Балет барышня служанка краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Барышня-служанка" (Испытание Дамиса). Балет "Барышня-служанка" в одном действии. Композитор А. К. Глазунов. Либретто и постановка М. Петипа. Художник П. Ламбин. Первое представление: Петербург, Эрмитажный театр, 17 января 1900 г.

Действующие лица: графиня Люсинда. Изабелла, ее дочь. Маринетта, субретка. Дамис, жених Изабеллы. Гости графини. Друзья Изабеллы. Комедианты и крестьяне.

Тенистый парк. Мраморная лестница ведет в замок графини Люсинды. Собравшиеся гости - молодые девушки и юноши - напоминают живописные группы на картинах Ватто. (Антуан Ватто - французский художник XVIII в, обращавшийся к посторальным сюжетам).

Графиня Люсинда пригласила целое общество, чтобы представить всем жениха своей дочери, которого сама Изабелла еще не видела. Его ждут сегодня.

В ожидании приезда жениха гости пьют шоколад на свежем воздухе. Изабелла под аккомпанемент лютни танцует гавот и мюзет с одним из графов. После гавота гости танцуют сарабанду и фарандолу.

Кочующая группа театра марионеток просит разрешения показать представление гостям графини. На зеленой лужайке марионетки исполняют целую сценку. Они очень забавны. Актерам весело аплодируют. Получив деньги за выступление, комедианты уходят.

Субретка Маринетта приносит известие о прибытии Дамиса- жениха Изабеллы. Изабелла решает испытать его. Ведь она богата, а он нет. Изабелла переоденется в костюм субретки, а Маринетта - в ее платье.

Графине не нравится эта затея. Но в конце концов она соглашается исполнить прихоть дочери. Ее согласие встречено присутствующими с шумным одобрением. Нельзя терять ни минуты Графиня, Изабелла и Маринетта поспешно уходят, чтобы приготовиться к встрече жениха.

На некоторое время парк опустел. Вскоре в глубине его появляется молодой, красивый Дамис. Он смотрит по сторонам, ища скрытый в зелени замок. Его лакей указывает Дамису на вход. В это время в саду появляется Изабелла в костюме субретки. Заметив ее, Дамис осведомляется - дома ли графиня и ее дочь и можно ли их видеть? Переодетая Изабелла с грациозным поклоном отвечает на все предложенные ей вопросы. Дамис находит ее очаровательной. Как бы он хотел, чтобы его невеста походила на Маринетту Он расспрашивает субретку о ее госпоже. Дамис хочет побыть с мнимой Маринеттой наедине. Он отсылает своего лакея и просит субретку показать, как танцует ее барышня. Стараясь подражать госпоже, субретка танцует вариацию. Дамис в восторге от танца и хочет поцеловать плясунью. В это время с лестницы спускается графиня с мнимой дочерью, сопровождаемая дамами и кавалерами. Дамис почтительно приветствует свою невесту и невольно переводит взор на Маринетту. Он разочарован.

Портрет Изабеллы, который нарисовала ему Маринетта, так не похож на то, что он увидел сейчас. Окружающие украдкой улыбаются. Слуги приносят прохладительные напитки. Все удаляются в глубь парка и дают возможность жениху и невесте остаться наедине.

Но чем ближе Дамис знакомится со своей будущей супругой, тем больше разочаровывается в ней. Возвратившиеся гости предлагают исполнить большой вальс. Танцует и переодетая Изабелла, показывая свою грацию и музыкальность, тогда как мнимая невеста никак не может попасть в такт. Однако Дамису приходится с ней танцевать. Он в отчаянии и хочет отказаться от брака, но графиня предлагает ему войти в замок. Оставшиеся в парке гости с нетерпением ожидают развязки.

Наконец Дамис выходит из парка в сопровождении настоящей субретки в маске. Он признается ей в любви и говорит о том, что никогда не женится на Изабелле.

Немного поразмыслив, она соглашается уехать с ним. Лакей Дамиса сообщает, что коляска ждет их. Появляются дамы и кавалеры, а с ними и графиня со своей настоящей дочерью в маске. Она снимает маску. Дамис переводит свой взор на Маринетту, которая также снимает маску. Дамис понимает все и, опустившись на колено, целует руку графине. Все поздравляют Изабеллу и Дамиса.

Балет на музыку Александра Глазунова в одном акте. Сценарист и балетмейстер Мариус Петипа, художник П. Ламбин (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 17 (30) января 1900 года, балет Мариинского театра, Эрмитажный театр, Петербург.

Действующие лица:

  • Герцогиня Люсинда
  • Изабелла, ее дочь
  • Маринетта, служанка
  • Маркиз Дамис, жених Изабеллы
  • Гости герцогини, подруги Изабеллы, комедианты, крестьяне

Действие происходит во Франции, в XVIII веке.

История создания

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Музыка

Сюжет

Тенистый парк. Мраморная лестница ведет в замок графини Люсинды. Собравшиеся гости напоминают живописные группы на картинах Антуанна Ватто. Графиня пригласила молодых девушек и юношей, чтобы представить всем жениха своей дочери. Изабелла сама еще не знакома с ним, но Дамиса ждут сегодня. Гости пьют шоколад на свежем воздухе. Под аккомпанемент лютни Изабелла танцует гавот и мюзет с одним из гостей. Гости танцуют сарабанду и фарандолу. Появляется труппа театра марионеток, они на лужайке с разрешения графини развлекают гостей своим представлением. Забавным актерам охотно аплодируют. Получив деньги, комедианты уходят. Субретка Маринетта сообщает, что жених прибыл. Изабелла решает испытать жениха — может быть, его прельщают лишь ее деньги? Для этого они должны поменяться со служанкой одеждой. Графиня нехотя соглашается исполнить прихоть дочери, окружающие шумно одобряют затею. Все уходят, чтобы подготовить розыгрыш.

В глубине парка появляется молодой и красивый юноша. Лакей встречает его и указывает на вход в замок. Неожиданно Дамис видит переодетую Изабеллу. Приняв ее за служанку, юноша вежливо осведомляется — дома ли графиня и ее дочь и можно ли их видеть? Мнимая служанка с грациозным поклоном отвечает на все его вопросы. Дамис очарован, — как бы он хотел, чтобы его невеста была бы столь привлекательна. Он расспрашивает субретку о ее госпоже, он хочет побыть с мнимой Маринеттой наедине подольше. Дамис отсылает лакея и просит субретку показать, как танцует ее барышня. Служанка танцует, стараясь подражать госпоже. Дамис в восторге от танца и хочет наградить милую служанку поцелуем.

Дамис выходит из замка с Маринеттой в маске. Он признается ей в любви, говорит, что никогда не женится на ее барышне. Субретка соглашается уехать с ним, лакей Дами-са сообщает, что коляска ждет их. Появляются другие гости, с ними графиня с настоящей дочерью. Обе девушки снимают маски. Дамис понимает, что его разыграли, и, опустившись на колено, целует руку графини. Все поздравляют Изабеллу и Дамиса.

А. Деген, И. Ступников


Первое представление: Петербург, Эрмитажный театр, 17 января 1900 г.

Графиня Люсинда. Изабелла, ее дочь. Маринетта, субретка.

Дамис, жених Изабеллы. Гости графини. Друзья Изабеллы.

Комедианты и крестьяне.

Тенистый парк. Мраморная лестница ведет в замок графини Люсинды. Собравшиеся гости — девушки и юноши — напоминают живописные группы на картинах Ватто. Графиня Люсинда пригласила целое общество, чтобы представить всем жениха своей дочери, которого сама Изабелла еще не видела. Его ждут сегодня.

В ожидании приезда жениха гости пьют шоколад на свежем воздухе. Изабелла под аккомпанемент лютни танцует гавот и мюзет с одним из графов. После гавота гости танцуют сарабанду и фарандолу.

Кочующая группа театра марионеток просит разрешения показать представление гостям графини. На зеленой лужайке марионетки исполняют целую сценку. Они очень забавны. Актерам весело аплодируют. Получив деньги за выступление, комедианты уходят.

Субретка Маринетта приносит известие о прибытии Дамиса — жениха Изабеллы. Изабелла решает испытать его. Ведь она богата, а он нет. Изабелла переоденется в костюм субретки, а Маринетта — в ее платье.

Графине не нравится эта затея. Но в конце концов она соглашается исполнить прихоть дочери. Ее согласие встречено присутствующими с шумным одобрением. Нельзя терять ни минуты. Графиня, Изабелла и Маринетта поспешно уходят, чтобы приготовиться к встрече жениха.

Но чем ближе Дамис знакомится со своей будущей супругой, тем больше разочаровывается в ней. Возвратившиеся гости предлагают исполнить большой вальс. Танцует и переодетая Изабелла, показывая свою грацию и музыкальность, тогда как мнимая невеста никак не может попасть в такт. Однако Дамису приходится с ней танцевать. Он в отчаянии и хочет отказаться от брака, но графиня предлагает ему войти в замок. Оставшиеся в парке гости с нетерпением ожидают развязки.

Наконец Дамис выходит из парка в сопровождении настоящей субретки в маске. Он признается ей в любви и говорит о том, что никогда не женится на Изабелле.

Немного поразмыслив, она соглашается уехать с ним. Лакей Дамиса сообщает, что коляска ждет их. Появляются дамы и кавалеры, а с ними и графиня со своей настоящей дочерью в маске. Она снимает маску. Дамис переводит свой взор на Маринетту, которая также снимает маску. Дамис понимает все и, опустившись на колено, целует руку графине. Все поздравляют Изабеллу и Дамиса.

Балет Александра Глазунова Барышня-служанка.

Балет Александра Глазунова "Барышня-служанка".

Балет Александра Глазунова Барышня-служанка.

Жанр одноактного балета - французская пастораль в духе Ватто. Написанием либретто и постановкой балета занимался сам Мариус Петипа, мастодонт и патриарх русского балета, проработавший на сцене Петербурга более полувека. Второе название - "Испытание Дамиса", впрочем, в рукописях балетмейстера сохранились несколько вариантов названий. Балет был написан Глазуновым на заказ, после того, как другое его произведение, балет "Раймонда", выдержало блестящую премьеру.

Выбор сюжета будущего балета был продиктован, во-первых, камерностью зала (Дирекция императорских театров настаивала на балете для Эрмитажного театра), а во-вторых - камерностью же мероприятия и характером избранной публики. Сюжет с подменой был очень популярен в XVII-XVIII веке, стилистику которого воспроизвел Глазунов. Служанка и госпожа решают устроить будущему жениху проверку - не из-за денег ли он собрался жениться. Но в результате, тот настолько разочарован в мнимой невесте, что несмотря на последствия, готов отказаться от выгодного союза.

Зато Дамиса (так зовут главного героя) очень привлекла "служанка", настолько, что он даже предлагает девушке руку и сердце. Когда маски сняты, и выясняется, кто есть кто - юноша счастлив. Глазунов приступил к сочинению в июне 1898 года, и за три летних месяца балет был полностью написан. Несмотря на указанный жанр произведения - пастораль Ватто - французская пастораль-барокко, оказавшись перенесенной на русскую почву, получилась слегка интерпретированной, и русские мотивы в ней слышатся очень отчетливо.

Но все же, композитору удалось проникнуть в дух эпохи и продемонстрировать безупречное чувство стиля, используя подлинные народные мелодии и прозрачную аранжировку (обычно ему совершенно не свойственную). В ходе совместной работы, Глазунов точно следовал всем указаниям знаменитого хореографа. Музыка не противоречит нормам классического балета и строится строго по 16-тактным и 32-тактным периодам. Вместе с тем, происходит симфоническое развитие тем, в музыке присутствуют лейтмотивы, а отдельные номера выстраиваются по принципу контраста в сюиты.

Премьера состоялась в 1900 году, а менее чем через неделю после премьеры, спектакль был показан в Мариинском театре. В 1923 году произошла новая постановка под руководством Ф. Лопухова, на премьеру которой дирижировать был приглашен сам Глазунов. Позже, в советское время были предприняты попытки поменять либретто, но успеха они не имели. В целом, балет ставился довольно редко, но отдельные его номера вошли в концертный репертуар как выдающихся танцоров, так и танцевальных коллективов.


Содержание

На этот раз они получили задание создать маленький легкий праздничный балет для постановки в придворном Эрмитажном театре [1] . Представление с самого начала предполагалось для избранной высокоаристократической публики и должно было служить для веселого отдыха.

И музыка, и хореография балета были полностью выдержаны в стиле галантных французских пасторалей XVIII века, изысканно наиграны и аристократично утонченны.

Действующие лица:

  • Герцогиня Люсинда
  • Изабелла, ее дочь
  • Маринетта, служанка
  • Маркиз Дамис, жених Изабеллы
  • Фронтен, слуга Дамиса
  • Гости герцогини, подруги Изабеллы, комедианты, крестьяне

Читайте также: