Информация про листопадничка для рассказа в школе

Обновлено: 30.06.2024

Сказка про храброго зайчонка-листопадничка. Листопадничками охотники называют зайчат, родившихся осенью. Зайчонку стало скучно и холодно поздней осенью и он побежал за журавлями в теплые страны.

Листопадничек читать

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

каким был листопадничек? характеристика

Характеристика героев

Каким был Листопадничек?

Листопадничек был любопытным и любознательным зайчиком. Он хотел увидеть тёплые края, куда улетали журавли.

В разных ситуациях он вел себя по-разному. Когда он убегал от мамы, то был смелым и решительным. Но в тоже время, он был трусливым, когда боялся воды и выдры, когда боялся чтоб не замёрзнуть на болоте вместе с семьёй.

Листопадничка можно назвать еще и легкомысленным, ведь он не подумал о последствиях своих поступков.

У зайчика был неспокойный характер, который не позволял ему сидеть на одном месте.

Во время путешествия в теплые края, на долю листопадничка пришло много испытаний, которые он прошел и поэтому звери в лесу его стали называть храбрым, смелым и отчаянным зайцем. По возвращении домой именно таким его увидела мама-зайчиха.

Описание Листопадничка

Охотники называют маленьких зайчат, которые рождаются в пору осеннего листопада — листопадничками, и вот про одного из таких зайчат и придумал сказку писатель Соколов-Микитов.

Родила зайчиха трех зайчат, и два зайчонка оказались самыми обычными, зато третий был непоседа и егоза. Я бы назвала его боязливым и опасливым, потому что он сильно боялся морозов, но разве боязливый зайчонок бросит родную семью и побежит в неизвестные дали за журавлями, летящими в теплые края?

Нет, этот зайчонок-листопадничек был скорее безрассудным и смелым, любознательным и решительным. Эти его полезные качества прекрасно проявили себя, когда листопадничек оказался в бобровой хатке, решив что с бобрами ему будет и теплее и веселее. Но пришлось ему есть горькую иву,отбиваться от выдры, караулить лису. А весной пришлось и поплавать в холодной воде, когда хатку смыло половодье.

Зайчонок подрос и возмужал, он действительно стал отчаянным и храбрым и таким вернулся к родной маме-зайчихе.

Характеристика Листопадничка

Листопадничек был ответственным зайчиком, он терпеливо присматривал за бобрятами и не плакал, когда ел ветки ивы. Листопадничек тосковал по маме и братьям, но виду не показывал, он был сильным и смелым.

Правда, однажды испугался выдру, но он ведь ее никто не видел и жил в непривычных для себя условиях.

Произведения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова известны нам с детства. "Листопадничек" - это литературная сказка, которая рассказывает историю путешествия на юг маленького зайчонка.

Краткое содержание.

Осенью на болоте у зайчихи родились трое зайчат. Осенних зайчат охотники называют листопаднички.

Пришла поздняя осень и птицы стали улетать на юг. Зайчата боялись, что зимой они замерзнут. Но мама-зайчиха их успокоила, тем, что у них вырастет теплая шерстка, и снег зимой будет согревать их.

Только один самый маленький зайчонок-листопадничек решил побежать на юг вслед за журавлями.

Он бежал по лесу и увидел как бобры на реке плотину строят. Спросил он у них, тепло ли в их хатке зимой. У бобров было тепло и Листопадничек попросился остаться у них на зиму. Бобры согласились и взяли зайчонка к себе нянькой, присматривать за маленькими бобрятами.

Побыл дня два Листопадничек у бобров и решил дальше бежать. Но выход был только один: под водой, так как бобры заделали крышу илом. Но зайчонок не мог плавать и нырять, поэтому остался с бобрами на всю зиму. Часто он вспоминал своих братьев и маму-зайчиху, сладкую редьку.

Но вот однажды случилась беда. Плотину прорвало и стало хатку топить. Но зайчонок не мог плавать и боялся холодной воды. Тогда Бобр предложил ему залезть на свой широкий хвост. Листопадничек забрался, но бобр так им взмахнул, что зайчонок не удержался. До берега ему пришлось плыть самому.

После этого он со всех ног побежал обратно в своё родное болото, к братцам и маме. Прибежал, прижался крепко и уснул.

На следующий день Листопадничек рассказывал как побежал за журавлями на юг, как зимовал в хатке у бобров и как старый Бобр научил его нырять и плавать. С тех пор, прослыл Листопадничек самым храбрым зайцем в лесу.

Главные герои сказки и их характеристика.

Листопадничек - маленький зайчонок. Хотел попасть на юг. Можно назвать его любопытным, так как он захотел отправится в путешествие. Заботливый - помогал кормить бобряток.

Старая зайчиха - добрая , но строгая мама. Заботливая.

Бобры - отзывчивые. Приютили зайчонка на зиму. Трудолюбивые. Ходили на реку работать, валить деревья и строить плотины. Об этом говорять слова автора:

Бобры любят чистоту и порядок. После работы они приходили в хатку и прибирались в ней.

Главная мысль сказки "Листопадничек".

Главная мысль сказки выражает такая половица: "В гостях хорошо, а дома лучше" . В своем путешествии на юг, Листопадничек попал зимовать к бобрам. Часто он вспоминал про свой дом, про сладкую репку. Ведь в гостях ему пришлось есть горькую ивовую кору. И как только выбрался он из хатки бобров, то быстро же отправился домой.

Произведение учит нас любить свой дом. На чужой стороне и работать придется, а дома и согреют и пожалеют. Нет никого лучше на свете, чем родная мама.

А вот еще одна сказка, в который главный герой тоже хотел попасть на юг, как и Листопадничек → → → "Лягушка-путешественница" .

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс учебник часть 2 Климанова, Горецкий - Ответы к странице 61-62 Соколов-Микитов. Листопадничек. Литература 3 класс Школа России

Ответы к странице 61-62. И. Соколов-Микитов. Листопадничек

И.Соколов−Микитов назвал свое произведение "Листопадничек" в честь одного из зайчат, которые родились осенью. Рассказ также можно было назвать "Приключения зайчонка".

2. Проверь, внимательно ли ты прочитал сказку. Ответь на вопросы.
• Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
• Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
• Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он часто вспоминал? Что стали говорить о Листопадничке, с тех пор как он вернулся домой?

• У Листопадничка была мечта увидеть тёплые страны, куда улетали журавли. Она появились из−за страха перед холодной зимой.
• Листопадничек встретил бобров и поселился у них в хатке. Там ему не понравилось, было темно, сыро и можно было замёрзнуть. Но вернуться в своё гнездо он уже не мог. Бобры поставили крышу и единственный выход был через холодную воду, которой зайчик боялся.
• Листопадничка пугали хищные звери − выдра, лиса, рысь, росомаха. Он часто вспоминал родное тёплое гнездо, маму−зайчиху и сладкую репу.
Листопадничка стали называть храбрым и отчаянным после того, как он вернулся домой.

3. Задай другу вопросы по содержанию произведения. Составьте диалог.

Вопросы по содержанию произведения:
1. Как охотники называли осенних зайчат?
2. В какое время года начинается сказка про зайчат?
3. Зайчата смотрели в небо и хотели летать как.
4. Чего всех больше боялись зайцы с наступлением холодов?
5. Куда отправился один из зайцев с наступлением холодов?
6. Кого встретил по дороге заяц?
7. Что строили бобры?
8. Кого встретил Листопадничек в кладовой у бобров?
9. О ком думал Листопадничек в хатке у бобров всю зиму?
10. Чему научил старый бобёр Листопадничка?
Ответы по содержанию произведения
1. Охотники называли осенних зайчат листопадничками.
2. Сказка про зайчат начинается осенью.
3. Зайчата смотрели в небо и хотели летать как журавли.
4. Больше всего боялись зайцы с наступлением холодов замёрзнуть.
5. Один из зайцев с наступлением холодов отправился в тёплые страны.
6. По дороге заяц встретил бобров.
7. Бобры строили плотину.
8. Листопадничек в кладовой у бобров встретил выдру.
9. Листопадничек в хатке у бобров всю зиму думал о маме−зайчихе.
10. Старый бобёр научил Листопадничка плавать и нырять.

В нашем учебнике нет вопроса №4, а у вас?

5. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.

В конце истории зайчик возвращается домой и понимает, что здесь ему лучше всего. Писатель хочет сказать читателю, что нет на свете места лучше, чем родной дом.

6. Опиши Листопадничка. Какой он?
• непослушный — убежал из дома;
• любознательный — задавал вопросы бобрам;
• терпеливый — жил всю зиму в хатке у бобров;
• добрый — помогал нянчить бобрят;
• заботливый — кормил бобрят;
• смелый — переплыл речку;
• мечтатель — хотел попасть в тёплые края.
Понравился ли тебе главный герой сказки? Вырази своё мнение. Обсудите с друзьями

Листопадничек был необычным зайчиком. Он был любопытным и любознательным. Ему хотелось увидеть тёплые края, куда улетали журавли.
В разные моменты он вел себя по−разному. Иногда он был смелым и решительным, как когда убегал от мамы. Иногда был боязливым, когда боялся воды и выдры, и легкомысленным, когда не подумал о последствиях своих поступков.
У него был беспокойный характер, который не позволял ему сидеть на одном месте.
Мне понравился главный герой своим нестандартным мышлением. Правда, оно его погубило бы, если бы бобры его не приютили, когда он погнался за клином птиц, улетающих в теплые края.

7. Представь себя в роли зайчика Листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план для подробного пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.

План пересказа рассказа "Листопадничек":
1. Скоро зима.
2. Смелое решение.
3. Побег.
4. Встреча с бобрами.
5. В хатке.
6. Суровые будни.
7. Страшные звери.
8. Потоп.
9. Спасение.
10. Снова дома.
Когда журавли стали собираться на юг, я понял, что приближается зима. От мамы я узнал, что зимой будет очень холодно и много снега.
Меня испугало, то что я услышал, и я решил отправится в тёплые края, вслед за журавлями.
Я убежал из родного гнезда и у речки встретил бобров. Они предложили пожить в их тёплой хатке, и я опрометчиво согласился. Я запрыгнул в хатку, а бобры поставили сверху крышу.
В хатке было сыро и темно. Мне там совсем не понравилось. Я хотел вернуться к маме, но оказалось, что выход из хатки был под водой.
Вода была очень холодной и я побоялся в неё прыгнуть. Пришлось мне зимовать с бобрами. Я ухаживал за бобрятами и питался лишь ивовой корой.
Мне так не хватало репки и тепла родного гнезда. Я очень скучал по маме.
А тут ещё повадились к хатке ходить страшные звери. Выдра, лиса, росомаха. Все они хотели до меня добраться и я очень боялся.
Весной хатку стало топить. Бобры кричали, что выдра сломала плотину и всем нужно выбираться. Я уцепился за хвост бобра, но он так сильно им махал, что я не удержался.
Я еле выплыл на берег и со всех ног бросился домой. Мама узнала меня и пригрела. Я уснул, довольный тем, что моё опасное приключение закончилось.

8. Подумай, что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.

И.Соколов−Микитов мог наблюдать в природе жизнь животных, в том числе зайчат−листопадничков, строительство плотины бобрами, а взаимоотношения животных, их разговоры ему подсказала фантазия.
Это произведение является сказкой о животных. В ней животные действуют как люди, разговаривают между собой. В реальности зайчик никогда бы не смог поселиться в хатке у бобров, да и вряд ли убежал бы от мамы.

9. Найди в энциклопедии или справочнике статью о листопадничках. Что нового ты узнал?

Осенних "листопадников" зайчиха приносит в сентябре. Если "листопадники" появляются позже, то они уже не выживают ввиду осенних холодов. Зайчата рождаются 90−130 г, покрытыми густым мехом, зрячими. Уже в первый день жизни способны самостоятельно передвигаться. Зайчата взрослеют примерно за месяц. Самостоятельными зайчата становятся в возрасте 2 недель. После родов мать оставляет своих детенышей, и их кормит любая другая, оказавшаяся рядом зайчиха. Затаившегося зайчонка, если он подобрал под себя лапки, не учует никакой зверь. Объясняется это тем, что потовых желез на теле зайца нет, они расположены на подошвах лап.

1. Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками.
2. Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки−медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.
3. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду.
4. Это разбойница−выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины.

11. В чём своеобразие произведения И. Соколова−Микитова?

Читайте также: