Убить боборыкина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Контекст

Роман

Саша живет с мамой. Мама старая и ворчливая. Саша особенный. Саша любит Танюшу и ненавидит Бобрыкина. В школе Танюша любила Сашу, теперь любит Бобрыкина и живет с ним. Бобрыкин в школе третировал Сашу, теперь над ним подшучивает. Саша хочет убить Бобрыкина и вернуть Танюшу. Мать живет вечным ожиданием катастрофы. Саша живет вечным ожиданием Танюши. Танюша иногда заходит. Танюша пишет Саше письма. Или не пишет. Сумрачно все в этом мире бушующем: вроде сейчас, а вроде флэшбек, вроде письмо, а вроде жизнь, вроде сон, а вроде пробуждение, вроде реальность, а вроде бы фантастика. Вот у мамы в комнате сидит герой-подводник Маринеско — это каким образом стоит трактовать?

Александра Николаенко. Убить Бобрыкина. История одного убийства. Спорная книга

Александра Николаенко. Убить Бобрыкина. История одного убийства
М.: Русский Гулливер, 2017

Мы наблюдаем, как главный герой, Саша Шишин, проживает день за днем. Спит, просыпается, слушает упреки матери, ностальгирует и ненавидит. Он вспоминает школьные годы, когда все время проводил с соседской девочкой Таней и когда его мучил сосед Бобрыкин. Саша хрупкий и немного не от мира сего, а Бобрыкин — его личный враг, палач и персональный дьявол.

Он все время оказывается на пути Саши, делает ему какие-то гадости или просто говорит что-то неприятное. Саша пытается убежать от Бобрыкина в сонное царство, Бобрыкин ему является во сне. Саша углубляется в воспоминания, а Бобрыкин уже там, со своими глупыми шутками и обзывательствами. Бобрыкин везде, Бобрыкин повсюду, это универсальное зло, которое лучше тебя, которое отняло любовь всей твоей жизни и которое еще и в лифте с тобой постоянно ездит.

Стилистическая основа книги, которая стала ее сюжетом — это человеческие сомнения и внутренний диалог без морального пафоса. Книга состоит из мыслей, которые срываются с языка нашего сознания, из мыслей, которые мы не успели не подумать. Эти сомнения и беспомощная внутренняя ярость делает из нас персонажей Гоголя, ничтожных и милых, в шинели и без. С другой стороны, в жизни “маленьких людей” любое бытовое действо становится событием, которое может перевернуть жизнь раз и навсегда.

Ещё несколько слов о языке. Порою кажется, он прост, но в своей вязи он настолько удивителен, что искренне завидуешь умению автора двигать нечто из ничего… Важное достижение Николаенко — безвремённость. Настоящее в прошлом. Совершенная свобода обращения со снами-явью, грёзами-желаемым, где прошлое и настоящее неотделимы в мире героя, перемежаясь в сложной паутине. Которой — веришь.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Те, кто искали эту книгу – читают

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 24

Ух ты, Премия 2017! А значит, что-то новое и неизбитое, думала я, начиная эту книгу. С первых страниц настолько неинтересно, что невозможно дочитать до конца даже ознакомительный фрагмент. Бред какой-то. Вернее, не какой-то, а бред Шишина, растянутый на 200 страниц. Читать невозможно сие творение. За что премия, непонятно. Мир сходит с ума…

Ух ты, Премия 2017! А значит, что-то новое и неизбитое, думала я, начиная эту книгу. С первых страниц настолько неинтересно, что невозможно дочитать до конца даже ознакомительный фрагмент. Бред какой-то. Вернее, не какой-то, а бред Шишина, растянутый на 200 страниц. Читать невозможно сие творение. За что премия, непонятно. Мир сходит с ума…


Надо быть не в себе, чтобы это прочитать до конца. Если автор хотел вновь открыть тему маленького человека, то надо бы сначала хорошенько Гоголя изучить. Старо, не интересно, слог побитый молью.


Надо быть не в себе, чтобы это прочитать до конца. Если автор хотел вновь открыть тему маленького человека, то надо бы сначала хорошенько Гоголя изучить. Старо, не интересно, слог побитый молью.


С большим трудом осилил книгу. Совсем, абсолютно никаких эмоций, а это самое худшее для книги, когда она не вызывает не чувств, ни посылок для размышлений.


С большим трудом осилил книгу. Совсем, абсолютно никаких эмоций, а это самое худшее для книги, когда она не вызывает не чувств, ни посылок для размышлений.

Необычная книга. Поэма в прозе, я бы назвала. Окунаешься в водоворот слов и остановиться уже не возможно. Потому что оказывается, что ты уже в вихре собственных воспоминаний и эмоций, не осуществлённых желаний, прекрасных мечтаний во времена вообщем-то уже давнишние и по большому счету жухлые и серые, которые только нашими воспоминаниями и раскрашены. Не повзрослевший герой. Большой мальчик в маленьком детстве, которое его так никуда и не отпустило.

Вальс снов и марш реальности.

Прекрасный текст. Читаешь – не оторваться. И очень больно местами, особенно в конце.

Спасибо автору за редкую и совсем не обычную книгу.

Необычная книга. Поэма в прозе, я бы назвала. Окунаешься в водоворот слов и остановиться уже не возможно. Потому что оказывается, что ты уже в вихре собственных воспоминаний и эмоций, не осуществлённых желаний, прекрасных мечтаний во времена вообщем-то уже давнишние и по большому счету жухлые и серые, которые только нашими воспоминаниями и раскрашены. Не повзрослевший герой. Большой мальчик в маленьком детстве, которое его так никуда и не отпустило.

Вальс снов и марш реальности.

Прекрасный текст. Читаешь – не оторваться. И очень больно местами, особенно в конце.

Спасибо автору за редкую и совсем не обычную книгу.

Сильная книга, настоящая литература. Но читать тяжело, почти невозможно. Щемит от жалости к герою и почему-то к себе. Но должны же быть и такие – неуютные – книги.

Сильная книга, настоящая литература. Но читать тяжело, почти невозможно. Щемит от жалости к герою и почему-то к себе. Но должны же быть и такие – неуютные – книги.




Читать или не читать…Я не могу так конкретно рекомендовать. Если зацепит, то да. Сама я, наверное, попозже ещё раз прочту.


Читать или не читать…Я не могу так конкретно рекомендовать. Если зацепит, то да. Сама я, наверное, попозже ещё раз прочту.


Феерично!! Трогательные тонкие эмоции Детства.

Наплакался тока. Пошел купить, но чота нигде не было. Найду, конечно! Детям дам прочесть, для них все – посвежее воспримется…


Феерично!! Трогательные тонкие эмоции Детства.

Наплакался тока. Пошел купить, но чота нигде не было. Найду, конечно! Детям дам прочесть, для них все – посвежее воспримется…

Люди привыкли к поделкам, привыкли к жеванному тексту, привыкли к проглатыванию готового. Потому и не готовы читать и воспринимать роман о любви и ненависти, о детстве и взрослении. Дело не в премии, дело в качестве романа. Не надо ни на кого ссылаться – ни на Гоголя, ни на Достоевского, ни на Санаева. Книга стоящая для тех, кто не разучился чувствовать и сопереживать, не разучился думать и сострадать, не разучился верить и любить. А отдыхать лучше всего на природе, с семьей.

Люди привыкли к поделкам, привыкли к жеванному тексту, привыкли к проглатыванию готового. Потому и не готовы читать и воспринимать роман о любви и ненависти, о детстве и взрослении. Дело не в премии, дело в качестве романа. Не надо ни на кого ссылаться – ни на Гоголя, ни на Достоевского, ни на Санаева. Книга стоящая для тех, кто не разучился чувствовать и сопереживать, не разучился думать и сострадать, не разучился верить и любить. А отдыхать лучше всего на природе, с семьей.

МИЛЬЧИН Константин

Лауреатом премии "Русский Букер" стала Александра Николаенко. Роман-победитель — "Убить Бобрыкина" — почти никто не читал. Константин Мильчин одолел его за ночь и считает, что врученная премия может не помочь, а навредить автору.

"Я — тот человек, который все время ошибается и вручает премию не тому", — пошутил секретарь "Русского Букера" Игорь Шайтанов перед самым оглашением результатов этого года. Выбор "Букера" довольно часто ругают, и поскольку жюри год от года меняется, а Шайтанов остается, то вокруг него уже возник ореол серого кардинала, который все время пропихивает неудачные решения.

Вот и в этом году в зале, где объявляли победителя "Букера", большая часть присутствовавших не скрывала разочарования, когда глава жюри и прошлогодний лауреат Петр Алешковский огласил решение: премия досталась Александре Николаенко за роман "Убить Бобрыкина".


Счастливая и почти рыдающая победительница начала, сбиваясь, рассказывать историю литературной золушки: злые люди не печатали, нашла добрых людей из издательства "Новый Гулливер", они помогли. Победивший роман обозвали дебютом, но в интернете выложено несколько других текстов Николаенко. Впрочем, до бумаги они, кажется, так и не дошли. Теперь, пожалуй, дойдут.

Удивительно, конечно, насколько не похожи нынешний и прошлогодний лауреаты "Букера". Год назад победил огромный, тяжело читающийся, полный длинных фраз, старомодный, консервативный, отрицающий наличие последних 40 лет в литературе, наполовину реалистический, наполовину исторический и очень остросоциальный роман Алешковского "Крепость".

Тогда жюри ругали за то, что Алешковский получил премию не за конкретную книгу, а по совокупности заслуг, как известный автор. Так нате вам! Вот вам писатель, которого никто не знает. Ругали за слишком большой роман — получайте маленький. Книгу Николаенко в былые времена обозвали бы повестью: она длиной 200 страниц, да еще и с картинками от самого автора. Фразы короткие, максимум — средние. Это неспроста, а потому что у текста есть свой темп. Это почти поэзия в прозе.

Текст литературоцентричен: автор явно внимательно и с карандашом читает современную литературу. Особой остроты и социальности нет: все самое интересное происходит в душе главного героя. Кстати, сюжет тут развивается в день по чайной ложке. И в итоге 200 страниц — это, пожалуй, даже много. В качестве рассказа история бы сильно выиграла.

Книгу Николаенко в былые времена обозвали бы повестью: она длиной 200 страниц, да еще и с картинками от самого автора. Фразы короткие, максимум — средние. Сюжет развивается в день по чайной ложке. И в итоге 200 страниц — это, пожалуй, даже много. В качестве рассказа история бы сильно выиграла

Мы наблюдаем, как главный герой, Саша Шишин, проживает день за днем. Спит, просыпается, слушает упреки матери, ностальгирует и ненавидит. Он вспоминает школьные годы, когда все время проводил с соседской девочкой Таней и когда его мучил сосед Бобрыкин. Саша хрупкий и немного не от мира сего, а Бобрыкин — его личный враг, палач и персональный дьявол.

Он все время оказывается на пути Саши, делает ему какие-то гадости или просто говорит что-то неприятное. Саша пытается убежать от Бобрыкина в сонное царство, Бобрыкин ему является во сне. Саша углубляется в воспоминания, а Бобрыкин уже там, со своими глупыми шутками и обзывательствами. Бобрыкин везде, Бобрыкин повсюду, это универсальное зло, которое лучше тебя, которое отняло любовь всей твоей жизни и которое еще и в лифте с тобой постоянно ездит.

Понятно, почему большую часть книги Шишин будет долго и мучительно планировать убийство своего демона.

Из всех отечественных литературных премий "Букер" — едва ли не самая снобская и высоколобая. За редкими исключениями (вроде "Веры" Александра Снегирева) романы-победители рассчитаны на крайне узкую аудиторию. Книга Николаенко в этом плане оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, она до бесконечности сентиментальна. Тут есть растянутая на все 200 страниц любовная история, которая может довести до слез благодарности чувствительных читателей. А над тяжелой участью героя так приятно поплакать.

Роман так и просится на одну полку с романтической прозой. Но нет, вселенная "Убить Бобрыкина" — это очень мрачный мир, в котором все крутится не вокруг любви и романтики, а вокруг смерти, убийства, болезни, где мать жестока к сыну, где любящие сердца никогда не будут вместе. Это все вторично и местами натужно, но у книги есть единый нерв, который заставляет немного сбавить накал критики.

Литературная премия

Достойно ли все вышеперечисленное премии? Это дискуссионный вопрос. Литературная награда, полученная писателем на старте карьеры, может стать стимулом для дальнейшего творчества, а может стать проклятием. Денежное вознаграждение 1,5 миллиона рублей — это, конечно, приятно, но это еще и определенный статус, публичное внимание к персоне и будущим текстам, а также завышенные ожидания.

Получивший за первую крупную вещь "Букера" Денис Гуцко потом долго не мог вернуться к творчеству, то же самое произошло с Гузель Яхиной, которой досталась за дебютный роман "Большая книга". У Александры Николаенко, судя по всему, есть большие литературные амбиции. То, что первый роман местами неуклюже написан, — понятно, на то он и дебютный. Но она разом перепрыгнула из начинающего спортсмена в мастера спорта. Из любительской лиги в высшую, минуя положенные по правилам вторую и первую.

Читайте также: