Телефон в школе вред или польза

Обновлено: 30.06.2024

Могут ли телефоны приносить пользу на уроках? Какие привычки формирует их использование в школе? И почему часть родителей категорически против запрета?

4 июля на заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала мысль, что телефоны в школе, возможно, следует запретить. По ее словам, сейчас в школах нет условий для хранения дорогих гаджетов. Впрочем, после спикер отметила, что проблема деликатная и решать ее запретительными мерами нельзя.

Роспотребнадзор, в свою очередь, предложил создать рабочую группу по вопросу использования телефонов в школах. Глава ведомства Анна Попова пообещала через месяц сообщить о том, к какому решению пришли эксперты.

Пока чиновники и эксперты определяют будущее телефонов в школах, опрос ВЦИОМ показал, что 55% россиян не готовы к тому, чтобы их дети остались в школе без связи.

Мы попытались понять, чем руководствуются родители, которые выступают против ограничения и, наоборот, его поддерживают, а также спросили психологов и педагогов о том, как смартфоны влияют на учебный процесс.

Концентрация vs многозадачность

Согласно опросу, большая часть россиян — 69% — поддерживают ограничение использования гаджетов в школьном классе. Вероятно, это связано с уверенностью в том, что такая мера может положительно сказаться на уровне успеваемости (62% опрошенных).

Играть, чтобы учиться кодить и зарабатывать.

Екатерина, мама семиклассницы Леры и финансовый директор книжного издательства, считает, что гаджеты вредят образованию и в школе они бесполезны. Ее 12-летняя дочь больше не берет с собой в школу телефон, хотя дома пользуется им достаточно часто. "Если Лера с телефоном, вытащить ее невозможно. Все свободное время после уроков, отведенное на домашнее задание, отдано телефону. Появляется агрессия, пропадает интерес ко всему. Я вообще сторонник резкого ограничения использования гаджетов. Это же такая зависимость, сродни наркотической", — поделилась Екатерина.

Психологи соглашаются, что технологии могут серьезно влиять на развитие мышления и поведение, особенно — детское. "Скорее всего, справедливо предположение о том, что регулярное использование гаджетов с детства влияет на способность к концентрации. Она может становиться значительно ниже, и это может мешать быть успешным в тех сферах, где требуются усидчивость и сосредоточенность", — считает старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук Кирилл Хломов. Кроме того, гаджеты делают любую информацию легкодоступной, и у ребенка может сформироваться привычка избегать трудностей, пользоваться готовыми решениями вместо поиска собственных. И чем более кропотливого труда будет требовать задача, тем выше будет вероятность того, что ребенок за нее не возьмется. Например, на контрольных многие дети ищут ответы на задания в интернете, даже если могли бы самостоятельно решить задачу.

С другой стороны, далеко не все профессии требуют глубокого погружения в конкретный вопрос, иногда гораздо большую роль играет способность быстро переключаться между задачами и искать информацию, а смартфон, по мнению Кирилла Хломова, может помочь развить эти навыки. А вот из-за жесткого запрета у учеников может появиться лишняя причина недолюбливать школу, что повлечет за собой снижение мотивации и, возможно, прогулы.

Чтобы избежать негативных последствий, нужно прежде всего узнать мнение учеников. "Сейчас многие дети очень взвешенно и грамотно оценивают ситуацию и подсказывают нам, взрослым, пути решения", — делится опытом исполнительный директор Российского движения школьников Денис Клебанов, добавляя, что какие-то ограничения пользования гаджетами в российских школах все-таки нужны.

Некоторые учителя разрешают пользоваться смартфоном на уроках в учебных целях. Александра, выпускница одной из московских школ, рассказывает, что с ним они активно готовились к ЕГЭ: "В классе все фотографировали слайды презентации, чтобы успеть их законспектировать. У нас были лабораторные работы с использованием обычных стареньких оптических микроскопов, свет для которых подается с помощью зеркала. Мы использовали экраны телефонов и фонарики на них, чтобы подсветить образцы. Иногда решали тесты ЕГЭ в приложениях с разрешения учителя. И таких случаев множество".

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук и член-корреспондент РАО Евгений Ямбург уверен, что современный учитель может использовать гаджеты учеников на уроке, а запрет не решит проблему с концентрацией внимания, только спровоцирует лишние конфликты.

"Бездарного учителя слушать не станут, даже если не будет смартфонов. Проще всего запрещать. Надо научиться с этим работать", — считает педагог.

Средство связи или игрушка?

"Один раз учительница задержала класс после уроков, а сын опаздывал на электричку (а нужные ходят раз в час, а то и реже), я написала классному руководителю, та его "спасла".

И таких ситуаций, когда ребенку может понадобиться помощь родителей, много, делится мама восьмиклассника Юля — она категорически против полного запрета телефона в школах. На уроках — да, но на переменах она привыкла переписываться с сыном, как и многие другие мамы.

"На одном из родительских собраний спросили наше мнение о запрете телефонов, мы в один голос возмутились. Я тут за четкое разграничение: телефоном нельзя пользоваться только во время урока, при этом он находится у ребенка", — говорит Юля.

Так, смартфоны в школах оказываются нужны не только детям, но и многим родителям — для спокойствия. Кандидат психологических наук с большим опытом работы в старшей и средней школе Юлия Пиканина подтверждает, что современным родителям трудно организовать взаимодействие с ребенком без помощи гаджета. Психолог рекомендует родителям показывать пример хорошей самоорганизации, чтобы избавиться от необходимости контролировать ребенка "на ходу", с помощью гаджета. Кроме того, наличие телефона не гарантирует того, что до детей можно дозвониться в любой момент.

Мобильные телефоны – это компактное электронное устройство связи, вошедшее в жизнь современного общества.

На сегодняшний день устройства такого типа есть не только у взрослых, но и у подростков, а порой и даже детей-дошкольников. Вот только насколько это правильно? Допустимо ли использование мобильных телефонов в школе? Как это влияет на процесс обучения и можно ли пользоваться телефоном в школе на законодательном уровне?

ограничения использования телефона в школе

Ограничения использования мобильного телефона в школе не всегда обоснованы

Роль мобильного телефона в жизни школьника

Современное общество интенсивно развивается в условиях технологического прогресса. Гаджеты стали частью повседневной жизни не только взрослых, но и детей различного возраста.

Смартфоны современного типа – это высокотехнологичные устройства, с помощью которых можно не только позвонить или послать смс, но и выйти в Интернет, послушать музыку, сфотографироваться или пообщаться с друзьями в различных мессенджерах/на страничках социальных сетей.

Роль мобильного телефона в жизни школьника порой попросту недооценивается. С помощью телефона сверстники обмениваются информацией, делятся новостями и, конечно, общаются.

Школьники и телефоны на уроках

Практически у каждого современного школьника есть смартфон. С помощью него он общается, находится на связи с родителями и просто проводит с гаджетом свободное время.

Однако, случается так, что подростки злоупотребляют имеющимися возможностями и роль мобильного телефона в жизни школьника становится несколько больше, чем просто способ оставаться на связи с родителями.

Использование телефонов в школе, в особенности на уроках, не приветствуется учителями и администрацией учебных заведений в целом. По мнению современной системы образования, школьники и телефоны на уроках – не приемлемое сочетание. Именно по этой причине в уставе многих школ присутствуют пункты, подразумевающие ограничения использования телефонов в школе.

Запрет на использование телефонов в школе

На сегодняшний день не существует закона, запрещающего использование телефона в школе.

2019 год стал одним из важных в системе образования. В летний период от Российской академии образования, Минпросвещения, Рособрнадзора и Роспотребнадзора было выдвинуто предложение о наложении частичного или полного запрета на использование телефонов в школе на законодательном уровне.

Предложение было обусловлено передовым опытом зарубежья. Позже было высказано уточнение, что подразумевался не тотальный запрет гаджетов, а лишь разработка комплекса рекомендаций по их использованию в стенах образовательного учреждения.

Закон так и не был принят, однако, предложение нашло отклик и десятки тысяч отечественных школ ввели в устав пункт, подразумевающий запрет на использование телефонов в учебный период.

использование телефонов в школе

Использование телефонов в школе можно легко контролировать с помощью приложения родительского контроля

Польза мобильного телефона для школьника

Безусловно, польза телефонов в школе – сомнительна, но все же есть.

Современные дети отличаются по развитию от поколений прошлых лет. Гаджеты стали неотъемлемой частью их повседневной жизни и это вовсе не говорит о том, что использование мобильных телефонов в школе – это плохо.

Мобильные телефоны в школе – это не только модно и современно, но еще и удобно, полезно. Среди очевидных преимуществ использования телефонов в школе, стоит отметить:

отслеживание ребенка в школе, постоянная связь с родителями;

возможность установки различных напоминаний;

сокращение рисков угрозы в случае возникновения экстренной ситуации (звонок в службы оперативной помощи);

повод для знакомства со сверстниками;

источник доступа в глобальную сеть Интернет;

помощник в обучении.

Минусы использования телефона в школе

Кроме очевидной пользы мобильного телефона для школьника, существует также и вред, который заставляет многих родителей задуматься об ограничении использования телефона в школе.

Среди минусов использования телефона в школе выделяют:

дополнительная статья расхода семейного бюджета;

ограничение способности к адаптации ребенка в обществе сверстников;

ухудшение показателей успешности обучения;

повод для оценки социального статуса;

риск кражи/порчи смартфона.

В целях снижения вероятности возникновения негативных последствий в школе, стоит заранее познакомить ребенка с памяткой использования телефона в школе.

Памятка использования телефона в школе

Мобильный телефон в школе не предоставит опасности для ребенка и не навредит процессу обучения, если будут соблюдаться такие простые правила, как:

Максимально ограничиться или отказаться вовсе от использования мобильных телефонов на уроках в школе.

Наушники и иные устройства для прослушивания звонков и музыки использовать только во внеурочное время.

Чтобы не отвлекать одноклассников и не мешать учителю, мобильный телефон в школе должен всегда находиться в бесшумном режиме (или режиме вибрации).

Чтобы исключить вероятность зависти со стороны сверстников или повреждения гаджета, рекомендуется отказаться от демонстративного поведения.

Мобильный телефон в школе должен быть всегда у владельца. Не рекомендуется оставлять его без присмотра.

Однако, беседа с ребенком и ознакомление с памяткой использования телефона в школепорой являются недостаточными мерами, предпринимаемыми родителями.

Выявленной пользы телефонов в школе – недостаточно. Ограничения использования телефона в школе просто необходимы для многих детей. Помочь проследить за их соблюдением могут специализированные программы родительского контроля, среди которых UniSafe Kids.

Возможности использования приложения родительского контроля UniSafe Kids

Отслеживание ребенка в школе с приложением родительского контроля это не только удобно, но еще и крайне важно. Функциональные возможности приложения дают возможность каждому родителю не просто ввести ограничения на использование телефона в школе, но и следить за их соблюдением.

Родительский контроль с UniSafe Kids – это возможность:

отслеживания уровня заряда аккумулятора телефона ребенка – в случае, если гаджет выключится, то родитель будет знать причину;

блокировки ряда возможностей использования телефона на уроках в школе – приложение не позволит зайти в игру и отвлекаться от занятий;

просмотра статистики использования гаджета.

Все еще сомневаетесь нужен ли телефон в школе?

Установите приложение родительского контроля для отслеживания ребенка в школе и будьте уверены в безопасности вашего ребенка.

Современные телефоны используются не только для связи людей, но и предоставляют множество других возможностей, которые так ценятся школьниками. Эти молодые люди не представляют своего существования без телефонов, и в результате появилось множество противоречивых исследований. Одной из таких проблем, связанных с мобильными телефонами, является их наличие и использование в школах, и сейчас мы рассмотрим все плюсы и минусы этого вопроса.

Впечатляющие статистические данные об использовании мобильных телефонов в школах

Помимо основной функции, в настоящее время телефон может использоваться для различных целей. Он считается вторым по значимости символом статуса среди подростков (первый - это одежда), поэтому его основное предназначение сегодня - поддержание социального статуса школьника. Остальные факты, связанные с телефонами, доказывают, что они используются детьми как с положительной, так и с отрицательной стороны для обучения. И даже школы, где они официально запрещены, подтверждают, что школьники до сих пор носят их по частям. Итак, давайте посмотрим, какие выводы были получены после проведения опросов по использованию телефонов среди школьников:

65% учеников по-прежнему пользуются сотовыми телефонами в школьных помещениях, даже зная об официальном запрете;

35% учеников признаются в обмане по телефону.

Удивительные факты:

23% учеников не считают отправку вопросов друзьям обманом;

48% учеников используют телефоны, чтобы предупредить одноклассников о любых тестах или викторинах.

Еще факты:

Девочки (76%) пользуются мобильными телефонами чаще, чем мальчики (64%).

Великолепная манера современных детей:

25% из них даже смогли позвонить или принять звонок.

Эти неоспоримые факты делают очевидным, что мобильные телефоны должны быть запрещены в школах, но все же остается много споров, поскольку их преимущества также очень важны.

Причины разрешить пользоваться мобильными телефонами в школе

1. Школьников учат ответственности

Разнообразие функций мобильного телефона делает его мощным инструментом в руках молодежи, но дети должны иметь возможность различать, где им разрешено использовать эти устройства, а при каких обстоятельствах это полностью запрещено. Это научит молодежь относиться к своим телефонам ответственно и в основном в образовательных целях. Телефоны могут быть полезны на уроках, чтобы найти дополнительную информацию, но их следует оставлять за пределами класса, чтобы бороться с читерством.

2. Избежание двойных стандартов

Естественно, ученики удивятся, если учителям разрешат пользоваться мобильными телефонами, а детям - нет. Более того, если существует официальный запрет на использование телефонов в школе и учитель будет замечен с устройством в руках, он никогда не столкнется с теми же последствиями, с которыми сталкиваются ученики, если их поймают с поличным.

3. Экстренные случаи

Одна из основных причин, по которой родители разрешают своим детям брать с собой мобильные телефоны в школу, определенно является чрезвычайная ситуация. Не каждая школа застрахована от угроз, стихийных бедствий или каких-либо несчастных случаев, и родители чувствуют себя в большей безопасности, если они могут связаться со своим ребенком в любое время. Кроме того, ученики склонны забывать о своих домашних вещах, и звонок домой может уберечь ребенка от стресса, который может возникнуть, если он признает свою вину.

4. В образовательных целях

Помимо множества функций, отвлекающих внимание учеников, мобильные телефоны также можно использовать в качестве учебных пособий. Калькуляторы, поиск дополнительных материалов, визуальное представление, словари, календарь - это лишь некоторые из функций, которые могут быть полезны для обучения. Не говоря уже о разнообразии современных образовательных приложений, которые могут предоставить дополнительные знания в различных областях обучения.

5. Помощь памяти

Учащимся всегда сложно запоминать объемы информации, предоставляемые в школах. Телефоны могут быть хорошими помощниками в этой задаче, ведь достаточно включить камеру и сделать снимок, чтобы сохранить важную информацию. Школьникам также нравится делать голосовые заметки, чтобы иметь возможность отслеживать свои потребности и задания. Календарь - тоже очень важная вещь, так как дети могут ставить задачи с напоминаниями на будущее и выполнять их вовремя. Это помогает быть более организованным, так как документы и записные книжки имеют тенденцию теряться или забываться, но такая прекрасная вещь, как телефон, - никогда!

6. GPS слежение

Вряд ли найдется родитель, который не хотел бы точно знать, где находится его ребенок. GPS-слежение - большое преимущество для таких родителей. Они могут легко определить местонахождение ребенка, и даже если ребенок объявлен пропавшим без вести, его будет намного легче найти, если у него есть мобильный телефон.

Почему в классе нельзя пользоваться мобильными телефонами?

Многие представители школьного коллектива до сих пор акцентируют внимание на недостатках мобильных телефонов и их плохом влиянии на учебный процесс. Многие учебные заведения заметили перевешивающие недостатки сотовых телефонов для учащихся и запретили их, но все это кажется лишь своего рода игрой для учащихся, которые все еще находят возможность носить их с собой в школах. Давайте посмотрим, какие проблемы могут вызвать простые мобильные телефоны.

1. Отвлечение внимания

2. Обман

3. Кражи

Мобильные телефоны сразу же после своего появления стали мишенью для воров. Более того, некоторые родители не понимают, что покупка дорогих устройств для детей тоже может подвергнуть их детей нападениям и травмам. Воры могут обнаружить свою жертву где угодно: на улице, в автобусе или школьном дворе, поэтому дети не защищены. Такие дорогие устройства тоже могут вызвать зависть, и есть дети, которые могут попытаться умышленно украсть или повредить вещь. Это отличный повод не брать с собой сотовые телефоны в школу.

4. Различный социально-экономический статус каждого ученика

Не все родители могут позволить себе купить смартфон или даже телефон. Остальные дарят своим детям невероятно дорогие устройства, которые становятся поводом для зависти и негодования окружающих. Даже учителя иногда бывают шокированы вещами, которые приносят в школу ученики, не говоря уже о детях. Ведь мобильные телефоны сегодня стали символом статуса, их желательно оставить дома, чтобы избежать неприятностей.

5. Цель для хищников

Еще одна причина оставить дома мобильный телефон - это неспособность контролировать активность детей в социальных сетях. Их страницы легко обнаруживаются хищниками, которые охотятся за деньгами или хотят получить какие-либо другие выгоды или используют детский наивный характер. Если вы хотите отслеживать их действия в сети, попробуйте разрешить ребенку пользоваться телефоном в вашем присутствии, но, конечно, не в школе.

6. Источник электромагнитного излучения

Электромагнитные поля, создаваемые телефонами, напрямую контактируют с мозгом школьников и влияют на общее состояние организма. Люди, пользующиеся мобильными телефонами, в несколько раз больше подвержены опухолям головного мозга, слуховым невриномам. Были и другие неблагоприятные последствия для здоровья, такие как лейкемия, бесплодие и различные виды рака. Только представьте, насколько вредны вышки сотовой связи!

Несомненно, у сотовых телефонов есть как плюсы, так и минусы, но это не делает их желанными помощниками в школе. Школы - это не те места, куда нужно привозить такие дорогостоящие устройства. Более того, даже ради учебы их можно использовать и дома, гораздо сложнее контролировать использование сотовых телефонов в классе. Ученые подтверждают тот факт, что мобильные телефоны должны быть запрещены в школах, но для того, чтобы этот запрет работал должным образом, родители также должны способствовать этому факту и следить за своими детьми. В результате учебный процесс станет более продуктивным и управляемым.


Когда-то детям в школах запрещали носить часы (по крайней мере, на уроках). Считалось, что это отвлекает. Потом под запрет попали калькуляторы, что вполне логично. Сегодня популярной темой для обсуждения становится запрет мобильных телефонов в школе. О том, насколько мобильники вредны или полезны, рассуждает наш блогер, школьник Егор Якимов.

Кажется, мы медленно, но верно движемся к тому, чтобы запретить телефоны в школах (причём любые, будь то айфон или кнопочный нокиа, с которого и эсэмэску-то с трудом отправишь — лично у моей соседки по парте такой).

Если развеять иллюзии, которыми так привыкли тешить себя что депутаты, что наше население, то окажется, что реальность сложнее. На практике в большинстве российских школ нет ни планшетов, ни электронных досок. Допотопные компьютеры в кабинете информатики — уже хорошо.

В нашей школе есть две или три электронные доски, но ни о каких планшетах и речи не идёт. В соседних школах, по рассказам друзей, нет и этого

Как можно запретить школьникам брать с собой смартфоны, у меня в голове не укладывается. И вот три причины, почему не стоит вводить подобные запреты.

Телефон помогает на уроках

Мне, например, уже года два телефон служит помощником на уроках английского языка. Учитель не всегда может быстро вспомнить нужное слово или его произношение, а пока он покопается в словаре, пройдёт миллион лет. Поэтому я скачал себе приложение-словарь, с помощью которого могу вмиг помочь как себе, так и учителю.


Васильева и Кузнецова против гаджетов. Нужно ли забирать смартфоны у детей в школе?

Мы прекрасно ладим втроём: у учителя нет претензий, у телефона тем более. Аналогично на уроках истории я использую приложение с датами и информацией, которой зачастую нет в учебнике. Как дополнительный источник — весьма неплохо. Опять-таки, учитель одобряет.

Проблема не в телефонах

Конечно, мне могут возразить: ты однобоко освещаешь проблему, ведь есть куча бездельников, которые юзают мобильники, чтобы прокрастинировать на уроках. Это тоже есть. В моём классе полно людей, которые не выпускают смартфон из рук, листая ленту в инстаграме. Но посудите сами, что будет если отобрать у них эти гаджеты? Вдруг проснётся интерес к предмету? Скорее всего, нет. Я считаю, что проблема тут действительно не в телефонах, а в преподавателях. Ведь если заинтересовать ученика на уроке, неужели он полезет за телефоном? Мой ответ — нет.

А звонить как?

Наверно, ни для кого не секрет, что телефон — это, прежде всего, средство связи. Если отобрать у школьника его в принципе (лишив его возможности позвонить даже на перемене), то может выйти несчастный случай. Не хочу выдумывать примеры, а копать интернет лень — думаю, адекватные люди и так понимают, что человек (будь он хоть школьником, хоть студентом) всегда имеет право на телефонный звонок.

Пока я что-то не видел альтернативы, которую готово предоставить государство. Например, бесплатные телефонные автоматы на каждом этаже. Но даже тогда эта идея будет отдавать лёгким запашком идиотизма (как и большинство решений правительства).

Читайте также: