Технологический компонент управленческой культуры директора школы
Обновлено: 02.07.2024
Одним из основных структурных компонентов педагогической системы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей, т.е. управляющей системы.
Структура управляющей системы большинства школ представлена тремя или четырьмя уровнями:
первый уровень – директор, назначаемый вышестоящим органом управления образованием. Он руководит советом школы, педсоветом, ученическим комитетом, общественными объединениями. Этот уровень определяет стратегию и тактику развития школы;
второй уровень – заместители директора, психолог, социальный педагог, помощник по административнохозяйственной части, руководители общественных объединений, участвующих в управлении школой;
третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители. Выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и их родителям. Детским объединениям, кружкам и т.д.;
четвертый уровень– учащиеся, органы классного и общешкольного самоуправления. Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень (субъект) управления является одновременно и объектом управления, по отношению к вышестоящему.
Вторым основным структурным компонентом управленческой системы является ученический коллектив, в котором выделяется два уровня управления: по вертикали (общешкольный и классные коллективы) и по горизонтали (ученические общественные организации, кружки, творческие и спортивные объединения и т.д.) в которых участвуют школьники.
Третьим основным структурным компонентом является содержание педагогического процесса, которое определяется стоящими перед школой целями и задачами. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания образования (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов) регулируется государственными образовательными стандартами и уставом образовательного учреждения.
Принципы образования и управления образованием определяют формы, методы и средства реализации содержания, отношения между педагогами и учащимися.
Структурные компоненты не существуют сами по себе они вплетены в деятельность субъектов и объектов управления. Образуя функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат устойчивые базовые связи, возникающие в процессе деятельности педагога.
Функциональными компонентами являются: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль и регулирование, отражающие движение педагогического процесса.
– организация деятельности администрации и всего коллектива школы;
– контроль за их деятельностью и качеством педагогического процесса;
– решение всех кадровых вопросов, определение учебной нагрузки для учителей;
– организация работы с родителями;
– разработка и реализация планов и программ развития образовательного учреждения.
Оценка деятельности руководителя определяется:
– по результатам работы школы;
– по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
– по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту, личностным качествам.
Директору школы помогают заместители. Число их может быть различным и зависит от типа школы и количества учащихся. Для эффективной работы школы необходимо как минимум три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научно-методической работе. В их функции входит работа по организации и контролю деятельности школьного коллектива по направлениям.
Управленческая культура руководителя школы
Изучаемые вопросы:
1. Основные компоненты управленческой культуры
2. Стили управления
(Ветхий завет, Книга притч Соломоновых, гл.4)
В любом случае культуру можно рассматривать как показатель деятельности и уровня ее развития. Только в первом случае акцент делается на результат (совокупность достижений), а во втором – на процесс (высокое развитие, умение).
Директор школы как руководитель самореализуется не только как управленец, но и как педагог и как личность, поэтому и оценка его управленческой деятельности по всем трем составляющим.
Человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры:
В настоящее время в педагогике широкое распространениеВ настоящее время в педагогике широкое распространение получила модель личности, разработанная академиком В.С. Ледневым, она представляет совокупность характеристик структуры личности, сформированной на основе известных работ А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, М.С. Кагана и других (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш. Шк., 1991.- 224 с.).
Эта модель содержит три группы компонентов:
– социально-профессиональный опыт личности;
– функциональные механизмы психики (восприятие, речь, память и др.);
– типологические свойства личности (характер, темперамент, задатки, способности и т.д.);
В структуре педагогических способностей выделяют следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Первый представляет собой систему знаний и умений (общекультурных и профессиональных), составляющих основу профессиональной деятельности.
Второй компонент включает способности, которые обеспечивают реализацию поставленных целей и задач.
Третий компонент включает способности организации и самоорганизации.
Четвертый компонент обеспечивает эффективность общения и воздействия и взаимодействия в управленческом процессе.
Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связано с выделением этических норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и педагогического мастерства. Основными компонентами педагогической культуры являются:
- профессиональные знания и умения;
– личностные качества педагога и руководителя;
– опыт творческой и управленческой деятельности.
При этом выделяется три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный и профессионально-творческий. Управленческая культура в сфере образования выступает как часть профессионально–педагогической культуры. Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности. Основными компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент содержит совокупность управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в практическом руководстве современной школой. Например, это усвоение руководителем новых теорий и концепций управления и их творческое применение на практике.
Технологический компонент содержит способы, приемы и технологии управления. Уровень управленческой культуры зависит от степени овладения приемами и способами, технологиями решения актуальных проблем и задач как управленческой, так и управляемой систем.
Личностно-творческий компонент содержит способности руководителя к творчеству в освоении и применении новых технологий управления.
Поэтому он может рассматриваться группой как лидер вообще. Отдельным людям, используя этот стереотип, свойственно искать посты. Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как субъекта управления этим процессом, т.е. феномен лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности.
– лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений, в то время как руководитель действует официально;
– лидерство возникает стихийно, руководитель же назначается или избирается; – выдвижение лидера в основном зависит от настроения группы, в го время как руководство
– явление более стабильное;
– руководство подчиненными в отличие от лидера обладает более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет;
– сфера действий лидера в основном малая группа людей, поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе.
С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили управления. Стиль и поведение руководителя в конкретной ситуации зависят от объективных и субъективных условий, от своеобразия жизненного и профессионального опыта, от личностных и профессиональных качеств. Выбор методов, средств, способов, технологий управления обусловливают стили педагогического управления, основные из которых: – автократический (самовластный стиль руководства), когда осуществляется единоличное управление, не допускаются другие мнения, осуществляется жесткий контроль за исполнением;
– авторитарный (властный стиль руководства), другие мнения выслушиваются, но решение принимается единолично; Этот стиль характеризуется деловыми, краткими распоряжениями, запретами без снисхождений, часто сопровождаемые угрозами, четкой речью и неприветливым тоном. Похвала и порицание работников крайне субъективны, эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы;
Поэтому существуют рекомендации подбирать на должность руководителя человека обладающего совокупностью необходимых профессиональных компетентностей (познание, авторитетность и опыт), личностных качеств и свойств, профессиональной направленностью (мотивами, интересами, ценностными установками и т.д.).
Компетентность – это уровень готовности к выполнению профессиональных функций. Среди основных компетенций: – социально-правовая и коммуникативная (профессиональные ЗУНы, владение приемами профессионального общения и поведения, взаимодействия с общественными институтами и людьми);
– специальная (подготовленность и самостоятельность владения профессиональными видами деятельности, умение решать типовые задачи и адекватно оценивать результаты труда);
– персональная (способность к постоянному профессиональному росту, повышению квалификации);
– экстремальная (способность действовать в усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов и т.д.);
– педагогическая (педагогически значимые качества: логическое мышление и творческий потенциал; эмпатия: сопереживание и действенная эмпатия; волевой самоконтроль: настойчивость и самообладание; профессионально-значимые психологические свойства: тип мышления и нервной системы; типологические особенности: интроверсия, амбоверсия, экстраверсия и невротизация; профессионально нежелательные качества: ригидность, социальная фрустированность и авторитарность);
– аутокомпетентность (адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций). Таким образом, мы получили представление об основных структурных компонентах управленческой культуры руководителя и их содержании. Эти познания могут послужить научному подходу к оценке деятельности руководителя школы и могут стать основой для разработки критериев и показателей оценивания управленца
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Управленческая культура руководителя
Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.
Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.
Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства - своего рода “почерк” в действиях управляющего.
Стиль руководства - устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса; другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.; Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя; Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.; Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
МОДЕЛИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА: Типология лидерства К. Левина : стиль управления может быть: авторитарным, демократическим, либеральным (попустительским). Важнейшим общим основанием выделения этих является характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.
Либеральный стиль - это стиль, при котором руководитель чаще всего не вмешивается в работу подчинённых, предоставляя им широкую самостоятельность. Свои решения он облекает в форму рекомендаций и советов, которым подчинённые вправе и не следовать, если находят более эффективный способ достижения поставленной цели.
ТЕОРИЯ ДУГЛАСА МАК ГРЕГОРА ВЫДЕЛЯЕТ СТИЛЬ Х, У И Z В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ: · для стиля Х характерно восприятия подчинённых как массы людей, вообще не любящих трудиться, стремящихся избежать работы, лишённых честолюбия, избегающих ответственности, самостоятельности, предпочитающих подчиняться, больше всего стремящихся к защищённости. Поэтому их нужно заставлять трудиться, используя принуждение, угрозу наказания, жестокий контроль. · руководитель стиля У исходит из того, что труд есть естественный процесс, присущий человеку; при соответствующих условиях люди не только не избегают ответственности, но и стремятся к ней; если люди приобщены к целям организации и разделяют их как собственные, то в своей деятельности они будут прибегать к самоуправлению и к самоконтролю. В этом случае приобщение расценивается как акт доверия и несёт функции вознаграждения.
В теории организаций Z, центральными положениями являются пожизненная занятость работников, забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное карьерное продвижение, отличная передача информации, преданность компании и активная забота о достижении высокого качества.
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.
ДИРЕКТОР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: • несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения; • представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах; • создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
• проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей; • принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения; • организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
• по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям; • создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов; • несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.
Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с работой ученического самоуправления, профориентации, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.
НАШЕ ВРЕМЯ: Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития - беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм.
Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.
Успешное руководство - это искусство, требующее хорошего знания людей, понимания их самих и причин того или иного поведения.
Основные компоненты управленческой культуры. Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.
Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педаго-гических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.
Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.
ГОСТ
Управленческая культура – это комплекс методов, средств и приемов управленческой работы в том или ином учреждении, а также ценности, нормы, моральные аспекты ее реализации.
Управленческая культура руководителя образовательного учреждения требует наличия знаний и навыков педагогического характера, умение организовывать и контролировать работу, а также творческий подход к делу. Это требует от руководителя не только профессионального педагогического образования, но непрерывного развития своих управленческих навыков и подстраивания своей деятельности под факторы внешней среды и к непрерывно меняющимся условиям социально-экономического развития общества и его требований к образовательной системе.
Структурные компоненты культуры управления руководителя образовательного заведения
Управленческая культура руководства образовательной организации состоит из следующих компонентов:
- Профессиональные педагогические знания, которые необходимы для успешной реализации своей работы.
- Умение практического и продуктивного применения своих знаний в организационной деятельности.
- Навыки совершения различных операций.
- Использование алгоритмов решения различных задач, трудовых проблем.
- Владение творческими аспектами деятельности и использование творческого подхода при решении управленческих задач.
- Наличие определенных личностных качеств. К ним относится: терпение, толерантность, воля, авторитетность, уверенность в себе, ответственность, эмоциональная стабильность, выдержка, общительность, независимость, креативное мышление, рациональность.
Эффективность управленческой культуры руководителя образовательного заведения определяется его возможностями ответить на следующие вызовы:
- Внешняя среда и ее отрицательное воздействие. Общество предъявляет различные требования к образовательной сфере. Некоторые из них, носят агрессивный характер, являются нецелесообразными и неактуальными. Руководству необходимо выбрать оптимальный вариант управления, позволяющий ему адаптироваться к внешней среде и ее потребностям.
- Внутренняя дезинтеграция. Чтобы образовательное заведение продуктивно функционировало, необходимо создать условия для его интеграции т.е. все отношения внутри данного учреждения должны носить деловой и продуктивный характер. Подразделения и сотрудники должны работать сплоченно, ориентируясь на достижение единой образовательной цели. Работа должна быть согласованной и едино направленной. Требуется сотрудничество в решении образовательных задач, поиск путей оптимального решения конфликтных ситуаций.
Готовые работы на аналогичную тему
Для противостояния данным вызовам, руководителю наличие следующих приоритетных свойств:
Управленческая компетентность руководителя образовательной организации
Управленческая культура руководителя образовательным учреждением требует от него наличия управленческой компетентности.
Управленческая компетентность – это знания, практический опыт, навыки профессиональной деятельности, личностные качества, способности и возможности, которые позволяют руководителю продуктивно решать профессиональные задачи и достигать целевого назначения функционирования конкретной организации.
К управленческой компетентности руководителя образовательного заведения предъявляются следующие требования:
- Знание концептуальной базы и наличие представлений о путях развития образовательного заведения, исходя из, имеющихся ресурсов, условий функционирования.
- Навыки осознанного выбора модели управления и формирование стратегии деятельности образовательного заведения, а также постановки ее тактических задач.
- Деятельность руководителя должна ориентироваться на развитие всего образовательного заведения, а также каждого его сотрудника и собственное развитие.
- В расчет должны браться потребности, стремления, возможности и уровень развития каждого сотрудника.
- Направленность на создание учебного заведения, со своей спецификой и индивидуальностью.
- Система управления должна отвечать особенностям учебного заведения, ее контингента и социального окружения.
- Фундаментом образовательной деятельности должны стать научные знания и теория современного менеджмента.
- Рассмотрение образовательного заведения, как целостной структуры, ориентированной на определенные образовательные цели и задачи.
Проблемы управленческой культуры руководителя образовательного заведения
На сегодняшний день, управленческая культура руководства образовательных организацией характеризуется рядом проблем:
- Преобладание авторитаризма в управлении;
- Неимение рациональных механизмов управления, обеспечивающих качество данного процесса;
- Рассогласованность действий на уровне различных подразделений учебного учреждения;
- Незнание руководством основ организации педагогической работы и правовой базы управленческой деятельности;
- Необъективность руководства. Руководители не доводят начатое дело до конца. Например, реализацию какого-то проекта.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13 09 2021
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Читайте также: