Наказания в японских школах

Обновлено: 05.07.2024

Требования перекрашивать натуральные каштановые волосы в чёрный цвет, учителя-мужчины, проверяющие цвет трусов учениц, запреты на применение крема от загара и защитного крема для губ – в японских школах применяются весьма странные ограничения и правила. Сунага Юдзи, один из инициаторов движения за пересмотр школьных правил, указывает, что такие правила и строгость их применения могут стать одной из форм издевательства.

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

В октябре 2010 года в Осаке одна старшеклассница подала в суд иск к администрации преф. Осака о возмещении морального ущерба. Причина в том, что в префектуральной школе от неё неоднократно требовали перекрашивать в чёрный цвет её волосы, каштановые от природы. Насколько сообразуется с образованием нелепое требование менять врождённую особенность человека? Проблема унизительных школьных правил, которая довела школьницу до обращения в суд, получила в Японии широкий резонанс.

В школе, где учится эта школьница, запрещено красить или осветлять волосы. Перед поступлением в школу от её матери потребовали подтвердить, что это – естественный врождённый цвет волос, однако потом от девочки стали требовать красить волосы в чёрный цвет и придирались к тому, что окрашено недостаточно или неравномерно, часто требовали перекрасить, не давали ей участвовать в школьных праздниках и экскурсиях. Когда ей сказали, что если она не красит волосы в чёрный, то необязательно и посещать школу, вынуждая её к прогулам, она обратилась в суд с обвинением в издевательстве со стороны школы.

Проверка школьных правил в масштабах всей страны проводится впервые

Объективно говоря, такое обращение с детьми ненормально, однако подобные нелепые и нелогичные правила есть далеко не только в той префектуральной школе. Этот случай стал поводом для борющихся с издевательствами организаций для начала движения за отмену унизительных правил. Они начали особую проверку положения дел со школьными правилами и ищут способы, позволяющие добиться отмены таких правил.


Школьные правила – стресс и для детей, и для преподавателей

Сунага Юдзи говорит, что проблема не исчерпывается только нелогичностью школьных правил. Дело ещё и в том, что на их основании применяются телесные наказания, и даже более того, ученикам иногда выдвигают требования, которые даже не следуют напрямую из этих правил, из-за чего дети испытывают излишний стресс. Таким образом, такие правила порождают проблемы второго и третьего уровня.

К примеру, если кто-то один нарушил правила, ответственность могут возложить на весь класс, могут громко отругать перед другими учениками. Такими методами учеников запугивают, чтобы они и не вздумали нарушать правила школы, и ученики начинают следить друг за другом. Как средство самозащиты они стремятся нисколько не выделяться из общего стандарта, а то меньшинство, которое всё-таки выделяется, бойкотируют. Это иногда становится причиной издевательств, и нередки случаи, когда дети просто не могут жить в такой напряжённой обстановке и отказываются посещать школу.

По его словам, одна женщина призналась, что очень переживала, не нарушает ли она правила ношения школьной формы даже в мелочах, ей было тяжело в обстановке, когда одноклассники следили друг за другом даже в большей степени, чем требовали правила, и начала пропускать школу, а один мужчина, родившийся в международном браке между гражданами Японии и США, рассказывал, что со стороны учителей к его цвету волос никто не придирался, но одноклассники, привыкшие отвергать всех, кто выделяется, обвиняли его в нарушении правил, так что ему пришлось отказаться от посещения школы.

Сунага Юдзи считает, что одной только критикой учителей и школы проблему не решить. На самом деле на сайт проекта пишут не только измученные школьными правилами ученики, там раздаются и крики о помощи со стороны учителей. Они пишут, что сами не понимают, чем обоснованы правила и не могут это объяснить детям, но обязаны следить за их соблюдением. Чувствуя противоречивость правил, не могут ничего с этим поделать, потому что на собраниях работников школы побеждает мнение вышестоящих, у которых есть право голоса – директора, завуча и т. п. Пишут, что учителей, которые становятся на сторону учеников, могут и отстранить от работы. Таким образом, становятся очевидны и актуальные проблемы учителей, зажатых в тисках между школьной системой и интересами учеников.

Позитивный подход вместо запретов

Сунага Юдзи убеждён, что не имеет смысла ещё более усложнять ситуацию для учителей, которые и без того загнаны в угол. Учителя запрещают, школа запрещает, министерство образования запрещает, а Сунага считает, что сейчас нужен другой, позитивный подход – рекомендовать, как что можно улучшить и т. п.

В рамках проекта движения за упразднение унизительных школьных правил будут запрашивать открытости этой информации и собирать правила всех школ, обсуждается и возможность опроса учителей. Сунага Юдзи говорит, что до сих пор системы оценки и проверки эффективности школьных правил практически не было. Вот, например, зачем нужно правило о форме причёски? Достигается ли воспитательный эффект за счёт его выполнения? Если оно нерезультативно, то его стоит пересмотреть, и за счёт этого снизится нагрузка и на тех, кто обязан следить за его выполнением, и на тех, кто обязан выполнять. Он рассказывает, что они выступают не за беспорядочную отмену всевозможных правил, а считают, что может быть найден новый путь, если исследовать правила и предложить способы их улучшения.

Сунага Юдзи считает, что причиной такого тяжёлого положения в Японии является слишком малое количество альтернатив обычной школе. Образование втиснуто в учебные планы, где определены правильные ответы и система оценок, а строгие правила приводят к стремлению к одинаковости. Однако он уверен, что выбор всё же есть, и из школы можно уйти. Если же и продолжать ходить в школу, то не выполнять, как сказано, правила и не требовать их отмены – имеются и другие пути.

Сунага говорит, что у такой небольшой группы, как у них, есть свои пределы возможного, и они были бы рады сотрудничать с другими людьми, которые хотят изменить ситуацию к лучшему.


Сунага Юдзи, выступающий за отмену унизительных школьных правил

Фотография к заголовку: Kazpon / PIXTA (Статья на японском языке опубликована 5 июня 2018 г.)


Нужно ли детей наказывать? Однозначно – да. В этом едины все педагоги всех народов мира. Но у каждой страны – свои представления о том, с какого возраста это допустимо, а также – каким может быть наказание для ребенка. Поговорим сегодня о системе наказания, принятой в Японии.

Япония – страна передовых технологий, в которой в невероятно стесненных по славянским меркам условиях живут невероятно работоспособные, вежливые и послушные люди. Как японским мамам удается воспитать таких детей? И приемлем ли их опыт воспитания для нас? Давайте подумаем вместе.


Жизнь без наказаний прекрасна и светла

В Японии высоко ценятся традиции. В том числе и традиции в педагогике. В трудах средневековых японских философов главенствует мысль о том, что в детстве (до 5 лет) детей наказывать нельзя. Поэтому маленьких детей в Японии не то что не наказывают, им даже замечания не делают. Мама может даже извиниться перед ребенком за то, что она не уследила за ним и он разбил дорогую вазу. Согласитесь, найти такую маму на славянских просторах невозможно. Не ударить ребенка, не накричать – да, это возможно. Но извиняться перед ним…


Как наказывают детей в японской школе


Японских детей наказывают отлучением от коллектива

Из такой системы воспитания естественно вытекает и система наказаний: ребенка отлучают от коллектива. В японских селах, например, могут выставить ребенка за дверь дома и оставить одного в полной темноте и одиночестве. Пожалуй, самым жестоким наказанием, о котором рассказывают повзрослевшие дети, является… привязывание ребенка. К дереву, к стулу в темной комнате и полной тишине. Цель наказания – та же: дать в полной мере почувствовать, как это страшно – быть одному, выпасть из коллектива.


Зачем вообще наказывать детей

Позволю себе личное мнение: наказание для ребенка необходимо, так как с раннего детства ребенок должен привыкать к мысли, что у каждого поступка есть следствие. И оно может быть как плохим, так и хорошим. Родители, воспитывая детей, в некотором смысле принимают на себя роль кармы: за добро получаешь добро, а зло непременно возвращается к тебе же. Это, конечно же, очень прямая, лаконичная формула, из которой множество следствий и исключений. Поэтому ребенка нельзя наказывать сгоряча - легко превысить границу справедливости. Второе правило, на мой взгляд - не унижай! Вот и все, если кратенько:)


Как то я помню мы с интересом обсуждали примеры молодежной моды Японии и удивлялись как японцы на счетах считают. А вот в школах у них оказывается очень строгие правила. Они конечно не спят на партах, как китайские школьники, но многие японские правила я бы с удовольствием увидел и у нас в школах.

Вот собственно некоторые из них .

Опоздание на уроки наказуемо

Как наказывают в школах Японии

Это характерно для японских школ. В школе надо быть точно в 8.30! Тот, кто опоздал пять раз, обязан будет заниматься уборкой школы и в течение недели каждый день приходить намного раньше в школу.

Уборка школы - дело рук самих школьников

Как наказывают в школах Японии

В японских школах нет техработниц. Учащиеся сами убирают школьные помещения: классы, где они учатся, коридоры, бассейны.

Прием пищи в классных комнатах

Как наказывают в школах Японии

Ученики кушают в тех же помещениях, где они учатся. Обслуживают они сами себя. Выбрасывать еду не разрешается, все должно быть съедено!

Уроки плавания очень важны

Как наказывают в школах Японии

Уроки плавания входят в учебный план. Во многих школах есть свои бассейны. Если ученик не научился плавать во время учебного года, то он обязан посещать уроки плавания летом, во время каникул.

Использование мобильных телефонов в школах строго запрещено

Как наказывают в школах Японии

Ученики могут начать пользоваться своими мобильниками только после окончания уроков.

Летние каникулы длятся 5-6 недель, с 20-го июля по конец августа

Как наказывают в школах Японии

Ученики могут даже во время летних каникул по своему желанию посещать школу, чтобы принимать участие в каких-либо мероприятиях.

Всем ученикам до 18 лет быть вне дома разрешается только до 22.00

Как наказывают в школах Японии

В разных городах к этому правилу относятся по-разному. Но в основном оно соблюдается. Так, в таких больших городах как Токио и Иокогама, ученикам запрещено после 22.00 посещать кинотеатры или ходить в гости.

Строгие требования к внешнему виду

Как наказывают в школах Японии

Ученикам не разрешается делать макияж, носить цветные линзы, красить волосы и ногти, а также выщипывать брови. Это характерно для многих японских школ.

Уважительное отношение к старшим

Как наказывают в школах Японии

Ожидается, что ученики будут кланяться учителям в начале урока и по его окончанию.

Требования к прическам мальчиков и девочек

Как наказывают в школах Японии

Запрещено красить волосы, носить повязки разного вида на голове. Юношам запрещено иметь усы и бороды, они должны быть всегда хорошо выбриты.

Нельзя вносить изменения в школьную форму

Как наказывают в школах Японии

Ученики должны носить такую школьную форму, как это предписано школой. Никакие изменения в ней или украшения не допускаются.

Замена учителей отсутствует или делается очень редко

Как наказывают в школах Японии

В японских школах нет такого понятия как замена учителей. Если учитель заболел или отсутствует по какой-то другой уважительной причине, то его никто из коллег не заменяет. Ученики должны сидеть в классе и самостоятельно выполнять задания, которые им будут даны. Иногда в класс может зайти другой учитель, чтобы проконтролировать положение дел.

Пестрота в верхней одежде не допускается

Как наказывают в школах Японии

Куртки и свитера должны быть темными: темно-синего, черного или серого цвета. Ювелирные изделия также запрещены.


Традиционное японское воспитание, основанное на принципах конфуцианства, было очень суровым (Михайлова, 1988). Знаменитый японский ученый XVII в. Ямага Соко говорил, что как только учение начинает приносить удовольствие, его цель искажается, поскольку исчезает желание самосовершенствования. Это – полная противоположность мнению западноевропейских просветителей, в частности Локка.

В японских школах телесные наказания законодательно запретили раньше, чем во многих западных странах, однако далось это нелегко. Впервые запрет ввели еще в 1879 г., но в 1885 г. его отменили, в 1890-м восстановили, в 1900-м снова отменили, а в 1941-м опять восстановили. После Второй мировой войны, в 1948 г., Министерство юстиции окончательно запретило бить и шлепать детей, заставлять их подолгу стоять на коленях или в неудобной позиции, не разрешать посещать туалет или есть свой завтрак.

По данным опроса шестисот матерей 13-летних школьников, проведенного научно-педагогическим центром Benesse Corporation, за годы учебы в начальной школе не подверглись телесным наказаниям лишь 44 % детей. С возрастом число наказанных детей увеличивается, причем мальчиков наказывают чаще, чем девочек. Сами дети реагируют на телесные наказания неоднозначно. Почти половина считают полученное ими наказание суровым или слишком суровым. Половина школьников готовы принять или вытерпеть телесное наказание, но 30 % опрошенных невзлюбили после этого своих учителей, а продолжают их любить только 5 %. Что касается матерей, то 50 % считают полученное их ребенком телесное наказание заслуженным, 16 % так не думают, а протестовали против незаконных действий учителя только 20 %. 14 % матерей считают, что наказание было эффективным средством поддержания дисциплины, 68 % одобряют эпизодическое наказание и лишь 17 % осуждают его при любых обстоятельствах. Процент отцов, одобряющих телесное наказание, значительно выше, чем матерей (50 против 30). Многие родители, которые сами не любят наказывать своих детей, считают свои воспитательные методы слишком мягкими и даже просят учителей наказывать своих чад построже.

Что касается японской семьи, то в ней телесные наказания пока остаются легальными. Сравнительные исследования японских, канадских и американских семей показывают, что разница между ними в этом отношении не столько количественная, сколько качественная. Чтобы выяснить, как молодые люди относятся к телесным наказаниям и другим методам дисциплинирована, а также каков их собственный опыт в этой сфере жизни, 227 студентам американских и японских колледжей предложили оценить четыре разных сценария воспитания. Оказалось, что практический опыт телесных наказаний у юных японцев и американцев более или менее одинаков: телесным наказаниям подвергались 86 % японцев и 91 % американцев. Однако американцев чаще, чем японцев, били каким-либо предметом, причем американские взрослые предпочитали бить детей по ягодицам и рукам, а японские – по голове и лицу. Кроме того, юные японцы точнее американцев знали, за какие именно проступки их наказывали (Chang et al., 2007).

Главные исторические сдвиги в японской, как и почти в любой другой семье, связаны с изменением отцовской и материнской ролей (Shwalb et al., 2010). Традиционный образ грозного отца, которого старая японская поговорка уподобляла землетрясению, грому и молнии, явно не соответствует современным условиям. Однако эти изменения касаются скорее нормативных образов и установок, нежели психологических черт японских мужчин.

Как же японские родители добиваются послушания? Может быть, они чаще европейцев прибегают к поощрению и похвале, чем к наказанию или осуждению? Нет. По наблюдениям Дж. Хендри (Hendry, 2003), японские матери сравнительно редко хвалят своих детей, нечасто упоминается похвала и в учебниках педагогики. Японские родители, учителя и спортивные тренеры чаще прибегают к критике, чем к похвале. Ребенок усваивает сделанные ему замечания и старается не повторять допущенных ошибок. Однако, в отличие от многих европейцев, японцы стараются не задевать самолюбие и достоинство учащихся. Оценке подвергается не личность ребенка, а его конкретная деятельность, уровень компетентности и т. д. В последние десятилетия этот подход получает все более широкое признание и в западной психологии.

Восприятие японскими детьми социальных ролей и поведения их отцов и матерей сегодня мало отличается от представлений австралийских, английских, североамериканских и шведских подростков (Goldman J., Goldman R., 1983; Bankart С. P., Bankart В. М., 1985). Это касается и распределения наказаний. Сравнение репрезентативной выборки японских и американских отцов и их детей-тинейджеров показало, что американские отцы, в соответствии с их медийными образами, проводят со своими детьми больше времени, чем японские, но оценка отцов японскими детьми меньше зависит от этого фактора, здесь действуют более тонкие зависимости. При сравнении группы канадских и японских семей (Steinberg, Kruckman, Steinberg, 2000) японские отцы выглядят более традиционными: они реже присутствуют при родах, реже берут на это время отпуск и т. д. Однако они заботятся о ребенке значительно больше, чем ожидали исследователи.

Городской совет этим не удовлетворился. В 2008 г. местные власти провели новое исследование с целью выяснить, как самоуважение детей и взрослых связано с условиями их развития, включая телесные наказания. Оказалось, что взрослые с высокой степенью самоуважения телесно наказывают своих детей почти вдвое реже тех, у кого самоуважения маловато. В частности, политики и чиновники с низкой степенью самоуважения наказывают своих детей физически значительно чаще, чем с высокой. Телесные наказания отрицательно сказываются и на детях. Дети с высокой степенью самоуважения чувствуют, что взрослые относятся к ним внимательно, выслушивают их и т. д. Зато дети с низким самоуважением значительно чаще испытывали телесные наказания со стороны своих родителей и опекунов. В целом исследование показало, что когда взрослые причиняют им боль, дети воспринимают это послушно и терпеливо. Но такая реакция типичнее всего для детей с низким самоуважением. Эти дети редко высказывают взрослым свои подлинные мысли и чувства. Иными словами, телесные наказания тормозят формирование гражданственности и социальной активности. Может быть, эта информация поможет дальнейшему смягчению нравов?

Остается пожелать городскому совету Кавасаки успехов в его трудной работе. Похоже, что там городские власти не используют детей для собственного пиара, а действительно любят их.

Подведем итоги.

1. Телесные наказания – древнейшая и универсальная форма дисциплинирования детей, однако оценить их смысл, функции и историческую динамику можно лишь в широком социокультурном контексте.

2. Подобно тому, как образ ребенка – плоть от плоти принятого в обществе образа человека, так и степень распространенности и интенсивности телесных наказаний детей – плоть от плоти принятых в обществе форм наказания и дисциплинирована взрослых.

3. Эволюция отношения к телесным наказаниям и соответствующих педагогических практик содержательно и статистически связаны с целым рядом социально-экономических и культурных факторов (социальная сложность, культура насилия, количество социализаторов, неравенство возможностей и власти и т. д.), соотношение которых проблематично.

4. Один из главных факторов, определяющих распространенность телесных наказаний детей, – религиозные установки и ценности, причем различные религии в этом отношении неодинаковы.

Глава 2
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Цивилизации основывались и поддерживались теориями, которые отказывались подчиняться фактам.

От религиозного дискурса к педагогическому

Если от кросскультурных, этнографических и религиоведческих исследований перейти к обычной нарративной истории, то телесные наказания детей представляются всеобщими, но далеко не единообразными. Особенно много вариаций наблюдается в приписываемых им смыслах и в способах их легитимации. Чем большая ценность и автономия приписывается ребенку и чем сложнее становится процесс его социализации, тем сильнее религиозный дискурс дополняется, а затем и вытесняется педагогическим, в фокусе которого стоит подразумеваемая забота о благе ребенка. Однако эмпирические данные на сей счет фрагментарны и выглядят скорее иллюстративными, нежели доказательными.

Уже в античной Греции стили воспитания детей и тем более методы их дисциплинирования не были единообразными.

В Спарте, где воспитание детей было коллективным и нацелено прежде всего на подготовку воинов, дисциплина была суровой и единообразной, причем следили за ней не только взрослые воспитатели пайдономы, но и их помощники из числа старших подростков – ирены, или эйрены. При посвящении в эйрены, 14-летних мальчиков подвергали различным болезненным испытаниям, в том числе публичной порке, которую они должны были вытерпеть без стонов и слез. После этого они становились помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков и получали право физически наказывать их.

В Афинах система социализации детей была более дифференцированной и индивидуализированной. Мальчиков здесь воспитывали отдельно от девочек, а коллективное воспитание дополнялось домашним. Без телесных наказаний не обходилось ни то ни другое.

О том, что детям по природе свойственно непослушание, которое приходится преодолевать силой, пишет и Аристотель (Политика, VII, 17)

Важно иметь в виду, что педагог не столько обучал ребенка (этим занимались специально обученные профессиональные и дорогие учителя-наставники), сколько дисциплинировал его. Технику и инструменты порки античные авторы подробно не описывают (возможно, из уважения к свободнорожденным детям).

В дальнейшем это становится фундаментальным положением древнегреческой теории воспитания – пайдейи.

В отличие от раба-педагога, наставник-философ всегда описывается уважительно. Статусно-возрастные различия не исключают некоторого равенства. Это взаимоотношения свободных людей, ведущих диалог, в котором силовые аргументы не работают.

Понятие Учителя с большой буквы, к которому позже апеллирует христианство, формируется именно здесь.

Но не в обычае нигде, чтоб был сечен родитель.

А кто обычай этот ввел – он не был человеком,
Как ты, да я? Не убедил речами наших дедов?
Так почему же мне нельзя ввести обычай новый,
Чтоб дети возвращать могли родителям побои?
А порку, что досталась нам до нового закона,
Смахнем со счетов и простим за давностию срока.
Возьмите с петухов пример и тварей, им подобных,
Ведь бьют родителей у них, а чем они отличны
От нас? Одним, пожалуй, тем, что кляуз они не пишут.

Однако бить ребенка – значит уподоблять его рабу, воспитательный эффект этого весьма проблематичен. В поздней Римской империи противоречие между телесными наказаниями и свободой философски уже осознано. По мнению философа Сенеки, телесные наказания – законное, но самое крайнее средство воспитания. Для Плутарха ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. В трактате о воспитании детей Плутарх писал, что поощрения и объяснения влияют на ребенка значительно лучше, чем удары или жестокое обращение. Больше подобая рабам, чем свободнорожденным, телесные наказания делают детей робкими и нерешительными. В качестве положительного примера Плутарх ссылается на Катона, который говорил, что мужчина не должен налагать руки на то, что ему дороже всего, – жену и детей. Когда его сын подрос, Катон сам начал учить его чтению. У него был образованный раб, который с успехом учил других детей, но Катон не хотел, чтобы его сын выслушивал нотации со стороны раба, а если мальчик не выучит урок, чтобы раб драл его за уши.

Но это не мешает Августину, как и другим отцам церкви, видеть в детских проступках не проявление невинности, а подлежащий силовому лечению знак первородного греха.

Читайте также: