Тематика экскурсий для начальной школы
Обновлено: 05.07.2024
- Знакомство с растениями цветника (клумбы, парника).
- Что такое зоопарк?
2 класс (8 экскурсий)
- Что нас окружает?
- Живая и неживая природа.
- Осенние изменения в природе.
- Зимние изменения в природе.
- Знакомство с достопримечательностями
- Весенние изменения в природе.
- Формы земной поверхности родного края.
- Водоёмы родного края.
3 класс (4 экскурсии)
- Природа, её разнообразие.
- Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.
- Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
- Дорожные знаки в окрестностях школы.
4 класс (4 экскурсии)
- Поверхность нашего края.
- Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
- Во времена древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Примерный перечень практических видов работ
1 класс (10 практических работ)
- Знакомство с комнатными растениями.
- Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
- Распознавание листьев различных деревьев.
- Сравнительное исследование сосны и ели.
- Что общего у разных растений?
- Знакомство с глобусом.
- Изучение свойств снега и льда.
- Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
- Изготовление простейшей кормушки для птиц.
- Простейшие правила гигиены.
2 класс ( 10 практических работ)
- Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
- Знакомство с горными породами и минералами.
- Свойства воды.
- Распознавание деревьев, кустарников и трав.
- Знакомство с представителями дикорастущих
- Приемы ухода за комнатными растениями.
- Отработка правил перехода улицы.
- Отработка основных правил этикета.
- Определение сторон горизонта по компасу.
- Основные приемы чтения карты.
3 класс (11 практических работ)
- Тела, вещества, частицы.
- Состав и свойства воздуха.
- Свойства воды.
- Круговорот воды.
- Состав почвы.
- Размножение и развитие растений.
- Знакомство с внешним строением кожи.
- Подсчет ударов пульса.
- Полезные ископаемые.
- Знакомство с культурными растениями.
- Знакомство с различными монетами.
4 класс (19 практических работ)
- Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.
- Знакомство с картой звездного неба.
- Глобус и географическая карта.
- Пояса Земли.
- Знакомство с историческими картами.
- Равнины и горы родного края.
- Моря, озера и реки ЛНР.
- Зона Арктических пустынь.
- Тундра. (растительный мир, гербарий).
- Леса Луганщины.
- Зона степей.
- Пустыни.
- У Черного моря.
- Знакомство с картой края.
- Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.
- Жизнь леса.
- Жизнь луга.
- Жизнь пресного водоема.
- Знакомство с культурными растениями нашего края.
Контроль знаний учащихся
Виды проверок
Классы
Класс
Класс
Класс
Класс
Окружающий мир
Тематические контрольные работы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Й класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального общества;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни;
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные - обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные - обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Коммуникативные - обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- безопасную дорогу от дома до школы;
- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
- название страны, в которой они живут, ее столицы;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– символы ЛНР: флаг, герб, гимн;
– простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
– названия дней недели, времен года;
– имена и отчества родителей;
- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;
- культуру поведения в общественных местах;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Обучающиеся будут уметь:
– соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– различать овощи и фрукты.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 1 класса
Семестр
№ п\п
№ урока в теме
Тема урока
Дата
Проведения
Примечание
Тема
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Экскурсионная деятельность
Экскурсии в начальной школе – это внеурочная и внеклассная деятельность, которая дополняет курсы литературного чтения, окружающего мира, при этом углубляет и расширяет знания школьников.
Предназначение экскурсий не только в том, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребёнке, помочь ему стать лучше, стать москвичом, знающим и любящим свой город, его традиции; заинтересовать историей, проблемами сегодняшнего дня и особенностями своего города.
Тематика экскурсий такова, что открывает богатейшие возможности для формирования у школьников высоких понятий и чувств. Этому способствует знакомство с героической историей Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, предания, праздники москвичей.
Экскурсии – благоприятное условие для воспитания у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Что касается образовательных задач, то важнейшей следует
считать развитие мышления в таких его аспектах, как умение логически мыслить, анализировать; развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.
Экскурсия – это мероприятие, связанное с учебным процессом и программой школы, в рамках которой оно организуется. Только так оно может взаимно интегрироваться со школьными уроками. Это значит, что экскурсии для начальных классов, не должны считаться просто посещением каких-либо интересных мест. Они должны представлять собой специальные развивающие программы, включающие в себя:
Экскурсия – форма работы с детьми, с помощью которой можно достичь сразу нескольких педагогических целей. Информация, у которой есть демонстрационное подкрепление запоминается и усваивается намного эффективнее. Да и сам учебный предмет становится намного интереснее. Используется такая форма не только во время учебного процесса, но и во внешкольной работе, а также в группах продлённого дня.
Её максимальная эффективность может быть достигнута только при планомерном подходе: расписание экскурсий для начальных классов должно составляться в начале учебного года, и далее учителям младших классов, или педагогам, ответственным за экскурсионную деятельность школы, следует его неукоснительно придерживаться. Однако, если экскурсия оказывается продолжительнее 1 -2 часов, и проводится не в ближайшем к школе музее или саду, организована она должна быть исключительно профессионалами своего дела.
Продолжительность: 40 минут
Рекомендуемый возраст: 1 класс
Минимальное количество: один класс
Режим работы: ежедневно на территории заказчика
Педагогические цели, достигаемые экскурсионным методом
Метод обучения с помощью экскурсий – комплексный метод, обучающий социальным явлениям в целом. Он позволяет выявлять взаимосвязи между сторонами самых разнообразных явлений, демонстрирует наглядность и сочетает показ и рассказ. Основной признак экскурсии, это движение. Она способствует на самостоятельному открытию ребёнком новой информации. Школьник стремится самостоятельно выяснить суть явления, а его любознательность и активность позволяет расширить кругозор и мышление.
Виды экскурсий
Экскурсии для начальных классов можно разделить по их содержанию. Обзорные включают в себя несколько тем, в которых основной упор делается исторические и современные сведения. В тематической экскурсии затрагивается только одна тема. Принято делить экскурсии на исследовательские, предусматривающие самостоятельную деятельность школьников, и иллюстративные, на которых можно лишь наблюдать и слушать экскурсовода.
Педагоги делят экскурсии по учебной цели на вводные, текущие, и обобщающие, различающиеся по периодам изучения экскурсионной темы. Наиболее распространено в младшей школе разделение экскурсий по тематикам:
- Наблюдение за природными явлениями, исследование отдельных природных объектов;
- Знакомство с ландшафтом, особенностями неживой природы;
- Экология, темы защиты природы;
- Экскурсии на производства;
- Посещение музеев и выставок.
Каждая тематическая группа экскурсий для начальной школы требует особой предварительной подготовки.
Положительные особенности экскурсионных программ для начальных классов
Адаптированные экскурсии для детей 7 - 10 лет предлагают сейчас практически все серьёзные музеи. Их особенностью является укороченное время проведения: экскурсия не должна длиться более двух часов. Кроме того, она должна быть интерактивной, с ответами на вопросы и отгадыванием загадок. После экскурсии детям предлагается закрепить материал, самостоятельно нарисовав рисунок или выполнить другую поделку по теме.
Экскурсии для начальных классов:
- Расширяют кругозор школьника;
- Учат самостоятельности. Дети отправляются на экскурсию без родителей, с опытными сопровождающими и учителем, и в полной мере могут проявить себя самостоятельными и ответственными;
- Способствуют развитию умственной активности. В экскурсионной обстановке школьники узнают много нового, самостоятельно задавая вопросы экскурсоводу;
- Развивают навыки общения со сверстниками во внешкольной обстановке.
Продолжительность спектакля: 60 минут
Рекомендуемый возраст: с 1 по 6 класс
Максимальное количество: 45 человек
Сопровождающие: до 3 человек
Режим работы: ежедневно
Основной принцип организации экскурсий – максимальная безопасность и комфорт ребёнка. Сопровождающие взрослые и экскурсоводы должны не только иметь высокую квалификацию и опыт, но и любить работать с детьми и творчески подходить к своим обязанностям.
Материал поможет в расширении общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края, города Новоалександровска.
Описание разработки
Пояснительная записка
Экскурсия - это часть образовательного процесса.
Экскурсия - это реальная возможность решения многих воспитательных задач:
- нравственных чувств и эстетического сознания;
- трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;
- воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде;
- воспитание уважения к родителям, к семье, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.
Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Актуальность данной программы состоит в том, что она способствует общекультурному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального образования.
Цель: расширение общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края, города Новоалександровска.
Задачи:
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового восприятия;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т. д. ;
- формирование и развитие гражданского самосознания, патриотичности.
Содержание экскурсионной программы
Экскурсионная программа состоит из нескольких блоков:
цель – усвоение детьми знаний по учебному предмету;
цель:знакомство с историей и культурой родного края, города, района ;
цель – расширение общего культурного кругозора
цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием.
Экскурсионная деятельность начинается с изучения родного города. Мы живём в городе Новоалександровске, в котором своя история, свои традиции, памятные места. Это даёт возможность познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, с героями труда, с достопримечательностями нашего города.
В организации каждой экскурсии можно выделить три этапа:
- проведение самой экскурсии,
- послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, стихов и сочинений, подключаются родители - выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Родители – это не только хорошая моральная и духовная поддержка, благодарные слушатели, замечательные организаторы.
Программа рассчитана на 1 год.
Общеразвивающая экскурсионная программа, реализуемая в 1 В классе
Читайте также: