Мотивация оценки в школе

Обновлено: 05.07.2024

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Разработанный нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой
30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.
Методика может быть использована для исследования эффективности учебно-воспитательного процесса в том или ином классе, для выбора оптимальных условий обучения, для определения готовности детей к школе, для оценки динамики школьной адаптации/дезадаптации.
При необходимости можно использовать либо только детские рисунки, либо только анкету.
Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).

СХЕМА ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему).
2. Сюжет (что именно изображено).
3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
4. Цветовое решение.
5. Динамика изображения.
6. Правильность рисунка.
7. Законченность рисунка.

Техника и манера исполнения рисунка принимались во внимание, если они свидетельствовали о каких-то психологических свойствах учащихся.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.
Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п.
Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).
Анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.




А — наиболее типичный рисунок в первом классе (учебная мотивация)

А — наиболее типичный рисунок в первом классе (игровая мотивация)

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы. Автореф. канд. дисс. М., 1979.
2. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, 1986, № 1.
4. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. канд. дисс. М., 1985.
5. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку. В сб.: Психопатология и психопрофилактика детского возраста. /Под ред. В.А. Гиляровского. М.: Изд-во Мосздравотдела, 1929.

6. Шуберт А.М. Рисунок аномального ребенка как материал для психологической характеристики. В сб.: Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Влияние оценивания на повышение учебной

мотивации обучающихся

Остапенко Алла Михайловна

Мотивация – это тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

В психологии различают понимаемые и реально действующие мотивы. Обучающиеся в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их заниматься учебной деятельностью. Как отмечают исследователи, в мотивации школьников отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся хорошо понимают объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей.

Не все школьники понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому школьники стремятся к ней не столько ради знаний, сколько ради повышения своего престижа.

Я считаю, что в дальнейшем, когда обучающиеся будут работать в таком стиле на всех уроках, этой проблемы уже не будет. либо она не будет такой острой. Выручает то, что урок химии относится к естественно-математическому направлению, ближе к точным наукам. Поэтому иногда критерии конкретно для тестовых заданий, для решения упражнений - ясные и прозрачные. Огорчает в работе, что ребята не достаточно объективно относятся к самооцениванию и взаимооцениванию, то есть их надо обучать честному оцениванию, доверительным отношениям. Словом, еще много проблем, которые надо решать. Работать самой, осваивая разнообразные формы и методы, очень много работать с детьми в данном направлении, важно всем вместе работать над решением этой проблемы, тогда и будет результат.

Цель оценивания – создание обратной связи между учеником и учителем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Оценивание – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оно влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценивания становится благотворным при наличии доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

На сегодняшний день повышение мотивации обучающихся очень важная тема, и работы предстоит еще много, каждый урок маленький шажок, маленькое изменение - если так будет, потом можно похвастаться какими-то достижениями. А пока – это просто труд, ежедневный и очень важный.

О зависимости мотивации школьников от оценок, об амбициозных родителях и о том, легко ли учителю ставить двойки.

Как известно, в основе человеческой деятельности лежат мотивы, и дети здесь не исключение. Мотивацию принято разделять на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это когда ты делаешь что-то, потому что иначе ты чего-то не получишь или получишь нечто нежелательное. Внутренняя – когда ты делаешь что-то, потому что на самом деле хочешь это делать, то есть имеешь искренний интерес к задаче.

Те, кто ждут от школьников, особенно младших, последнего – наивны или просто слабо знают детскую психологию. Иметь искренний интерес к учебной задаче – удел особо одаренных (в положительном смысле!) детей, а уметь этот интерес в детях разжечь – способность, которой не каждый учитель обладает.

Но давайте говорить откровенно, внутренне замотивировать себя на заучивание спряжений глагола aller третьекласснику, как ни крути, трудно. У детей младшего школьного возраста внутренняя мотивация вообще развита слабо, и уж тем более ее не хватает на глаголы. Не всем можно увлечь, а учеба – это не только увлекательно, но и трудно. И учить спряжения глаголов трудно. И читать лень. И математику я делать не хочу, потому что я ее не понимаю.

И здесь уже приходит время вспомнить о такой полезной вещи как дисциплина, а в качестве внешнего мотиватора, в числе прочего учительского инструментария, приглашается Ее Величество Отметка.




Я также столкнулась с тем, что родители воспринимают оценку за отдельный, вполне конкретный вид работы, как оценку знания ребенку по предмету вообще.

Родители: Оценка как оскорбление

Но полученная двойка этого не означает. Она означает лишь то, что ребенок в определенных заданиях на определенную тему совершил определенное количество ошибок, что позволило учителю оценить работу неудовлетворительно. Двоек как раз не надо бояться! Я бы даже сказала, их надо любить. Потому что они дают толчок к развитию. Бояться надо троек и самоуспокоенности.

Младшеклассники: Оценка как выигрыш или проигрыш

Ученики младших классов воспринимают оценки как приз. Они много трудились, много трудились их родители, они представили свой труд на обозрение учителю и несут домой трофейную пятерку. Все довольны.

Если пятерки не случилось, а случился, например, трояк – это может расстроить не только ребенка, но и всю семью, потому что дома с младшеклассником учатся все.

Класса с пятого отношение как детей, так и родителей, к оценкам, становится, как правило, несколько спокойнее. В старших классах так и подавно: там все внимание отдано подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Мой скромный опрос среди старшеклассников тому подтверждение.

Старшеклассники: Оценка как “ну ок”

Вывод

Но двойка не говорит о том, что ребенок бездарь, равно как и пятерка не свидетельствует о его гениальности. Дети, к счастью, это чаще всего понимают, судя по опросу. Хорошо бы, чтобы и родители тоже понимали.

Всем хороших отметок в последней четверти! Садитесь, пять!:)




Автор статьи: Анна Давыдова – учитель французского языка в ГБОУ "Школа 1270-Вектор".


В статье исследуется проблема влияния отметки на учебную мотивацию младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что отметки, имеющие доминирующее значение в установлении социального статуса ребенка, тормозят процесс развития учащихся.

Ключевые слова: отметка, учебная мотивация, оценочная деятельность, младшие школьники, развитие учащихся.

Abstract. The paper investigates the problem of influence of the mark on the learning motivation of junior schoolchild. Experimentally proved that the marks having a dominant role in establishing the social status of the child, inhibit the development of students.

Keywords: mark, learning motivation, assessment, junior schoolchild, the development of pupils.

В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий. Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В психологии различают понимаемые и реально действующие мотивы. В младшем школьном возрасте учащиеся в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их заниматься учебной деятельностью [1].

Как отмечают исследователи, в мотивации младшего школьника отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей. Не все младшие школьники понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку [3, с. 175].

Из-за того что, младшие школьники придают большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела иной смысл, чтобы учащиеся рассматривали ее как показатель их уровня знаний и умений. Особого внимания учителя требует отметочная мотивация, так как она таит в себе опасность в формировании эгоистических побуждений, отрицательных черт личности учащихся.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения отношения младших школьников и их родителей к оценочной деятельности учителя, выявления зависимости отношения к отметке и характера учебной мотивации у детей.

1. Проанализировать теоретические позиции исследователей в области педагогики и психологии по проблеме влияния оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации школьников на начальном этапе обучения.

2. Выявить варианты восприятия детьми оценочной деятельности учителя.

3. Выявить особенности восприятия родителями оценочной деятельности учителя.

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 учащихся второго года обучения, так же были опрошены 19 родителей этих учащихся для определения значимости для них отметки их детей.

Основным методом сбора фактических данных выступил метод анкетирования. Нами были разработаны 2 варианта анкет: первый – для учащихся, состоящий из 7 прямых вопросов; второй – для их родителей, состоящий из 8 открытых вопросов, сформулированных в форме незаконченных предложений. Все вопросы анкет взаимосвязаны и ответы на них рассматривались в позиции отношения детей и родителей к оценочной деятельности учителя, выявления зависимости отношения к отметке и характера учебной мотивации у детей.

Остановимся подробнее на результатах анкетирования детей и их родителей.

Анкета для школьников.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что во втором классе для учащихся (42%) отметка выступает важным мотивом учебной деятельности.

Анкета для родителей.

Анкета, составленная из 8 незаконченных предложений, проводилась для определения степени влияния оценочной деятельности учителя на отношение к ребенку в семье.

Т.о., для большинства (87,6%) родителей школьные успехи детей играют очень важную роль. По отметкам они судят о личности ребёнка, и с их помощью влияют на поведение детей, формируя отношение его к школе и себе как к школьнику. И только небольшая часть родителей (12,4%) относятся к ребенку безоценочно.

Дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. В нашем исследовании отчетливо прослеживается тот факт, что отметка влияет на мотивацию учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние в целом.

В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей. За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь на отметках в дневнике и классном журнале [2, c. 95].

2. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. – М.: Владос, 2000. – 104 с.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, отметка, ребенок, оценочная деятельность учителя, мой ребенок, оценочная деятельность, учащийся, учебная мотивация, школьник, учитель.

Читайте также: