Толстой лгун краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

В рассказе Льва Толстого "Лгун" ярко и кратко обрисованы последствия привычки говорить неправду. Один мальчик-пастушок сделал вид, будто увидел волка, и стал звать на помощь. Ему поверили и пришли. Лгунишке понравилось обманывать, и он повторил свою нехорошую проделку ещё несколько раз. Люди верили ему и каждый раз прибегали, чтобы спасти его и овец от хищника. Когда же волк и правда напал на овец, никто не поверил крикам мальчика о помощи, ведь уже все привыкли, что его слова лживы. Это произведение иносказательное и содержит мораль (осуждение обмана), поэтому его жанровая разновидность - рассказ, который по своей сути является басней.

В рассказе Л.Н.Толстого мы знакомимся с двумя собаками: Мильтоном и Булькой, которые идут ловить фазанов. Мильтон опытная охотничья собака и знает как надо искать птицу. Булька ничего не понимает в охоте и только мешает и Мильтону, и охотнику. Когда человек уже хочет вернуться домой, Мильтон придумывает, как обмануть Бульку. Он сначала показывает неверный след Бульке, а потом уже деловито продолжает охотиться правильно. Так умная собака помогла охотнику не испортить ловлю птицы.

В этом рассказе писатель показал, что неопытные человек или животное могут испортить все дело, если будут влезать не в свое дело. Надо не мешать работе других, а внимательно следить и усердно учиться, смотря на их мастерство, чтобы со временем стать такими же профессионалами.

Примерно так я написала в свой дневник читателя небольшой отзыв по рассказу Л.Н.Толстого про Мильтона и Бульку

В этом рассказе Льва Толстого, написанном в 1858 году, повествуется о трёх разных смертях.

Однажды осенью у станции останавились карета и коляска. В карете находилась серьёзно больная госпожа со своей горничной Матрёшей, а в коляске - её муж Василий Дмитрич с доктором Эдуардом Ивановичем. Госпожа собиралась поехать в Москву, а оттуда в Италию на лечение. Доктор сказал её мужу, что больная может не перенести этого путешествия, но тот не мог решиться отговорить жену от поездки.

Карета была готова, но ямщик Серёга зашёл в ямскую избу, чтобы попросить сменить ему прохудившиеся сапоги. Лежащий на печи смертельно больной ямщик Фёдор отдал ему свою обувь и взамен попросил Серёгу поставить камень на его могиле. На следующее утро Фёдора нашли мёртвым.

Наступила весна, госпожа находилась при смерти, хотя не могла поверить в это. К ней пришли родственники и духовник. Вскоре она умерла.

Через месяц над её могилой появилась часовня из камня. Над могилой ямщика возвышался только холмик. Кухарка со станции напомнила Серёге о его обещании. Утром он пошёл в рощу рубить дерево, чтобы поставить на могиле ямщика крест. Дерево умерло под ударами топора.

Сюжет этой повести повествует о двух главных персонажах, Жилине, офицере, который служил на Кавказе и пытался поехать домой, чтобы увидеть свою мать и попытаться устроить семейную жизнь и Костылине, его сослуживце.

Жилин не опустил руки и опять с помощью Дины совершает второй побег и в колодках на ногах добирается до своих, а Костылина в последствии полуживого выкупили из плена.

Жилин, хотя и офицер, но он бедный дворянин. Этот человек привык надеятся на себя и свои силы. Это человек не падает духом перед трудностями. Он благороден, ведь он до последнего не оставлял Костылина, не смотря даже на то, что тот достаточно много подлого.

Костылин, в противовес, был богатым и знатным офицером, но он больше наделся на деньги и положение. Костылин является человеком, который не способен действовать в экстремальных ситуациях. Костылин инертен, изнежен, слаб силой духа и трус. Костылин способен на совершение подлости .

Главной мыслью этого произведения конечно же является попытка донести до читателя что многие трудности и жизненные ситуации преодолимы, главное чтобы человек желал этого преодоления и предпринимал осознанные и обдуманные решения. Благородство, честь, порядочность, сила духа, вера в себя являются хорошими спутниками в преодолении трудностей.


Егор был высоким, сильным и красивым парнем. Для него много значили родители, которых он любил и уважал. У Егора была невеста, и он был уверен в том, что она будет ждать его возвращения с войны.

На войне Дрёмов храбро сражался и совершил множество храбрых поступков, но никогда не хвастался этим.

В одном из сражений танк Егора подбили, и его, горящего, вытащили за минуту до взрыва. Остальные члены экипажа погибли. Ожоги танкиста были настолько сильными, что в некоторых местах под ними были видны кости. Егору пришлось пережить многочисленные операции, и его лицо было полностью изменено. Егор подолгу смотрел в зеркало, пытаясь узнать себя в отражении. Он хотел продолжить воевать, но получил приказ оставаться еще 20 дней в тылу.

Егор вернулся домой и встретился с родителями, назвавшись другом их сына. Родители радушно встретили его, расспрашивая о сыне. На следующий день Егор увиделся со своей любимой девушкой Катей. Она радостно встретила его, но, увидев изуродованное лицо, отшатнулась. Дрёмов рассказал о подвигах её жениха, решив навсегда уйти из её жизни.

Вернувшись на фронт, Егор получил письмо от матери, в котором она делилась своей догадкой о том, что к ней приходил сын, и писала, что гордится его лицом и хочет знать правду. Егор встретился с матерью и невестой. Мать приняла его, а невеста сказала, что хочет прожить свою жизнь только с ним.

Рассказ Астафьева "Капалуха" - это рассказ о животных. Его главная мысль в том, что природу и всех живых существ нужно оберегать и защищать. И в том, что любое живое существо любит своих детей. А каждая мать готова пожертвовать собой ради детей.

Краткое содержание рассказа "Капалуха":

Ребята гнали колхозное стадо по просеке и увидели гнездо глухаря, капалухи, как называют самку глухаря охотники. Они вспугнули глухарку и та отбежала в сторону, а потом с большим трудом взлетела. Ребята хотели забрать яйца, которые нашлись в гнезде, но автор-рассказчик пристыдил их и указал на капалуху. Ребята увидели голый живот птицы и учитель им объяснил, что для того, чтобы лучше согревать яйца, птица выщипывает у себя перья. Ребята сравнили поведение капалухи с поведением своих матерей и им стало стыдно. Они оставили гнездо в покое и пошли дальше.

Главные герои этого рассказа:

  1. Капалуха, самоотверженная и любящая мать
  2. Рассказчик. Человек добрый и любящий природу.
  3. Ребята, любопытные, но добрые
  4. Учитель. Много знает о природе.

Лучше всего к этому рассказу подходят пословицы о материнской любви, например:


Шутка понравилась герою басни, и он повторил ее в следующий раз. Вновь прибежали люди, и вновь они убедились, что ни стаду, ни пастуху ничего не угрожает. Когда же на стадо на самом деле напал волк, и пастух стал звать на помощь, люди решили, что никакого волка нет, и пастух опять решил пошутить. Никто не пришел мальчику на помощь. Волк, увидев, что он может действовать безнаказанно, уничтожил все стадо.

Таково краткое содержание басни.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.


Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Мальчик-пастух — он решает развлечься вроде бы невинным, с его точки зрения, розыгрышем. Но на самом деле, нападение волка – это не шуточная опасность для сельского стада, и люди бросают все дела и бегут спасать своих овец, да и пастуха вместе с ними. Мальчик не осознает, что шутить серьезными вещами – плохая идея.

Краткое содержание и сюжет

Мальчик пас овец и решил подшутить над взрослыми. Он стал звать на помощь, крича о нападении волков. Естественно, никаких волков не было. Люди, сбежавшись на его призыв, это увидели. Шутка понравилась, и маленький пастух повторил ее снова и снова. Затем на стадо действительно напал волк. Пастушок звал на помощь, но люди подумали что он снова их разыгрывает, и не пришли.

План пересказа

1. Обман мальчика.
2. Повторная ложь.
3. Волк пришел, но в этот раз мальчику никто не поверил

Основная мысль

Главная мысль басни заключается в том, что нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации.

Чему учит

Басня учит тому, что злоупотреблять доверием окружающих – плохо. Кроме того, перед тем, как пошутить, нужно оценить уместность такой шутки. Будет ли она смешна для всех ее участников? И не повернется ли она против самого шутника?

Отзыв и что понравилось

Вывод и мое мнение

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Сказка Льва Толстого о мальчике-лгуне очень коротенькая по объёму, а её текст напоминает басню. Но в конце каждой басни (а иногда и в начале) следует мораль. В содержании сказки Льва Николаевича морали нет, её предлагается найти самому. Иногда детям это бывает не под силу, тогда на помощь должны вовремя прийти их родители.

Пересказ текста первоисточника

Мальчику поручили стеречь стадо овец. Скорее всего, от скуки он стал кричать о том, что на стадо напал волк. Кричал он громко и правдоподобно, поэтому деревенские мужики прибежали на крик, чтобы спасти и овец, и пастуха. Прибежав, взрослые увидели, что волка нет, и не было, а мальчик их обманул. Три раза так продолжал развлекаться маленький пастух, пока не накликал настоящую беду: на стадо напал хищник. Мальчик звал на помощь изо всех сил, но обманщику уже никто не верил. В этот раз мужики на помощь не прибежали. Волк, почувствовав свою безнаказанность, смог забить всё стадо.

Что хотел сказать автор

Конечно, в сказке тяжело читать о том, что от зубов хищника пострадали все бедные овцы. А произошло это из-за лжи одного глупого пастуха. В жизни лучше говорить правду, как бы горька она не казалась, а ложь до добра не доводит. Зачем придумывать страхи и ужасы, которых нет. Потом тебе никто уже не поверит, и придётся с пришедшим несчастьем бороться самому. Но в этой сказке победить зло в одиночку не получилось. Беда оказалась непоправимой. Значит, с несчастьем и горем шутить не стоит. Маленькому пастуху не стоило обманывать взрослых людей, отрывать их от дел. Ему уже просто никто не доверял, когда настоящий живой волк появился перед стадом. Доверие легко потерять, а вернуть его гораздо сложнее – эта та мысль, о которой говорил автор сказки.

Откуда исходит ложь

Почему мальчик стал врать? Он хотел привлечь внимание взрослых людей? Он считал это безобидной ложью? А зачем она была нужна? Кому неправда пастуха принесла пользу? Итог этого – убитое волком стадо овец. А ведь мальчику доверили стеречь живых существ. Это ещё не просто враньё, это безответственность. Эта сказка не случайно помещена в книгу произведений для детей. На примере текста можно продемонстрировать своим сыновьям и дочерям, до чего могут довести их безобидные шалости, бесконечная ложь. Чего стоит опасаться? Того, что дети не смогут отличить ложь от бессмысленной игры. Серьёзные вещи в игру превращать нельзя.

Мужики прибежали и видят: неправда.

Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк.

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Читайте также: