Типы родительского отношения к доу

Обновлено: 03.07.2024

Ссылка для цитирования

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.

Существенную помощь в решении проблемы оказали научно-практические разработки психологов (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило определить целый ряд факторов, оказывающих влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья, уровень психического развития, индивидуальные особенности психологической направленности, темперамент, прошлый опыт социальной адаптации [3; 7; 9]. В работах Л. Н. Галигузовой была установлена зависимость между адаптацией ребенка к дошкольному учреждению и развитию у него потребности в общении. Так, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рас- согласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором, влияющим на адаптацию, является становление потребности в общении со сверстниками [6].

Продолжая линию поиска психологических механизмов адаптации, мы выделили еще два важных, с нашей точки зрении, фактора, обусловливающих адаптацию ребенка к ДОУ: качество привязанности ребенка к матери и стиль детско-родительских отношений.

Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям (прежде всего к матери) в настоящее время общепризнанна. Такая эмоциональная привязанность совершенно необходима для полноценного психического развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию и успешной социализации [2; 4].

В поведении ребенка признаки привязанности проявляются следующим образом. Лицо, к которому привязан ребенок (объект привязанности), может лучше дру- гих успокоить и утешить малыша; ребенок чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением, в его присутствии он реже испытывает страх. Привязанность к определенным людям (матери) начинает проявляться у младенцев после 6 месяцев. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу 2-го года жизни [4]. Это отношение не является врожденным, оно зависит от чувствительности близких взрослых к потребностям ребенка, характера взаимодействия и общения с ребенком.

Исследования М. Эйнсворт, Дж. Боулби и других позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери):

  1. надежную, безопасную привязанность (тип В);
  2. ненадежную избегающую привязанность (тип А);
  3. ненадежную тревожно-сопротивляющуюся привязанность (тип С).

Показано, что наиболее благоприятной для психического развития является надежная привязанность, а наиболее неблагоприятной – ненадежная, тревожно- сопротивляющаяся [4].

В отечественной психологии в рамках концепции генезиса общения М. И. Лисиной изучалось формирование аффективных связей с матерью у детей из семьи и близким взрослым у воспитанников дома ребенка на первом году жизни, образ себя и привязанности у детей раннего возраста [1; 2].

Результаты изучения привязанности, полученные зарубежными и отечественными специалистами, позволяют выдвинуть следующее предположение: поскольку привязанность ребенка к матери оказывает влияние на социализацию ребенка, она может оказывать определенное влияние и на его адаптацию к ДОУ. При этом адаптационный период у детей с различными типами привязанности будет протекать по- разному, отличаться разной степенью тя- жести ( легкой, средней, тяжелой).

Второй детерминантой адаптации к новой психологической среде могут послужить детскородительские отношения, сложившиеся в семье. Известно, что тип взаи- модействия родителей с детьми во многом влияет на психическое развитие ребенка, формирование его личности и это влияние может проявиться в критический момент переживания психологического стресса, которым, несомненно, является период адаптации к детскому саду.

Организованное и проведенное нами эмпирическое исследование проходило в два этапа.

На первом этапе основное внимание было направлено на выявление соотношения общего течения адаптационного периода (его длительности и соответственно тяжести) с типом привязанности к матери и стилем взаимодействия родителей с ребенком. Работа проводилась в детских дошкольных учреждениях № 857 и № 2022 Москвы в 2003 году 1. В исследовании приняли участие 32 ребенка в возрасте от года до трех лет, их матери, а также воспитатели групп. В качестве основного инструментария исследования использовались:

  • анализ листов адаптации;
  • беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей адаптационного периода ребенка, а также проявлений привязанности к матери;
  • наблюдение за поведением детей в группе, в том числе при встрече и расставании с матерью;
  • анкетирование родителей с целью выявления особенностей адаптации и характера привязанности к матери;
  • опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. М. Марковской.

По результатам исследования проводилось сопоставление эмпирических данных об адаптации, привязанности и стиле детско-родительского взаимодействия. На первом шаге анализа сравнивались данные о протекании адаптационного периода у детей и типе их привязанности к матери. Затем данные об адаптации сопоставлялись с характеристиками детско-родительского взаимодействия.

Сопоставление особенностей адаптации и типа привязанности показало, что у подавляющего большинства детей с легким течением адаптационного периода (16 из 22, т. е. 73 %) отмечалась надежная привязанность к матери. У большинства детей с адаптацией средней тяжести (6 из 8, т. е. 75 %) была выявлена ненадежная привязанность: либо избегающего типа (у 2 детей), либо тревожно-сопротивляющегося типа (у 4 детей). Дети с тяжелым протеканием адаптационного периода также демонстрировали ненадежную привязанность к матери (2 ребенка).

При анализе результатов исследования, касающихся характера адаптации и особенностей детско-родительских взаимодействий, были выявлены следующие за- кономерности.

1. Во взаимодействии практически всех родителей и детей, адаптационный период которых характеризовался как легкий (20 из 22, т. е. 90 %), отмечались:

  • низкий или средний уровень требований к ребенку;
  • низкая или средняя степень строгости;
  • средний или высокий уровень контроля;
  • средний уровень принятия ребенка;
  • средний или высокий уровень последовательности во взаимодействии;
  • средняя выраженность воспитательной конфронтации в семье.

2. Взаимодействие родителей и детей, адаптация которых протекала в форме средней тяжести или тяжело, характеризовались во всех случаях (10 из 10, т. е. 100 %):

  • средним или высоким уровнем строгости по отношению к ребенку;
  • значительной эмоциональной дистанцией во взаимоотношениях;
  • низким уровнем принятия ребенка;
  • низкой или средней степенью сотрудничества с ним.

Кроме того, у родителей отмечался средний или высокий уровень тревожности за ребенка.

Таким образом, результаты исследования показали, что в большинстве случаев легкая форма адаптации была свойственна детям с надежным типом привязанности к матери, адаптация средней тяжести и тяжелая – детям с ненадежной привязанностью. Кроме того, во всех случаях детско- родительские взаимодействия детей со среднетяжелой и тяжелой формами адаптации имели неблагоприятные характеристики. Выявленные тенденции позволили поставить новые вопросы:

  1. как разные типы ненадежной привязанности (избегающая и тревожно-сопротивляющаяся) соотносятся с тяжелой и среднетяжелой формами адаптации?
  2. какое влияние на протекание адаптационного периода у ребенка оказывает эмоциональное отношение матери?

Поставленные вопросы послужили основанием для последующего исследования, которое и составляло второйэтап работы.

Для экспериментального исследования была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционального взаимодействия матери с ребенком влияют на адаптацию ребенка к детскому саду.

Дополнительная гипотеза: течение адаптационного периода детей зависит от типа привязанности к матери, связанного с особенностями эмоционального отношения матери к ребенку.

В соответствии с выдвинутой гипотезой было предпринято экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального взаимодействия матери и ребенка, привязанности ребенка к матери, течения адаптации ребенка к ДОУ. Здесь были использованы следующие методы и методики:

  • анализ листов адаптации;
  • беседы с воспитателями;
  • стандартизованное наблюдение за детьми;
  • анкетирование родителей;
  • опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия Е. И. Захаро- вой [5].

Экспериментальное исследование проводилось в детском дошкольном учреждении № 1817 г. Москвы, в младших группах (ранний возраст) в 2005 году. В нем принимали участие 20 пар (мать-ребенок), а также 4 воспитателя.

По ходу работы на первом шаге данного этапа определялись особенности протекания адаптационного периода у детей младших групп детского сада. При этом использовались данные, касающиеся особенностей адаптации детей, полученные при анализе листов адаптации, в беседах с воспитателями и при анкетировании родителей. Анализ результатов показал, что адаптация к детскому саду проходила в легкой форме у 45 % детей, в форме средней тяжести – у 30 % детй, в тяжелой форме – у 25 % детей.

На втором шаге были выявлены особенности привязанности детей к матери. Для определения качества привязанности применялся следующий методический инструментарий:

  • анкетирование родителей и воспитателей;
  • cтандартизованное наблюдение, направленное на выявление особенностей: а) встречи и расставания ребенка с матерью; б) поведения детей в группах (игры, общения со взрослыми и сверстниками); в) характера засыпания и сна.

Полученные результаты показали, что надежная привязанность (тип В) к матери сформирована у 60 % детей, ненадежная избегающая (тип А) – у 20 %, ненадежная тревожно-сопротивляющаяся (тип С) – у 20 % детей.

На третьем шаге изучались особенности эмоциональной стороны взаимодействия в диадах с помощью опросника детско- родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ).

Суммарные результаты, полученные с помощью опросника ОДРЭВ, представлены в таблице.

При анализе данных, представленных в таблице, выделяются показатели, выраженность которых оказалась выше или ниже основной группы. Выше всего мате- ри оценивают свою способность воспринимать состояние ребенка (4,1), свои чувства в ситуации взаимодействия с ребенком (4,2), а также стремление к телесному контакту (4,3), что позволяет в целом положительно оценить эмоциональное взаимодействие матерей с детьми. Вместе с тем ряд показателей имеет низкое значение, что делает картину не столь благополучной. К таким показателям прежде всего относятся: эмпатия (2,7) и ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (2,9). На фоне выраженной способности воспринимать состояние ребенка матери не стремятся проявлять отзывчивость и сопереживание, не считают нужным учитывать эмоциональное состояние ребенка в реальном взаимодействии. Гораздо чаще они ориентируются на собственные планы, собственное настроение или социальные требования.

Средние (М) и критериальные (N) показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать-ребенок)


Указанная в таблице величина N является тем крайним значением, которое с учетом среднего квадратичного отклонения может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, можно говорить о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия. Анализ полученных результатов показал, что в 60 % случаев, т. е. у 12 матерей отмечается дефицит тех или иных характеристик эмоционального взаимодействия. При этом количество характеристик с низкими показателями в конкретных диадах варьирует от 1 до 7.

Все данные, полученные в исследовании, были соотнесены друг с другом. В результате этого установлено следующее:

  • у всех детей с легкой формой адаптации сформирована надежная привязанность (тип В) (9 из 9 – 100 %);
  • у большинства детей с адаптацией в форме средней тяжести (4 из 6 – 67 %) привязанность к матери ненадежная: либо избегающая (тип А) (3 ребенка – 50 %) , либо тревожно-сопротивляющаяся (тип С) (1 ре- бенок – 17 %);
  • надежная привязанность (тип В) отмечалась у 2 детей с адаптацией в форме средней тяжести;
  • у подавляющего большинства детей с тяжелой формой адаптации была сформирована ненадежная привязанность (4 из 5 –80 %): привязанность типа А (1 ребенок –20 %), привязанность типа С (3 ребенка –60 %).

Соотнесение данных о течении адаптационного периода детей и особенностях детско-родительского эмоционального взаимодействия показало следующие за- висимости:

  1. при легкой адаптации ребенка к детскому саду: у большинства матерей (7 из 9) практически все характеристики эмоционального взаимодействия выражены в достаточной степени, лишь у 22 % испытуемых (2 из 9) выявлен дефицит выраженности позитивного эмоционального отношения матери к ребенку;
  2. при среднетяжелой адаптации ребенка к детскому саду: практически во всех диадах (за исключением одной) выявлен дефицит характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (5 из 6);
  3. при тяжелой адаптации ребенка к детскому саду у всех матерей (5 из 5) выявлены дефицитарные показатели эмоционального отношения к ребенку.

Чаще всего при неблагоприятном протекании адаптации отмечался дефицит следующих характеристик эмоционального взаимодействия:

а) способность матери к сопереживанию ребенку;

б) безусловное принятие; стремление к телесному контакту;

в) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия.

При гармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком ярче всего выражены:

  • позитивные чувства, возникающие у матери при общении с ребенком;
  • безусловное принятие;
  • преобладание положительного фона эмоционального взаимодействия;
  • стремление к телесному контакту.

При наличии дефицита выраженности характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия можно говорить о дисгармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза о взаимосвязи между особенностями эмоционального взаимодействия матери с ребенком и те- чением адаптации ребенка к детскому саду подтвердилась. На уровне тенденции подтвердилось и существование зависимости протекания адаптационного периода от типа привязанности к матери:

  • в большинстве случаев легкая форма адаптации свойственна детям с надежной привязанностью (тип В);
  • адаптация средней тяжести – детям с ненадежной привязанностью (тип А или тип С);
  • тяжелая – также соотносится с ненадежной привязанностью, преимущественно тревожно-сопротивляющегося типа (С).

Аналогичные данные были получены и на первом этапе исследования.

Практически во всех случаях эмоциональная составляющая детско-родительских отношений имеет дисгармоничный характер, если у детей наблюдается среднетяжелая и тяжелая формы адаптации к детскому саду. Особенно настораживает тот факт, что у 60 % диад в той или иной степени наблюдается дефицит важнейших характеристик эмоционального отношения матери к ребенку (эмпатии, принятия, отзывчивости и др.).

Приход ребенка в детское дошкольное учреждение представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребенка серьезным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребенка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребенка и родителей.

Безусловно, проблема соотношения эмоциональной составляющей детско- родительского взаимодействия и протекания адаптации ребенка к детскому саду является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что ненадежная привязанность к матери и дисгармоничный характер эмоциональ- ного взаимодействия матери с ребенком представляют собой существенные факторы риска для дальнейшего социально- эмоционального развития детей и, в частности, могут служить ориентиром для прогнозирования течения и исхода адаптационного периода.

Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы практическими психологами, работающими в дошкольных учреждениях. При поступлении ребенка в детский сад представляется необходимым осуществлять оценку качества привязанности и характера эмоционального взаимодействия и отношения матери к ребенку. В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной форме могут быть даны рекомендации, направленные на развитие, а при необходимости и коррекцию эмоционального взаимодействия с ребенком.

Это поможет обеспечить наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду, а также позволит организовать плавный переход с домашнего на общественное воспитание.

Типы детско-родительских отношений

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь: родителей и детей. В последние годы стали говорить о различных методах, которые важно применять в методах дисциплины и воспитания несовершеннолетних. Некоторые родители чувствуют растерянность и растерянность, они не могут понять, как сохранить твердую позицию в процессе воспитания своих детей. Некоторые изучающие человеческое поведение говорят о важности ответственности, другие — о воспитании детей, третьи — о методах и способах общения с детьми. В материалах этой статьи мы рассмотрим основные типы детско-родительских отношений, их преимущества и недостатки. Какой из предложенных типов выбрать, семья решает самостоятельно, исходя из своих предпочтений и осознания, что для нее ближе.

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя. Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:

  • попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;
  • попытки курения приведут к формированию зависимости;
  • полный отказ от пробы сигарет.

Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует характер, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

✍ Авторитетный

Плюсы: зрелость, осознанность и доброжелательность родителей, конструктивная критика. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное мнение, самоконтроль, ответственность, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям, а также редко испытывает сложности во взаимодействии с окружающими. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других.

Минусы: их нет, так как это самый идеальный тип детско-родительских отношений.

✍ Авторитарный

Авторитарный тип детско-родительских отношений

Характеризуется строгими правилами, которые никак не комментируются, и наказаниями за любое отступление от них. Нередко применяются различные виды насилия. Взрослые всегда правы, а дети бесправны. В такой обстановке, конечно, нет здорового разговора между домочадцами. Также присутствует тотальный контроль, при котором у ребенка нет личного пространства. Инициатива и активность младших членов семьи подавляется. При этом конфликты проходят болезненно, о компромиссе речь никогда не идет.

Плюсы: благодаря жесткому контролю, ребенок может вырасти очень послушным и исполнительным. Хотя велика вероятность обратного эффекта.

Минусы: жестокость или жесткость часто влияют на формирование неуверенности в себе. А это, в свою очередь, затрудняет развитие навыка общения. Примером могут послужить некоторые семьи военнослужащих. Как ни странно, чаще всего дети авторитарных родителей вырастают асоциальными. Выбирая подобный жизненный путь, они неосознанно выражают протест против родительского авторитаризма.

✍ Либеральный

Либеральный тип - попустительство

Еще одна крайность – предоставить полную свободу ребенку. Да, каких-либо ограничений и правил нет, как и жестокости или насилия. Но как маленький человек может научиться понимать границы дозволенного? Родительская любовь и обожание не способны развить необходимые личностные качества. Отсутствие рамок и вседозволенность также приводят к плачевным последствиям. В такой семейной системе родители не являются авторитетом для ребенка. Они сами позиционируют себя скорее, как друзей нежели ответственных и направляющих взрослых.

Плюсы: отсутствуют. Хотя бывает, что ребенок находит более авторитетного взрослого, который направляет его вместо родителей.

Минусы: очень часто дети плохо учатся в школе, имеют многочисленные проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, развивается патологический эгоцентризм, агрессивность и безответственность. В дальнейшем молодым людям, воспитанным в либеральных условиях, тяжело адаптироваться к социуму, находить партнеров, а тем более воспитывать собственных детей. Ложь и распущенность нередко сопровождают таких людей в течение всей жизни.

✍ Индифферентный

Плюсы: их нет. Конечно, при попадании в благополучную среду возможно нормальное развитие. Но конкретно при этом типе воспитания малыш обречен на страдания.

Минусы: у ребенка формируется крайне низкая самооценка, враждебность и недоверие к миру, отсутствует самодисциплина, плохая успеваемость в учебе, постоянно подавленное настроение. Взаимоотношения со сверстниками без посторонней помощи не наладятся. Такие детки часто становятся объектами травли. Нередко у них со школьного возраста развиваются зависимости.

§ Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны. Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы. Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

14 ноября 2018г.

Консультация-практикум на тему:

В предыдущей части нашей встречи вы привели массу примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т.д.

Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например, из-за возрастных и половых различий.

Барьером во взаимодействии может стать уровень образования.

Педагоги и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.

Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.

Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью.

В процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому педагогу важно знать типы родителей, их особенности и уметь с ними правильно взаимодействовать, т.к. высокая техника педагогического общения – это ведущая составляющая педагогического мастерства.

Существует множество классификаций типов родителей, предлагаю рассмотреть самые основные часто встречающиеся типы портретов родителей (В. В. Ткачева):

1. Родитель авторитарного (импульсивно-инертного) типа:

- Назовите основные черты, качества, особенности данного типа родителей.

(Ответы участников).

Этот тип родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям со стороны (советам родственников, педагогов, специалистов). Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего ДОУ, педагогов и т.д. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути. Создают родительские ассоциации, ищут союзников, идут напролом, часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника.

Отрицательные качества этой категории родителей:

неумение сдерживать свой гнев и раздражение;

отсутствие контроля за импульсивностью собственных поступков;

склонность к участию в ссорах и скандалах;

откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т.д.).

Рекомендации по взаимодействию с родителем авторитарного (импульсивно-инертного) типа:

Не следует отвечать гневом на гнев – это только накалит обстановку: гораздо лучше приложить все усилия, чтобы сохранить в такой ситуации невозмутимость и позитивный настрой.

Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием, которое вывело его из себя.

Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.

Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.

Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.

Не избегайте общения после конфликта.

2. Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа :

Назовите основные черты, качества, особенности данного типа родителей.

(Ответы участников).

Рекомендации по взаимодействию с родителем невротичного (тревожно-сензитивного) типа :

Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.

Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.

Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.

3. Родитель психосоматического типа:

Назовите основные черты, качества, особенности данного типа родителей.

(Ответы участников).

Это самая многочисленная категория родителей. Проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категории. Эти родители эмоционально более лабильны, чем два других типа. Они участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т.д. Им свойственны частые смены настроений (от радости, до депрессии). Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблема, чаще скрывается от посторонних

взглядов ими изнутри. Если у невротических – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик, то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.

Рекомендации по взаимодействию с родителем психосоматического типа :

Подведение итогов, обобщение.

Рекомендации по взаимодействию

авторитарного (импульсивно- инертного) типа

Не отвечайте гневом на гнев – это только накалит обстановку.

Правильная внутренняя позиция. Сохраняйте спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.

Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами).

Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.

Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.

Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.

Не избегайте общения после конфликта.

Родитель невротичного (тревожно-

Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.

Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.

- Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.

Практикум

Ситуации для проигрывания:

Родитель предъявляет претензию воспитателю: моему ребенку не дали стихотворение на утреннике.

Родитель предъявляет претензию администрации (заместителю заведующего по УВР): воспитатель не отследил вещи ребенка после прогулки.

Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов. Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:

1) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);

3) темпераментальные и характерологические особенности родителя (энергичный, нетерпеливый, несдержанный, диктаторский, толерантный, невнимательный, спокойный и др.);

4) национально-культурная принадлежность (немецкая, европейская, японская, английская и другие модели воспитания);

5) социальное положение (низкие или средние социально – экономические слои, высокопоставленность родителя);

6) профессиональная принадлежность;

7) степень педагогической и общей культуры.

Мы допустили, что наиболее непосредственный и предпочтительный для родителя вариант поведения живописнее всего будет выражаться в напряженных, конфликтных ситуациях. Рассматривая литературные источники, бесед, тренингов и опросов с родителями мы попробовали раскрыть как сами конфликтные обстоятельства, свойственные для детей различных возрастов, так и нейтральные методы поведения родителей в них.

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).

1. Классический – родитель влияет в основном силовыми, руководящими методами, навязывать свое мнение, порядок требований и склонные решения ребенку. Родитель строго ориентирует ребенка по пути общественных успехов и достижений, при этом нередко блокируя личную энергичность и инициативность ребенка. Ребенок показывается родителю мало зрелым, неспособным принимать независимые решения, его суждение редко учитывается родителем. Предоставленный стиль в целом отвечаетавторитарному стилю, многократно изображенному в психологической литературе.

2. Пояснительный – родитель сводиться к рациональной важности ребенка,прибегаетк словесному истолкованию. По взгляду родителя, ребенок довольно воспитан и способен ухватить причинно — следственные взаимоотношения между явлениями, на базе которых родитель основывает свои разъяснения.

3. Автономный – родитель разрешает ребенку самому отыскать выход из сформировавшейся обстановке, дает ему максимум независимости в выборе и установлении решения, максимум независимости, самостоятельности. Родитель безмятежно имеет отношение к помехам правил и дисциплины ребенком, доверяя всю ответственность за содеянное ребенком на него же самого. Планируется, что ребенок сам должен узнать все на личном опыте.

4. Компромиссный – для постановления темы родитель может предложить ребенку что-то привлекательное в обмен на совершение ребенком нужного или непривлекательного для него поступка, либо предлагает распределить трудности, обязанности пополам. Родитель находится в интересах и выборах ребенка, его слабостях, знает то, что нужно предложить в обмен, на то, чтобы перевести интерес ребенка.

5. Содействующий – тип родителя ориентируется, в какое время необходима ребенку его содействие и как он должен ему оказать. Такие родители сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтных условиях и этим подтверждает свое участие в жизни ребенка, разбирается в его надобностях, увлечениях, вопросах и конфликтах, жаждет помочь ребенку, поделить с ним его трудности.

6. Потакающий– абсолютная установка на надобности и увлечения ребенка, которые ставятся возвышеннее родительских, а иногда и выше пристрастий семьи в целом. Родитель расположен предпринять всякие поступки, даже если это может доставить какой-либо вред или убыток ему, для оснащения телесного и психологического комфорта ребенка.

7. Ситуативный – родитель принимает надлежащее решение в подчиненности от той обстановки, где он находится; у этого типа родителя нет определенной стратегии воспитания ребенка. Поэтому родительская стратегия вырабатывается каждый раз снова из массы причин: состояния ребенка, его воззрения, его пристрастий на данный момент, своеголичного родительского состояния, надобностейи целей, а также контекста той обстановке, в которой они находятся.

При всем том, характеризуя манеру воспитания в целом можно заявлять лишь о сравнительной выраженности (т.е. доминировании) той или иной версии, как у определенного родителя, так и у группы родителей в целом. Подобный подход санкционирует соорудить неповторимый профиль родительского поведения, который парирует наиболее свойственный стиль воспитания (в субъективном случае или для родителей установленной группы детей) [2].

В любой семье беспристрастно формируется установленная, далеко не всегда постигнутая ею система воспитания. Здесь существует и постижение целей воспитания, и выражение его задач, и более или менее целеустремленное использование методов и приемов формирования, что можно и чего запрещено допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 вида семейных взаимоотношений: диктат, "невмешательство", опека и сотрудничество.

Попечительство в семье — это способ организации взаимоотношений, при которых родители, обеспечивая собственным трудом, удовлетворение всех надобностей ребенка,предохраняют его от каких-либо усилий, забот и трудностей, принимая их на себя. Вопрос о действующем создании персоны уклоняется на второй план. В средоточии воспитательных влияний попадает другая проблема — удовлетворение нужд ребенка и оберегание его от тяжестей. Родители, по существу, блокируют своим детям ход основательной подготовки к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти предоставленные дети оказываются неприспособленными к существованию в коллективе.

Как раз данные дети, которым казалось бы не на что пожаловаться, инициируют бунтовать против неимоверной родительской заботы. Если диктат помышляет принуждение, директиву, строгий авторитаризм, то опека — попечительство, ограждение от нелегкости. При всем при этом результат во многом сходится: у детей отсутствует независимость, инициатива, они так или иначеотведены от решения проблем, лично их затрагивающих, а тем более совместных проблем семьи [45].

Диктатв семье проявляется в регулярном поведении членами семейства инициативы и чувства собственного совершенства у других его членов. Эти родители, несомненно, могут и обязаны предъявлять запросы к своему ребенку, отталкиваясь от целей воспитания, норм нравственности, абстрактных ситуаций, в которых необходимо приобретать морально оправданные и педагогические постановления. Но даже если отпор оказывается сломленным, совместно с ним оказываются сломленными и многие бесценные свойства личности: независимость, чувство своего достоинства, предприимчивость, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, пренебрежение пристрастий и взглядов ребенка, регулярное лишение его права высказать свое мнение при решении проблем, которые имеют к нему отношения, - это все гарантия основательных неуспехов развитие его личности.

Сотрудничество как разновидность взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных связей в семье совместными целями и вопросами совокупной деятельности, ее системой и высокими этическими ценностями. Собственно в этой обстановке преодолевается альтруистический индивидуализм ребенка. Та семья, где первостепенным типом взаимоотношений приходит сотрудничество, принимает предназначенное свойство, становится группой высокого степени формирования – коллективом [6].

Большую роль в становлении самооценки располагает стиль семейного развития; семейные ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

Ученик видит себя глазами близких взрослых, его развивающих. Если ожидания и оценки в семье не отвечают гендерным и персональным качествам ребенка, его мнение о себе выглядят искаженными. М.И. Лисина проследила формирование самосознания младших школьников в подчиненности от специфик семейного воспитания. Дети с реальным мнением о себе воспитываются в тех семьях, где родители уделяют им довольно много времени; позитивно оценивают их умственные и физические данные, но не считают степень их созревания выше, чем у большинства ровесников; предсказывают положительную успеваемость в школе. Данных детей нередко поощряют, но не подарками; карают, чаще всего, отказом от общения. Такие дети вырастают в семьях, в которых с ними не обучаются, но спрашивают подчинения; низко оценивают, часто обвиняют, учат, иногда - при чужих; не ждут от них успехов в школе и внушительных достижений в будущей жизни [22].

От условий формирования в семье зависит неадекватное и адекватное поведение ребенка. В семьях, где дети с заниженной самооценкой, они в основном недовольны собой. Чаще всего это бывает в семье, где родители стабильно осуждают ребенка, или устанавливают перед ним завышенные задачи. Ребенок ощущает, что он не отвечает запросам родителей. Не заявляйте ребенку, что он уродлив, из-за этого начинаются комплексы, от которых потом неосуществимо освободиться.

Неадекватность также может выражаться с завышенной самооценкой. Происходит это в семье, где ребенка нередко превозносят, за мелочи и за достижения преподносят ему подарки (дите привыкает к вещественному вознаграждению). Так же ребенка карают очень редко, порядок требования весьма беззлобен.

Родители формируют первоначальный уровень притязаний у своего ребенка - это то, на что он претендует в отношениях и учебной деятельности. Эти дети с высокой степенью притязаний, престижной мотивацией и завышенной самооценкой надеются только лишь на успех. Их суждения о будущем так жежизнерадостны. Дети с невысоким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Эти дети не устанавливают себе высоких целей, а также колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с таким уровнем успеваемости, который начинает определяться в самом начале обучения.

Индивидуальной особенностью в таком возрасте иногда возникает смятенность. Высокая беспокойность приобретает постоянство при долговременной неудовлетворенностью учебой со стороны близких ему людей. Когда ребенок болеет и отстает от учебной программы и ему тяжело включиться в ход обучения. И если испытываемые им преходящие трудности нервируют взрослых, появляется тревожность, боязнь сделать что-то нехорошо, ошибочно. Тот же итог достигается в условиях, когда ребенок учится довольно успешно, но родители ждут чего-то другого от своего ребенка и предъявляют ему завышенные, зачастую несбыточные требования [15].

Поэтому нарастания беспокойности и связанной с ней низкой самооценки уменьшаются учебные достижения, фиксируется неудача. Нерешительность в себе приводит к ряду других специфик - желанию слепо руководствоваться правиламвзрослого, оказывать влияние только по стандартам и шаблонам, страха проявить инициативу, формальному овладению способов действий и знаний.

Взрослые, недовольные падающей плодотворностью учебной работы ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.

Выходит замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка отпечатываются на его учебной деятельности, низкая эффективность деятельности активизирует надлежащую реакцию окружающих, а эта негативная реакция в свою очередь, приумножает сформировавшиеся у ребенка качества. Прервать этот круг можно, модифицировав предпочтения и оценки родителей. Взрослые, устремляют свое внимание на любые достижения ребенка. Тем не менее, не осуждая его за некоторые изъяны, уменьшают уровень его тревожности и этим содействуют благополучному выполнению учебных поручений.

Крайние, самые неблагоприятные для созревания ребенка случаи - строгий,тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти абсолютное отсутствие проверки, когда ребенок оказывается безнадзорным, предоставленным самому себе. Существует немало промежуточных вариантов:

- ребенок хочет высказать свою точку зрения, но родители, принимая решение, не прислушиваются к его мнению;

- родители регулярно ориентируют детей на то, что им необходимо делать;

- ребенок может принимать различные решения сам и должен заработать одобрение родителей. Исходя из этого, родители и ребенок обладают почти равными правами, принимая конкретные решения;

- также решение зачастую принимает сам ребенок;

- ребенок сам выносить решение покоряться ему родителям или нет [14].

Итак, остановимся на наиболее популярных манерах семейного воспитания, обусловливающего черты отношений ребенка с родителями и его личностное формирование.

Демократичные родители дорожат в поведении ребенка самостоятельностью и дисциплинированностью. Эти родители сами предоставляют ему право быть свободным в собственной жизни; не ущемляя его прав, и совместно с тем спрашивают выполнения обязанностей. Эта проверка, организованная на теплых чувствах, а также рациональной заботе, как правило, не слишком нервирует; ончасто прислушивается к разъяснениям, почему не стоит делать одно, а лучше всего сделать другое. Воспитание взрослости при похожих отношениях, овладевает без конфликтов и волнений. Авторитарные родители спрашивают от ребенка безоговорочного повиновения и не полагают, что должны ему разъяснять причины своих распоряжений и запретов. Они строго проверяют все слои жизни, и могут это делать совершенно не корректно. В таких семьях дети, как правило, становиться замкнутым, и общение их с родителями расстраивается. Некоторые из подобных детей идут непосредственно на конфликт. Но все-таки чаще всего дети авторитарных родителей привыкают к манере семейных взаимоотношений и зачастую становятся нерешительными и неуверенными в себе.

Ситуация осложняется, когда жесткий контроль и высокая требовательность сочетаются с эмоционально бездушным, отвергающим отношению к ребенку. В этом месте неминуема абсолютная утрата контакта.

Так же более тяжелый случай — безразличные и бессердечные родители. Дети в подобных семьях редко относятся к людям с доверием, испытают трудности в общении, очень часто сами безжалостны, хотя и обладают сильной надобностью в любви. Комбинирование безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — так же является неблагоприятным вариантом семейных отношений. Детямразрешается делать все, что им заблагорассудится, потому, что никто не интересуется их делами. Поведение таких детей делается неконтролируемым. Несмотря на то, как бы эти дети не бунтовали, они неизменно будут, нуждаться в родителях как в опоре. Таким детям необходимо видеть положительный образец взрослого на который можно было бы полагаться ребенку. Гиперопека - это излишняя забота о ребенке, неимоверный контроль за его жизнью, созданный на близком экспансивном контакте, который приводит к бездействию, несамостоятельности итрудностями в общении со сверстниками.

Важнейшей способностью современных родителей должна быть способность к рефлексии на персональные и возрастные специфики ребенка, готовность к осознанному розыску наиболее результативного манеры его личного воспитания.Как раз в наше время настолько много потенциалов обучаться и продвинуться в формировании своего неповторимого стиля семейного воспитания [10].

Читайте также: