Сулак свидетель краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

не можешь стоять на ногах,тебе остается только ползти.но ты не можешь ползти долго,так как это неимоверно изматывает.хочешь подняться,но падаешь.не можешь понять что с тобой? тебе начинает казаться что ты неимоверно болен? успокойся,тебе всего лишь год.как то так

эраст- злодей! это можно подтвердить тем, что он соврал лизе, он поехал в армию,там проиграл все свои имение, а вурнувшись ему нужны были деньги что бы отдать проигранное. он решил жениться на богатой вдове, она ему была нужна только для денег. встретясь в москве с лизой, он рассказал ей все, но она не видержав предательства, сбросилась с моста в москву-реку. она сильно любила эраста, и без него жить дальше не смогла. в те времена это был позор, ведь у них все шло к свадьбе, он ее лишил невинности, и лизу бы же никто не взял замуж, она считалась негодной. раньше родители сыновей вызывали врача для проверки их девушек. если же девушка соврала, то ее считали опозоренной.эраст поступил плохо, ведь можно было остаться с лизой и потехонечку отдавать этот долг, но увы в наше время таких мужчин, которые хотят только переспать с девушкой. а жить с ней

они встретились в трактире, зурин играл в бильярд. у петра появились такие черты характера как - честность!

сознательного борца за справедливость. Образ Омара в романе описывается как широкоплечий молодой человек,с сильным характером,богобоязненный. Он не боится трудностей и тяжелой работы. Он не ищет легких путей. Одежда у него вся в заплатках. Автор изобразил Омара, внешне таким спокойным,но писатель сумел показать напряженное состояние, в котором находится герой в течение всего романа – и в ауле, и в Темир-Хан-Шуре, и в Баку. Это — человек, постепенно прозревающий, становящийся активным борцом за революцию.

Омар сталкивается и с хорошими,и с плохими людьми. Именно в дороге,он получает

первые политические уроки, начинает осознавать, что мир бедных противостоит

миру богатых, он видит бесправие бедняков и жестокость богачей.

Характеристика речи

Образ Омара -это образ представителя народа. Омар эмоционален и рассудителен. Он не боится высказать в лицо все,что думает о несправедливости "сельских богачеев"

В другой ситуации Омар вновь достойно отвечает тому же Мулле-Арифу:

Главный герой Омар становится отходником, пришедшим в революцию. Схожи с ним и остальные персонажи-бедняки: Кузьма, отходники – Черный Али, Дибир, кузнец Махулав, охотник Горо, абрек Шамиль, старый Гасан, правдоискатель Юсуф, его друг Исрапил и другие. Отрицательные персонажи представлены в лице богача Узаира, его брата Зубаира, тукенчи (лавочника) Мирзы, муллы Арифа, виноторговца Аванеса, Кочи-Мурада.

На образах простых горцев М. Хуршилов показал историческую обреченность господствующего класса и закономерность победы бедноты.

Река Сулак всегда играла значительную роль в истории кумыков. В доисламскую эпоху её даже обожествляли, подобно тому, как египтяне в эпоху фараонов преклонялись перед капризными водами Нила, то одаряющими поля влагой и плодородным илом, то бурным потоком, сносящим всё на своём пути. На берегах Сулака разыгрывалось немало грандиозных исторических событий, начиналась не одна героическая эпопея.

Потому особенно болезненно воспринимаются попытки спекуляций по поводу названия реки, в частности, искажённые толкования аффикса "лак". Название Сулак имеет своим корнем кумыкское слово "сув", а суффикс "лакъ" необходим, чтобы на базе указанного корня образовать новое слово, примерный смысл которого "наводнение", "разлив реки". По этому же принципу образованы общетюркские слова "булакъ" - "родник", "авлакъ", "къышлакъ", "яйлакъ" и др. Исторически Сулаком называли лишь устье реки, старинное имя которой было Койсу (под этим именем оно значится во всех документах XVI-XVII в.). Действительно, Сулак во время паводков, выходя из берегов, затапливает невысокие пологие берега и широким, неуправляемым потоком несется к морю, оставляя после себя озёра и топкие болотца. Ещё в первой трети XX в. из общей площади Присулакской низменности в 117 тысяч десятин, 60 тысяч 700 десятин занимали болота (газета "Красный Дагестан", 1928. №130,10 июня). Вероятно, именно эти присулакские болота и породили пословицу "Сулакъ юткъан" - "Сулак проглотил", так у кумыков говорят о ком- или о чём-либо пропавшем.

Об исконно кумыкско-тюркском происхождении названия Сулак свидетельствуют следующие факты: река Сулак упоминается в Башкирии в конце XVI в. и Сулак Дюз (буквально: "Болотистая равнина") - название исторического центра азербайджанцев-карапапахов возле озера Урмия в Иране.

Я коснусь лишь нескольких фрагментов древней и насыщенной истории сёл Присулакского края, таких как Солтан-Янги-Юрт, Кази-Юрт, Шаухал-Янги-Юрт, Темир-Аул, Гёксув-отар, Чонтаул, Костек и Камбулат, которые играли роль моста между обоими берегами Сулака, а также между Шамхальством Тарковским и Северной Кумыкией. Вместе с тем я не претендую на полноту информации, ставя своей главной задачей обозначить наиболее интересные или неизвестные страницы дореволюционной истории этих сёл, полноценное, развёрнутое изучение которых ещё только предстоит.

Костек назван городом в хронике Мухаммеда Рафи "Тарихи Дагестан", которая, по аргументированному мнению А. Р. Шихсаидова, была составлена в XVI в. Это находит подтверждение в исследованиях местных краеведов, обнаруживших на старом местоположении Костека в урочище "Торкъали татавул" надгробный памятник, датируемый 1504 г. (910 г. по хиджре). Немецкий путешественник Я. Рейнегс утверждал, что Костек был основан на месте древнего города Киссим-кала. В 1732 г., после ликвидации царскими войсками династии бурчебиев в Карагачском бийлике, на территории этого владения образовалось Костекское княжество во главе с родом Хамзаевых.

После разгрома царскими войсками на Тереке Тюменского бийлика, его кумыкское население перебралось в местность Бурунчак - урочище на реке Сулак, которое упоминается у Д.-М. Шейх-Али и А.-А. Бакиханова как исторический центр тюменей и, возможно, соответствует Салтанееву месту русских документов XVI в. Согласно А.-А. Бакиханову, ещё в середине XIX в. в Бурунчаке сохранялись остатки построек и водопроводов (См. Бакиханов А.-А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926. Стр. 89-90). После гибели в битве на р. Малка в 1641 г. последнего из этих биев Шевкала сына Зуреша (Зоруша) "тюменский улус" стал уделом Казан-Алпа Эндиреевского и его потомков. Население Бурунчака к концу XVIII в. перебралось в Солтан-Янги-Юрт, названный в честь жившего здесь в то время князя Али-Султана I Казаналипова, и в другие близлежащие селения. Самым известным местным удельным князем являлся Али-Султан II Иразиханович Казаналипов (середина XIX в.), о котором уже немало писалось (в частности, А. Коркмасовым) на страницах "Ёлдаш". Я также хотел бы поделиться информацией об этом любопытном персонаже нашей истории. Шамиль как-то прислал к нему своих лазутчиков, чтобы они выяснили, почему он не поддерживает священную войну. Князь ответил им: "Если я подчинюсь Шамилю, то я должен буду выдавать ему глубокие поклоны, а русских я могу приветствовать издали" (т.е. русским издали говорю: "здравствуй") ("Сказание народов Дагестана о Кавказской войне". Махачкала, 1997. С. 119).

В Солтан-Янги-Юрте существует квартал Джунгутай-аул, основанный выходцами из Дженгутая и других сёл Мехтулинского ханства.

История Кази-Юрта началась в эпоху Екатерины II, когда её фаворит, могущественный наместник юга России Потёмкин распорядился построить паром через Сулак. Осуществить эту миссию взялся князь Кази Темиров. Вскоре у северного берега Сулака, в том месте, где приставал паром, возник кумыкский аул, названный Кази-Юртом. В первой половине XIX в. Кази-Юрт делился на кварталы Колтук-аул, Терек-аул, Али-Гиши-аул. В дагестанском госархиве хранится немало документов, посвященных его истории. В одном из них рассказывалось о жалобе казиюртовской княгини Паху-Бике Рустамхановой, вдовы Султан-Мута Темирова, военным властям на Сулейман-Пашу Тарковского, учинившего паром у Шамхал-Янги-Юрта, из-за чего купцы стали ехать в объезд Кази-Юрта, отчего местные князья недобирали 150 рублей, которые купцы платили за пользование их паромом. Власти, вняв жалобам казиюртовской княгини, распорядились уничтожить паром Сулейман-Паши Тарковского.

В 1831 г. в долине Сулака полыхало восстание, множество кумыков и ногайцев, поднявшись против царской администрации, примкнуло к Гази-Магомеду (среди кумыков его называли Къази Молла). Местом сбора кумыкских повстанцев являлось урочище Чумлу возле Эндирея, исстари почитавшееся среди кумыков как место начала многих славных дел и почти неприступная крепость.

По донесению начальника Казиюртовского укрепления, взбунтовавшиеся жители Костека "срубили" находившегося у них пристава. На сторону повстанцев перешли знатные костековцы: майор царской службы Муртузали Хамзаев, поручик Чопалав Хамзаев (был затем по невыясненной нами причине казнён Гази-Магомедом) и прапорщик Будайхан Хамзаев (РФ ИИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. Оп. 1. Д. №327. Л. 224).

Гази-Магомед переселил жителей Кази-Юрта к Костеку, после его ухода они вернулись к родным очагам. Однако небольшая часть из них ушла с мюридами в горы. Профессор Р. Магомедов писал, что среди особо доверенных телохранителей Шамиля были и кумыки (Цит. по: Муратабек Мансуров. Засулакская Кумыкия. Махачкала, 1994. С. 102.). Возможно, что это были ветераны мюридского движения, присоединившиеся к восставшим ещё в 1831 г.

Взаимоотношения жителей Засулакской Кумыкии с имамами не всегда были столь радужными. Акты Кавказской архивной комиссии пестрят сводками о налётах мюридов в 1840-е гг. на Муцал-Аул и Карлан-Юрт, жители которых периодически были вынуждены скрываться за стенами царских укреплений. Иначе бы их насильно переселили в горы. Подобная угроза вызывала отток населения на юг в Шаухальство Тарковское. Ярким примером этому служит хранящийся в Центральном архиве Республики Дагестан документ "Именной список кумыков, переселившихся в Шамхал-Янгиюрт вместе со своими семьями". Список был составлен в ответ на запрос кумыкских князей, требовавших от военных властей помочь им в возвращении их подданных, переселившихся, по их мнению, в Шаухал-Янгиюрт из Чонтаула и Солтан-Янги-Юрта. В нём перечислены Хамзат Алхасов, Шора Чораев, Абас Бамматханов, Хучи Чопанов, Ирбайин-Хан Даирбеков, Муртузали Ирбайинов, Аджи-Мурза Акаев, Черкес Черюев. Однако на поверку оказалось, что: трое из них "коренные жители Чир-Юрта", 1 из Башлы, 1 из Торкали и 1 семья узденей из Эндирея. Их переселение произошло в 1840 г. Ответственный за это царский офицер в своём докладе начальнику Кавказской линии Норденстаму указал на то, что это невозможно исполнить, поскольку никто из новопоселенцев Шаухал-Янги-Юрта не является подданным засулакских князей, тем более что и само "селение Янгиюрт, по местным обстоятельствам, необходимо усилить народонаселением".

Стремясь хоть как-то стабилизировать ситуацию и не допустить полного разорения своего края, местная знать вступала в ряды царской армии. Среди них костековец Инал Гебеков. Согласно "Положению об управлению "Салатавским обществом"" (датировано "не ранее 1841 г.") приставом Салатавии являлся капитан Инал Гебеков (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.1. Оп. 1. Д. №32. Л. 390). В этом же документе он охарактеризован как человек, известный преданностью, честностью и распорядительностью. Впоследствии он дослужился до полковничьих погон.

Нельзя обойти вниманием и судьбы других присулакских аулов. Селение Темир-Аул основано в XVIII в. князем Темиром, кстати, отцом, упоминавшегося выше Кази Темирова. Общине с. Темир-Аул принадлежали обширные пастбища вокруг Камбулата, среди основателей которого были наряду с костекцами и темираульцы. Жители Камбулата переселились в Костек в 1899 г. после масштабного разлива Сулака. В соседнем с Темир-Аулом Гёксув-Отаре проживали уздени Баммат-Аджиевы, потомки сподвижника Солтан-Мута балкарца Баммата.

О Чонтауле написано немало. Основателем селения является некто Чонтук, живший примерно на рубеже XV-XVI вв. Вначале село располагалось на юго-восточном берегу Сулака в местечке Шемшедин-Отар, но после сильного наводнения, произошедшего, по архивным данным, в 1680 г., сельчане перебрались на новое место жительства. Здесь, по сведениям археолога М. Исакова, в дотамерлановскую эпоху уже существовало поселение. Об этом свидетельствуют обнаруженные остатки человеческой жизнедеятельности: черепки посуды и монета с именем золотоордынского хана Султан-Махмуда Джанибека (убит в 1357 г.) с надписью на арабском и монгольском языках.

После завершения Кавказской войны генерал Евдокимов предложил кавказскому наместнику князю Барятинскому назначить приставом Кумыкского округа популярного в народе Хасай-Хана Уцмиева. Барятинский отнёсся к этой идее негативно, по его мнению, после победы над Шамилем в политике поощрения местной знати не было больше никакого смысла и следовало заменять их на должностях русскими чиновниками, что и последовало. В 1860 г. сёла, расположенные по южному берегу р. Сулак, отошли к Дагестанской области, а сёла на северном берегу вошли в Терскую область.

Местное население потеряло всякую самостоятельность. Приезжие чиновники, не знавшие кумыкского языка, по любому поводу подвергали коренных жителей суровым наказаниям.

В списке жителей Дагестанской области, высланных в Россию в 1860-1861 гг., значатся два шаухал-янгиюртовца: Али Гаджи-оглы, 35 лет, и Хаспулат Багадур-оглы, 24 года. Первый выслан в Сибирь навсегда за злонамеренные действия против правительства. Хаспулат же за склонность к воровству отправлен во Владикавказскую арестантскую роту на три года.

Одновременно с ними был осуждён житель Присулакского наибства (в него входили в то время Эрпели, Чонтаул, Солтан-Янги-Юрт, Чир-Юрт и некоторые другие селения) Дауд Курман-оглы. Его обвиняли в злонамеренных действиях против правительства.

Во второй половине XIX в. сложившуюся картину утраты былой самостоятельности довершила массированная волна колонизации, после чего в долине Сулака возникли колонии русских, украинских и немецких крестьян. Их всех на Кавказе называли словом "тавричане", так как первые из них переселились из Таврической губернии (на юге Украины). Одним из активных поборников русской колонизации присулакского региона был врач Костемиревский. Земли колонистам выделили из той половины взятых в казну бывших княжеских земель, которую царская администрация обещала передать местному населению. Обманом чиновники удержали в своих руках и переданные царским указом народу рыбные ловли по Сулаку. Оправдывая поведение чиновников, уполномоченный Главноуправляющего землеустройством и земледелием на Кавказе утверждал, что у местных жителей якобы и так вдоволь земли и потому в доходе с рыболовства они не нуждаются (Цит. по: Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. Оп. 1. Д. 211). Ему не пришло в голову, что эти доходы можно было бы потратить на улучшение санитарной обстановки и строительство школ Хасав-Юртовском округе. Малярия и элементарная малограмотность населения ещё долго были бичами местного населения и, не видя никакой помощи со стороны властей, местные жители взяли инициативу в свои руки, создав в начале XX в. в регионе новометодные (джадидские) школы и просветительские общества. Венцом такой общественной инициативы явилось создание в Костеке в 1913 г. "Общества просвещения кумыкского народа" во главе с Ак-Гиши Алибековым (Р.Т. Джамбулатов. Система среднего образования в Хасавюртовском округе и Кизлярском отделе в 1914-1923 гг. (по архивным материалам)).

Сегодня Присулакский регион один из самых густонаселенных и многонациональных в Дагестане, и его коренным жителям приходится прилагать немало усилий, чтобы не утратить память о своём славном прошлом, не превратиться в иванов, не помнящих родства. Помочь им в сохранении их этнокультурного облика - одна из главных задач нашей интеллигенции. Я от своего имени посоветовал бы присулакцам развивать традиционную для их предков социальную активность, создавая просветительские и краеведческие общества.

Ретроспективная проза народов Дагестана и роман Магомеда Хуршилова «Сулак свидетель

Ниматулаева Миная Давудовна. Ретроспективная проза народов Дагестана и роман Магомеда Хуршилова «Сулак свидетель: диссертация . кандидата филологических наук: 10.01.02 / Ниматулаева Миная Давудовна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 157 с.

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Ретроспективная проза народов Дагестана 11

1.1 Зарождение художественной прозы в дагестанской литературе. 11

1.2 Возникновение историко-революционных произведений в дагестанской литературе . 19

1.3 Ретроспективный характер романов в аварской литературе : 29

2.1. Жизненный и творческий путь М. Хуршилова. 41

3.1. Идейно-тематические и композиционные особенности романа 87

3.2 Конфликты и характеры в романе . 102

3.3 Стилевое своеобразие романа в его окончательном издании. 120

Список использованной литературы 143

Список использованных источников 157

Возникновение историко-революционных произведений в дагестанской литературе

Многоязычие является одной из важнейших составляющих культуры республики Дагестан. Не случайно именно языковая среда и малая территория, на которой представлено большое количество языков, характеризуют Дагестан как уникальное явление в мировом масштабе.

Другой особенностью дагестанской литературы является то, что она развивалась под активным влиянием восточной культуры, а с ХIX века -западной (русской).

Зарождению дагестанской прозы предшествовало многовековое культурное развитие, ее традиции уходят вглубь веков.

Фольклор оказывал значительное влияние на литературу, которая, обращаясь к устному народному творчеству, черпала в нем идеи, сюжеты, образы. Именно в фольклоре вырабатывались черты и свойства прозаического произведения, которые затем способствовали построению литературного художественного произведения.

Важную роль в развитии духовной культуры дагестанских народов сыграли исторические хроники, которых некоторые исследователи литературы рассматривают исключительно как жанр исторического сочинения.

Ретроспективный характер романов в аварской литературе

Но на этом злоключения Фатьмы не кончаются. Писатель нагнетает атмосферу страха односельчан перед ней и после похорон. Муталимы, читавшие ночью Коран над ее могилой, приняли плач тайком пришедшей Меседу на могилу Байгуш-Фатьмы за голос умершей. По предложению того же Муллы-Арифа совершается новое надругательство над матерью Омара: разрывают её могилу и, отрезав голову, кладут к ногам.

Так поступали в старину по отношению к умершим, издававшим в могиле вопли (видимо, спешно похороненные согласно мусульманским канонам, после летаргического сна или клинической смерти они приходили в себя).

На антитезе, противопоставлении богатых и бедных, строится и композиция романа. Рисуя антигуманные, кровавые замыслы, планы и действия баев, писатель противопоставляет этому лагерю - носителю жестокости, вероломства, предательства и презрения к обездоленным, лагерь бедных, объединяющий все благородные качества горцев, иногда стихийно выступающих против варварских поступков баев.

При описании положительных героев автор романа использует элементы романтизма. Так, например, отмечая физическую силу главного героя, М. Хуршилов пренебрегает правдоподобием в описании схватки между волком и Омаром. Романтическое преувеличение обнаруживается также при описании побега героя из тюрьмы, когда он перескакивает через ограду, которую никто до него не смог осилить.

М. Хуршилов основное внимание акцентирует на изображении отрицательных героев романа. Жестокость самодовольных баев автор показывает через изображение их отношения к беспомощным, старым и нищим.

Бесчеловечные поступки властей постепенно вызывают активный протест бедноты. Если за Байгуш-Фатьму заступались лишь Осман и Меседу, то уже за отца Меседу - Османа, обвиненного в краже нескольких початков кукурузы с поля Узаира, заступились многие.

Еще большего размаха приобретают народные волнения, когда по приказу бегаула подняли ишака на плоскую крышу сакли Османа в насмешку над Меседу и Омаром. В этой схватке погибает другой соучастник убийства Камиля и Нафисат, богач Мурад. Народ единодушно поддерживает Омара, призывавшего к единству в борьбе за свои попранные богачами права. Следующая волна народного гнева вздымается, когда жители аула дают отпор карателям, посланным из города самим губернатором.

Тщетность поиска справедливости и защиты для бедняка автор раскрывает в главе о правдоискателе Юс уфе, который направился в город, чтобы пожаловаться наибу на баев. Созвучна судьба Юсуфа и его неизменного попутчика, пса Аргута. Их обоих выгнали со двора Араш-Наиба, как только они стали непригодным для несения службы.

Большое внимание уделяется другу детства Омара Камилю и его возлюбленной Нафисат. Нафисат — дочь Дада-Хаджи, нареченная Мурада, учила Коран у муллы Хазара, как и многие дети ее возраста, в том числе и мальчики, среди которых выделялся Камиль — сын кузнеца Махулава. Мурад рос хилым и некрасивым и был отправлен отцом в Бухару к своим старым учителям для получения духовного образования.

Бесправие трудового народа, невозможность достигнуть равноправия, автор показывает на примере старого правдоискателя Юсуфа.

Изображением жизни Меседу и Маргариты автор ставит проблему судьбы горянки до революции. Красивая девушка Меседу подвергается издевательствам Узаира. Она заботится о маленьких сестрах и матери. Меседу предстаёт девушкой, достойной быть подругой жизни Омара в борьбе за новую жизнь.

Незавидна судьба Маргариты: она была отдана за долги родителей в жены старому Аванесу. Но своего ненавистного мужа она терпит только 2-3 года. Силы уйти от него ей дает поступок Омара. Далее мы видим ее с революционерами в Баку.

Не позавидуешь и судьбе Патимат, жены Узаира. Ее, дочь богатых и знатных родителей, выдали замуж в другой аул, когда ей было всего четырнадцать лет. Узаира невеста увидела только в день свадьбы. Патимат жила с мужем, от которого ни разу не услышала ласкового слова, она знала обо всех его проделках, в том числе и по отношению к Меседу, однако безропотно все терпела, ибо дети и адат навсегда привязали ее к нелюбимому человеку.

С повествователем мы знакомимся в первой же главе произведения. Угадывается, что автор и повествователь в романе одно и то же лицо. Повествование в романе начинается с описания природы и мирной жизни 1898 года. Но изображение мирной жизни природы прерывается выстрелами, что придает картине некую загадочность и напряженность. Оказалось, что возвращающиеся с охоты Араш-наиб, его сыновья и нукеры стреляли в орла.

Конфликты и характеры в романе

Значительную роль в развитии дагестанской литературы сыграл фольклор. Но на протяжении существования и развития проза не вырастала прямо из фольклора, очевидна жанровая эволюция самого фольклора, процесс разрушения его традиционных форм, приближения к реальной действительности для создания художественной прозы в рамках национальных литератур.

В начале XX века дагестанская литература взаимодействовала с дастанной литературой, впитывая в себя мотивы наиболее эстетически значимых произведений.

Благоприятным для развития художественной прозы в дагестанской литературе является период после победы Октябрьской революции, хотя отдельные произведения выходили и в дореволюционное время.

Историко-революционные произведения появляются после победы Октябрьской революции и посвящены изображению классовой борьбы между бедняками и богачами. Дагестанская проза утверждала новые общественные отношения, принципы революционного гуманизма, служила эффективным средством влияния на широкие массы трудящихся горцев. Нужно отметить, что в этих произведениях воспроизводится борьба реальных исторических личностей;

В послевоенные годы стали появляться произведения о жизни рабочего класса. Эта тема стала разрабатываться преимущественно в большой эпической форме.

Одним из известных писателей этого периода является основоположник аварской прозы и драматургии М. Хуршилов. Его литературное наследие весьма небольшое по количеству изданных произведений: газетные очерки, несколько пьес, одна повесть и один роман. Но оно обогатило дагестанскую литературу новыми жанрами.

Верно обрисовывает автор и слепую веру людей в шариат и словам мулл, которые растолковывают аяты священного Корана лишь в свою пользу и в пользу богачей.

В издании 1950, 1953 годов работа автора направлена в основном на усиление изображения жизни главного героя романа на революционном поприще. В этих книгах преобладают черты реализма, изменены сцены с элементами натурализма.

Читайте также: