Три маски короля краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024


Впервые за десятилетия САТОБ представил на своей сцене мировую премьеру балета.

Мы все носим маски. Просыпаясь, мы надеваем маску ребёнка или родителя, мужа или жены. Нам хочется казаться добрыми, злыми, смешными, серьёзными, красивыми, жалкими, умными, невеждами, независимыми или порабощёнными. Скрывать истинные мысли и чувства становится для нас нормой. Мы не признаём лжи, хотя обманываем постоянно не только окружающих, но и самих себя. Что есть искренность и открытая добродетель? Не является ли эта форма поведения тоже маской?

Фото Виктории Назаровой.

Присвоив себе ту или иную маску, человек со временем так привыкает к ней,
что и вправду становится тем, чем сначала хотел казаться.

Сомерсет Моэм

Первое действие

Юлий правит Королевством. Он, как и остальные жители, носит маску. Его не покидает желание избавиться от неё совсем. Король в смятении. Сара наблюдает за ним. Она скрывает своё истинное лицо. Может быть, Сара – только плод его воображения.
Дела Королевства не волнуют Юлия. Министры обеспокоены. Главный советник Конор негодует. Юлий увлечён девушкой, танцующей в саду. Её зовут Эмма. Она не носит маску. Юлий и Эмма присматриваются друг к другу. Осторожность и хрупкость, неверие и притяжение, радость и страх наполняют их. Эмма вдохновляет Юлия.
Конор озабочен влюблённостью короля. Трудно терпеть безответственность лидера по отношению к Королевству. Но, может быть, есть и другие причины. Цель Конора – свергнуть правителя и обрести всевластие.
Заговор. Министры и стражи дают присягу Конору.

Второе действие

Может быть, отсутствие маски – тоже маска.
Ночь. Юлий в кабинете. Заговорщики проникают в покои короля. Правитель чувствует приближение опасности. Ему хочется жить без маски, изменить себя и всех обитателей Королевства. Конор не может поверить в это. В ярости он хочет обезличить Юлия. Королю необходимо сделать выбор. Он бежит, не оглядываясь. Путь слишком труден. Он добирается до городской окраины и падает обессиленным.
Власть переходит к новому правителю. Конору необходимо полное подчинение народа. Министры превращают горожан в безликое стадо. Лишь немногие сопротивляются. Город погружается во мрак.
Эмма находит Юлия. Она убеждает его повести за собой оставшихся жителей, чтобы вернуть трон. Свергнутый король избавляет горожан от масок.
Тем временем, Конор и его подданные упиваются властью. Вакханалия и хаос царят в Королевстве.
Горожане во главе с Юлием проникают в замок и избавляют министров и стражей от масок. Конор пытается укрыться на городской башне. Юлий настигает его и срывает с него маску. Он видит истинное лицо Главного советника и не верит своим глазам.
Единственный выход Юлия – навсегда остаться в маске всевластия.


Три маски короля Юлия
Ксения АИТОВА
"Волжская коммуна", 24 января 2019 г.

Шифр, спрятанный в маске
Марина КУЦИНА
"АиФ-Самара", 18 января 2019 г.

Давайте по-честному - все мы носим маски: добрые, злые, смешные и не очень. И остаёмся самими собой только дома. Мы обвиняем власть, которая цинично носит маску заботы о людях, нисколько об этой заботе не помышляя. Но ведь мы все такие и что будет, если король скинет маску? Что мы увидим? А что он увидит? И надо ли тогда избавляться от масок? Может быть уж лучше в них ходить? Вот об этом повествует просто потрясающий по красоте балет-притча "Три маски короля", который представил Самарский академический театр оперы и балета на сцене МХАТ им. Горького в рамках "Фестиваля будущего театра"

0L6A6582.JPG

Сюжет спектакля повествует о некой стране, где все жители ходят в масках, а королю Юлию вообще нет никакого дела до государственных дел, ибо в грёзах к нему является некая Сара и у него любовь земная. Он влюблён в девушку Эмму, которая не носит маски.


02.

Конечно, министры недовольны таким ходом вещей, а больше всех возмущён Главный советник Конор, который подговаривает министров к бунту и свержению короля. Но тот успел сбежать и Эмма смогда его убедить с верными королю горожанами освободить город от хунты. Тоже мне, Раиса Максимовна. Как мы помним помогла Михаилу Сергеевичу избавиться от "злой" клики СССР. До сих пор расхлёбываем. Юлий же, конечно соглашается, освобождает горожан от масок и идёт на штурм столицы.


03.

В решающей битве Юлий загоняет Конора на башню и срывает с него маску. И что же он видит? А видит он самого себя. И вот тут у него просыпается разум и он надевает на себя маску и возвышается над горожанами. Так как нельзя пускать государственные дела на самотёк. А король должен быть сильным. Уж лучше, чтобы все были в масках и была дисциплина, чем полная свобода и анархия. Это приводит к исчезновению государства. Занавес.


04.

Мы видим современный балет, который давно уже должен был прийти на нашу сцену. Европейский балет уже давно перестроился и ставит современные постановки наравне с классическими. Вот такую шикарную постановку и увидели зрители в это вечер. И надо сказать спасибо спонсорам балета, которые не пожадничали и вложили в постановку большие деньги.


04.

Казалось бы, что может интересного показать Самара. Это же не Москва или Питер с известными театрами и хорошими балетными школами. Но самарцы не только удивили, они просто шагнули в будущее балета оставив две столицы далеко позади себя. Режиссёр-постановщик Юрий Смекалов просто взорвал балетную жизнь этим спектаклем.


05.

Просто изумительная хореография. Количество народа на сцене огромно и при этом прекраснейшее синхронное исполнение. Танец народа изумителен. Здесь кордебалет возведён в ранг одних из главных героев.


06.

Фантастические эффекты поражают красотой. Огромная маска на заднике, которая из бронзовой становится красной, потом рзделяется на две половины лица великолепная находка. Вместе с этим на сцене мы видим прекрасный свет. А живого оркестра во МХАТе не было уже лет пятнадцать. Впервые была открыта оркестровая яма, которая заложена в театре ещё на стадии проектирования, но почти два десятка лет она была закрыта. И вот мы увидели и услышали во МХАТе живой оркестр.


07.

Музыку к балету написал Михаил Крылов. Очень сложно написать хорошую музыку. Почему-то многие современные композиторы пишут достаточно сложную для слушателя музыку. Можно это воспринимать как серьёзность классики, но давайте вспомним тех же Чайковского или Моцарта. Михаил Крылов создал ту музыку, которую хочется слушать. За весь спектакль нет ни одной слабой темы. Его музыка мелодична и танец легко ложится на такую музыку.


08.

По окончании спектакля было обсуждение балета, которое обсуждением то сложно назвать ибо это превратилось в поздравления и хорошие слова авторам и исполнителям. С чем я целиком и полностью согласен.


09.

Советую всем посмотреть этот блестящий балет. Уж не знаю, когда он будет в Москве. Но, наверно, для истинного ценителя балетного искусства не составит труда съездить в Самару. Балет "Три маски короля" этого стоит.


10.

На спектакле присутствовали звёздные гости


11. Сергей Филин


12. Вячеслав Малежик


13. Владимир Конкин


14. Вадим Верник


15. Момент обсуждения


16.

Продолжает череду удачных компромиссов хореография Юрия Смекалова. С одной стороны, в спектакле много массовых сцен, в духе шоу-балетов, ритмичных и эффектных. Кажется, что их цель — впечатлять и не дать зрителю ни на секунду испытать скуку. Как вдруг, тональность действия сменяется, и на передний план выходят соло — со все еще эпично выстроенными мизансценами, приводящими в восторг публику зрелищными высокими прыжками и безупречными картинными поворотами, но уже с ювелирной техникой, требующей от солистов хорошей классической подготовки и неподдельного артистизма. Как с первым, так и со вторым у исполнителей трех главных ролей все в полном порядке.


Наконец, спектакль неплохо составлен идеологически. Конечно, до многозначительной глубины притчи ему далеко. Конфликт лежит на поверхности. Вопрос масок стоит довольно обыденно: есть маска политическая, маска личностная и маска социальная. Есть и попытка от этих масок избавиться, которая в конечном итоге приводит к невозможности полностью от них отделиться, так как не бывает той маски, в которую носитель не вдохнул бы часть себя настоящего. Но есть одна маска, которая зачаровывает особо — это декорация, выполненная художником-постановщиком Вячеславом Окуневым — огромная античная голова, которая на протяжении почти всего спектакля пустыми глазницами трагично взирает на людей — как на тех, что тщетно стараются не отодрать свое истинное лицо, сдирая маски, так и на тех, кто сидит в зале и с жадным блеском в глазах смотрит на сцену.


В сказочном и алогичном либретто Вячеслава Заренкова, к которому приложил руку хореограф Юрий Смекалов, четыре главных персонажа: рефлексирующий король Юлий, беззаботная красавица Эмма, коварный советник короля Конор и девушка-загадка Сара. Все, кроме Эммы, послушно носят маски: так положено. Во многом благодаря маске, а также разным костюмам, удается скрывать, что Конор и Сара — один и тот же человек (в спектакле две эти разнополые роли исполняет одна артистка — Анастасия Тетченко).


Сцена из спектакля.
Фото — В. Назарова.

Непослушание Эммы очаровывает Юлия. Ему тоже хочется жить без маски, более того — он планирует разрешить не скрывать лица всем жителям своего королевства. Но прекраснодушные мечты не сбудутся. Сначала Юлия свергнет с престола подлый Конор (он же Сара). Потом поддерживаемый Эммой экс-король будет пытаться вернуть себе власть. В финале долгой борьбы Юлию впору тронуться рассудком: срывая маску с Конора, он обнаружит, что под ней пряталась Эмма.

Хореографический язык спектакля довольно прост. В мирное время, когда еще никто в королевстве не борется за власть, обращают на себя внимание не ключевые герои спектакля, а толпа. Люди в масках и невзрачных мешковатых костюмах (художник Вячеслав Окунев) то ползают по сцене, извиваясь всем телом, то твердо стоят на ногах, продолжая извиваться. Довольно часто, извиваясь и покачиваясь, они касаются друг друга, становясь похожими на четко пульсирующую биомассу.


Сцена из спектакля.
Фото — В. Назарова.


Сцена из спектакля.
Фото — В. Назарова.

Читайте также: