Топоров миф ритуал символ образ краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Влади́мир Никола́евич Топоро́в (5 июля 1928 года, Москва — 5 декабря 2005 года, там же) — русский филолог, учёный, академик.

Содержание

Биография

Выпускник МГУ. Доктор филологических наук honoris causa (1988), главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, действительный член Российской академии наук (1991; академик АН СССР по Отделению литературы и языка с 15 декабря 1990 года), действительный член Российской академии естественных наук (1993).

Член Academia Europaea, International Semiotic Society, International Language Origin Society, член International Philosophic Peirce Society. Почетный член Академии наук Латвии. Доктор honoris causa Вильнюсского университета. Член Семиотического общества США.

Награжден орденом Великого Князя Литовского Гедиминаса (1999) и высшей наградой Латвии — орденом Трех Звезд (2002).

Был мужем и нередким соавтором Т. Я. Елизаренковой.

Один из основателей московско-тартуской семиотической школы — школы отечественного гуманитарного знания, имевшей мировое значение.

Имеет двух дочерей, также учёных.

Направления исследований

    : сравнительно-историческое языкознание, индоевропеистика, славистика, балтистика, русистика; : проблемы поэтики, структуры текста, история литературы; , религия и мифология, культурология, духовная культура, семиотика на материале индоевропейских этноязыковых традиций, особенно славянской (с акцентом на русской), балтийской, индоиранской, античной.

Публикации

Автор около 1500 работ. Основные публикации:

Переводы

Монографии

Статьи и сборники статей

    // Славяне: адзінства і мнагастайнасць: Міжнародная канферэнцыя (Мінск, 24-27 мая 1990 г.): Тэзісы дакладаў і паведамленняў. Секцыя 2. Этнагенез славян. Мінск, 1990. С. 87-90.
  • К реконструкции мифа о мировом яйце // Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 5 июля
  • Родившиеся в 1928 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 5 декабря
  • Умершие в 2005 году
  • Умершие в Москве
  • Доктора филологических наук
  • Действительные члены АН СССР
  • Действительные члены РАН
  • Лингвисты СССР
  • Лингвисты России
  • Учёные Москвы
  • Индоевропеисты
  • Семиотики СССР
  • Семиотики России
  • Слависты
  • Этимологи
  • Балтисты
  • Компаративисты
  • Индологи СССР
  • Индологи России
  • Кетологи
  • Филологи СССР
  • Литературоведы СССР
  • Филологи России
  • Литературоведы России
  • Тютчеведы
  • Выпускники МГУ
  • Преподаватели РГГУ
  • Действительные члены РАЕН
  • Лауреаты Государственной премии СССР
  • Лауреаты премии Андрея Белого
  • Лауреаты премии Александра Солженицына
  • Почётные доктора Вильнюсского университета
  • Буддологи СССР
  • Буддологи России
  • Сотрудники Института славяноведения РАН
  • Почётные члены АН Латвии
  • Похороненные на Пятницком кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Топоров, Владимир Николаевич" в других словарях:

ТОПОРОВ Владимир Николаевич — (р. 1928) российский филолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Работает в области славистики, балтистики, индоевропеистики, русистики; исследования по проблемам фольклора, мифологии, поэтики, лингвистики, культурологии. Автор словаря … Большой Энциклопедический словарь

Топоров, Владимир Николаевич — (р. 05.07.1928) спец. по языкознанию и культурологии; канд. филол. наук, д р honoris causa. Род. в Москве. Окончил филол. ф т МГУ (1951) и асп. (1954). Работает в Ин те славяноведения и балканистики РАН (с 1954), в наст. вр. гл. н. с. С 1991… … Большая биографическая энциклопедия

Топоров Владимир Николаевич — (р. 1928), филолог, академик РАН (1990). Труды в области славистики, балтистики, индоевропеистики, русистики, общего и сравнительного языкознания; исследования по проблемам фольклора, мифологии, поэтики, лингвистики, семиотики, культурологии.… … Энциклопедический словарь

Топоров, Владимир — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Топоров. Владимир Топоров: Топоров, Владимир Михайлович (р. 1946) советский и российский военачальник, генерал армии. Топоров, Владимир Николаевич (1928 2005) русский филолог … Википедия

Владимир Николаевич Топоров — (5 июля 1928, Москва 5 декабря 2005, там же) русский филолог. Выпускник МГУ. Доктор филологических наук honoris causa (1988), главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, действительный член Российской академии наук… … Википедия

Яковлев, Владимир Николаевич (военачальник) — Владимир Николаевич Яковлев … Википедия

ТОПОРОВ — Владимир Николаевич (род. 1928), филолог, академик РАН (1990). Труды в области славистики, балтистики, индоевропеистики, русистики, общего и сравнительного языкознания; исследования по проблемам фольклора, мифологии, поэтики, лингвистики,… … Русская история

Топоров — Список известных носителей женщин см. Топорова. Топоров русская фамилия. Известные носители Топоров, Адриан Митрофанович (24 августа (5 сентября) 1891 23 июля 1984) советский писатель, литературный критик, публицист, просветитель, учитель,… … Википедия

Топоров В. Н. — ТОПОРÓВ Владимир Николаевич (р. 1928), филолог, акад. РАН (1990). Тр. в области славистики, балтистики, индоевропеистики, русистики, общего и сравнит. языкознания; иссл. по проблемам фольклора, мифологии, поэтики, лингвистики, семиотики,… … Биографический словарь

Т (006)01-95 бе3 объЯВЛ ' ББК 83

нам божественной тайны. Ибо — "Совершенство человека заключается не в том, ч т о отличает его от космоса и уподобляет его совокупности

тварного, а в том, ч т 6 отличает его от космоса и уподобляет Творцу" (В.Н.Лосский — "Очерк мистического богословия Восточной Церкви").

В заключение нужно указать, что одна часть собранных здесь работ печатается впервые; другая же состоит из трудов, опубликованных раньше, но предлагаемых здесь, как правило, в сильно измененных и обычно расширенных вариантах.

Имя Вардана Айрапетяна должно быть здесь названо с чувством благодарности.

Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина)

I. Вещь и человек

человек, и вещи становятся п е р в ы м его творением. В соответствии с принципами, лежащими в основе космогенеза, первым творится самое

Древнейшие археологические находки лучше всего демонстрируют,


Общий обзор и оценку его деятельности и его личности можно найти в юбилейных статьях, опубликованных к его 70-летию и 75-летию в академических и других изданиях 2. Однако уход Владимира Николаевича, императивно меняющий настоящее время на прошедшее, меняет и наше зрение и восприятие его трудов и его личности.

Доктор филологических наук (1988), главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (1992-2005), действительный член Российской академии наук (1990), действительный член Российской академии естественных наук (1993).

Направления научных исследований - сравнительно-историческое языкознание; фольклористика; литературоведение (проблемы поэтики, структуры текста, история литературы); исследования в области религии и мифологии, культурологии, духовной культуры, семиотики на материале прежде всего индоевропейских этноязыковых традиций, особенно славянской (с акцентом на русской), балтийской, индоиранской, античной и др.

Являлся членом диссертационного совета РГГУ К.064.49.06, членом редколлегий журналов "Вопросы языкознания", "Этимология", членом международного редсовета журнала "Arbor Mundi" ("Мировое древо"), членом Academia Europaea, International Semiotic Society, International Language Origin Society, член International Philosophic Peirce Society, почетным членом Академии наук Латвии, доктором honoris causa Университета в Вильнюсе, членом Семиотического общества США, членом редколлегий журналов "Linguistica Baltica", "International Journal of Poetics", "Kodikas", "Proverbium" и др.

Лауреат Государственной премии РФ (1990), премии А.И. Солженицына (1998), премии Андрея Белого (2004). Награжден орденом Гедиминаса (Литва), орденом Трех звезд (Латвия).

Автор около 1500 работ.

- Топоров В.Н. - Миф. Ритуал. Образ. Символ.Исследования в области мифопоэтического.

В этой книге собраны основные работы, написанные за последние два десятилетия и посвященные "мифопоэтическому" слою в русской литературе XIX-XX вв., как он представлен рядом художественных текстов. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе, 'Господин Прохарчин'. К анализу петербургской повести Достоевского, О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления ('Преступление и наказание'), Петербург и 'Петербургский текст русской литературы' (Введение в тему), Петербургские тексты и петербургские мифы (Заметки из серии), Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве Елены Гуро, О 'психофизиологическом' компоненте поэзии Мандельштама, Об индивидуальных образах пространства: 'феномен' Батенькова, 'Минус'-пространство Сигизмунда Кржижановского, О 'поэтическом' комплексе моря и его психофизиологических основах.

- Топоров В.Н. - Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 1, 2.

В книге собраны работы разных лет, группирующиеся вокруг темы мирового дерева. Эти работы, представляющие части обширного замысла, автор считал своим главным научным трудом.
Мировое дерево (arbor mundi, "космическое" древо) - мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах - "древо жизни", "древо центра", "небесное древо", "таманское древо", "древо познания" и т. п. В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом. Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства, архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари, ритуальных действиях. Впервые публикуются полные авторские версии статей для энциклопедии "Мифы народов мира".

- Топоров В.Н. - Исследования по этимологии и семантике.Том 1,2,3.

Настоящее исследование предполагает три тома общим объемом более 160 авторских листов. Исследуемый материал - лексика индоевропейских языков. В центре книги - этимология славянских, балтийских, индоиранских, италийских языков; предлагаются также и этимологии лексики древнегреческого, фракийского, иллирийского, тохарского, хеттского языков. Объединяющей идеей исследования являются реконструкция и семантика, т.е. определение смысловой мотивации обозначения анализируемого слова. Реализация этих идей имеет непосредственное отношение к анализу весьма древнего пласта индоевропейского праязыка и соображениям и гипотезам, относящимся к ментальности носителей этих языков и процессам порождения смыслов и их эволюции в более поздние эпохи. Этот круг задач и соответствующих проблем органически связан и с другими, нежели лексика и семантика, уровнями языка, прежде всего к генезису некоторых грамматических категорий. Книга рассчитана на специалистов в области индоевропейских языков, типологии, культурной антропологии, мифологии и ритуала.

- Топоров В.Н. - Святость и святые в русской духовной культуре.Том 1,2.

Том I.

Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.)

- Топоров В.Н. - Визуальные образы мира в сибирском шаманизме.

Древнейшие представления о пространстве и времени наиболее полно реализуются в культурах шаманского типа, особенно если под шаманизмом понимать не региональный вариант религиозных верований и не религию в общепринятом смысле, а наиболее древнюю общечеловеческую форму мировоззрения, характерную для бесписьменных культур. Особенно ярко шаманская модель мира представлена в традиционных культурах Сибири. (Примечание* - Содержание понятия "модель мира" подробно раскрывается в статье В.Н.Топорова, опубликованной в энциклопедии "Мифы народов мира" (т.2, с.161-163).

- Иванов В.В., Топоров В. Н. - Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов., Москва, Издательство "Наука", 1974. Отв. редактор И. И. Ревзин. Академия наук СССР, Институт славяноведения и балканистики.

В монографии излагаются результаты исследований в области древнейшей духовной культуры славян на основании этимологического анализа соответствующих терминов и сопоставления фольклорных текстов на разных славянских и балтийских языках. Восстанавливаются древнейшие типы текстов, отражающих определенные черты древнеславянской культуры.

Содержание:

- Предисловие.
Часть I. Реконструкция фрагментов мифа о боге грозы и его противнике.
- Глава 1. Восточнославянское Перун(ъ) в связи с реконструкцией праславянских, балтийских и общеиндоевропейских текстов о Боге Грозы.
- Глава 2. Восточнославянское Велес(ъ)/Волос(ъ) и проблема реконструкции имени и атрибутов противника Бога Грозы.
- Глава 3. Поединок Бога Грозы и его противника.
- Глава 4. Проблема реконструкции ритуала, лежащего в основе мифа о поединке Бога Грозы с его противником.
- Глава 5. К типологическому и ареальному истолкованию мифа о поединке Громовержца со Змеем.
- Глава 6. Трансформация героев основного мифа.

Часть II. Некоторые преобразования основного мифа и соответствующего ритуала в связи с комплексом представлений о плодородии.
- Глава 7. Ярила и его соответствия у славян.
- Глава 8. К сравнительному изучению некоторых славянских обрядов, связанных с Купалой.
- Глава 9. К символике коровая в связи с происхождением коровайного обряда.
- Глава 10. О типологии систем двоичных классификационных признаков.
- Принятые сокращения.
- Указатели.

М.: Прогресс , 1995 г.

Тираж: 10000 экз.

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60x88/16 (140x205 мм)

Иллюстрация на обложке В.А. Пузанкова.

Подписано в печать 21.12.1994.

Информация об издании предоставлена: Fiametta

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.

16 февраля 2022 г.


2016

2014

2013

Рейтинг: 8.6 (341)

Великолепная вещь. Еще одна часть потрясающей головоломки! Вот и думай: правда или вымысел! Потрясающе! Ай, мы бедные люди, нас притесняют, унижают, убивают и калечат, как же мир жесток, несправедлив, как же все непонятно устроено, но собери все силы,. >>

Читайте также: