Тренинг профилактика наркозависимости у подростков в школе

Обновлено: 05.07.2024

Профилактика развития наркозависимости среди несовершеннолетних не может обеспечиваться усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность родителей, врачей, психологов, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности.

Методы профилактики наркомании среди подростков

Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной теме. Для примера можно сравнить существующие точки зрения на пропаганду жизни без наркотиков.

Так, по данным одних авторов, 93% преподавателей средних школ считают медицинскую и психологическую профилактику употребления наркотиков основным средством предупреждения наркомании. Другие же исследователи утверждают, что эта пропаганда порождает у подростков нездоровый интерес к наркотикам и, и если не способствует росту наркомании, то во всяком случае неэффективна.

Привычные лекции о вреде наркомании, которые читает врач-нарколог, посещающий учебное заведение где-то раз в году, уже доказали свою неэффективность. Сегодня специалисты стоят перед необходимостью пересмотра программы по профилактике наркомании.

Прежде всего, профилактика должна ориентироваться не на старшеклассников, которые уже имеют достаточно сформированное мировоззрение, а некоторые из них — и опыт первого употребления наркотических веществ. Уже в младших группах, с 6-7 лет, имеет смысл проводить профилактические беседы с задействованием наглядного материала. Нужно рассказывать детям, как внешне выглядят люди, употребляющие наркотики. Это поможет создать в сознании детей негативный образ наркозависимого человека. Не стоит запугивать детей, просто стоит доходчиво объяснить, что употребление наркотиков губительно сказывается не только на здоровье, но и на внешности употребляющего.

Многие специалисты утверждают, что в старших классах для подростков, находящихся в группе риска, весьма целесообразно посещение наркологических клиник под присмотром специалистов, чтобы проблемные подростки могли сами увидеть, какими становятся здоровые, молодые, красивые люди, которые употребляют наркотики. Подобная мера, хотя и вызывает большое количество дискуссий среди специалистов, неоднократно доказывала свою эффективность. Подобные воспитательные методы должны осуществляться обязательно под присмотром квалифицированного психолога. Данный метод профилактики позволит на подсознательном уровне приравнять употребление наркотиков к концу счастливой и здоровой жизни.

Представители наркологической службы должны проводить семинары и лекции по антинаркотической тематике среди преподавателей средних школ, техникумов и высших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность, рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркомании.

В тех случаях, когда врачи и психологи проводят беседы непосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подростки являются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши, дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора в непрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всей исходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группами подростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков.

К важным профилактическим мерам можно отнести создание четкой системы взаимодействия подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции УВД максимально способствуют привлечению наркозависимых подростков к обследованию и лечению. В тех случаях, когда удается осуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участие правоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток под различными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, во время лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенно не поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростков должны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.

Создание достойной альтернативы наркотикам

Давно доказано, что одна спортивная площадка или действующий кружок по интересам способны принести гораздо большую эффективность в деле профилактики наркомании, чем десятки лекций. Нужно сделать так, чтобы жизнь детей была наполнена положительными эмоциями и впечатлениями. Это могут быть разнообразные факультативные занятия, увлечение спортом или искусством. Если подобное времяпровождение детей сделать доступным, это значительно снизит уровень наркомании в данной возрастной группе.

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты. Но важнейшая роль в деле профилактики наркомании принадлежит семье.

Внимание родителей - здоровый ребёнок!

Дорогие родители! Уделите своему ребёнку больше времени!

Есть по этому поводу хорошая притча:

Отсутствие психологических травм, дружелюбные, доверительные отношения, понимание между родителями и детьми, значительно снижают риск увлечения ребенка наркотическими веществами.

Что нужно делать, чтобы обезопасить своих детей?

  • Внимательно изучите тему наркомании, виды психотропных веществ, их влияние на поведение и организм человека, последствия. Эта информация поможет вам выявить проблему на начальном этапе и принять своевременные меры по спасению вашего ребенка.
  • Научите своих детей открыто говорить с вами, делиться своими переживаниями, успехами и достижениями. Дайте им свободу в поиске того, что им действительно нравится. Возможно, любимое увлечение или хобби в последующем станет его профессией.
  • Внимательно изучайте круг общения ребенка, его друзей. Разрешайте проводить им время в вашем доме. Когда дети находятся на виду, намного легче уловить смену их интересов, настроений и своевременно принять меры.
  • Подпишитесь на страничку сына или дочери Вконтакте, Инстаграме, Фейсбуке. Следите за его новостной лентой, изучайте личную информацию в профиле, сферы его интересов и увлечений, определите его ближайший круг друзей. Не навязывайтесь, не комментируйте посты – просто наблюдайте со стороны.
  • Следите за своим поведением и манерой общения. Если вы обладаете вредными привычками, курите или нецензурно выражаетесь, покажите на собственном примере, как вы от них избавляетесь. Тем самым вы укрепите свой авторитет и уважение в глазах ребенка, докажите, что достигли поставленной цели, хоть это и было тяжело. Дети, которые растут в семьях, где не боятся говорить о серьезных проблемах и их последствиях, доверяют свои переживания, поддерживают друг друга и радуются каждому, пусть и незначительному, успеху, редко попадают в зону риска.

Но если уже случилась беда и ваш ребёнок пристрастился к наркотикам или алкоголю - не опускайте руки. Выход есть!

Многие люди не знают, что делать, если их близкие принимают наркотики. Этому не учат в школе, а окружающие стараются не рассказывать о том, что в их семье есть наркоман. Вместе с тем существуют много методик лечения, и реабилитационных программ (религиозных, на основе трудотерапии и т.п.) и психологическая помощь. Разобраться в этом и выбрать то, что действительно поможет, иногда оказывается непростой задачей. Обратитесь к профессионалам. Для начала просто позвоните на горячую линию, вам обязательно помогут и подскажут, что делать.

Федеральная горячая линия по вопросам наркомании и алкозависимости

бесплатные консультации по вопросам здорового образа жизни, отказа от употребления алкоголя и наркотиков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать "Нет наркотикам"; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать "Нет наркотикам"; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Создание общей атмосферы в группе

Установление правил группы

Сплочение группы, разминка

Информирование, формирование собственного взгляда на проблему наркомании

Четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями

Принятие каждым участником личное участие в решении проблемы, нахождение возможных стратегии выхода.

Показать, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Развитие навыков уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Листочки с пожеланиями

позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

Лист формата А4 (по количеству участников)

1.Визитка. Установление правил.

-По кругу я попрошу вас представиться, назвав своё имя и высказать своё отношение к этой проблеме.

На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать:

2.Правила занятия:

-Смотреть на того, к кому ты обращаешься;

-Говорить по одному;

-Уважать чужое мнение;

-Внимательно слушать, когда говорят другие;

-Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.

-Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме

Цель: Сплочение группы, разминка

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечиками;

3 хлопка - здороваемся спинками.

4.Игра "Спорные утверждения"

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

"Согласен, но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

Наркомания - это преступление.

Лёгкие наркотики безвредны.

Наркотики повышают творческий потенциал.

Наркомания это болезнь.

У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

Наркоман может умереть от СПИДа.

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

Наркоман может умереть от передозировки.

Продажа наркотиков не преследуется законом.

Наркомания не излечима.

Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.

Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

Наркоманы - это не люди.

Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

5.Ролевая игра "Семья".

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

6.Игра "Марионетки".

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?

7. Игра "Отказ".

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

Ход упражнения: каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.

Задачи:

  • Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможность жизненного выбора.
  • Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.

Материалы: цветные карточки, карандаши, белые листы бумаги, скотч, доска с проектором, мел.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Подростки входят в кабинет и берут цветные карточки, рассаживаясь в круг.

Представление ведущего:

-Здравствуйте! Меня зовут Н.В.

1. Визитка. Установление правил.

-По кругу я попрошу вас представиться, назвав своё имя и высказать своё отношение к этой проблеме.

На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать:

Правила занятия:

-Смотреть на того, к кому ты обращаешься;

-Говорить по одному;

-Уважать чужое мнение;

-Внимательно слушать, когда говорят другие;

-Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.

-Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.

Участники начинают аплодировать, когда ведущий поднимает или опускает руки. Чем выше руки, тем громче участники хлопают в ладоши. Далее один из участников может взять на себя роль ведущего (дирижера оркестра).

II. Основная часть.

-Прошу сесть за столы по цвету карточек.

- Что чувствовали участники во время игры, когда были куклами?

- Понравилось ли им быть куклой в чужих руках?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

- Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

Акцент делается на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность и т.д.).

-Какие слова вызывают больше позитива?

Ведущий:

- В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а ведущий их записывает на доске)

Наиболее типичные ответы:

  1. Любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми).
  2. Давление группы, отсутствие навыка отказа.
  3. Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
  4. Возможность привлечь внимание.
  5. Скука, неумение интересно проводить свободное время.

Участники разбиваются на 6 групп по 3 человека, получают таблицу и при обсуждении заполняют бланк.

Утверждение всегда часто редко
1. Ухудшение здоровья
2. Потеря доверительных отношений с родителями
3. Потеря друзей
4. Уголовная ответственность
5. Физическая зависимость
6. Снижение успехов в школе
7. Потеря возможности учиться, работать
8. Денежные проблемы
9. Контакт с криминальным миром
10. Духовная бедность, узость интересов
11. Использование сильных наркотиков
12. Преждевременная смерть

Ведущий:

-В каждой группе создайте образ человека, который соответствует признакам, отмеченным в таблице, нарисуйте его и защитите свой проект:

- Как он выглядит;

- Как сложилась семейная жизнь и карьера;

- Каковы его жизненные перспективы и.т.д.

-Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?

-Что чувствуют по отношению к нему его родственники?

(образы крепятся к доске и группы защищают проекты)

Ведущий:

Люди, употребляющие наркотик болезненно выглядят, их семьи распадаются, не держатся на работе, в перспективе их ждёт смерть.

В начале нашего занятия мы говорили о том, что подростки стоят в начале жизненного пути, они начинают задумываться о том, какая будет их жизнь. Начинают ее постепенно выстраивать. Подросток, становясь наркоманом, отрезает себе этот путь

III. Заключительная часть.

-Сядьте удобно, расслабьтесь, положите руки на колени, можно закрыть глаза

-Представьте себя в будущем. Вы стали известными людьми. Кем вы стали, чего вы добились, как сложилась ваша жизнь.

-Вас пригласили на телепередачу, посвящённую профилактике наркомании, и сейчас вы можете обратиться к подросткам со словами, которые помогли бы ему не стать на путь наркомана.

-А что по этому поводу думают спортсмены – люди успешные, независимые, добившиеся успехов.

3. Создание образа успешного человека:

  1. Создание образа независимого человека;
  2. Защита проектов.

-Мы послушали мнение известных спортсменов, а что по этому поводу думаете вы? Чем отличаются успешные, независимые люди от зависимых? Создайте свой образ успешного человека.

(образ независимого человека накладывается на образ зависимого человека)

4. Рефлексия.

5. Ритуал прощания.

-Нам понравилась, как вы работали на занятии. Мы благодарим вас за занятие. Вы творческие, активные, жизнерадостные. Мы надеемся, что вы в своей жизни сделаете правильный выбор.

Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!

Профилактика наркозависимости среди школьников и студентов – важнейший процесс в силу того, что подростки составляют большой сегмент среди употребляющих. Согласно статистике, 60% людей, принимающих наркотики на регулярной основе, находятся в возрасте от 16 лет.

А если посмотреть на результаты исследований, в которых фигурирует общее количество наркозависимых по России (5 миллионов человек), цифра становится пугающей. К тому же, стоит учитывать, что эти миллионы употребляющих – это те, кто обратился в клиники или был пойман полицией с поличным. Поэтому число людей, употребляющих наркотики, вполне можно умножить на 2. Вот почему мероприятия по профилактике наркомании в школах и других учебных заведениях обязательны – в этой борьбе важность превентивных мер сложно переоценить.

Опасность подростковой наркомании

Подростковая наркомания – явление, которое стоит рассматривать в свете развития технологий. Еще 10 лет назад вещества, употребляемые школьниками и студентами, относились к разряду легкодоступных – это марихуана, аптечные безрецептурные препараты, насвай. Также некоторый процент употребляющих можно было отнести к токсикоманам – бытовую химию, вызывающую галлюцинации, купить можно без особых сложностей. Но теперь, с учетом развития Интернета, наркозависимость приобрела новые особенности – теперь с помощью сайтов подростки без проблем могут купить и другие вещества, не относящиеся к разряду дорогих:

Так, соли и спайсы, ввиду постоянно меняющейся формулы, несут угрозу в виде непрогнозируемых реакций нервной системы, несочетаемости с алкоголем. В этом и заключается самый большой риск современных наркотиков – чтобы получить передозировку с возможным летальным исходом, уже необязательно употреблять наркотик внутривенно. Большой процент смертей связан и с тем, что принявший синтетические наркотики человек теряет контроль над своим поведением.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Максимально эффективные способы профилактики

При рассмотрении темы профилактики наркомании среди подростков следует учитывать психологические особенности людей в этом возрасте – начинается стадия отрицания авторитета старших и любая информация, даже самая благоразумная, может быть встречена негативно. Поэтому стоит отказаться от нравоучительных лекций о том, какими опасными могут быть наркотики – гротескные образы зависимых людей современными школьниками уже неоднократно были увидены в кино и сериалах. В этом и заключается основная опасность – неспособность соотнести потенциальный риск со своей жизнью.

Также работа по профилактике должна учитывать и факторы, из-за которых люди начинают употреблять алкоголь или наркотики. Это, прежде всего, безделье. Когда у подростка нет хобби или увлечений, он идет на улицу чтобы найти развлечение, заполнить вакуум. Да, в большей степени развитием ребенка должны заниматься родители, но учебное заведение из этого процесса тоже исключать не стоит. Организация проведения досуга среди учащихся – важный этап, который может включать в себя и спортивные секции, и экскурсии, и тематические кружки.

Кстати, родители – это еще одно направление профилактических мероприятий. Далеко не все взрослые способны распознать симптомы приема наркотика сыном или дочерью. Поэтому аналогичная встреча с наркологом или бывшим наркозависимым будет полезна и для них. Зная признаки наркотического опьянения или последствий приема наркотиков, сложнее обмануться в выводах о том, почему ребенок себя странно ведет, вернувшись вечером с улицы. Не стоит забывать и о методах выявления групп риска – это не только психологическая диагностика, но и наблюдение со стороны педагогов, медицинские анализы, сотрудничество с профильными отделами правоохранительных органов. Выявление признаков девиантного поведения у подростков требует своевременного принятия мер. Обеспечивая комплексное воздействие на подрастающее поколение, есть шанс снизить процент наркозависимых людей в нашей стране.

Читайте также: