Типовые здания школ спб

Обновлено: 05.07.2024

1. Физико-математический лицей №30

2. Школа №327

Улица Ткачей, 9A Советская власть в желании создать лучшее общество не забывала и о новом поколении: школьному строительству в стране отводилось далеко не последнее место. Построенная в 1929 году неподалеку от Палевского жилмассива школа, автором проекта которой был архитектор Григорий Симонов, служила этому отличным доказательством. По плану руководителя Стройкома, здание должно было быть удобным для учебы. На пятом этаже школы, например, расположена обсерватория — в наше время этим не могут похвастаться даже самые современные школы. Деление постройки на три корпуса позволяет использовать пространство наиболее практично. Окна кабинетов выходят на юг, оставляя северную часть школы для больших светлых коридоров, а в качестве бонуса — игра объемов и любимое у конструктивистов псевдоленточное остекление, от которого, однако, после реставрации ничего не осталось. Зато сохранилась обсерватория, что в наше время редкость: со времен школы имени 10-летия Октября их перестали строить.

3. Типовые сталинские проекты

4. Школа №2

Наличная улица, 32, корпус 2 Хрущевская эпоха тотальной типизации строительства стала, как это ни странно, очень удачной для школ: стремление сделать учебные заведения как можно более удобными стало еще сильнее. Несмотря на то, что большинство проектов по-прежнему были типовыми, для их разработки тратились немалые усилия. Параллельно возникло направление экспериментального строительства, возвращавшее в эпоху индивидуальных проектов. На этой ностальгической волне стало возможным строительство учебного заведения на бульваре Красных зорь и школы №2 в северо-западной части Васильевского острова. Здание, спроектированное группой архитекторов во главе с Сергеем Евдокимовым, было построено в 1972 году. Оно состояло из трех блоков — учебного, вспомогательного и клубного, и вовсю использовало восстановленные в правах принципы зонирования, правда, довольно необычно. Учебный блок делился по этажам: первый отводился для первоклассников, у которых были собственный спортзал и игровая комната, второй — для учеников второго и третьего классов, третий и четвертый — для всех остальных. В остальном все было довольно традиционно: вспомогательный блок отводился для администрации и гардеробов, в клубном находились спортзал, столовая, библиотека и актовый зал. На крыше вспомогательного блока находился сад-терраса, в который можно было попасть из некоторых кабинетов, но вряд ли он существует до сих пор.

5. Современный период


После распада СССР архитектура в стране переживала не лучшее время. Затронуло это и школы: страна изменилась, а вот проекты остались прежними. Новое время не принесло с собой свежих идей и строящиеся сейчас учебные заведения сильно напоминают советских предков. Современные школы — это, скорее, дополнение к новым жилым комплексам, приятное для покупателей квартир, но совершенно не стоящее чрезмерных усилий на проектирование и строительство.

Аватар

Начиная с первой советской школы Ленинграда (им. Х-летия Октября, 1927г.) и до 1935г. школы строились по индивидуальным проектам. Строительство отставало от прироста учащихся. Такая ситуация была в большинстве населённых пунктов страны. Решающее значение для развития массового школьного строительства имело постановление СНК и ЦК ВКП(б) "О строительстве школ в городах" от 22 февраля 1935 года. В этом же году началось проектирование и строительство школ по типовым проектам в Ленинграде.

Оба проекта рассчитаны на 880 учащихся (средняя школа, двухкомплектная, с приготовительными классами, 22 класса).

1. Школа на Бумажной улице. Авторы - Л.Е. Асс и А.С. Гинцберг. Первая школа по этому проекту построена в 1935 году на Бумажной ул., 15.

С таким адресом школа упоминается в [1] и [2], но сейчас на Бумажной ул. такого здания нет. Тогда я обратился к немецкой аэрофотосъёмке 1941 года и съёмке из космоса 1966 года. И, при сравнении этих съёмок с генпланом, планом школы, эскизами, это здание обнаружилось, на месте современного дома 18 по Бумажной ул. На съёмке 1941 года - это отдельно стоящее здание, на съёмке 1966 года к нему уже пристроен ныне существующий корпус со стороны Бумажного канала. В настоящее время здесь здание постройки 1980-х годов. Т.о., первая школа этого проекта не сохранилась.





Здание школы на Бумажной ул. (съёмка из космоса, май 1966 года)

В [2] указано, что "в настоящее время функционируют четыре школы этого типа".

Мною обнаружено семь сохранившихся зданий этого проекта (т.е. построено было как минимум восемь таких школ):

ул. Бабушкина, 4 (к зданию пристроен корпус, сейчас - Профессиональный лицей Метростроя);

Большеохтинский пр., 18 (более тяжеловесное оформление фасада, возможно, добавленное уже после ввода здания в эксплуатацию);

ул. Ольги Берггольц, 15;

2. Школа на Английском пр. Авторы - Н.А. Троцкий и А.С. Мартынов. Первая школа по этому проекту построена на Английском пр., 13 (современный адрес - пр. Пархоменко, 13)




В [1] сказано: "повторяется в различных районах города 16 раз". Т.е., в 1935-1936 году школы по этому проекту строились или планировались по 16 адресам. В [2] сказано: "в настоящее врямя функционируют 18 школ такого типа".

Обнаружено 18 зданий этого проекта:

пр. Пархоменко, 13 - головной образец (сейчас - Налоговая инспекция Выборгского района);

Гражданский пр., 7 (пристроен корпус, надстроена мансарда; сейчас - ДЮСШ);

пер. Каховского, 9;

3-я линия 1-й половины, 10а;

1-й Рабфаковский пер., 3 (заброшена, затем снесена);

Чкаловский пр., 35 (реконструирована);

ул. Шелгунова, 5Б (снесена примерно в 2007-2009г.).

Помимо выше описанных двух проектов были и другие типовые проекты. О них я тоже планирую позже рассказать.

1. Л.Г. Бама. Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34-45.

2. Г.Д. Платонов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.; М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954.

* Дополнения и обсуждения приветствуются :)

На сайте с: 31 авг 2009

Просмотрел (правда, не въедался за сильным утомлением и продолжающейся работой в др. окне), нравится - структурированно. А к оформлению библиографии придираться надо? :))

На сайте с: 31 авг 2009

А Вы не сопоставляли эти данные с выкладками в статье о В.А. Ильиной (Максимовой)? Вера Ал-дровна не давала в списке своих работ точных адресов, вот можно было свериться.

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Со статьёй не сравнивал. Я помню, Вы о ней уже писали в разных темах, но вот подробностей о ней не помню. Напишите, пожалуйста, где она была опубликована. Есть ли в интернете?

Про библиографию напишите, исправлю (правда, уже завтра). Когда набирал её, сразу же Вас вспомнил :)

Аватар

Откуда: С-Петербург

На сайте с: 20 фев 2011

Таких школ много построено было.

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

На сайте с: 31 авг 2009

1. Бама Л.Г. Строительство школ в Ленинграде / Архитектура Ленинграда №1, 1936 С.34-45.

2. Платнов Г.Д. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.;М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954

В списке литературы инициалы идут первыми. Издание обозначается двойной //. Какждая часть рассматривается как отдельное предл., т.е. ЗПТ не используются. В журналах, сборниках, газетах и т.п. всегда первым идет год, потом №, потом дата, страницы.

1. Л.Г. Бама. Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34-45.

2. Г.Д. Платнов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.; М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954.

Статья об Ильиной:

М.И. Кунките. Созидатели Петербурга: об архитектурной династии Максимовых // История Петербурга. 2009. № 5. С. 11-16.

Вроде пдф был на сайте журнала.

Цитата almak от 28 Сентябрь 2011, 01:19

Со статьёй не сравнивал. Я помню, Вы о ней уже писали в разных темах, но вот подробностей о ней не помню. Напишите, пожалуйста, где она была опубликована. Есть ли в интернете?

Про библиографию напишите, исправлю (правда, уже завтра). Когда набирал её, сразу же Вас вспомнил :)

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Продолжу писать о типовых проектах школ 1930-х годов.

3. Школа на 10-й Красноармейской ул. Автор - Ф.П. Федосеев. Головной образец построен на 10-й Красноармейской ул., 3а / 9-й Красноармейской ул., 6 в 1935 году. Школа рассчитана на 880 учащихся (средняя школа, двухкомплектная, с приготовительными классами, 22 класса).

В [1] сказано: "Школа, отстроенная в прошлом году [1935 год - Almak] на 10-й Красноармейской ул. [. ] и повторенная тогда же в г. Колпино и на Пороховых, также многократно (12 раз) повторяется в городе и пригородах в 1936г."

Обнаруженные школьные здания, выстроенные по этому проекту:

ул. Зайцева, 28 (надстроено, сейчас - Медицинский колледж);

ул. Ольги Берггольц, 27;

Приморский пр., 63 (со стороны ул. Савушкина пристроен новый корпус);

Санкт-Петербургское шоссе, 47 (Стрельна);

Стахановская ул., 14 (Колпино) (год постройки - 1935, сейчас - Дворец творчества детей и молодёжи) история здания ;

Театральная аллея, 15 (Стрельна);

Вероятно, по этому же проекту построено здание школы в городе Кировске Ленинградской области на ул. Кирова, 8.

1. Л.Г. Бама. Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34-45.

2. Г.Д. Платонов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.; М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954.

* Хотелось бы, чтобы те участники, которые могут редактировать публикации, добавили приведённую информацию в соответствующие статьи.

На сайте с: 31 авг 2009

1. Жалко, что Вы ограничили тему только школьными зданиями - славно было бы именно "Здания для детских учреждений", ведь параллельно возводились здания детских очагов и яслей. Порой это был в своем роде комплекс.

2. Вот по заданной теме: коллега еще на днях прислала, как раз к месту -

Данные по: Сталинец: многотиражка ЛМЗ им. Сталина. 1938. № 67. 24 марта. С. 4.

Предоставлено М.И. Кунките.

А про очаг на Вильмандстранской я уже помещал в Арх-ру сов. периода.

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Алекс, спасибо за дополнения теме!

О детских садах. Полностью с Вами согласен, что сады возводились зачастую в комплексе со школами. Были типовые проекты. Я бы с удовольствием писал и о них, но пока нашёл очень мало информации о них. Но работаю в этом направлении :) Так что позднее можно будет открыть соответствующую тему.

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Дополнения и уточнения к выше приведённым проектам.

Обнаружено ещё два здания по типу школы на Бумажной улице:

Большеохтинский пр., 18 (более тяжеловесное оформление фасада, возможно, добавленное уже после ввода здания в эксплуатацию);

Обнаружено ещё четыре здания по типу школы на 10-й Красноармейской улице:

Приморский пр., 63 (со стороны ул. Савушкина пристроен новый корпус);

Санкт-Петербургское шоссе, 47 (Стрельна);

Театральная аллея, 15 (Стрельна).

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

4. Школа на Ушаковской ул. Авторы - А.В. Модзалевский, О.В. Суслова. Первая школа по этому проекту построена на Ушаковской ул., 28 (современный адрес - Ул. Зои Космодемьянской, 31) в 1935 году. Школа рассчитана на 400 учащихся (10 классов).


В [2] сказано: "Такие же школы были в дальнейшем построены в Ленинграде на различных участках, так что данное решение стало типовым. В настоящее время функционируют 6 таких школ."

Обнаруженные школьные здания, выстроенные по этому проекту:

1. Л.Г. Бама. Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34-45.

2. Г.Д. Платонов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.; М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954.

Аватар

Откуда: Санкт-Петербург

На сайте с: 10 сен 2008

По проекту школы на Ушаковской ул., очевидно, было построено и здание на

Большой Озёрной ул., 92 (в настоящее время - Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга). Интересно, когда?

И еще вопрос к almak: откуда термин "головной образец"? В нем чувствуется что-то инженерное, кораблестроительное.. По-моему, в архитектурной практике это не применялось (прошу прощения..)

Аватар

Откуда: С-Петербург

На сайте с: 20 фев 2011

В архитектурно-строительном проектировании не используется термин "головной образец", это действительно из машиностроения или приборостроения. Типовой проект здания обычно разрабатывают под набор функциональных требований и для определенных климатических зон. А при его применении в конкретном месте "привязывают" к месту строительства: обычно сильно измененяются фундаменты и цокольная часть, связанная с землей. Но в 1930е архитекторы активно меняли внешнюю отделку при сохранении общего объемно-пространственного решения, стремясь придать черты индивидуальности. Возможно, этого от них требовали вышестоящие инстанции.

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Что касается термина "головной образец", я ожидал, что мне напишут о его неприменимости в архитектурно-строительном деле. :) Словосочетание, действительно, имеет большее отношение к машиностроению (в котором я работаю).

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

Аватар

На сайте с: 26 сен 2009

5. Школа на Пионерской ул. (позднее проект получил название "тип ША") Авторы - Л.Е. Асс и А.С. Гинцберг (Объединенная мастерская Ленпроекта, руководитель группы - В.О. Мунц). Первое здание по этому проекту построено в 1936 году на Пионерской ул., 25 (современный адрес - Малая Разночинная ул., 2-4). По этому проекту школы строились в 1936-1938 годах.

Школа рассчитана на 880 учащихся (средняя школа, двухкомплектная, с приготовительными классами, 22 класса). Школа четырехэтажная. План - П-образный. Школа имеет два главных входа, которые размещены в выступающих ризалитах. "Здание имеет одностороннюю ориентацию классов, рационально распределенных по этажам: в I этаже - 4 класса, в остальных - по 6 в каждом. Оборотные классы отсутствуют. В каждом этаже [. ] рекреационное помещение. [. ] Остальные помещения школы умело сгруппированы в симметричных боковых объёмах. При данном решении появилась возможность дополнительно запроектировать достаточной площади кабинет естествознания и комнаты для общественных организаций" [2].

Одно из зданий этого проекта было выстроено в крупноблочном варианте (Московский пр., 96) в 1938 году. Переработка на крупные блоки выполнена С.В. Васильковским.

В проекте не был предусмотрен спортивный зал, их пристраивали ко многим зданиям этого проекта уже в послевоенные годы.

Крупноблочный вариант:

В [2] сообщается: "В настоящее время функционируют 32 таких школы". Это самый массовый проект школьного здания в предвоенном Ленинграде.

Обнаружено 37 здания этого проекта:

Введенская ул., 16 (пристроен спортивный зал между ризалитами);

Пр. КИМа, 24 (пристроен спортивный зал между ризалитами);

12-я линия, 51 (пристройка на всю высоту здания между ризалитами);

Ул. Маршала Говорова, 9 (пристроен спортивный зал между ризалитами, а также две пристройки со стороны двора);

Пр. Металлистов, 96, литера Б (?) подробнее здесь;

Ул. Метростроевцев, 5 (снесена в 2001 году);

Пр. Мечникова, 2 (отдельный павильон спортзала, соединенный со зданием переходом);

Московский пр., 112 (реконструирована после войны (примерно в 1954 году), пристроен спортивный зал между ризалитами);

Нейшлотский пер., 2-4 (перпендикулярно к основному корпусу пристроен спортивный зал между ризалитами);

Пр. Непокорённых, 12 к.2 (отдельный павильон спортзала, соединенный со зданием переходом);

Новолитовская ул., 7а (пристроен спортивный зал между ризалитами);

Огородный пер., 9 (пристроен спортивный зал между ризалитами);

Октябрьская наб., 48 (пристроен спортивный зал между ризалитами);

Ул. Панфилова, 23;

Пр. Раевского, 14 (перпендикулярно к основному корпусу пристроен спортивный зал между ризалитами);

Малая Разночинная ул., 2-4 (первая школа по этому проекту, 1936 год, пристроен спортивный зал между ризалитами);

Севастопольская ул., 9 (снесена между авг. 2002 и ноябр. 2003);

9-я Советская ул., 31 (пристроен спортивный зал между ризалитами);

Тамбовская ул., 17 (пристроен спортивный зал между ризалитами);

Харьковская ул., 13 (пристроен спортивный зал между ризалитами, пристроен корпус);

Ул. Шевченко, 3а (спортивный зал пристроен к одному из входов);

Пр. Энгельса, 4 (пристроен спортивный зал между ризалитами).

1. Л.Г. Бама. Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34-45.

2. Г.Д. Платонов. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.; М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954.

* Надеюсь, модераторы добавят эту информацию в соответствующие публикации.

** Ура, я осилил этот проект :)

На сайте с: 31 авг 2009

С чем и поздравляем! Теперь детсады и ясли? Мне тут опять инф. к размышлению подкинули :))

Аватар

Откуда: Санкт-Петербург

На сайте с: 16 окт 2008

__________________
Ars longa, vita brevis

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Государственная, светская общеобразовательная система появилась на территории бывшей России в XVIII в. Именно в это время возникли представления о возведении школы, как о самостоятельном виде общественного строительства, а также были разработаны первые проекты училищ. В ХIX – начале ХХ века появились уже типовые проекты, в основу которых легко строительное нормирование, отвечавшее педагогическим и санитарно-гигиенические требованиям.
Первоначально гимназии состояли из помещений учебных классов, расположенных на втором этаже, вестибюля и квартир учителей на первом. В ХIХ веке состав помещений пополнился гимнастическими залами, кабинетами физики, химии, истории и рисунка. В начале ХХ века проектировались классы пения, библиотеки, актовые залы и медицинские кабинеты. Но все эти проекты не имели отношения к учреждениям общедоступного образования. Дети бедных слоев населения по-прежнему занимались в плохо приспособленных для этого помещениях.
Развитие основного помещения-класса началось с класса приходского училища площадью 120 кв. м, который служил единым и многофункциональным помещением, где обучались дети разных возрастов. С появлением науки об охране здоровья учащихся - школьной гигиены площадь класса ограничилась 60-72 кв. м при глубине до 6-7,2 м с наполнением в 30 учащихся, предлагалась предпочтительная схема зонирования здания с ориентацией учебных помещений на юг и юго-восток.

Типовые проекты в СССР

В 1920 году было введено всеобщее начальное образование. Борьба с неграмотностью требовала переоборудования существующих зданий под школы. Новое строительство почти не велось, нормативное обоснование для него появилось на рубеже 1920-1930-х годов. Несмотря на то, что системный подход к формированию школ отсутствовал, уже тогда учитывались основные положения: возрастное разделение учащихся, организация внеурочной деятельности, спортивное и трудовое воспитание. В 1932-1934 году постановлениями правительства были установлены единые требования в организации учебного процесса, это послужило основанием для разработки программ проектирования на 280, 400 и 800 мест. Типовые здания строились в 2-4 этажа, учебные помещения составляли 60-65%, а вспомогательные-35-40% площади всего здания. Классно-урочная система с закреплением за классом отдельного помещения являлась основополагающей.

здание школы на 400 учащихся, типовой проект конца 50х годов


здание школы на 400 учащихся, реализованный типовой проект конца 50х годов XX века

Здание школы. Типовой проект 65-426/1 на 960 мест


здание школы, рассчитанное на 960 учащихся (построено по типовому проекту 65-426/1)

наиболее массовые типовые проекты школьных зданий


Здания школ наиболее массовых типов.
А - типовой проект МЮ, Б - типовой проект 65-426/1, В - типовой проект V-76,
Г - проект повторного применения И-1605А, Д - проект повторного применения И-1577А

история и типовые проекты в СССР > современные проекты школ

2009. Все права на статью принадлежат Анне Северенчук, статья размещена в рубрике"Проекты" портала Форма с согласия автора. Перепечатка запрещена.

 Школа на Садовой улице, Ленинград. Арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, 1938.

Школа на Садовой улице, Ленинград. Арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, 1938.

В первой части материала про архитектуру советских школ я рассказала про постройки периода конструктивизма. В то время структуру школьных зданий частично определяла концепция лабораторно-бригадного обучения. Предполагалось, что в школе ребята должны овладевать ремеслом, а потом без дополнительной подготовки вливаться в рабочий процесс. Чтобы детям было недалеко ходить за получением непосредственной практики, школы строились рядом с заводами. А те часто располагались на окраинах города, где пространства для школ было много, следовательно и сами школы были большие по размеру. Это позволяло решить сразу и вторую задачу — сделать школы вместительными по количеству учеников, а это важно, так как школ на тот момент не хватало. Что изменилось в 1935—50-х годах? Какие новшества привнесла сталинская эпоха? Об этом речь пойдёт далее.

Как и в период конструктивизма, в неоклассический период на архитектуру школ влияли педагогическая мысль и законодательство в области образования.

Комплектность школы — параметр, указывающий, сколько учителей приходится на четыре класса одного потока школы. В однокомплектной школе один учитель работает со всеми четырьмя классами, в двухкомплектной — по одному учителю приходится на два класса, в трёхкомплектной — один учитель обслуживает два класса, и ещё два — по одному, и в полнокомплектной школе — на каждый класс потока приходится по одному учителю.

Доля площадей, отведённых под классы, увеличилась с 35 % по сравнению с предыдущей нормой до 60—65 %. В основном это было достигнуто за счёт почти полной ликвидации лабораторных помещений и мастерских.

Из-за массовости разработки и строительства типовых школ, стандартизация комплектующих также шла полным ходом — к 1936 г. были разработаны стандарты на двери, оконные переплёты, наличники, плинтусы, ступени, плиты для лестничных площадок, подоконные доски и т. д., а также введены типовые перекрытия, колонны и перегородки.

Характерно, что изменения в стиле отразили и изменения отношений детей с государством — роль индоктринации повысилась, школьников с самого детства должна была окружать советская символика, что хорошо поддавалось реализации в неоклассицизме.

Рассмотрим следующие факты про школы этой эпохи:

  1. Школы одними из первых в СССР стали строиться по типовым проектам.
  2. Часто окна классов выходили на одну сторону — из-за требований инсоляции.
  3. Во многих школах по первым типовым проектам не было спортзала.
  4. Кубатура, отведённая отведённый на одного ученика, снизилась с 35 м 3 до 15—17 м 3 .
  5. На стенах и фасадах школ появилось пространство для идеологической пропаганды.
  6. Сначала блочные школы в конструкции были дороже кирпичных.

Школы стали одними из первых зданий, строящихся по типовым проектам, потому что школ требовалось много — и довольно в краткосрочной перспективе. Откуда брались эти проекты? Они не разрабатывались специально, а копировались с успешных индивидуальных проектов. Школа на Малой Разночинной как раз и была такой школой, построенной по индивидуальному проекту, который стал впоследствии типовым.

Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

Согласно требованию, солнце должно было светить в окна слева, чтобы, когда пишешь правой рукой, тень от неё не падала на тетрадь. Хорошим считалось расположение классов окнами на юг, допустимым — на восток, возможным, но в исключительных ситуациях — на запад (ведь занятия шли в основном в первой половине дня), а северная ориентация классов не допускалась. Есть гипотеза, что левшей переучивали в правшей именно поэтому, но прямых подтверждений тому нет.

12. Школа № 112 Выборгского района, пр. Пархоменко 13, Ленинград (арх. Н. А. Троцкий, А. С. Мартынов, М. И. Чурилин, 1935).

В школе по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина также располагалась квартира директора! В эпоху конструктивизма такое тоже было возможно, иногда рядом со школой строили специальные небольшие домики для поселения там персонала.

Изображение 3 — Школа № 112. В настоящее время здесь находится Налоговая инспекция Выборгского района. Изображение 4 — План школы по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина.

13. Школа № 1384 в Москве (арх. Л. А. Степанова, 1949—1950) построена по проекту, характерной чертой которого были стены из красного кирпича. Такие здания строились преимущественно в Москве.

Классы в этом проекте располагались по две стороны коридора, поэтому последний был слишком тёмным. Этот недостаток Степанова ликвидировала в своём следующем проекте. Появляется также спортзал — на последнем этаже, поэтому на третьем этаже занятия проводились под аккомпанемент стука мячей.

Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

14. Школа № 171 на ул. Маяковского в Ленинграде (арх. М. Я. Климентов, 1950) имеет в простенках медальоны с портретами Маяковского, Мичурина, Ломоносова и Пушкина.

Далее по улице Маяковского, дом № 26, у школы № 194, на медальонах в простенках изображены дети, занимающиеся спортом и культурой.

Изображение 6 — Декор на школе № 171 на ул. Маяковского. Изображение 7 — Фигуры с медальонов на фасаде Юсина пронзительно смотрят на нас. Изображение 8 — Медальон со школы № 194 в Ленинграде, 1940.

Литература

Алёшин П. Ф., Маринченко А. И., Колесников В. В., Архитектура школьных зданий. Киев : Изд-во Акад. архитектуры УССР, 1952.

Рогачев А. В., Москва. Великие стройки социализма, М. : Изд-во: Центрполиграф, 2014.

Примечание

Читайте также: