Проблемы недостаточного уровня финансовой грамотности руководителя школы

Обновлено: 05.07.2024

В эпоху глобализации экономики и бурно развивающихся рыночных
отношений в мире все признают острую необходимость получения базовых
знаний по экономике и прикладным экономическим дисциплинам
учащимися школ. При этом все больше внимания уделяется проблеме
недостаточной грамотности населения в финансовых вопросах. Об этом в
последнее время говорят многие международные и российские эксперты.

Содержимое работы - 1 файл

СТАТЬЯО_о.docx

Проблемы финансовой грамотности населения

Научный руководитель: к.э.н. Ю.И.Черкасова

В эпоху глобализации экономики и бурно развивающихся рыночных
отношений в мире все признают острую необходимость получения базовых
знаний по экономике и прикладным экономическим дисциплинам
учащимися школ. При этом все больше внимания уделяется проблеме
недостаточной грамотности населения в финансовых вопросах. Об этом в
последнее время говорят многие международные и российские эксперты.

Проблема повышения финансовой грамотности населения активно
обсуждается последнее десятилетие во многих странах мира. По мнению
ведущих финансовых аналитиков, только надлежащий уровень финансовой
грамотности населения приводит к повышению уровня жизни граждан,
развитию экономики и повышению общественного благосостояния.
Достаточно высокий уровень финансовой грамотности, с одной стороны,
способствует притоку денежных средств в экономику страны, что укрепляет
ее финансовую стабильность. С другой стороны, грамотный потребитель
финансовых услуг лучше защищен от мошенничества в области финансов,
так как хорошо разбирается в особенностях, предлагаемых на финансовом
рынке продуктов

Актуальность статьи заключается в том, что в России проблема
грамотности населения стоит острее, в силу особенностей исторического
развития страны большинство населения всегда имело слабое представление
о возможностях инвестирования сбережений на финансовых рынках. А
появление в последнее время широкого спектра новых финансовых
продуктов только усложнило задачу выбора. Кроме того, в обществе
сформировалось значительное недоверие к институтам финансового рынка,
поэтому в цели и задачи написания статьи входит возможность освещения
проблемы недостаточной грамотности населения России, и анализ путей ее
решения.

До сих пор большая часть населения относится с недоверием и
скептицизмом к банковскому сектору и финансовым рынкам. По моему мнению, проблемы недостаточного уровня финансовой грамотности населения в России выражаются в следующих чертах:

    1. Неумении граждан строить долгосрочные финансовые планы.
    2. Неумении граждан формировать эффективные сбережения, повышать качество своей жизни.
    3. Неумении правильно оценивать риски, принимать ответственность за свое финансовое благосостояние и будущее.

Рисунок 1. Сравнительная статистика вовлечения граждан РФ в финансовые механизмы по данным НАФИ

При этом жители России недостаточно активно вкладывают средства в
открытые паевые инвестиционные фонды (ПИФы), которые, между прочим,
в 2009 году принесли своим инвесторам от 37,25 до 237,25 процента
(отдельные фонды) реального дохода. Россияне направляют в ПИФы в
среднем по 16 евро на человека - меньше всех в Европе. Чтобы понять, как
это мало, стоит посмотреть на показатели французов - их вложения в паевые
фонды превышают 22 тысячи евро на человека. В Болгарии инвестиции в
ПИФы составляют 23 евро на человека, в Румынии - 105 евро, в Турции -
224 евро. Всего в России пайщиками фондов является только один процент
трудоспособного населения. Для сравнения, в США пайщиков - 40
процентов населения, а в Германии - 30 процентов.[5]

Развитие системы кредитования и видимая легкость заимствования
средств привели к значительному расширению круга потребителей
кредитных продуктов, в том числе неспособных реально оценить свои
возможности по погашению взятых на себя обязательств. В кризисных
ситуациях эта проблема обостряется и нередко требует вмешательства
государственных структур, т.е. в конечном итоге ложится бременем на
общество в целом.[2]

Статистические и аналитические данные ставят проблему развития
финансового образования населения в разряд приоритетных
государственных задач, от решения которой зависит потенциал развития
страны на длительную перспективу.

Уровень развития финансовых рынков является важнейшим
индикатором социально-экономического развития, а уровень финансовой
грамотности населения имеет принципиальное значение для раскрытия
потенциала российского финансового рынка, усиления его инвестиционной
функции. Высокий уровень финансовой грамотности позволяет человеку
эффективнее управлять денежной наличностью, способствует формированию активного сберегательного и инвестиционного поведения. Все это в свою очередь служит импульсом для развития финансового рынка и создает основу для роста благосостояния населения.

Понимая важность проблемы, Правительство Российской Федерации
при формировании Стратегии развития страны на период до 2020 года
обозначило задачу повышения финансовой грамотности населения как одну
из приоритетных. Эта проблема рассматривается в качестве важного фактора
повышения стабильности финансовой системы и конкурентоспособности
российской экономики в целом.

Цели и задачи программы:

  • Обеспечение экономической безопасности домохозяйств
  • Разрушение патерналистского стереотипа, взращивание культуры
    принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных
    решений
  • Повышение компетентности граждан для открытия своего
    бизнеса, культивирование предпринимательского опыта, создание
    культурных условий для массового развития малого и среднего
    бизнеса,
  • Изменение отношения чиновников к инвестиционной активности
    граждан, обеспечение единства государственной политики в
    отношении экономического поведения домохозяйств (в том числе
    информационной политики).
  • Создание учебных, методических и образовательных материалов.
    Подготовка компетентных специалистов и преподавательского
    состава по вопросам финансовой грамотности.
    Включение вопросов финансовой грамотности в учебные планы
    образовательных учреждений. В связи с перегруженностью
    школьных программ включение в учебные планы обязательных
    предметов, связанных с финансовой грамотностью, может быть
    рассмотрено в среднесрочной перспективе. В качестве
    немедленных мер следует рассматривать встраивание вопросов,
    связанных с финансовой грамотностью в качестве
    иллюстрирующих материалов к смежным предметам, и
    использование факультативных курсов.
  • Создание центров финансового просвещения. Необходимо
    создание центров финансового просвещения, осуществляющих
    регулярные образовательные мероприятия и консультации для
    населения.
  • Создание общедоступной системы доведения до населения
    образовательных материалов по финансовой грамотности,
    актуальной информации по всем вопросам, связанным с
    использованием финансовых продуктов и услуг, инвестирования
    на финансовых рынках, планированием пенсионных накоплений.

В процессе реализации программ по финансовой грамотности
населения достигаются информационная открытость, устанавливается
обратная связь, что способствует совершенствованию действующего
законодательства, в том числе в области регулирования деятельности
финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности, позволяет
более эффективно управлять финансовыми учреждениями, способствует
увеличению спроса на финансовые продукты. В совокупности все это
работает на повышение инвестиционной привлекательности финансового
рынка, его конкурентоспособности и эффективности.

Кроме того, грамотный потребитель предъявляет высокие требования к
качеству продуктов и услуг, что создает возможность совершенствования
рынка, способствует усилению борьбы с мошенничеством и нарушениями
законодательства в данной сфере. Грамотный и законопослушный
налогоплательщик является гарантом поступления дохода в бюджет
государства, местных органов власти, что служит развитию экономики, улуч-
шению благосостояния граждан, в т.ч. через систему социального
обеспечения.

Необходимо отметить, что проекты развития финансового образования
населения будут эффективным лишь в сочетании с такими важнейшими
аспектами государственной финансовой политики, как надежная защита прав
потребителей, регулирование деятельности финансовых институтов,

расширения доступа как к финансовым рынкам и услугам, так и к
информации о них.

В Красноярске существует огромное количество
финансовых и правовых тренингов для всех желающих. Предлагается
информация и практические знания многих направлений, которые так близки
каждому человеку и до сих пор многим не понятны. В курсах содержится
практическая информация о системе налогообложения в России и то, как
создать свой личный финансовый план, как пользоваться банковскими
услугами и как выбирать кредит, где хранить свои сбережения и как стать
грамотным покупателем.

В свою очередь, я считаю, что для решения проблемы финансовой
грамотности населения, во-первых, логично следовать курсу, заложенному национальной программой.

Я думаю, что повышать грамотность стоит не только у таких
уязвимых слоев населения как пенсионеры и школьники, но и у офисных
работников. Могут помочь полезные практические статьи в интернете по личному планированию средств, он-лайн консультации с финансовыми советниками, обучающие видео-программы, а также брошюры с правилами по формированию собственной пенсии.

1. Кузина, О. Е. Финансовая грамотность молодежи / О. Е. Кузина // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - N 4 (92).

2. Стребков, Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России / Д. Стребков // Вопросы экономики. - 2004. - N 2. - С. 109-128.

3. Шахназарян Г. Э. Финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования / Г. Э. Шахназарян // Финансы и кредит. - 2008. - N 20. - С. 51-58.

Современная образовательная политика нашего государства порождает определенные трудности в системе финансово-хозяйственной деятельности, с которыми приходится сталкиваться все чаще и чаще. Некоторые из возникающих проблем вызваны внешними факторами. К их числу можно отнести:

• Изменения в нормативно-правовом регулировании образования

• Резкое увеличение параметров отчетности по финансово-хозяйственным вопросам, рост бумажного и электронного документооборота.

  • Недостаток финансирования
  • Малый временной промежуток для реализации поставленной задачи в рамках эффективного расходования бюджетных средств
  • Внедрение новых федеральных стандартов образования, требующих современной материально-технической базы уже сейчас

Есть и внутренние проблемы

  • Большинство заместителей директора - учителя опытные и с большим стажем работы, с традиционным взглядом на управление и весь учебно-воспитательный процесс. Нужны активные, образованные с учётом современности специалисты, которые не совсем охотно идут работать в школу

Основная проблема школы, конечно, финансирование. Школа не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому финансирование в школе в основном - бюджетное, а оно не достаточно для нормального функционирования школы. Привлечение дополнительных средств практически не возможно. В отличие от коммерческого предприятия деятельность образовательного учреждения не направлена на достижение прибыли. Оказываемые образовательными учреждениями услуги непосредственно не осязаемы, их результат, как правило, можно оценить только через определенный промежуток времени.

Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности в финансировании только на 50—60 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности учреждений.

Финансирование школ состоит в предоставлении им средств бюджета на текущее содержание. Расходы на образование ежегодно предусматривают в бюджетах всех уровней: в федеральном бюджете, в бюджете субъектов Федерации, в местных бюджетах. Как правило все расходы школы делятся на:

- оплата труда работников;

- начисления на оплату труда;

- оплата услуг связи;

- оплата коммунальных услуг;

- оплата услуг по содержанию имущества;

- оплата прочих услуг;

- оплата прочих расходов;

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение стоимости материальных запасов.

Расходование бюджетных средств, производится в соответствии с утвержденными сметными назначениями, согласно смете доходов и расходов на текущий год.

Организации, которые приступают к ремонту, далеко не всегда понимают важность этого момента. Анализируя свой опыт, могу сказать, что после череды ошибок, пришло понимание важности четкой и жесткой позиции в работе с подрядчиками. Необходимо знание законодательства и алгоритма работы по договорам. Иной раз не хватает необходимых знаний, для решения проблемы. Но не смотря на возникающие трудности, прослеживается положительная динамика в организации финансово-хозяйственной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий учебно-деловой игры "Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации"

Сценарий деловой игры может быть использован для закрепления и углубления знаний по экономическим дисциплинам.Действие игры происходит на совещании различных групп пользователей аналитической информац.

анализ финансово хозяйственной деятельности курсовая

Купить курсовую или диплом!Рак шейки матки в 20 летПрошу Вас закріпити за мною керівником комплексної курсової роботи Преимущество использование такого способа состоит также в том, что вы можете цилин.

Педсовет "Экспериментальная деятельность в школе: проблемы и достижения"

Цель: управление экспериментальной и инновационной деятельностью в школе и создание условий для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс.


Проблемы организации проектной деятельности в школе 2015-2016 уч.год


Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида.


В профессиональном стандарте директора образовательной организации обозначена ответственность за управление всеми ресурсами, в том числе и финансами. Понятно, что у многих руководителей муниципальных школ нет особого желания ими заниматься и проще все вопросы спихнуть на бухгалтера. Даже, когда государство говорит: если вы зарабатываете дополнительные деньги для улучшения своего образовательного процесса, то вы молодцы. Тут, наверное, либо ментальность, либо осторожность срабатывает.

Конечно, у директора в приоритете должно быть качество обучения, но деньги открывают новые возможности. Даже эффективное их распределение относится к искусству финансов. Что это значит? Государство выделяет энную сумму в фонд оплаты труда. И надо решить: поделить их поровну или по результатам труда? Но ведь какие-то ставки открыты, кто-то в отпуске. Есть ли возможность премировать успешных педагогов, оплатить сверхурочную работу, повлиять на их мотивацию? А если цель — стать лучшей школой в районе, качественно повысить уровень образования, привлечь сильных учеников? Как это сделать? С помощью каких ресурсов? Это ведь не только люди и методика, но и финансовое обеспечение.

Когда директор управляет учительским коллективом, он на профессиональном уровне понимает, насколько качественно работают учителя. А когда начинает общаться с бухгалтером — возникают вопросы. А между тем, контроль за всеми расчетами, договорами, денежными переводами, также как и ответственность за действия подчиненных, — обязанность директора. В этом надо разбираться, чтобы не попасть впросак.

Больше возможностей для развития

Никто не запрещает школам обеспечить себе многоканальное финансирование. Это могут быть, например, различные платные кружки, пожертвования благотворителей. Каждая деятельность требует особых знаний. Например, при получении грантов надо знать специфику выдающих их НКО.

Как только мы выходим за рамки государственного финансирования, то ступаем на коммерческую поляну, а это уже работа по схеме: доходы, минус расходы, равно прибыль, которая зарабатывается строго ради совершенствования нашей основной деятельности. Теперь мы можем доплачивать преподавателям, которые ведут занятия, улучшать техническую базу, купить подписку на хорошую электронную библиотеку. Появляются дополнительные средства, и мы отправляем наших педагогов на хорошие курсы, даем им больше возможностей для развития. Чем лучше учителя, тем выше уровень образования и тем больше денег мы можем получать за наши услуги. Это все взаимосвязано. Вряд ли учредитель одобрит сдачу в аренду пустых классов, но почему бы не реализовать в этих классах за плату дополнительное обучение как вид деятельности который прописан в уставе?

Финансовое управление, с одной стороны, — набор качественных показателей, которые дают представление, как чувствует себя ваше дело. Это вопрос стратегии. Какая у нас цель? Мы будем обучать больше учеников задешево, или меньше, но дороже, потому что наши выпускники лучше котируются на рынке труда и востребованы у работодателей? И мы тогда продаем семестр не за 25 тысяч, а за 150?

А вот если проведение какой-то программы и все затраты, которые с ней связаны, больше, чем ожидаемый от нее доход, тогда вообще бессмысленно браться за этот бизнес. Так мы будем множить не доходы, а убытки.

Программы и инициативы по повышению финансовой грамотности. Международный опыт по разработке и внедрению эффективных программ финансового образования и повышения финансовой грамотности. Проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.03.2018
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Филиал Российского государственного гидрометеорологического университета

Ключевые проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности населения

Д.С. Темиров, доктор экон. наук, профессор,

зав. кафедрой экономики и управления

Задача повышения уровня финансовой грамотности населения в настоящее время стала одной из актуальных для правительств, финансовых регуляторов, общественных организаций самых разных стран. Программы и инициативы по повышению финансовой грамотности действуют во многих странах - вне зависимости от степени их развития. За последние 10-15 лет мировым сообществом накоплен значительный опыт по разработке и внедрению эффективных программ финансового образования и повышения финансовой грамотности. На основе международного опыта необходимо очень взвешенно решать вопросы целесообразности, форм и специфики использования зарубежных наработок, адаптировать с учетом национальных особенностей существующие методики и продукты, разрабатывать собственные методики и формировать национальные ресурсы для финансового образования населения. Эта работа должна осуществляться с учетом особенностей развития российского общества в области финансовой грамотности населения. В данной статье рассматривается блок проблем, связанных с недостаточной финансовой грамотностью населения России. Ключевые проблемы по реализации программ повышения финансовой грамотности подразделяются на социально-экономические; институциональные; информационные; методологические. Акцентируется влияние уровня финансовой грамотности на деятельность субъектов общества: потребителей финансовых услуг; хозяйствующих субъектов, предоставляющих финансовые услуги; государства как регулятора финансовых рынков. Определяются ключевые сегменты системы повышения финансовой грамотности: регулирующий и обучающий. Подчеркиваются значение и возможности Банка России в повышении финансовой грамотности населения как неотъемлемого элемента развития финансовой системы. финансовый грамотность программа образование

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовые услуги для населения, финансовый рынок, потребители финансовых услуг, финансовые продукты, банкротство физических лиц

Актуальность проблемы недостаточной финансовой грамотности значительно возрастает в условиях резкого обесценивания национальной денежной единицы, нестабильности курса рубля, экономического спада и роста цен, наблюдаемых в настоящее время, когда проблемы непосильной долговой нагрузки и невозможности сохранения сбережений многократно обострились и усилились.

Низкий уровень финансовой грамотности ассоциируется с отрицательными последствиями для всех субъектов финансовых отношений:

* потребителей финансовых услуг;

* хозяйствующих субъектов, предоставляющих финансовые услуги;

* государства как регулятора финансовых рынков.

Для потребителей финансовых услуг низкая финансовая грамотность приводит к высокому уровню персональных долговых обязательств, возможным банкротствам физических лиц, высоким рискам мошенничества и недобросовестного поведения продавцов финансовых услуг, неспособности предпринять рациональные действия по защите своих сбережений и неэффективному управлению пенсионными накоплениями. В конечном счете финансовые ошибки могут привести некоторых граждан к драматическим последствиям, таким как потеря жилья, денежных сбережений, здоровья и самой жизни 2 .

С точки зрения государства низкий уровень финансовой грамотности ограничивает возможности инвестиционной деятельности, снижает эффективность регулирования финансовых потоков, сдерживает развитие экономики, обостряет противоречия между различными стратами общества, препятствует созданию новых прогрессивных институтов и внедрению эффективных инструментов на рынке ценных бумаг, в банковской сфере, пенсионном обеспечении и страховании.

Следует отметить, что низкая финансовая грамотность населения не является исключительно российской спецификой. Программы и инициативы повышения финансовой грамотности в настоящее время действуют во многих странах вне зависимости от степени их развития. Национальные стратегии и программы повышения финансовой грамотности населения приняты в Австралии, Австрии, Бельгии, Канаде, Германии, США, Великобритании, Италии, Республике Корея, Малайзии, Новой Зеландии, Польше, Чехии, Эстонии, Румынии, Словакии, Венгрии, Исландии, Индонезии, Южной Африке, Японии, Финляндии, Испании.

В США, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции, Сингапуре, Германии, Новой Зеландии проблема финансового образования и повышения финансовой грамотности населения поставлена давно и достаточно глубоко разработана.

В Италии, Индии, Австрии, Польше, Чехии, Голландии данная проблема обозначена и находится в разработке. В Китае проблема финансовой грамотности только ставится, детально изучается, масштабно планируется, а отдельные мероприятия проводятся с целью выработки стратегии и тактики политики государства в данном направлении. Весьма интересен опыт Республики Беларусь в изучении и решении проблемы финансовой грамотности населения 4 .

Таким образом, следует констатировать наличие огромного международного опыта по разработке и внедрению эффективных программ финансового образования и повышения финансовой грамотности. Этот передовой международный опыт, безусловно, должен использоваться в российской практике. Однако далеко не всегда опыт, накопленный в мировой практике повышения финансовой грамотности населения, можно использовать в российских условиях. Необходимо очень взвешенно решать вопросы целесообразности, форм и специфики использования зарубежных наработок, адаптировать с учетом национальных особенностей существующие методики и продукты, на основе международного опыта разрабатывать собственные методики и формировать национальные ресурсы для финансового образования населения.

В связи с этим, по мнению автора, можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие применению зарубежного опыта по реализации программ повышения финансовой грамотности населения в российских условиях.

1. Проблемы социально-экономического характера:

- низкий уровень жизни основной массы населения отдельных регионов России;

- отсутствие потребительских и сберегательных навыков;

- низкая активность и способность граждан к обеспечению личного (семейного) устойчивого финансового здоровья на основе индивидуальных финансовых решений;

- низкий уровень знаний базовых принципов и инструментов финансового рынка;

2. Проблемы институционального характера:

- низкий уровень институционального обеспечения взаимодействия государства и граждан как экономических субъектов;

- отсутствие системного подхода к регулированию рисков инвестирования, к организации и стимулированию сберегательного поведения населения;

- слабая защита прав потребителей финансовых продуктов и услуг;

- игнорирование вопросов ростовщичества и существования теневого рынка финансовых услуг;

- провалы в проведении пенсионной реформы;

- недоступность финансовых услуг в области жилищной ипотеки;

- отсутствие мотивационных и стимулирующих механизмов работы государства с населением в области страхования, инвестирования денежных сбережений в ценные бумаги и иных финансовых сферах;

- низкий уровень доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а также к государственным органам, осуществляющим регулирование и контроль в данной сфере

3. Проблемы информационного характера:

- отсутствие общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг;

- ограниченный доступ к Интернету и другим информационно-коммуникационным средствам значительной части населения;

- отсутствие продавцов финансовых услуг и их представителей на значительной части территории страны (особенно в сельской местности);

- сосредоточение организаций (обществ), занимающихся вопросами повышения финансовой грамотности населения в крупных городах (как правило, региональных центрах);

- низкое качество информационного материала, учебных пособий, буклетов, статей, обусловленное уровнем финансовой грамотности авторов, в том числе журналистов, пишущих на финансовые темы;

- отсутствие системы подготовки преподавательского состава и повышения квалификации тех, кто ведет программы обучения финансовой грамотности с учетом специфики состава аудитории.

4. Проблемы методологического характера:

- недостаточная координация деятельности финансовых, государственных, общественных, образовательных организаций, осуществляющих отдельные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения;

- хаотичность планирования и осуществления мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности;

- разный уровень разработки методов и методик практического изучения финансовой грамотности населения;

- терминологическая путаница и сложность профессионального языка, встречающиеся в ряде работ по вопросам финансовой грамотности;

- недостаточный уровень адаптации приемов, форм, подходов, примеров, используемых зарубежными специалистами, при применении в российских условиях.

В большинстве стран ответственными за реализацию программ повышения финансовой грамотности являются некоммерческие и государственные организации, а не частные компании. Чаще всего ответственной организацией является либо национальный (центральный) банк страны, либо государственное агентство. По мнению автора, в российских условиях для роли финансового регулятора деятельности по повышению финансовой грамотности населения больше всего подходит Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ определены дополнительные цели деятельности Банка России:

* развитие финансового рынка Российской Федерации;

* обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Достижение данных целей немыслимо без проведения работы, направленной на обеспечение повышения финансовой грамотности населения. Следует отметить, что Банк России и банковское сообщество вопросам реализации банковских услуг всегда уделяли самое пристальное внимание. На протяжении двух десятилетий Банк России активно занимается мониторингом спроса на банковские услуги. Социологические исследования, опросы и данные мониторинга позволяют сделать вывод, что хозяйствующие субъекты и население о банковских услугах осведомлены гораздо лучше, чем об остальных продуктах финансового рынка. Для решения вопросов финансовой грамотности Банк России - как ни одна другая организация - обладает необходимыми финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами, имеет разветвленную сеть подразделений, в том числе систему банковских школ и учебных центров.

В рамках программы планируется создание региональных учебных центров с сетью пунктов при территориальных отделениях. Первый такой Центр финансовой грамотности (ЦФГ) будет открыт в Краснодаре в начале 2016 года. В рамках центра будут созданы музейный фонд, интерактивный и образовательные классы, учебный банк 6 . Целевая аудитория ЦФГ - жители Краснодарского края и территорий, входящих в Южное главное управление Банка России, в том числе школьники, студенты, преподаватели и пенсионеры. Создание таких центров, по мнению автора, позволит расширить возможности целевого обучения преподавателей, занимающихся повышением финансовой грамотности населения.

По ходу реализации Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации и программ, принятых многими регионами, ведомствами и общественными организациями, возникают и решаются многочисленные вопросы организационного, информационного, методологического, кадрового и финансового характера. Некоторые из них успешно решаются или перестают быть актуальными, другие - перемещаются на первый план и требуют концентрации усилий всего социума. При данной трансформации факторов, негативно влияющих на реализацию программ повышения финансовой грамотности россиян, консолидирующими и неизменными должны оставаться цели данных программ: развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России. При этом сам уровень финансовой грамотности населения становится главной политической, социально-экономической и нравственной проблемой общества.

Безграмотность россиян страшнее кризиса. Поэтому при сегодняшнем состоянии дел в этом вопросе действия государства могут привести к негативным последствиям, что непременно отразится на развитии финансового рынка. Если же будут предприняты более существенные усилия по повышению финансовой грамотности населения, с учетом сложности и важности отмеченных в статье проблем, то изменения на рынке финансовых услуг могут быть более значительными.

4. Кройтор С., Ображей О., Подвальская В. Финансовая грамотность населения Республики Беларусь: факты и выводы / Институт социологии Национальной академии наук Беларуси. Минск, 2013.

Подобные документы

Понятие финансовой грамотности и значение экономических знаний для населения в современном обществе. Направления финансовой грамотности в России и за рубежом. Основные направления деятельности государства по повышению финансовой грамотности в стране.

эссе [17,1 K], добавлен 05.12.2013

Понятие и факторы финансовой устойчивости предприятия в современных условиях. Сходство программ Audit Expert и ФинЭкАнализ. Рекомендации и предложения по повышению финансовой устойчивости, увеличению выручки и прибыли предприятия ООО "ОПТ-ТОРГ".

курсовая работа [1,4 M], добавлен 24.09.2014

Понятие финансовой политики, ее сущность и особенности, место и значение в экономике государства. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики. Проблемы разработки и реализации финансовой политики Орехово-Заводского муниципального района.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 21.02.2009

Факторы, влияющие на формирование финансовой устойчивости предприятия. Основные направления и методы повышения финансовой устойчивости и платежеспособности российских предприятий. Условия повышения результативности использования оборотных средств.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 01.11.2017

Инвестиционный проект как метод повышения финансовой устойчивости предприятия. Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта. Влияние инвестиционного проекта на финансовую устойчивость предприятия. Расчет финансовой устойчивости предприятия.


Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно, с применением новых технологий, терминалов самообслуживания, оплатой услуг через мобильные устройства. В рамках рыночных отношений Россия развивается с 90-х. Также появляется более глубокое понимание как проблем, которые сопровождают большинство граждан, так и перспективы, и механизмы которые их решают. На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты. Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения — важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. По даннымВсемирного банказа 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49 % россиян хранят сбережения дома, а 62 % предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов [1] осведомлено 45 % взрослого населения России, причем половина из этого количества, только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25 % россиян пользуютсябанковскими картами. При этом у держателейкредитных картнаблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11 % россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63 % — в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60 % семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию обэффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11 % осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28 % населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ [2]. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России [3]. Министерство финансов РФсовместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах [4]. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн. долларов. Основная часть (80 %) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся — за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Несмотря на большое количество ресурсов посвященных грамотности населению, они носят либо специализированный характер [5], либо коммерческую специализированную основу [7], либо малоизвестны. К тому же, несмотря на то, что имеются ресурсы достаточно популярные [6], к ним обращаются как правило, уже после появление финансовой проблемы. Как правило, такие проблемы решаются не в сторону населения, так как финансовая сфера следует исполнению договоров, как правило, учитывает компонент не грамотности населения, или доверие при подписании. Здесь много зависит от государственного регулирования. Люди пока не всегда понимают те термины, которые финансовые компании используют при написании текстов своих договоров. Примерно треть россиян подписывают договоры вне зависимости от понятности смысла текста или вовсе не читая документ, полагаясь лишь на слова сотрудников банков и иных финансовых учреждений. Более того, 31 % граждан вообще не имеют опыта подписания подобных договоров. Едва ли можно рассматривать эти цифры как показатель умения и возможности сравнивать и, соответственно, высокого уровня финансовой грамотности.

Также низкая финансовая грамотность приводит к повышенной криминогенности на финансовых рынках. Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств. Злоупотребляют низкой финансовой грамотностью и юристы-шарлатаны, за значительные гонорары составляющие бессмысленные письма в различные инстанции. А обращение к кредитным брокерам и вовсе грозит самому потребителю обвинением в мошенничестве или подделке документов.

На рынке одна из частей программы финансовой грамотности — это создание институтов посредничества между клиентом и финансовым институтом. Скажем, нужны независимые страховые брокеры, не те, которые сидят на проценте у страховых компаний, а те, которые получают деньги от самого клиента; независимые финансовые советники, чтобы человек мог прийти и получить консультацию третьей стороны, не связанной с банкирами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами.

Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, но у населения нет о них знаний, необходимых для их использования. Если брать самые распространенные услуги: потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, лизинг, практически каждому человеку приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения. Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения, которые будут сказываться в последствии на каждой семье отдельно, и на общество и государство в целом.

В НАФИ отмечают, что кризис подтолкнул граждан повышать свою финансовую грамотность. По сравнению с июнем 2008 года в феврале текущего года доля россиян, считающих себя финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов. На сегодняшний день 22 % респондентов оценивают свои знания как хорошие, 44 % — как удовлетворительные. Более грамотными россияне стали и в выборе финансовых услуг: если в июне 2008 года 40 % респондентов никогда не сравнивали условия услуг перед их приобретением, то в феврале 2010-го таковых оказалось всего 16 %. Вместе с тем данные опроса НАФИ говорят о том, что кризис несколько дезориентировал граждан. Например, если до кризиса в 2008 году всего 20 % респондентов считали, что ПИФы, ОФБУ и депозиты под 12 % годовых — это финансовые пирамиды, то в феврале 2010-го так думали уже около 30 %. Причем затруднившихся с ответом на вопрос, что из перечисленных продуктов считать пирамидой, также стало больше: их доля выросла с 26 до 31 % [14].

Не обходится финансовая грамотность населения и без влияния бизнеса. Будучи заинтересованными в увеличении количества пользователей тех или иных финансовых продуктов, рыночные игроки также оказывают влияние на уровень финансовой грамотности их клиентов. Чтобы кредитные учреждения могли привлекать все больше новых клиентов, недостаточно только создавать новые финансовые продукты. Принципиально важен ответственный подход к ведению бизнеса, основанный на полном информировании клиента о характеристиках предлагаемых ему продуктов.

Финансовая грамотность, конечно, должна быть выше. Люди должны как минимум интересоваться этими вопросами. Однако очень легко потеряться в информационном потоке, как отличить рекламу от настоящей информации — непонятно. Например, если человек хочет получить кредит или положить деньги на депозит, ему необходимо знать и терминологию, и основу договорных отношений, и основу финансовых отношений. В итоге, для консультации человек обращается непосредственно в сам банк, или страховую компанию, к самому банкиру или страхователю, но банкир — это заинтересованная сторона, а значит, очевиден конфликт интересов.

Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финансовой грамоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение [10].

Таким образом, можно сделать вывод что:

Сами же образовательные программы необходимо делить по возрастам, и начинать с раннего возраста.

Финансовая сфера окружает нас практически каждодневно. Финансовую грамотность необходимо повышать, что бы со временем становилось общественной нормой: рациональное потребление, оценка личных возможностей и рисков, эффективное инвестирование и приумножение благосостояния населения, принятие ответственных решений было осознанным.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, область финансов, услуга, финансовая сфера, Великобритания, Всемирный банк, финансовая грамота.

Читайте также: