Технологическая карта родственные слова 2 класс школа россии

Обновлено: 08.07.2024

Личностные : обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.

Регулятивные : научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные : самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.

Основные понятия

Родственные слова, корень слова, синонимы,

- дополнительные

Организация пространства

Учебный кабинет, интерактивна доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организационный момент, положительная мотивация к уроку

.Обучающие настраиваются на учебную деятельность

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?

- Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь.

ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

II . Актуализация знаний

Загадывание слов лексическому значению

2. Фонетические упражнения

Определение слов по лексическому значению, запись в тетрадь

1.Запись слов по лексическому значению:

Дерево с дрожащими листочками

Дерево с белым стволом

2. Фонетические упражнения

- Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие

- В каком слове первый ударный слог?

Какое слово лишнее и почему?

Есть ли здесь родственные слова?

Характеризовать языковые единицы звуки, слоги, слова.

-Овладеют л огическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.

III . Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Подведение к цели урока в беседе с детьми

- Что такое родственные слова?

- Учиться, находить родственные слова, выделять корень в слове

- На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её.

-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?

находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Познакомить с делением существительных на три группы .

1.Учитель загадывает загадку.

2. Беседа о многозначных словах

3. Использование словарей

4 . Работа с пословицами

2.Работа со словарем

3.Работа с пословицами

4. Подбор родственных слов

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-По каким признакам вы догадались, что это корень?

О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова корень?

подземная часть растений;

часть зуба, волоса

В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное.

2 . Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик.

3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.

В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами .

Человек без друзей- что дерево без корней.

4 .Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как слова зовут такие?

Дети вместе однокоренные

- Что называется корнем слова?

Признаки родственных слов?

Как пишется корень в родственных словах?

Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень.

Учиться списывать предложение. Развивать орфографическую зоркость.

Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях)

- формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности

- формировать мотивации к творческому труду.

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся бережному отношению к природе.

V . Первичное закрепление

Закрепить знания о синонимах и родственных словах

Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ

Работа с электронным приложением.

Работа в группах.

1. Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет медвежонок.

Хотели бы вы узнать, что в конверте (вскрываем конверт)

- Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Летчик – пилот, липкий – клейкий,

Быстро – скоро, правильно – верно. Упр. 81

Выделять группы родственных слов

Различать слова синонимы и родственные слова

Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний.

Работа в группах

Упр. 82 , электронное приложение к учебнику

Каждая группа записывает в тетрадь одну группу родственных слов

Закрепят умение определять родственные слова

Развитие орфографической зоркость.

Коммуникативные УУД : Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научатся сотрудничать в паре, в группе.

Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

VII . Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Задание заполнить пропуски слов в тексте

Вставляют в текст пропущенные слова

Работа в группах

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

- Мы выполнили все задания Зайчонка и можем обратно отослать письмо в лесную школу.

Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов.

Коммуникативные УУД : Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

VIII . Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Родня ли гусеница гусю?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А я ваша тётка- гусеница.

Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

2.Верно ли, что корень - это общая часть родственных слов?

(Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)

Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова

Закрепят умение и способности к л огическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Регулятивные УУД: научатся действовать по плану

IX Подведение итогов урока

Осмысливают и отвечают.

Оценивают полученные знания с помощью смайликов

Как называется общая часть родственных слов?

Как по-другому называются родственные слова?

Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся оценивать свою деятельность.

Просмотреть и выполнить упр. в электронном приложении

Записывают в дневники

подземная часть растений;

часть зуба, волоса, ногтя

значимая часть слова

Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Вставь пропущенные слова по смыслу.

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Вставь пропущенные слова по смыслу.

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Вставь пропущенные слова по смыслу.

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта по русскому языку для 2-го класса

- сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах;

- подбирать группу родственных слов;

- расширить словарный запас учащихся.

Личностные
результаты

- осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Используемые технологии:

дополнительные

I этап – организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Включение в деловой ритм

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок.

- Повернитесь друг к другу передайте свое хорошее настроение друг другу. Что вы пожелаете себе на уроке?

- Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными и любознательными.

Готовятся к работе.

Обмениваются друг с другом улыбкой.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

II этап – целеполагание.

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств её реализации.

III этап – актуализация предметных, метапредметных, личностных результатов.

Цель: совершенствование защитных функций организма, увеличение работоспособности учащихся.

Учитель предлагает обратить внимание на доску какое сегодня число и записать в тетради.

Сейчас я вам предлагаю провести словарную работу, отгадки будем записывать красиво и аккуратно в тетрадь.

Отгадки на слайде, самопроверка, самооценка (Слайд 1-5)

остальные в тетради, проверяют написанное.

Запись на доске: береза, ворона, лопата, собака, дорога.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, устные и письменные мыслительные операции, учебные навыки

проявлять интерес к работе.

Регулятивные:

проверять результат выполненного задания;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Группы слов на слайде (слайд 6)

Водяной, вода, водить

Лист, лиса, лисёнок

Лось, лоскут, лосёнок

Горный, горка, городок

Учитель создает проблемную ситуацию подобрать задание к этим словам (исключить лишнее слово)

Анализирует знания учащихся.

- Легко ли было подбирать однокоренные слова? Надо ли еще тренироваться?

- Чему посвятим урок?

Сегодня на уроке мы будем продолжать подбирать родственные (однокоренные) слова и выделять общую часть (корень).

Работа по карточкам (парами)

Найдите однокоренные слова. Соедините их парами. Выделите корень.

Письмо-писатель, школа – школьник, перо – перина, пыль – пылинка, сахар – сахарница.

Проверяем (слайд 7, оценивание.)

Физкультминутка

Использование ИКТ под музыку предлагается выполнить упражнения(Слайд 7)

Работа в учебнике. Упр. 93

- Прочитайте. Являются ли однокоренными пары слов. Объясните свой ответ.

Работа в группе (по рядам).

Ваша задача выбрать командира, написать как можно больше родственных слов с корнем вод-, сад-, рыб-. Выделить корень

Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

- Каковы признаки однокоренных слов?

Учитель обращает внимание детей на дерево

Кому урок понравился и справился со всеми заданиями легко, тот украсит наше дерево красными листочками, кто не совсем разобрался — желтыми, а кому очень трудно – красными.

Решают проблемную ситуацию, находят лишнее слово.

Мы знаем, что объединяет эти слова - общая часть (корень)

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Самостоятельная работа по карточкам.

Оценивание друг друга.

Самопроверка по образцу.

Движения под музыку.

Письменная работа в тетрадях.

Дифференцированная самостоятельная работа.

Учащиеся в течение 4 мин . записывают слова с данным корнем.

Командиры защищают свою команду

Учащиеся отвечают на вопросы

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Познавательные:

Подирать однокоренные слова и обосновывать своё мнение;

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

формулировать монологическое высказывание.

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные : уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: Излагают свою точку зрения.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

IV этап – диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё можно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Список используемой литературы:

Самоанализ урока

русского языка во 2 классе

Образовательные :

зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Развивающие:

развивать познавательные компетентности: умение анализировать, систематизировать, делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитательные:

прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей однокоренных слов;

воспитывать умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Здоровьесберегающая:

способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутку, приобщать детей к ЗОЖ.

По типу проведения : Комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Методы: Методы: словесные – беседа; наглядные – презентация, практические - выполнение заданий

Формы работы - Индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах, самооценка

Реализация принципов обучения: Принцип доверия и сотрудничества, принцип коммуникативности.

Технологии: Системно- деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающая технология

На уроке формируются УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- развитие умения формулировать цели урока, самостоятельно составлять план урока и последовательность действий;

- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом интерактивной доски, материалом учебника;

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения формулировать алгоритм действия, выбор основания для классификации слов;

- контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания.

Планируемые результаты:

- формирование умения находить, сравнивать и классифицировать общие части слов,

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.

Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

По структуре: На повторение о корне отводится 2 часа. Материал сегодняшнего урока базируется на ранее изученном. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся

Первичное закрепление происходило при выполнении упражнения в группах.

Работа в парах и взаимопомощь позволили снизить тревожность учащихся, проверка результатов способствовала формированию у детей адекватной самооценки.

Включение нового знания в систему знаний было организовано при выведении алгоритма.

Тренировочные упражнения выполнялись самостоятельно, с взаимопроверкой. Выставляемые оценки аргументировались.

При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для закрепления новой темы).

Применялись здоровьесберегающие технологии (физминутка общего воздействия). Все предлагаемые задания направлены именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах. Детям оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

С моей стороны были созданы нормы педагогической этики и такта. Считаю, что цель, поставленные задачи и планируемый результат урока были решены и достигнуты. Перегрузки обучающихся как физической, так и психической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Считаю, все поставленные цель и задачи удалось реализовать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока ознакомить с понятием родственные слова; формировать умение подбирать родственные слова, учитывая признаки родственных слов; формировать умение организовывать самостоятельную работу (индивидуальную, в группах):

Технологическая карта урока

1.ФИО учителя___Лапшина В.А.__

3. Предмет__русский язык_______

4. Дата проведения___14.10.19___

6.Тема: Что такое родственные слова?

7.Цель: познакомить с понятием родственные слова; формировать умение подбирать родственные слова, учитывая признаки родственных слов; формировать умение организовывать самостоятельную работу (индивидуальную, в группах)

8.Тип:__изучение нового, повторение, закрепление изученного материала__

Личностные__проявлять интерес к процессу изучения русского языка, соблюдать культуру письма, осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке (в т. ч ортопедический режим), умение грамотно выражать своё мнение, умение отстаивать аргументировать свою точку зрения, умение самоорганизовываться, принимать свою роль, работая в группах (коммуникативные УУД).

Метапредметные__определять цели учебной деятельности, планировать свои высказывания, формулировать грамотно ответы и выводы, оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя,способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;

Предметные__определять родственные слова, усвоить признаки родственных слов, выделять общую часть родственных слов, понимать лексическое значение слов, соблюдать орфографический и каллиграфический режимы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Начало ОМ

1.Организационный мамонт. Инициация.

Мотивация к познанию, повторению, закреплению.

2.Погружение в тему, определение ожиданий и опасений

Проверяю готовность об-ся к уроку. Осмотр рабочего места об-ся.

Напоминаю о соблюдении ортопедического режима

Создаю эмоциональный настрой на активную работу, настраиваю на каллиграфически правильное письмо.

Осознание готовности рабочего места. На основе ортопедического режима правильно располагаются на кушетках.

Об-ся выбирают картинки

Личностные Знание основных моральных норм (культура поведения на уроке), ортопедического режима. Умение настраиваться на активную работу, на выполнение каллиграфического режима.

Уметь ставить цель и достигать её, оценивать себя

Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу.

Выполнение задания по заданному эталону.

Личностные Умение настраиваться на заданный вид деятельности

Уметь ставить цель и достигать её, оценивать себя

II.Закрепление изученного

III. Самоопределение к деятельности

Определение темы, цели урока

Цель: учиться по наводящей информации определять тему урока, формулировать цель

Работа по теме урока

Развитие. Практика. Контроль и коррекция ЗУН

Цель: умение на практике выполнять задания по определению родственных слов и общей части

1.Работа с учебником

Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии, позитивного настроения

3.Самостоятельная работа в группах

IV. Рефлексия

Цель: Закрепить знания и умения по теме

V. Итог урока

Цель:подвести итог проделанной работы, формулировать выводы.Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения по критериям

Объявляю орфографическую минутку.

Вопросы об-ся: Что я прочла? Почему вы решили, что это предложение? Назовите все признаки предложения. Всегда ли совпадает звучание и написание?

Предлагаю в этом убедиться

Запись на экране. на птичЪем дваре жыл ципленок пик.

Вопросы об-ся: Что не так в этом предложении? Что нужно знать, чтобы писать грамотно. Назовите, какие орфограммы вы здесь видите

Предлагаю записать предложение самостоятельно. Какую работу можно выполнить в этом предложении? Комментарий ученика

Показываю Толковый словарь

Задаю вопросы: что у меня в руках? Для чего создан толковый словарь?

2 слайд. Стих-е о семье Предлагаю найти лексическое значение слова СЕМЬЯ в словаре. Зачитываю толкование

Как понимаете данную пословицу?

Кто входит в состав семьи? Кто они друг другу?

Предлагаю понять, как звучит тема нашего урока.

Читаю стихотворение. Обратим внимание на выделенные слова.

Как эти слова связаны между собой? Что общего?

О каких словах сегодня пойдет речь?

Какая часть слова их объединила? Эта часть выделяется – дугой.

Ребята, над какой темой мы уже с вами работаем? какую цель поставим перед собой

7 слайд. Тема, цель, планируемые результаты

Предлагаю работу в учебнике. Стр. 59 Упр. 78

Причитаем группы слов. Можно ли их назвать родственными? Докажите. Что заключено в общей части слова?

Выпишите любую группу слов, выделите общую часть.

Предположите, что заключено в общей части?

Упр. 81 Устно! Можно ли слова в группах назвать родственными?

8 слайд. Группы слов

Предлагаю исследовать группы слов. Читаю. Найдите лишнее и объясните почему.

Назовите признаки родственных слов

(Общее лексическое значение, общая часть, в которой заключено общее лексическое значение) Слайд 9

Аналогичное задание вы выполните дома.

Запишем Д/з в дневник. Учебник стр. 60 упр. 82, 83

10 слайд Предлагаю провести физминутку.

Предлагаю разбиться на 5 групп, выбрать командира, секретаря

Даю задание в группы: Подобрать родственные слова к словам СЛОН, ТИГР, ЛИСА, ЁЖ, ЛОСЬ. Выделить общую часть слова. Объяснить, назвать признаки родственных слов.

Объясняю, что комментарий по выступлению дает другая группа.

Что вы можете сказать о данной записи?

Назовите родственные слова. Запишите их. Выделите общую часть.

Назовите тему нашего урока

Какие слова можно называть родственными?

Зачем нужно умение находить родственные слова.(чтобы писать грамотно!)

Оцените свою работу на уроке.

Ваши мнения и впечатления

Предлагаю поднять карточки. Выразите свое отношение к своим успехам. С пользой мы провели урок?

Об-ся отвечают на вопросы

(Предложение, имеет законченную мысль, заглавная буква в начале предложения, знаки препинания)

Ошибки. Нужно знать правила. (Заглавная буква, разделительный мягкий знак, безударная гласная, ЖИ-ШИ, слова исключения на ЦЫ, заглавная буква в именах собственных)

Графически выделяют грамматическую основу предложения

Об-ся высказывают свое мнение

Об-ся высказывают свое мнение.

(Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Родственники. Родня)

(Смысл! Общее значение.

О родственных словах.

Что такое родственные слова?

Общая часть - САД)

Обучающиеся дают ответ, формулируют цель, говорят - чему научимся.

(Понять что такое родственные слова, по каким признакам их объединяют)

Об-ся дают аргументированный ответ (Да. Это родственные слова. Их объединяет общее лексическое значение. У них есть общая часть)

Об-ся отвечают – общее лексическое значение

Об-ся дают пояснения

(Нет.У них близкое лексическое значение, НО нет общей части)

Выполняют задание. Находят лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее (называют признаки родственных слов: общее лексическое значение и общая часть, в которой заключено общее лексическое значение

Учащиеся выполняют физминутку

Обучающиеся выполняют задание

Готовят согласованное выступление

Группы дают оценочный комментарий друг друга

Об-ся дают ответы.

(Это текст. В нем есть диалог. Реплики. Есть родственные слова.)

Об-ся дают ответы

(Родственные слова - это слова, у которых общее лексическое значение и общая часть)

Обучающиеся высказывают свое мнение об уроке, о достигнутых результатах

ЛичностныеВыполнять поставленные задачи, формулировать ответ -

осознанное построение речевого высказывания, развитие мышления; формирование у учащихся умений и навыков практического характера,

Регулятивные Постановка, усвоение и выполнение поставленной задачи, самооценка выполненного задания. Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала.

Познавательные Выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные Умение формулировать цель, понимать какие умения и навыки будет отрабатывать. Умение формулировать речевое высказывание

Регулятивные Предвидеть результат учебной деятельности, выполнять поставленные задачи, вносить необходимые коррективы.

Развитие учебного и познавательного интересов.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оценка действий партнеров.

ЛичностныеСтавить и формулировать цель на различных этапах урока. Умение сотрудничать, высказывать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные Вносить необходимые коррективы.

Умение оценивать правильность выполненного действия.

Личностные Умение настраиваться на самостоятельную работу, на выполнение каллиграфического режима.

Уметь ставь цель и достигать её, оценивать себя

Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование ответа с аргументами; поиск нужной информации; классификация по признакам

Личностные Умение анализировать, делать вывод, формулировать краткое и точное высказывание.

Регулятивные анализ, сравнение, классификация объектов по признакам.

Личностные Умение ориентироваться на страницах дневника, правильно оформлять запись Д/з

Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению.

Коммуникативные Умение договориться в совместной деятельности. Принять роль в группе.

Умение организовать самостоятельную работу, сотрудничать. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь ориентироваться в мнениях партнеров.

Личностные Уметь формулировать собственное мнение. Уметь ориентироваться в высказываниях партнеров и дополнять их ответы

Познавательные Выдвижение правильных предложений и их обоснование.

Развитие учебного и познавательного интересов. Поиск и выделение необходимой информации;

Уметь ориентироваться в мнениях партнеров.

Регулятивные Вносить необходимые коррективы, анализировать, сравнивать, делать вывод

Умение оценивать правильность сформулированного высказывания, выполненного действия.

ЛичностныеУметь оценивать свои успехи, достижения - давать объективную оценку своей работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

- учебник русского языка для 2 класса

- карточки для рефлексии.

Ход урока.

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

- учебник русского языка для 2 класса

- карточки для рефлексии.

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся.

1. организационный момент.

Откройте , пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний. Орфографическая минутка.

У каждого на столе лежат карточки с текстом.

Выпишите из стихотворения слова-антонимы.

Написание, какого словарного слова из стихотворения вы знаете?

Составьте предложение со словом яблоко.

Запишем предложение, подчеркнем основу.

Какие еще словарные слова вам встретились в стихотворении?

Читает хорошо читающий ученик

низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое.

(у доски работает ученик, затем сверка, самооценка с помощью светофора)

Воробей, цыпленок.

3. самоопределение к деятельности.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

- О! Здравствуйте! Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

Кого же здесь можно назвать родственниками?

Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ребята ж доказывают.

Гусь, гусяню, гусят.

4. работа по теме урока.

Откройте учебники на стр.58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

Прочитайте текст упр. 77

Чем похожи выделенные слова?

Что их объединяет?

Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

Назовите два признака родственных слов?

Какая общая часть в этих словах?

Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью Гус- можно подобрать?

Вывод: какие слова вы записали? Почему?

В упр.78 на стр.59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.

Выделите общую часть родственных слов так:

Что такое родственные слова?

Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся.

Общая часть и близкое значение.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусята, гусыня.( у доски ученик)

Гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина.

Родственные слова, так как есть общая часть и близкое значение.

Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб

5. физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – наместо тихо сесть.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

6. закрепление изученного материала.

Прослушав сказку, назовите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивали Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

Читайте также: