Тематика экскурсий для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

- Знакомство с растениями цветника (клумбы, парника).

- Что такое зоопарк?

2 класс (8 экскурсий)

- Что нас окружает?

- Живая и неживая природа.

- Осенние изменения в природе.

- Зимние изменения в природе.

- Знакомство с достопримечательностями

- Весенние изменения в природе.

- Формы земной поверхности родного края.

- Водоёмы родного края.

3 класс (4 экскурсии)

- Природа, её разнообразие.

- Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.

- Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

- Дорожные знаки в окрестностях школы.

4 класс (4 экскурсии)

- Поверхность нашего края.

- Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

- Во времена древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Примерный перечень практических видов работ


1 класс (10 практических работ)

  1. Знакомство с комнатными растениями.
  2. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
  3. Распознавание листьев различных деревьев.
  4. Сравнительное исследование сосны и ели.
  5. Что общего у разных растений?
  6. Знакомство с глобусом.
  7. Изучение свойств снега и льда.
  8. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
  9. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
  10. Простейшие правила гигиены.

2 класс ( 10 практических работ)

  1. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
  2. Знакомство с горными породами и минералами.
  3. Свойства воды.
  4. Распознавание деревьев, кустарников и трав.
  5. Знакомство с представителями дикорастущих
  6. Приемы ухода за комнатными растениями.
  7. Отработка правил перехода улицы.
  8. Отработка основных правил этикета.
  9. Определение сторон горизонта по компасу.
  10. Основные приемы чтения карты.

3 класс (11 практических работ)

  1. Тела, вещества, частицы.
  2. Состав и свойства воздуха.
  3. Свойства воды.
  4. Круговорот воды.
  5. Состав почвы.
  6. Размножение и развитие растений.
  7. Знакомство с внешним строением кожи.
  8. Подсчет ударов пульса.
  9. Полезные ископаемые.
  10. Знакомство с культурными растениями.
  11. Знакомство с различными монетами.

4 класс (19 практических работ)

  1. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.
  2. Знакомство с картой звездного неба.
  3. Глобус и географическая карта.
  4. Пояса Земли.
  1. Знакомство с историческими картами.
  2. Равнины и горы родного края.
  3. Моря, озера и реки ЛНР.
  1. Зона Арктических пустынь.
  2. Тундра. (растительный мир, гербарий).
  3. Леса Луганщины.
  4. Зона степей.
  5. Пустыни.
  6. У Черного моря.
  7. Знакомство с картой края.
  8. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.
  9. Жизнь леса.
  10. Жизнь луга.
  11. Жизнь пресного водоема.
  12. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Контроль знаний учащихся

Виды проверок

Классы

Класс

Класс

Класс

Класс

Окружающий мир

Тематические контрольные работы

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Й класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

- первичное представление о ценностях многонационального общества;

- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни;

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные - обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные знания и умения;

- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные - обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные - обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

- безопасную дорогу от дома до школы;

- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;

- название страны, в которой они живут, ее столицы;

- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

– символы ЛНР: флаг, герб, гимн;

– простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

– названия дней недели, времен года;

– имена и отчества родителей;

- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

- культуру поведения в общественных местах;

- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

Обучающиеся будут уметь:

– соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

– различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;

– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

– выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

– различать овощи и фрукты.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 1 класса

Семестр

№ п\п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Проведения

Примечание

Тема


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсионная деятельность

Экскурсии в начальной школе – это внеурочная и внеклассная деятельность, которая дополняет курсы литературного чтения, окружающего мира, при этом углубляет и расширяет знания школьников.

Предназначение экскурсий не только в том, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребёнке, помочь ему стать лучше, стать москвичом, знающим и любящим свой город, его традиции; заинтересовать историей, проблемами сегодняшнего дня и особенностями своего города.

Тематика экскурсий такова, что открывает богатейшие возможности для формирования у школьников высоких понятий и чувств. Этому способствует знакомство с героической историей Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, предания, праздники москвичей.

Экскурсии – благоприятное условие для воспитания у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Что касается образовательных задач, то важнейшей следует

считать развитие мышления в таких его аспектах, как умение логически мыслить, анализировать; развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.

Экскурсия – это мероприятие, связанное с учебным процессом и программой школы, в рамках которой оно организуется. Только так оно может взаимно интегрироваться со школьными уроками. Это значит, что экскурсии для начальных классов, не должны считаться просто посещением каких-либо интересных мест. Они должны представлять собой специальные развивающие программы, включающие в себя:









Экскурсия – форма работы с детьми, с помощью которой можно достичь сразу нескольких педагогических целей. Информация, у которой есть демонстрационное подкрепление запоминается и усваивается намного эффективнее. Да и сам учебный предмет становится намного интереснее. Используется такая форма не только во время учебного процесса, но и во внешкольной работе, а также в группах продлённого дня.





Её максимальная эффективность может быть достигнута только при планомерном подходе: расписание экскурсий для начальных классов должно составляться в начале учебного года, и далее учителям младших классов, или педагогам, ответственным за экскурсионную деятельность школы, следует его неукоснительно придерживаться. Однако, если экскурсия оказывается продолжительнее 1 -2 часов, и проводится не в ближайшем к школе музее или саду, организована она должна быть исключительно профессионалами своего дела.


Продолжительность: 40 минут

Рекомендуемый возраст: 1 класс

Минимальное количество: один класс

Режим работы: ежедневно на территории заказчика

Педагогические цели, достигаемые экскурсионным методом


Метод обучения с помощью экскурсий – комплексный метод, обучающий социальным явлениям в целом. Он позволяет выявлять взаимосвязи между сторонами самых разнообразных явлений, демонстрирует наглядность и сочетает показ и рассказ. Основной признак экскурсии, это движение. Она способствует на самостоятельному открытию ребёнком новой информации. Школьник стремится самостоятельно выяснить суть явления, а его любознательность и активность позволяет расширить кругозор и мышление.





Виды экскурсий


Экскурсии для начальных классов можно разделить по их содержанию. Обзорные включают в себя несколько тем, в которых основной упор делается исторические и современные сведения. В тематической экскурсии затрагивается только одна тема. Принято делить экскурсии на исследовательские, предусматривающие самостоятельную деятельность школьников, и иллюстративные, на которых можно лишь наблюдать и слушать экскурсовода.





Педагоги делят экскурсии по учебной цели на вводные, текущие, и обобщающие, различающиеся по периодам изучения экскурсионной темы. Наиболее распространено в младшей школе разделение экскурсий по тематикам:

  • Наблюдение за природными явлениями, исследование отдельных природных объектов;
  • Знакомство с ландшафтом, особенностями неживой природы;
  • Экология, темы защиты природы;
  • Экскурсии на производства;
  • Посещение музеев и выставок.

Каждая тематическая группа экскурсий для начальной школы требует особой предварительной подготовки.





Положительные особенности экскурсионных программ для начальных классов


Адаптированные экскурсии для детей 7 - 10 лет предлагают сейчас практически все серьёзные музеи. Их особенностью является укороченное время проведения: экскурсия не должна длиться более двух часов. Кроме того, она должна быть интерактивной, с ответами на вопросы и отгадыванием загадок. После экскурсии детям предлагается закрепить материал, самостоятельно нарисовав рисунок или выполнить другую поделку по теме.
Экскурсии для начальных классов:

  • Расширяют кругозор школьника;
  • Учат самостоятельности. Дети отправляются на экскурсию без родителей, с опытными сопровождающими и учителем, и в полной мере могут проявить себя самостоятельными и ответственными;
  • Способствуют развитию умственной активности. В экскурсионной обстановке школьники узнают много нового, самостоятельно задавая вопросы экскурсоводу;
  • Развивают навыки общения со сверстниками во внешкольной обстановке.


Продолжительность спектакля: 60 минут
Рекомендуемый возраст: с 1 по 6 класс
Максимальное количество: 45 человек
Сопровождающие: до 3 человек
Режим работы: ежедневно

Основной принцип организации экскурсий – максимальная безопасность и комфорт ребёнка. Сопровождающие взрослые и экскурсоводы должны не только иметь высокую квалификацию и опыт, но и любить работать с детьми и творчески подходить к своим обязанностям.


Материал поможет в расширении общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края, города Новоалександровска.

Описание разработки

Пояснительная записка

Экскурсия - это часть образовательного процесса.

Экскурсия - это реальная возможность решения многих воспитательных задач:

- нравственных чувств и эстетического сознания;

- трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;

- воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде;

- воспитание уважения к родителям, к семье, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.

Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Актуальность данной программы состоит в том, что она способствует общекультурному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального образования.

Цель: расширение общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края, города Новоалександровска.

Задачи:

- овладение навыками самостоятельного наблюдения;

- расширение образовательного пространства;

- активизация познавательной деятельности;

- развитие зрительно-слухового восприятия;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование и развитие эстетического вкуса;

- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т. д. ;

- формирование и развитие гражданского самосознания, патриотичности.

Содержание экскурсионной программы

Экскурсионная программа состоит из нескольких блоков:

цель – усвоение детьми знаний по учебному предмету;

цель:знакомство с историей и культурой родного края, города, района ;

цель – расширение общего культурного кругозора

цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием.

Экскурсионная деятельность начинается с изучения родного города. Мы живём в городе Новоалександровске, в котором своя история, свои традиции, памятные места. Это даёт возможность познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, с героями труда, с достопримечательностями нашего города.

В организации каждой экскурсии можно выделить три этапа:

- проведение самой экскурсии,

- послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, стихов и сочинений, подключаются родители - выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.

Родители – это не только хорошая моральная и духовная поддержка, благодарные слушатели, замечательные организаторы.

Программа рассчитана на 1 год.

Общеразвивающая экскурсионная программа, реализуемая в 1 В классе

Читайте также: