Терри джонсон ночь в отеле краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

COVID-free. На все спектакли с 28 октября 2021 допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).

Представьте, что в 1953 году в номере нью-йоркского отеля совершенно случайно встретились всемирно известные Актриса, Спортсмен, Сенатор и Ученый. Прототипы этих персонажей понятны сразу, хотя и не названы автором. Всю пьесу нам придется стоять на пороге доверия к происходящему. Вероятность этой встречи стремится к нулю, однако для нее были причины и о ней ходят слухи.

Если встреча состоялась – о чем бы говорили эти люди, владевшие воображением, умами и жизнями миллионов?

Пьеса Джонсона остается актуальной настолько, насколько продолжают быть актуальными секс, ум, сила и власть. Но у этих четверых есть своя, разворачивающаяся на фоне их глобальной славы и влияния история. Она кажется незначительной, но теперь нам известно, что все на свете относительно…


Юбка на ветру

Кстати, об анекдотах. По крайней мере два из четырех персонажей спектакля многократно в них фигурировали. Речь идет о Мэрилин Монро и Альберте Эйнштейне. В пьесе они именуются Актрисой и Профессором, но когда-то в Royal Court Theatre решили, что герои — опять же для привлечения публики — должны походить на конкретных людей. Рядом с Альбертом и Мэрилин возник муж актрисы бейсболист Джо ди Маджио, фигура в России почти неизвестная, а в Америке 1950-х — культовая (в пьесе — Спортсмен), и суперпопулярный в те же годы политик Джозеф Маккарти (Сенатор). Согласно фантазии Терри Джонсона, при встрече знаменитости сильно потрепали друг другу нервы. Исходя из этого, он создал крепкую пьесу с добротными диалогами и грамотными манками вроде нежданного мужа и перепутанных дверей. Персонажи тоже выписаны основательно — каждый со своим наболевшим, так что у хороших актеров трудностей не возникает.


Авангард Леонтьев играет своего Эйнштейна большим ребенком: непослушная шевелюра, трогательная пижамка, обезоруживающая улыбка. И натуральные слезы при воспоминании о том, сколько людей погубила атомная бомба, к созданию которой он оказался причастен. Ученый погружен в науку, но находит время и желание сострадать хорошенькой женщине и противиться натиску политика, заигравшегося в несгибаемого борца с коммунизмом.

Темпераментный спортсмен с тяжелой челюстью (брутальный Сергей Угрюмов), застав супругу за научной беседой, бешено быкует и ревнует, но находит в себе силы признать: если любишь, нужно доверять. Минусом действия можно считать неоправданные децибелы — актеры повышают голос и к месту, и не к месту. Между тем зал в подвале на улице Чаплыгина крохотный, и сказанное негромко, во-первых, действеннее, а во-вторых, слышно и в последних рядах.

Миф о Маккарти


Совсем не злоупотребляет ором Михаил Хомяков в роли Сенатора (он же Джозеф Маккарти). О нем разговор особый, можно сказать, теоретический. Дело в том, что в восприятии спектаклей об исторических персонажах есть интересная закономерность. Если, выйдя из зала, хочется дополнительно узнать о ком-то из персон, — это успех. И автора, написавшего яркий образ, и актера, его воплотившего. При всех симпатиях к героям желание обратиться к первоисточникам возникает только при виде Сенатора. В спектакле он хитрый, умный, что называется, прожженный, но при этом в чем-то наивный и даже трогательный. Реальный дуболом Маккарти, записавший в сторонники коммунизма пол-Америки, вряд ли был на него похож, но такова сила искусства: теперь при упоминании политика в памяти возникнет его неоднозначное воплощение Михаилом Хомяковым. Наверное, так рождаются мифы.

С точки зрения драматургии создание Терри Джонсона абсолютно классицистское — с соблюдением трех единств. Сюжет — без ответвлений. Время — осенняя ночь 1953 года (в качестве подтверждения даты сцену от зала отделяет ржавый железный занавес: намек на политическую ситуацию 1950-х). Место — номер нью-йоркского отеля, обставленного, судя по внушительной мебели, в эпоху ар-деко и когда-то шикарного. За распахнутым окном во всем великолепии предстает Нью-Йорк с его небоскребами, огнями и шумами.

В этом суетливом мире всё относительно — любовь, ревность, научные открытия, политические интриги и спортивные победы. Единственное, к чему кощунственно применять эту теорию, — человеческая жизнь. Она величина абсолютная. Напоминается об этом без затей, но действенно. За несколько минут до того Эйнштейн извинялся за атомную бомбу и вот что-то прилетело: гремят взрывы, лопаются лампы. Мораль? Случись что, не спасут ни ум, ни власть, ни секс, ни сила. Всё превратится в прах безотносительно статуса, Insignificance, одним словом.

Мерзкий скрежет. Железный занавес не может подниматься тихо и незаметно, без дискомфорта для окружающих. В зале, как назло, еще холодно и тесновато — ощущение тревоги окрашивает ожидание первой реплики.

В одной маленькой комнате, похожей на приличный гостиничный номер, встретятся четыре исторических персонажа. Это фанфик по пейрингу Монро/Эйнштейн, спектолекция о теории относительности, грустная комедия… Это много чего. И еще спектакль без имен персонажей. Они не нужны, потому что вы совершенно точно узнаете прототипы с первой секунды.

Время от времени знакомые, полузнакомые и даже незнакомые люди, начитавшись моих фейсбучных отзывов о спектаклях, просят посоветовать им то или иное зрелище.

Это трудная миссия. Особенно, если я не знаю вкусов, бэкграунда, образования, пристрастий этих людей. Посоветуешь так от чистого сердца, а они потеряют время, нервы и деньги.

То, что я написал про премьеру в Театре Олега Табакова, - это вовсе не совет срочно покупать билеты на "Ночь в отеле". Это просто информация для вас. А дальше уж решайте сами.


Читайте также: