Экстремизм статья в школьную газету

Обновлено: 02.07.2024

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства. Особенно чувствительны к подобным влияниям молодёжь и подростки.

ВложениеРазмер
ekstremizm.docx 16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

«Экстремизм - способность, имеющая

негативный, резко отрицательный характер,

как личностный “талант”, тяготеющий

к противоположному от творчества полюсу,

С конца XX века и до сегодняшнего времени, экстремизм является глобальной проблемой в истории России и мира. Борьба с экстремизмом велась в разные эпохи, но конечных результатов не достигла.

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства.

Выделяют несколько видов экстремизма: политический, националистический, религиозный и молодёжный. Последний вид экстремизма в настоящее время является результатом снижения уровня образования, культуры и патриотизма, а также нарушения ценностных и нравственных установок.

Такие актуальные проблемы современного общества, как социальное расслоение, перенаселенность, бытовое неравенство, порождают напряжение, которое провоцирует развитие радикальных и агрессивных установок по отношению к другим людям. Особенно чувствительны к подобным влияниям молодёжь и подростки.

Подростки испытывают дефицит способов заработать и вообще проявить себя во взрослом мире, хотя у них есть такая потребность. Экстремистские идеи заполняют пустоту, дают точку отсчета в мире, где не очень понятно, что можно, а что нельзя и почему.

В Интернете часто путают два понятия - экстремизм и терроризм. Обычно экстремисты становятся террористами в крайнем случае. Экстремисты не устраивают подрывы машин у зданий правительств, не захватывают социальные учреждения: школы и больницы. А вот уличные акции, которые сопровождаются насилием и рукоприкладством, часты у экстремистов.

Экстремисты довольно-таки безобидны для думающих людей, которые уже исповедуют свою систему ценностей. Однако они могут повлиять на подростков. Обычно в Интернете экстремисты романтизируют свой активный протест. Подростки сами полны внутреннего протеста, поэтому поддаются влиянию пропаганды - начинают вести себя агрессивно, асоциально, так, что их не отличить от обычных хулиганов.

Группой риска, на которую могут повлиять экстремисты, принято считать подростков с 13-ти лет. В это время активно осуществляется формирование личности.

У подростков, которые попадают под влияние экстремистской идеологии меняется манера поведения, они становятся грубыми, резкими, используют жаргонную лексику. Одежда и внешний вид тоже меняются, так как экстремисты обычно действуют под "флагом" какой-либо субкультуры. На страничках в социальных сетях появляются ролики с экстремистко-политическими или экстремистко-религиозными текстами. Иногда подростки пытаются поговорить о политических, социальных, религиозных темах, высказывая суждения, которые носят признаки нетерпимости.

Появление большого количества экстремистов среди подростков - результат того, что родители и школа устраняются от воспитательных функций. Родители считают главной своей функцией зарабатывание денег, а не воспитание ребёнка.

Нельзя осуждать сына или дочь если они попали под влияние экстремистов, так можно сильнее вызвать протест. Необходимо поддерживать разговоры о социальной сфере и политике, мягко и ненавязчиво продвигая тезис о том, что человек может больше сделать для переустройства страны, если он будет дальше учиться, станет лидером и авторитетом, человеком, которого будут слушать без применения силы.

Если подросток попал под влияние религиозных экстремистов, следует рассказывать о том, как люди разных национальностей вместе добились определенных целей. Никогда не надо забывать, что экстремизм – болезнь социальная, поэтому к ней нужно подходить с инструментом не хирурга, а психолога. Тогда, возможно, удастся если не излечить главного пациента – общество – то хотя бы контролировать течение болезни.

Необходим системный подход к работе с детьми, чтобы помочь им найти своё место в обществе и не стать участниками экстремистских группировок. Нужно вовлекать молодёжь в активную социальную, общественную жизнь, создавать условия для самореализации в спорте, искусстве, науке, включать молодых людей в позитивную жизнедеятельность.


Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Происходящие перемены в определенной степени сопровождаются напряженностью в межнациональных отношениях, межэтническими конфликтами, в силу чего появляются различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм.

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.

Следственным управлением следственного комитета Российской Федерации по Тверской области уделяется повышенное внимание вопросам выявления, пресечения и расследования преступлений экстремистской направленности, а также профилактике терроризма и экстремизма.

Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Особая миссия при этом должна отводиться семье и школе, ведь не секрет, что социальная и материальная незащищенность, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость и значительная зависимость от чужого мнения, дают возможность легкого распространения радикальных идей среди молодежи.

В Российской Федерации к экстремистской деятельности отнесены:

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

Терроризм является наиболее опасной формой экстремизма.

Правовые и организационные основы противодействия террористической деятельности определены Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму".

К террористическим преступлениям относятся — террористический акт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем, угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного состава и ряд других.

Как показывает судебная практика причины совершения данного преступления самые разные — от душевных расстройств до желания развлечься.

Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества, самих граждан. В случае если Вам стали известны такие факты вы имеете право и должны обратиться в правоохранительные органы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Активная гражданская позиция - оружие против экстремизма и террористической деятельности в молодежной среде.

Не все, что законно, благородно.

Не все, что дозволено, достойно уважения.

Счастлив тот, кто способен понимать причины вещей.

Латинские юридические изречения.

Проблема терроризма является одной из глобальных проблем современности. Она остается одной из самых тревожных и для российского общества.

Это заставляет всех – и международное сообщество, и российское государство, и наших граждан – больше времени тратить на раздумья о путях скорейшего искоренения этого зла, на поиски этих путей.

Любые раздумья – всегда полезная вещь. Они помогают быть более внимательными ко всему, что касается каждого человека, что активно обсуждается в обществе.

В век информационных технологий и информационных войн, практически все террористические организации ведут свою деятельность в медиа – сетях, стараясь захватить умы молодых людей, учитывая доступность и популярность социальных сетей в молодежной среде.

На сегодняшний день около 10 тысяч сайтов сети Интернет используются террористическими и экстримистскими организациями. Террористические организации стремятся использовать любые средства для устрашения общества, распространение информации, пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В сети они действуют не открыто, а через различные новостные агенства и сайты, где находят сторонников, разделяющих их идеи и оказывающих террористам поддержку в различных формах. В структуру экстремистских и террористических объединений чаще всего стали входить специалисты из числа молодых программистов, владеющих навыками хакерства. В результате их деятельности социальные сети сегодня превратились в мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, способных влиять на общественное мнение, как в России, так и за рубежом.

Причиной данной глобальности, также служат следующие преимущества сети: простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов.

Несмотря на то, что проблема экстремизма среди молодежи у всех на устах, единый термин данного определения так и не был сформулирован. Так, например, в толковом словаре экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее, ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан на совершение противоправных действий.

насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;

публичное оправдание террористических актов;

пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;

распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;

нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;

препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;

воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;

пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;

массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов;

публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;

публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;

финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Деятельность экстремистов определена, но откуда у молодежи могут взяться такие идеи? Прежде всего, нужно учесть тот факт, что молодые люди сильнее подвержены влиянию со стороны.

Влиять на молодежь могут:

родители с разными убеждениями;

сверстники (сторонники экстремизма, друзья на различных сайтах)

авторитетные лица (учителя, руководители секций и т.д)

личностные психологические признаки;

Все эти факторы на сегодняшний день, приводят к растущей угрозе вербовки молодежи в террористические организации. Самым трудным в решении данного вопроса, становится то, что современная молодежь большую часть времени проводит в сети Интернет. И с большой неохотой проявляет интерес к спорту, науке и творчеству. Противодействие со стороны государства, в данной ситуации малоэффективно, а иногда и недостаточно. В России необходимо для начала развить институт социальной работы до должностного уровня, чтобы проводить профилактику в таком новом ключе как экстремизм.

Сама работа по профилактике противодействия распространения экстремизма среди молодежи, должна проходить по следующим пунктам:

родители не должны закрывать глаза на то, чем занимается и интересуется их ребенок, ведь основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи;

каждый гражданин должен знать, что за каждое преступление следует наказание: Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния экстремистов – унижение человеческой чести и достоинства; возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе; организация сообществ экстремистского характера; организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ;

профилактика экстремизма в школе;

распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих;

беседы с психологом, при эмоциональных сбоях;

вовлечение молодежи в активную социальную, общественную жизнь;

создание условий для самореализации в спорте, искусстве, науке;

вовлечение молодежи в деятельность противоположную экстремистской (активная гражданская позиция)

государство должно выработать механизм по контролю деятельности Интернет сайтов, к которым имеют прямой доступ лица, не достигшие совершеннолетия.

запрет видео и информации в СМИ, содержащих сцены экстремистского воздействия на население.

Решение данного вопроса важно для каждого из нас и для всего общества в целом. Ведь террористические группировки создают свое влияние на людей, направляя основной удар против государства. И это не случайно: атмосферу страха можно создать, угрожая тем, кто живет спокойной жизнью, не предполагая, что уже стал оружием, в чьих- то руках. Это естественно, потому что под давлением или влиянием на разные аспекты жизни, а еще страшнее на саму жизнь. Любой человек не только ребенок, невольно совершает действия, выгодные лицам, которые не остановятся не перед чем для достижения желаемого.

Поэтому необходимо понимать, что лучшее оружие против экстремизма и террористической деятельности – это не создавать условий для успеха тем, кто эту деятельность осуществляет. Для этого необходимо понимать мотивы действий и инструменты, которые они используют для достижения своих целей. И самое главное – необходимо представлять, что зависит от каждого гражданина в борьбе с этим явлением, какой образ поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях может выбить почву из-под ног тех, кто сеет смерть, разрушения и панику.

Соколов Я.В. Остановим терроризм: Научно-популярное издание. – М. ИГП РАН, 2012. – 42 с.

Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2003 – с. 8.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Что можно считать экстремистскими действиями?

- хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

Ответственность за экстремистскую деятельность

Нужно знать и помнить! За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Это последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт. Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

Как может выглядеть экстремист, либо террорист?

Чаще это молодые люди от 14 до 22. Агрессивные, жестокие, предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач, стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов, нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям, лишены родительской заботы, познали раннее унижение. Им присуще: низкий уровень образования и общей культуры, стереотипное мышление, искаженное представление об историческом прошлом.

Почему же именно молодые люди чаще становятся экстремистами?

Как не стать жертвой

В экстремистские и террористические организации подростков вербуют через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в экстремистскую группу, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…

Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов:

· В первую очередь, ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

· Не вступайте в непонятные, подозрительные группы! Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней!

· Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. "

· Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы!

· Не верьте простым и ярким обещаниям.

· Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов!

Помните! От экстремизма и насилия нас защищает полиция, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!


о принятых мерах по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся в школе, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры несовершеннолетних.

В школе создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, организацию внеучебной занятости школьников, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса. Профилактическая работа в школе включает в себя: проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике; тематические классные часы; организацию школьных праздников; сотрудничество с ОПДН; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений, школьной службы примирения.

С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно

запланированы и проведены мероприятия:

-Моя малая Родина,

-Дела человека красят,

- Права и обязанности,

-Привычки хорошие и плохие,

- Герои земли Русской,

- Символы русского государства,

-Конституция. Право. Законы,

-Что значит быть гражданином России?,

- Причины и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Стало традиционным проведение открытых часов общения :

В станице Ивановской работает краеведческий музей. Целью деятельности музея является приобщение школьников к культурному наследию разных народов с помощью музейных экспонатов. В музее проводится работа по пополнению количества музейных экспонатов и материала, посвященных национальным культурам проживающих в станице.


В школе ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди воспитанников: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.

Ведется мониторинг изучения интересов и потребностей учащихся школы:

- изучение национального состава класса и школы, его особенностей;

- иагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности;

- выявление проблемных детей склонных к непосещению занятий, уклонению от учебы, допускающих прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, склонных к участию в неформальных молодежных группировках;

- выявление учащихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений, и детей, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

В школе ведётся мониторинг учащихся группы риска. С детьми, стоящими на всех видах учёта, постоянно проводятся индивидуальные беседы классными руководителями. По мере необходимости посещаются семьи, проводится работа с родителями.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.

Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.

Работа Совета по профилактике правонарушений среди учащихся строится в тесном контакте с сельской администрацией. Совместно с членами родительских комитетов, инспектором ОПДН посещаются неблагополучные семьи, проводятся беседы.

Проводится работа с родителями:

-классные родительские собрания по вопросам воспитания культуры толерантности: "Формирование толерантного поведения в семье",

-индивидуальные консультации для родителей.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся учебно - тренировочные занятия с педагогическим составом и обучающимися школы по эвакуации из здания школы на случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Заместитель директора по ВР Сивостьянова И.В.


Памятка родителям

по профилактике экстремизма

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!

Памятка:

Профилактика экстремизма

в подростковой среде

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых , экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых , экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих , экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых , экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.


Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

Читайте также: