красавчик Володя здесь для кайфа и прокачки так называемых лидерских качеств. Скриншот. Источник - YouTube.

Красавчик Володя здесь для кайфа и прокачки так называемых лидерских качеств. Скриншот. Источник - YouTube.

Он уже в 1988 году исполнен зависти к Володе, для которого уже готово место в МГИМО. В 1990-х эта клокочущая ненависть к богатым-и-влиятельным достигнет у него максимальной точки. Да, будущее этих выпускников просматривается весьма легко (если их, конечно, не осудят за их деяния, что вполне возможно, если попадётся дотошный следователь). Итак, Паша-гуманитарий будет влачить нищебродское существование, пытаясь что-то протолкнуть в печать. Его девица Ляля от него уйдёт — ей нужен богатый мужик, лучше всего старше лет на 20.

Циничная Ляля - это итог возвышенно-лживых фраз Елены Сергеевны. Судя по репликам, у девицы - такого же сорта мамочка. Как Елена Сергеевна. Скриншот. Источник - YouTube.

Циничная Ляля - это итог возвышенно-лживых фраз Елены Сергеевны. Судя по репликам, у девицы - такого же сорта мамочка. Как Елена Сергеевна. Скриншот. Источник - YouTube.

Даже, если их всех не посадят (а такое тоже возможно), будущее деток печально. Скриншот. Источник - YouTube.

Даже, если их всех не посадят (а такое тоже возможно), будущее деток печально. Скриншот. Источник - YouTube.

Краткое содержание фильма

Краткое содержание

Елена Сергеевна — скромная моралистка, строгая учительница математики, которая всегда учила детей с самого первого класса быть честными и порядочными людьми, ценить человеческое достоинство и жить по совести. Принципиальная Елена Сергеевна уверена, что живет правильно и не собирается менять свои устои. Она одинокая старая дева, которая содержит пожилую и больную мать. Школьники Витя, Паша, Володя и Ляля решили зайти в гости и поздравить ее с днем Рождения. Ученики были примерными и показательными в классе, почти отличники и хорошисты, если не считать , что написали экзаменационную контрольную по математике не очень.

Володя, сын богатых и влиятельных родителей, воспитанный и вежливый юноша, преподнес подарок своей дорогой учительнице. Набор бокалов из богемского стекла считался признаком невиданной роскоши. Учительницу очень смутил такой дорогой подарок. Она сама приготовила торт к празднику и подала ученикам с позитивным настроением. Только не знала бедная Елена Сергеевна что дети давно выросли и потеряли свой моральный облик, дальше она увидит вторую сущность каждого из них. Двойное дно черной, искаженной новыми веяниями человеческой души.

Оказывается, школьники пришли не с такими благими намерениями, как показалось учительнице. Они пришли забрать ключ от сейфа, в котором хранились экзаменационные работы по математике. Они решили подменить неудачные работы на копии. Елена Сергеевна , узнав причину их визита, очень огорчилась, стала отговаривать учеников не делать такого. Ведь это нечестно, непорядочно и в корне неправильно. Она еще не знала, до чего опустятся ее любимые подопечные, ради желания поступить в ВУЗ и выгодно выглядеть на выпускной.

Убедить пожилого и морально устойчивого педагога им не удалось. Дальше, в ход пошли методы, которые просто поразили зрителей своей мерзостью , цинизмом, хамством и подлостью. Ученики , которых Елена Сергеевна воспитывала на морально-этической волне, превратились в неуправляемых существ. Они напились шампанского и остановится более не смогли. Отличники и примерные хорошисты, ради своей цели, опустились до нижайшего уровня. Они устроили пошлый обыск в поисках ключа, с применением насилия. Это выглядело крайне омерзительно. Моральные ценности и человеческие качества были забыты. Володя предложил деловой обмен, перевезти маму Елены Сергеевны в хорошую клинику, его папа имел большие связи и сферу влияния. Когда принципиальная учительница не захотела идти и на этот компромисс, школьники дошли до крайности.

Володя применил шантаж и начал попытку изнасилования Ляли, чем вызвал у Елены Сергеевны панику, истерику и сердечный приступ. Володя, которому вообще не было никакой выгоды от этого визита к учительнице математики, просто развлекался и получал от этого шабаша особое удовольствие. Володя — образ заводилы и подстрекателя, никчемного и низкого человека. Паша — отличник и двуличный подлец, который ради выгоды, готов на любую мерзость. Они еще дети, подростки, но поведение копируют у взрослых людей. Их поведение — это не только влияние школы, это еще и влияние окружения, обстановки в семье и в целом.

Конфликт поколений в переходный период двух столетий, ярко продемонстрирован в этой драматической киноленте, он раскрывает причину падение нравственности нового поколения. В конце фильма Елена Сергеевна закрывается в ванной и ключ остается лежать на журнальном столике. Школьники , испугавшись сердечного приступа и смертельного исхода их глупой затеи убегают, чтобы не отвечать за последствия. Ключ не достался никому, стоило оно того вообще? Есть эпизод в фильме, когда никого не жалко и кажется, что нет в картине позитивных героев вообще. Но это только на первый взгляд, с развязки фильма следует посыл к зрителям: на свете нет ничего ценнее человеческого достоинства и сохранить его нужно любой ценой. Никакие блага не стоят человеческой чести, нет таких целей, ради которых можно было бы переступить через все.

Нравственное падение моральных ценностей довели авторитетных старшеклассников, будущих выпускников до преступления, до морально насилия над учительницей. Ниже уже некуда было опуститься. Страшная трагедия не просто одного человека, это трагедия всего общества. Достаточно только вдуматься в ту реальность, которая произошла, и мурашки бегут по коже. Нет уважения, как к педагогу, и даже, как к просто человеку, нет жалости. Как же обнищали человеческие качества. Ведь в будущем эти люди пойдут во взрослый мир и какие же качества они проявят к другим людям, как они будут жить в свете своих моральных убеждений. Фильм заставляет о многом задуматься. Многое нужно переосмыслить, особенно воспитание подрастающего поколения. На каких ценностях они должны расти, чтобы в жизни никогда не переступить через самое святое, не потерять человеческий облик и свое достоинство.


Четверка друзей (хотя и не друзья они вовсе) уверены в успехе. Всего и делов-то — уговорить мягкосердечную училку подменить работы, а если она откажется, то просто попросить ключ от сейфа. Никто даже не узнает. А училку можно задобрить.

В ход идут цветы, шампанское, подарок (заимствованный у родителей), ласковые слова и улыбки, и даже обещание устроить больную маму в отделение к международному (?) медицинскому светилу. Легкость, с которой Елена Сергеевна уступает их уговорам, одному за другим (выпивает шампанское, принимает цветы, да и подарок примет), а также понимание, которым она встречает их озабоченность результатами экзамена, внушает школьникам уверенность, что она — легкая добыча. Но мы знаем заранее, что этого не случится: нас ждет долгое и упорное противостояние.

А давление растет. Призывы к порядку, убеждения, требования уйти не действуют. С дурной настойчивостью школьники используют весь арсенал непристойных трюков: запирание двери, обыск, погром, даже инсценировка изнасилования Ляли. Все это перемежается дискуссиями, в которые непонятно кто выходит победителем. Вернее, каждый остается при своем. Для учительницы все четверо — снова инопланетяне, понять которых невозможно.

Каждый из них пытается убедить Елену Сергеевну в тщетности ее сопротивления. Витек давит на жалость: он никчемный юный алкоголик (пошел по стопам отца), которому не светит никакого будущего. Все свои детские таланты он издержал, интеллектом не отличается, а еще его держит за шестерку Володя, а остальные открыто презирают. Похоже, ему удается растрогать учительницу, но результата не принесет. Да он и сам понимает, что его единственный путь — переэкзаменовка и, скорее всего, в лесной институт он не попадет. Тем не менее, Витек самый безобидный из этой четверки. И раньше всех раскаивается в содеянном.

Рязанов создал страшилку, воображаемый образ молодежи, походя причесав всех одной гребенкой. И настолько поверил в этот образ сам, что, поговаривают, возненавидел его, как и юных актеров, которые достаточно правдоподобно сыграли придуманные им (ну и автором пьесы, конечно) образы.

Защищать этих наглых сопляков мне не хочется, даже понимая всю безысходность их жизненных перспектив. Симпатии к ним нет никакой. И все же дискуссии о морали между ними и старшим поколением проиграны заранее. Проиграны обеими сторонами.

Бороться за то, чтобы жить хорошо, а не просто выживать — звучит правильно, но вкладывается в это нечто убогое, вроде стандартов богатой жизни проститутки. Рязанов слишком уж обобщает: не так уж и много девушек стали проститутками, чтобы жить хорошо, и еще меньше прямо-таки мечтали об этом.

И цинизм нашего поколения — а примерно оно и изображено в фильме — тоже не от хорошей жизни появился. Он был взращен на лицемерии и лжи взрослых: не обязательно родителей. Но именно взрослым, молодежь была обязана разочарованием. Ведь они видели, что старшие ни на грош не верят в то, что автоматически продолжают проповедовать. А то и откровенно плюют на собственные идеалы и потом, заплеванными, передают своим детям.

И все же, как ни фальшиво звучат слова учителя для слуха ее учеников, главное действительно состоит в том, чтобы остаться ЧЕЛОВЕКОМ. Рано или поздно это необходимо открыть каждому. Никакая разница между поколениями или временами этого не изменит. Выбор между добром и злом по-прежнему актуален. И даже если зло заманчиво, выбрать его — фатальная ошибка.

Напоследок просто замечу, что еще в фильме мне показалось не вполне органичным, хотя эти детали — фирменный почерк Рязанова.

Предполагаемое самоубийство Елены Сергеевны — тоже лишняя деталь. Да, она сломлена, но не остановило ли бы ее соображение, что ее матери все еще нужна ее помощь? К тому же моральная победа ей все-таки одержана. Фактическая уступка ничего не меняет.

А вот чего не хватает фильму, я уже предположила. Альтернативной концовки, когда после всего, что молодые люди натворили, создатели фильма показали бы нам, что все это безобразие было только предположением, игрой воображения, и что участники драмы разошлись по домам задолго до точки невозврата. Потому что изобразив это падение в пропасть как действительно свершившееся, Рязанов как будто пробил дно реальности и сделал такое развитие событий возможным в ближайшем будущем.


Название: Дорогая Елена Сергеевна!

В ролях: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Дмитрий Марьянов, Федор Дунаевский, Андрей Тихомирнов, Эльдар Рязанов

Четверо учеников, без пяти минут выпускники, приходят поздравить свою учительницу с днем рождения. Цветы, шампанское, хрустальные фужеры в подарок (предмет роскоши в период развитого социализма, кто не знает). Смущенная, растроганная Елена Сергеевна приглашает ребят за стол. Но милый разговор ни о чем быстро переходит в другое русло, когда гости открывают с какой целью они пришли сюда. Они просят Елену Сергеевну отдать им ключи от сейфа в учительской, где лежат контрольные работы. Так как им позарез нужны, одному пятерка, а другому хотя бы троечка, они решили заменить свои работы с ошибками исправленными. О ключах от входной двери и учительской не упоминается. По-видимому, эта четверка запросто может проходить и сквозь зачиненные двери и даже через стены. Как вам такая завязка? Именно абсурдность ситуации, неадекватность действий персонажей по отношению к поставленной цели вносит некоторую нереальность в сюжет фильма. И портит общее впечатление от просмотра. Елена Сергеевна изо всех сил стоит на страже стопки контрольных работ и отдает ключ только под давлением гнусной попытки изнасилования участницы группы захвата ключа.


У Людмилы Разумовской, автора одноименной пьесы, по которой Эльдар Рязанов снял этот фильм, довольно буйная фантазия. Вот только эта криминальная составляющая сюжета портит общее впечатление от фильма. И все-таки я рекомендую этот фильм к просмотру.


С другой стороны Елене Сергеевне противостоит племя младое и незнакомое. Оно оказалось настолько незнакомым ей, что она поначалу пребывает в шоковом состоянии, слушая излияния про их взгляды на жизнь. В тон словесной схватке телевизор на заднем плане бубнит монотонным голосом Елены Сергеевны диктора об очередных успехах на трудовом фронте и о смерче. Бедная Елена Сергеевна понимает, что все годы учительства она не знала тех, кого учила. Она сеяла разумное, доброе, вечное, но что при этом выросло, ее, по-видимому, не интересовало. Наглость, цинизм, демагогия, обрушившиеся на Елену Сергеевну, заставляют ее уйти в глухую оборону. Обороняется поначалу она все теми же стандартными фразами. Проповедь жизненных стандартов стандартными фразами, что может быть хуже.


Мне очень не понравилось, какой в фильме предстает Елена Сергеевна. Кроме того, я никогда не относил себя к поклонникам творчества Марины Нееловой. Я не верю, что учитель к 40 годам может выглядеть таким образом, излагать свой взгляд на жизнь словами с первых полос газет. Учитель, остановившийся в своем развитии, вообще не может быть учителем. А ведь именно такой и предстает перед нами Елена Сергеевна. Оторванность учителя от ученика, пропасть между провозглашающими лозунги и теми, кому эти лозунги предназначены, приводят к такой ситуации, которая показана в этом фильме. То, какой изобразили Разумовская и Рязанов Елену Сергеевну, очень портит фильм. Жалкий человек, совершенно не вызывающий жалости, только раздражение. Нельзя таким изображать учителя! И все таки, почему, ее, казалось бы, шаблонные фразы, доходят до троих из четырех ее незваных гостей? Почему к концу этой длинной ночи они начинают и слышать и понимать, что им говорит их учительница. Может это прозвучит и по-еленосергеевновски, но эти трое к утру поняли, что материальное благополучие, не подкрепленное моральным равновесием, может быть разрушительным для личности. Это не победа Елены Сергеевны. В этом столкновении вообще нет победителей. Даже лидер компании, Володя, получив заветный ключ, торопится покинуть квартиру Елены Сергеевны. Для достижения своей цели он не только унизил Елену Сергеевну, но и растоптал своих приятелей. Победителей не судят? Еще как судят!


Фильм вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Почему Рязанов, ставший к тому времени классиком советской комедии, решил попробовать себя в жанре острой социальной драмы, да еще и в молодежной тематике, мне не понятно. Рязанов ни до этого фильма, ни после, уже не снимал фильмы на эту тему. По-видимому, он сделал для себя правильные выводы.

Читайте также: