Тест люшера готовность к школе

Обновлено: 08.07.2024

У дошкольников спрашивают об их настроении, когда они:

а) утром идут в детский сад;

б) находятся дома в выходные дни;

в) думают, что скоро в школу.

Выбор цветов производится один раз. Повторный выбор цветов абсолютное большинство детей воспринимает негативно как про­верку памяти. Дети стараются вспомнить предыдущий порядок вы­бора и расстраиваются, если забыли. Особенно неприятной проце­дура повторного выбора оказывается для тревожных детей. Массо­вые обследования показали достаточную надежность однократного выбора цветов. В этом случае дети работают с удовольствием и не те­ряют интереса к заданию.

Эмоциональные установки по отношению к школе. Обста­новка дома. Эмоциональный фон. Энергетика.

(Цветовой тест Л юшера)

Синий цвет (1) 1

Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятно­го) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хоро­шим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком лично­стном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворе­ния, все равно она еще долго сохраняется как позитивный эмоциона­льный настрой ребенка.

Зеленый цвет (2)

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьез­ное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не об­ращались с ними как с маленькими.

Красный цвет (3)

Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4)

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию 2 . Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе или дома, это свидетельствует о том, что они вызывают него хорошее и светлое настроение.

1. Цифровое обозначение цвета, принятое согласно стандартной процедуре работы с тестом Люшера.

Фиолетовый цвет (5)

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

Коричневый цвет (6)

Черный цвет (7)

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как прави­ло, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах раз­вития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают за­ранее ненавидеть школу (центры подготовки, естественно, токе). Согласно результатам нашего специального обследования, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронта­ции с родителями.

Серый цвет (0)

Читайте также: