Творчество кирилла туровского краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении.

Оратор и проповедник Кирилл Туровский (XII в.) использует в своей притче известный сюжет о душе и теле, которые выступают здесь в образах слепца и хромца. В этом произведении интерес представляет не сам сюжет, так как он традиционный, а его толкование (тоже традиционное по сути, но написанное на высоком художественном уровне).

Некий домовитый человек, под которым

автор подразумевает Бога Вседержителя, насадил виноградник. Пища – это слово Божие, а незатворенные врата, которые оставил домовитый человек, – устроение Божьей твари. Далее автор объясняет, что хромец есть тело человеческое, а слепец – душа. Домовитый человек нанимает их обоих сторожить виноградник, думая, что они не смогут украсть сами и поэтому будут хорошими сторожами.

Но хромец и слепец договариваются, что слепец понесет хромца на руках, а тот будет указывать дорогу. Таким образом сторожа обкрадывают своего хозяина. Домовитый человек повелевает прогнать их со службы, а они, обвиняя во всем друг

Эта притча завершается также толкованием, но уже сконцентрированном в одномабзаце: если преступает человек заповеди Божии (вданной притче – ограду виноградника), за что его осуждают на смерть, то сначала к Богу приходит душа. Она пытается отпираться и говорит: “Не я, но тело все эти грехи совершило”. Поэтому жеблюдет Бог души до второго пришествия.

А когда придет время Страшного Суда, душивойдут в тела и примут то, что каждому положено.

Повесть о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии

Сюжет произведения восходит к одному из апологов “Повести о Варлааме и Иоасафе”. Этот памятник, как и другие притчи Кирилла Туровского, построен на толковании аллегории. Главный герой “Повести” – царь.

Про него рассказывается, что он, будучи добрым и милостивым к своим людям, был беспечным. Он не боялся, что на него могут напасть, и поэтому не держал ратного оружия. Все время царь проводил с многочисленными советниками и друзьями.

Но однажды ночью в городе поднялся мятеж. Царь не в состоянии разобрать, что случилось: мор, потоп, некий недуг или недовольство властью.

Для того, чтобы узнать, что случилось, царь выходит со своими советниками в город, но так ничего и не понимает, ему не удается узнать причину волнений. Среди советников Царя есть один благоразумный советник, который приводит царя и его дочь к большой горе. В горе царь видит пещеру, из оконца которой сияет светлая заря.

Посмотрев в оконце, царь замечает внутри пещеры жилище, где сидит некий муж, одетый как нищий, а подле него жена, поющая дивные песни. Перед ними стоит Некто красивый и высокий, угощает их и черпает для них вино. Царь, посмотрев на это, воскликнул, что в этой потаенной жизни веселятся лучше и честнее, чем в его державе.

Автор сам подробно истолковывает использованные им аллегорические образы: город – это человек; царь – его ум (достаточно распространенный образ в древнерусской литературе); ратное оружие – пост и молитва, телесная чистота; советники и друзья – житейские мысли, не дающие возможности задуматься о смерти; ночь – слепой мятеж земного мира; благоразумный советник – печаль житейская; дочь царя – душа человеческая; гора – монастырь; приход к горе – принятие человеком обета Богу; муж, одетый как нищий, – инок, иноческий чин; жена, поющая дивные песни, – память о смерти; Некто красивый и высокий – сам Христос; угощение и вино – причастие. Таким образом, дидактика “Повести” заключается в прославлении “потаенной” жизни, то есть монашества. В произведении четко прослеживается идея приоритета духовной власти над светской.

святитель Кирилл Туровский

Епископ Туровский, духовный писатель, проповедник, богослов, гимнограф.

Биография

Первые шаги на пути ко спасению

Родился в известной богатой семье, в городе Турове, располагавшемся на реке Припяти.

В детстве он был научен грамоте, и, вероятно, получил соответствующее возрасту образование.

Не имея ни пристрастия, ни стремления к материальным богатствам, больше всего он был увлечен мыслями о высших предметах бытия.

С большим усердием Кирилл изучал священные, душеспасительные книги. Со временем он стал знатоком Священного Писания, принимая его не только умом, но и сердцем.

Когда пришло время, по промыслу Божьему и по расположению собственной воли, он отказался от богатого наследства и удалился в находившуюся близ Турова Борисоглебскую обитель.

Здесь, под руководством опытных наставников, он учился и приобщался к аскетическому деланию, здесь дал обеты и принял монашеский постриг.

Подвизаясьв обители, Кирилл много молился, изнурял свое тело постами и бдениями. Постепенно он возрастал в совершенстве, становясь благодатным сосудом Духа Святого.

Братия дивились его пламенной ревности, целеустремленности, глубокому смирению, и он служил им примером.

Одним из главных правил поведения святого Кирилла в монастыре было безропотное послушание игумену. Сам он неоднократно высказывался, довольно остро, что тот, кто не имеет послушания игумену, не может спастись.

Будучи движим всё большею ревностью и не довольствуясь мерой обычной, хотя и строгой, иноческой жизни, блаженный Кирилл, по примеру святых подвижников-столпников, заключил себя в столпе.

В этот период своей жизни он составил несколько важных поучений, сделавшихся известными широкой аудитории, и сам приобрел славу, известность.

Архиерейская деятельность

После кончины Туровского архипастыря братия хотели видеть на освободившемся месте Кирилла. Князь и жители города хотели того же. Внимая просьбам жителей и выражая личное согласие с кандидатурой Кирилла, митрополит возвел его в архиерейское достоинство, посвятил во епископа города Турова.

Став архипастырем, блаженный Кирилл ещё больше увеличил свои подвиги. Вместе с тем, он со всей ответственностью подошёл к исполнению главных задач, стоявших перед ним как перед епископом.

Большое внимание он уделял борьбе за чистоту Православия.

Одним из направлений деятельности епископа Кирилла была проповедь. Он активно проповедовал в храме и через письменные сочинения.

Произведения святого Кирилла пользовалались немалой поулярностью. Их любил читать сам князь Андрей Боголюбский, известный влиянием на прочих князей и благочестием. Часть посланий, составленных блаженным Кириллом, предназначались специально для Великого князя.

Последний период земной жизни святителя

В конце земной жизни, около 1180-1182 годов святой Кирилл, движимый стремлением к молитвенному уединению, богомыслию и богосозерцанию, оставил епископскую кафедру и отошёл на покой.

В этот период он продолжал заниматься писательской деятельностью, просвещая чад Божьих и борясь с заблуждениями.

Сила его писательского и проповеднического таланта была таковой, что впоследствии за ним закрепилось прозвание Русский Златоуст. Произведения святителя тиражировались в сборниках наряду с произведениями известных Вселенских отцов.

Дошедшие до нас труды (к сожалению, часть из них были утрачены) до сих пор пользуются уважением и высоким авторитетом.

Святой Кирилл мирно почил о Господе 28 апреля 1183 года.

Тропарь Кириллу, епископу Туровскому, глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвале, / святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле Богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, // во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание

Величаем тя, / Туровский подвйжниче и святителю Кирилле, / златословесный Российский учителю, / и чтим святую память твою, / ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш // и теплый молитвенник о спасении душ наших.

Кирилл Туровский – белорусский писатель и мыслитель двенадцатого века, православный святой, епископ. Он родился и вырос в небольшом городке на реке Припяти, в Турове. Туровский – средневековый русский богослов, один из самых видных духовных деятелей православия двенадцатого века.

Туров

Город Туров расположен в Гомельской области, в Житковичском районе. Это один из самых древних городов Белоруссии. Туров находится в тридцати километрах от райцентра города Житковичи и в 263 километрах от города Гомеля.

До нынешнего времени былое величие города, к сожалению, не сохранилось. Хотя даже без архитектурных достопримечательностей у него отличный туристический потенциал. В Туров приезжают не только белорусы, но и многие россияне, чтобы поклониться святому кресту. Многих паломников интересует и недавно установленный памятник Кириллу Туровскому. Он освящен по традиции православной церкви и привлекает многих паломников.

кирилл туровский

Туровское княжество было очень развитым в культурном, в политическом и экономическом смысле. А Туров являлся его административным центром. Епархию в нем основали еще в десятом - начале одиннадцатого веков. В дальнейшем после разрушения турками ее перенесли в Пинск. Во второй половине двенадцатого века Туровское княжество стало феодально-раздробленным. Политическое значение было утрачено. А Туров вошел на некоторое время в княжество Литовское.

Семья, ранние годы

Кирилл Туровский, биография которого начинается с 1130 года (даты рождения), всю свою жизнь никуда не переезжал из родного города Турова. Несмотря на то, что его родители были очень состоятельными людьми, богатство он не любил. Кирилла больше привлекали божественные книги, богословие.

Он получил отличное домашнее воспитание. Позже учился науке и искусству у греческих преподавателей. В совершенстве овладел старославянским и некоторыми народными диалектами. Отдельно обучался красноречию. Любил и хорошо знал византийскую культуру. Поэзию особенно уважал.

кирилл туровский биография

Послушничество

Послушником Кирилл стал рано. Будучи зрелым мужчиной, в 1161 г. принял постриг в Борисоглебском монастыре. Почти сразу же ушел в затворничество, закрывшись в столпе. Там он некоторое время жил в молитвах, строго соблюдая все посты. Много размышлял. Именно во время этого затворничества написал несколько своих первых произведений.

Епископство

Кирилл Туровский (биография сохранила дату его возведения в сан епископа – 1169 год) получил церковное повышение благодаря местному князю Юрию Ярославовичу. После этого, будучи уже священником, принял активное участие в церковно-политической борьбе. В его Житие описано, что именно Кирилл явился обличителем лжеепископа Феодорца, который был обвинен в ереси и казнен.

Литературное наследие Кирилла Туровского

туровское княжество

Литературное призвание

Произведения Кирилла были настолько же популярны, как и рукописные сборники многих церковных отцов. В сочинениях Туровского прослеживалась глубина содержания, высокая духовность и литературное мастерство. Исследователи его творчества отмечали, что толкование Священного Писания Кирилл довел практически до полного совершенства. Он сочетал яркую образность с изысканной стилистикой и художественностью слов.

Кирилл Туровский не только кратко цитировал заветы. Он брал смелость домысливать их, превращая тем самым в полное и гармоничное повествование. Например, эпизод, как Иисус Христос исцелил парализованного человека, он дописал по-своему.

слово кирилла туровского

В результате получилось яркое художественное произведение. В нем взаимоотношения человека с Богом были описаны простым и доступным любому языком. Получился даже общий портрет человечества в целом.

Темы творчества Кирилла Туровского

Основная тематика в произведениях Кирилла Туровского – человек и его служение Богу. Только человек способен бороться за торжествование на земле Божией правды. Кирилл писал хвалебные песни человеку, для которого Господь создавал этот мир. Бог дал ему все – пищу, воду и главное – разум. Это творение Господа, поэтому, пользуясь земными благами, в том числе плотскими удовольствиями, человек не должен забывать о высших понятиях – душевной чистоте и любви, созидании и творении.

Одно из лучших творений Кирилла Туровского

Богословские труды Кирилла Туровского содержат притчу о слепце и хромом. Один человек выращивал виноградник. Для охраны его нанял слепого и хромого. Он решил, что такие убогие люди не проникнут за ограждение виноградника и не смогут его обворовать. Если работа будет выполнена, он обещал им заплатить, в противном случае калек ждало наказание.

притчи кирилла туровского

Но незадачливые сторожа не выдержали искушения забраться в виноградник. Хромой сел на плечи слепцу, и таким образом они смогли попасть на запретную территорию. Украли весь виноград и были за это наказаны. То есть "запретный плод" так их манил, что не смогло испугать и последующее наказание.

Кирилл наделил эту притчу яркими образами. Хозяин виноградника – Господь Отец, слуги – ангелы, ограда – закон Божий и т.д. А образы слепого и хромого, соединенных вместе – человек.

В толковании Кирилла Туровского смысл этой притчи в том, что Бог, создав землю и мир, и так решил даровать это человеку, когда придет время. Но люди зачастую преступают Закон Божий. И берут пока еще недарованное самостоятельно, то есть крадут.

Причем устоять перед искушением часто не может тело человека (не душа). Именно хромой описывает прелести виноградника и подбивает слепца на грех. Но виновны оба. Один – за искушение, второй – что поддался ему.

Мировоззрение Кирилла Туровского

Кирилл Туровский подчеркивал, что люди должны укреплять свой дух и противостоять телесным искушениям. Тогда перед ними откроются ворота в Царство Божие. И они будут достойны вечного спасения. Он выступал сторонником Церкви, выполнения обетов и соблюдения постов, совершенствования духа. Туровский причислен к святым и днем его памяти является двадцать восьмое апреля (одиннадцатое мая по новому стилю).

святитель кирилл туровский

Кирилл был уверен, что только постоянная забота о душе, смирение и ежедневные молитвы открывают путь к спасению. Он всегда был приверженцем самых строгих монашеских правил жития. Ибо считал, что только полный отказ от мирских утех и желаний ведет к божественной истине.

Слово Кирилла Туровского несло непримиримость к инакомыслию и разной ереси. Покушение на единство церкви всегда вызывало у него праведный гнев. Он олицетворял собой нравственный призыв к человечеству, обращенный на воспитание их души и веры.

Памятники Кириллу Туровскому

Город Туров, где родился и жил Кирилл, - один из трех, где установлены монументы этому святителю. Памятник был создан скульптором Иньковым и архитектором Лукьянчиком. Установили его на берегу Припяти, на Замковой горе, одиннадцатого мая 1993 года.

памятник кириллу туровскому

В Минске памятник Кириллу Туровскому был установлен тридцать первого ноября 2001 года. Расположен он рядом с Белорусским Государственным Университетом. Скульптором монумента стал Игорь Голубев.

Святитель Кирилл Туровский был увековечен и в Гомеле. Памятник установили четвертого апреля 2004 года в одном из театральных скверов этого города. Авторами монумента стали скульптор Лев Гумилевский и его сын Сергей. Участие принял в работе и архитектор Николай Жлоба.

Монумент был установлен и открыт ко дню белорусской письменности. Это большая бронзовая скульптура в три с половиной метра высотой, стоящая на гранитном постаменте. Туровский предстает перед людьми с одухотворенным, наполненным благородством ликом. Привлекает гордой осанкой и выразительными тонкими руками. В них он держит небольшой свиток, на котором выгравирована молитва.

Кирилл Туровский (ок. ИЗО — ок. 1193) — третий великий подвижник-просветитель древнебелорусских земель. Неизвестны точные даты его рождения, смерти. Можно предположить, что ро­дился он на рубеже 30—40 гг. XII в., так как Кирилл стал епископом Турова не позже 1169—1170 гг. А по сложившейся традиции в рус­ской церкви епископом назначали в возрасте 35—40 лет.

Первоначальную грамоту он постигал дома. Богатые родите­ли имели возможность содержать домашнего учителя (скорее все­го, ученого грека). Затем, как и все дети княжеско-боярского


рода, учился в школе при монастыре. Скорее всего — при Бори­соглебском, славившемся богатой библиотекой. Некоторые ис­следователи считают, что он мог учиться и в Киеве — духовном центре Руси того времени. Одно несомненно — Кирилл Туровс­кий имел глубокое духовное образование.

В его творчестве можно выделить четыре периода: ранний мона­стырский, столпнический, епископский и поздний монастырский. Эти периоды позволяют проследить становление Кирилла Туровско­го как богослова, философа, литератора и оратора-проповедника.

Любовь к просвещению, неприятие мирской суеты стали при­чинами его решения связать свою жизнь с монастырем. Уже в мо­настыре он, как один из наиболее образованных монахов, привле­кается игуменом к учительствованию. Молодой монах отличался не только богословской ученостью, но и особой любовью к уединен­ному духовному самообразованию, что в условиях роста его извес­тности делать было все труднее. И он решается на редкую в древне­русских землях и крайнюю монашескую аскезу — столпничество (от слова столб, столп - высокий каменный столп с открытой пло­щадкой наверху, где монахи проводили в молитвах многие годы).

Столпничество было распространенной формой особого мона­шеского духовного подвига в Византии и Сирии. Наиболее извес­тные столпники - Симеон Столпник (V в.) и Симеон Дивногорец (VI в.), которые провели на столпах более десятка лет. Избирая такой способ служения Богу, столпники вступали, как ни стран­но, в активные отношения со значительно большим кругом лиц, чем если бы оставались в монастыре. В итоге они производили на народ более сильное воздействие, чем даже князья.

У Кирилла Туровского был пример монахов Киево-Печер-ской лавры. Знал он из книг и о духовных подвигах сирийских столпников. Кирилл выбрал столпничество именно как возмож­ность более результативного воздействия на мир.

Его столпом, по-видимому, стала небольшая деревянная ба­шенка на берегу Припяти. Летописец так отмечает это событие: «Стремясь к большему подвигу, блаженный Кирилл вошел в столп и затворился в нем. Здесь он пребывал некоторое время, 22

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси

По просьбе князя и народа Кирилл занимает кафедру Туров­ской епархии (основана в 1005 году), в которую территориаль­но входили такие крупные города, как Брест, Пинск, Слоним, Новогрудок, Волковыск, Слуцк — почти половина современной Беларуси.

Епископский период в творчестве Кирилла потребовал не­сколько иных мировоззренческих установок. Задача духовного пастыря виделась ему уже не в прославлении аскетического мо­нашества как единственного способа приобщения человека к Богу, а в поиске путей к Богу для простых мирских людей. Для этого же необязательно уходить из мирской жизни. Эту земную сферу греховного надо преодолевать своими ежедневными и ежечасными делами.

После ухода от епископства, где-то около 1182 г., начинается чет­вертый период в творчестве Кирилла. История умалчивает об этом факте его жизни. Можно предположить, что это было самостоятель­ное решение, связанное с непринятием церковной политики стяжа­тельства, стремлением духовенства кч богатству. В летописях нет описания этого периода, хотя и исчисляется он целым десятилетием.

Предположительно именно в эти годы Кирилл Туровский со­здает свои лучшие произведения — молитвы, которые с первых веков существования христианства осознавались в качестве глав­ного духовного содержания жизни человека. Христианские под­вижники показывали, что молитва наряду с чтением Священного Писания дисциплинирует разум человека, прекращает бессмыс­ленные блуждания ума, вводит его в содружество с Богом.

Кирилл Туровский оставил нам богатое богословско-фило-софское наследие. Всего подвижник написал 36 молитв. Он — ав-

тор 12 торжественных поучительных слов на религиозные празд­ники, наказов, сказаний, воззваний-обращений к князьям, прит­чей, повестей.

За свой духовный подвиг Кирилл Туровский, как и Евфро-синья Полоцкая, канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви).

В 1993 г. Белорусская православная церковь, весь белорус­ский народ торжественно отметили 800-летие со дня смерти Ки­рилла Туровского. В Турове, на Замковой горе, где он когда-то жил, был открыт памятник - на фоне четырехконечного креста фигура Кирилла с Библией в левой руке.

Для Кирилла характерно не буквальное цитирование источ­ников. В каждом предложении чувствуется глубокая мысль авто­ра, особенно это касается такого жанра еготворений, как «Прит-24

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси

Онтология.Философские взгляды Кирилла Туровского но­сят явно выраженный теоцентрический характер. Его понима­ние бытия основывается на Бытии Священного Писания. Мир, как творение Божье — аксиома для средневекового христиан­ского мыслителя.

Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного, у которого человек и мир выступают как единство микро- и макрокосмоса. Особенно четко это единство прослеживается в учении Кирилла Туровского о природе.

Согласно ему, природа носит в себе одушевленное выраже­ние творческой мысли своего Творца. Человек, постигая приро­ду, находит в ней родственное своей душе. Природа и человек развиваются не стихийно, а по воле Божьей и в этой связи имеют единые, одинаково проявляющиеся законы.

Только в конце XXв. мы начинали понимать всю трагичность человеческого господства над природой, следствие которого — экологический кризис, переживаеемый человечеством.

В XIIв. Кирилл Туровский говорил о необходимости гармо­нии природы и человека, как вытекающей из единой Божествен-

Гносеология. Вера и разум. Воснове гносеологии Кирилла находится аллегория. С ее помощью он устанавливает соответ­ствие между божественной и человеческой истиной, богослови­ем и философией.

Следовательно, ни разум, ни вера сами по себе не в состоя­нии познать истину.

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси двигаться в противоположном направлении от истины, то вера и удерживает его в границах богооткровенной нормы.

Решая проблему богопознания, Кирилл Туровский, таким об­разом, продолжает традиции ранней патристики, в которой Бог непознаваем в логических понятиях. Бог как трансцендентный (находящийся за пределами сознания и познания) дух выступает в качестве абсолютного субъекта и познать его можно через по­знание сотворенного им совершенного мира.

Туровский утверждает, что Бог невидим. Однако внимательно вчитываясь в его труды, возникает незримое ощущение, что Бог для него где-то всегда рядом и только искренняя молитва являет­ся единственно возможным средством преодоления отпадения от Него человека.Такое преодоление возможно благодаря не только всесилию и всемогуществу Бога.

У Кирилла Туровского вырисовывается, таким образом, трех­мерная характеристика человека. Двухмерность всегда толкает его на грех. Только третье измерение — духовное, реализующееся в молитвенной устремленности человека к Богу, способно при­близить его к Всевышнему. Молитва, таким образом, отчетливо раскрывает смысл жизни человека. Ставя целью спасение инди­видуальной души, молитва приводит человека к необходимости преодоления личностного зла.

Человек свободен в выборе между злом и добром. Бог ориен­тирует человека только на добро, а за зло отвечает сам человек. Только с помощью Бога он в состоянии его победить. 28

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси

Кирилл Туровский реагирует и на страшную беду, обру­шившуюся на Русскую землю - междоусобицы, он призывает князей к миру и согласию.

Между тем междоусобицы постепенно, но неуклонно ослаб­ляли культурно-духовный потенциал Полоцкого, Турово-Пинс-кого и Смоленского княжеств.

Это явилось, по-видимому, одной из причин последующего трехвекового молчания. Но уже в XIY в. все громче заявляло о себе Великое княжество Литовское. Шел трудный процесс ста­новления белорусского этноса. И уже в XVI в. творческий дух на­рода предстал целым созвездием имен.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое мировоззрение господствовало у древних славян в дохристианскую эпоху?

2. Какова роль христианства в распространении письмен­ности на древнебелорусских землях?

3. В чем особенности становления философского знания в Беларуси в эпоху Киевской Руси?

4. Назовите основные этапы развития отечественной фило­софской мысли.

7. Как решают проблему преодоления личностного зла Ев-фросинья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский?

8. Почему философская мысль в Беларуси имеет ярко вы­раженный нравственный характер?

9. В чем проявилась патриотическая традиция в трудах Кли­мента Смолятича и Кирилла Туровского?

Литература к I разделу

1. Арлоу У. А. Таямнщы полацкай псторьи. Мн., 1994.

2. Библия. М., 1988.

3. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Р-н-Д., 1996.

5. Злато слово. Век XII. М., 1986.

6. Златоструй. Древняя Русь. Х-ХШ вв. М., 1990.

7. Кшгажыщй i хаджэнняу. Мн., 1994.

9. Памятники древнерусской церковно-учительской литера­туры. Вып. 1. СПб, 1892.

10. Памятники литературы Древней Руси XII века. М., 1980.

11. Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1950.

12. Родник златоструйный: Памятники болгарской литерату­ры XI-XVIII веков. М., 1990.

1. Арлоу У. А. Ефрасшня Полацкая. Мн., 1992.

2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.

3. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (Х1-ХУ1вв.).Л., 1987.

4. Замалеев АФ., Зоц ВА Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987.

5. Иванов К.А. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб, 1910.

6. Иоанн Златоуст. Слова и беседы на разные случаи. СПб, 1864.

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси

7. Клевченя А.С. У истоков белорусской культуры (Ки­рилл Туровский) // BecHiK Бел. ун-та. Сер. 3.1984. № 3.

10. Коринфский А.А. Народная русь. М., 1995.

11. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

12. Мельшкау А.А. Кдрыл, епюкап Тураусю. Мн., 1997.

13. Мыошцел! i асветнш Беларуа: X - XIX ст. Энцыкл. давед. Мн., 1995.

14. Наследие Кирилла Туровского и современная обществен­но-культурная жизнь. Гом., 1994.

15. Оргиш В.П. Древняя Русь: Образование Киевского госу­дарства и введение христианства. Мн., 1980.

16. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973.

17. Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолству-ющих. М., 1995.

18. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии: Т. 1—3. Мн., 1971-1974.

19. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб, 1913.

20. Раппов О.М. Русская церковь в IX - перв. трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

21. Рогалев А.Ф. Белая Русь и белорусы: (В поисках истоков). Гом., 1994.

22. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

23. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI- перв. пол. XIY в.), Л., 1987.

24. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

25. Становление философской мысли в Киевской Руси. М., 1984.

26. Тарасау K.I. Памяць пра легенды: Постащ беларускай мшуушчыны. Мн., 1990.

27. Творения святого отца нашего Кирилла епископа Туров­ского. Киев, 1880.

28. Филист Г.М. Введение христианства на Руси: Предпосыл­ки, обстоятельства и последствия. Мн., 1988.

29. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская фило­софия //■ Вопросы философии. 1994. № 5.

30. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

31.ЧаропкаВ. 1мяулетатсе. Мн., 1994.

32. Чыгрынау П.Г. Грамадская думка у Беларуси пал1тычна-пстарычны аспект X - пач. XX ст. Мн., 1996.

33. Шалькев1ч В.Ф. Фшасофская думка у Беларусь Мн., 1976.

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси

Хрестоматийное приложение к I разделу

Месяца майя в 24 денъ. Повестьжытия и преставлениясвятыя иблаженный ипреподобный Еуфросинии, игуменьи

Читайте также: