Технологическая карта про воздух 2 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)

(На экране тема урока.)

- Чем важен воздух всем обитателям Земли?

- А какой он, воздух, из чего состоит?

- Определите тему сегодняшнего урока. (Воздух и его свойства.)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.)

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

  • Важность воздуха.
  • Свойства воздуха.
  • Состав воздуха.
  • Сделать вывод.

4. Изучение нового материала.

1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.

Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

Итак, начнём. Представьте себе такую картину:

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?

- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?

- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений.)

В лаборатории всё было необычно.

(Показываю детям пустую пробирку.)

- Что в этой пробирке? (Ничего нет.)

- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Бесцветен, прозрачен.)

- Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака и машу рукой, чтобы запах распространился.) А сейчас? Сделайте вывод. (Без запаха.)

У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий.)

(Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте.) Отпустите шарик.

- Почему шарик улетел? (Его толкает воздух.)

- Действительно, воздух всегда находится в движении. Давайте определим, почему?

- Что наблюдаете? (Спираль шевелится.)

- Кто может объяснить, почему? (Теплый воздух поднимается вверх, приводит в движение спираль.)

Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

Физкультурная минутка.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

- Как вы думаете, какой из газо в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)

А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3. погасла. Почему?

Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа..

Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Но это на улице.

(Учебники стр. 39 работа по схеме.)

- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?

- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

И ещё одну важную работу выполняет воздух для нашей Земли (слайды).

5. Итог урока.

1) Мы выполнили задание, узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.

Текст. Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они настоящая фабрика кислорода.

2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Открытие нового знания

Планируемый результат урока

Предметно-развивающая среда

ТСО (презентация, компьютер, процессор, интерактивная доска), рефлексивные карточки, учебник

Основные термины, понятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты

Мотивационный этап

Приветствует учащихся и настраивает их на урок с помощью стихотворения

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя и настраиваются на урок

Л. проявляет интерес к своей учебной деятельности

Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

Организует деятельность учащихся по повторению объектов живой и неживой природы

-Посмотрите на доску, на какие группы можно разделить эти предметы?

Организует фронтально-парную работу.

-В парах посовещайтесь и определите, какие предметы относятся к живой природе?

Фронтальная проверка

- В парах посовещайтесь и определите, какие предметы относятся к неживой природе?

Фронтальная проверка

Делят предметы на группы.

-Живая и неживая природа

-Виноград, дерево, улитка, хомяк, цветок

-Облако, звезда, камень

Пр. называет объекты живой и неживой природы

К. формулирует собственное мнение

Р: Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Организует деятельность учащихся по формулировке темы и целей урока.

- Чтобы определить тему урока вам необходимо составить слово из первых букв предметов, которые изображены на экране

-Чтобы поставить цели на урок вам необходимо соединить начало и конец цели. Посовещайтесь в паре и назовите цели урока

Фронтальная проверка

Формулируют тему и цели урока.

1. Узнаем, что такое воздух и что его загрязняет

2. Будем учиться замечать и ценить красоту природы.

3. Проведем несколько опытов с воздухом.

К. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р. В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи

К. Формулирует собственное мнение;

Решение учебной проблемы. Открытие нового знания

Организует деятельность учащихся по разбору составляющих воздуха (азот, кислород, углекислый газ)

-Какой из газов в воздухе самый важный?

Верно. При дыхании живые существа поглощают

из воздуха кислород, а выделяют

Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб- великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

Организует деятельность учащихся по выполнению 3 опытов с воздухом

Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Вывод: Когда мы машем ладошками мы как бы подгоняем воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А вы уже знаете, что ветер - это движение воздуха

Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из

бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: Воздух легче воды.

Итог: основные свойства воздуха (зафиксировать на доске или слайде)

- От чего загрязняется воздух?

Организует фронтально-парную работу.

Организует физминутку

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Работа по учебнику

1. Рассмотри картинку в учебнике на стр.48 и расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека

Фронтальная проверка

2. Рассмотри схему в учебнике (стр.49) и объясните значение схемы.

Фронтальная проверка

-Для чего мы проветриваем комнату?

Вывод: Если мы не будем проветривать помещение нам будет тяжело дышать, так как мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

Организует возврат к целям урока, какие цели достигли

Называют составляющие воздуха

Высказывают свои предположения

Выполняют физминутку

Работают по учебнику

1. Нужно проветривать комнату

2. Протирать пыль

3. Протирать листья растений и поливать их

Если мы не будем это делать, то растения погибнут, они не смогут очищать воздух для того чтобы мы дышали. Нужно проветривать комнату потому что мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ и из-за этого нам становится все труднее и труднее дышать и животным тоже.

Воздух загрязняется от заводов и фабрик, поэтому нужно чтобы на них были специальные приборы которые улавливают вредные вещества.

Обсуждают где человек использует воздух

Обговаривают с учителем какие цели достигли и как

Пр. называет составляющие воздуха

К. формулирует собственное мнение

Пр. рассказывает о значении воздуха для растений, животных и человека; рассказывает от чего загрязняется воздух

Р. планирует собственную деятельности

Первичное закрепление

- Сейчас вам необходимо в группах сделать плакаты. Но сначала повторим правила работы в группе.

1 группа: вырезать, приклеить и оформить плакат с картинками (запрещено делать)

2 группа: вырезать, приклеить и оформить плакат с картинками (разрешено делать)

– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
– Не ловить бабочек, жуков и других животных.
- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.

Цели урока : создание представлений учащихся о свойствах воздуха; обобщить знания детей об использовании человеком свойства воздуха.

• учить быть наблюдательными.

• развивать познавательный интерес.

• воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Предметные: продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;

Метапредметные: развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой; развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.

УУД, формируемые на уроке :

• Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

• Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

• Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Методы: проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, ЦОР

Технологическая карта по окружающему миру

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

Я с вами полностью согласна.

Подготовка к работе

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

1) актуализировать знания о природе;

2мин Ответите на вопросы

Учитель задаё т вопросы: слайд3

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?

- Как назвать одним словом снег, дождь, град?

- Время года после осени?

- Что летом бывает грибным?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :. ?

- А теперь из выделенных букв прочитайте слово.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии.

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра.

3. Постановка учебной проблемы

1) определение темы и целей урока

2мин Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока? Слайд4

-Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас. Слайд5

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует

Цель нашего урока ответить на эти вопросы. Предлагают пути разрешения проблемы.

-воздух

-Это тема урока

• Состав воздуха

• Свойства воздуха

• Значение воздуха Личностные :

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание.

Регулятивные: учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

4. Построение проекта выхода из затруднения

20мин Организует исследование проблемной ситуации.

- А что такое воздух?

- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

- А кто- нибудь знает, из каких газов состоит воздух? Откройте учебники на С25 и найдите из каких газов состоит воздух.

Посмотрите на диаграмму слайд6

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Работа в группах. Задание для проведения опытов

1. Опыт: На столе учеников лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха? Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.

Опыт (учащиеся) 2и 3 группы

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Появятся пузырьки воздуха.

Опыт: ученики должны опустить стакан вверх дном в ёмкость с водой. - Почему вода не попадает в стакан?

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Мы можем почувствовать воздух при его движении

А как вы думаете, какого цвета воздух?

Открываем первое свойство воздуха : чистый воздух невидимый и бесцветный. слайд7

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.

Что вы видите вверху?

Какого оно цвета?Каким оно может быть?Почему?

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

-Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Какова роль воздушного океана на Земле?

Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.

Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.

Какое было желание?

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Пахнет чем-нибудь воздух?

Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?

Где вы чувствуете сильные запахи?

Значит, какой вывод?

Воздух поможет вам отдохнуть.

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

3. Опыт Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?слайд8

4. Опыт Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму? Слайд 8

На горлышко пустой бутылки надет воздушный шарик, ученики ставят бутылку в чашку с горячей водой - шарик надувается. Какой вывод сделаем?

Где люди могли применить это свойство воздуха?

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

Продолжение опыта: Воду в чашке разбавили холодной водой и шарик сдулся.

Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Слайд 9

6. Опыт (ученик)

На надутый шарик положить книгу.

- Что произошло с шариком? (Он сжался)

- А теперь, что мы видим? (Приобрёл круглую форму)

- Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство называется упругостью.

Показать 2 воздушных шарика – один более упругий.

- Какой шарик более упругий? Почему?

- Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Как?

- А что же произойдёт с воздухом во втором шарике, если мы добавим туда ещё воздух? (Воздух сожмётся) Значит, воздух можно сжать Вывод : Воздух сжимаем и упруг.

Где применяется свойство сжимаемости?

- На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)

7 Опыт А, чтобы вы сказали о человеке, который бы решил взвесить 1кг воздуха?

Показываю опыт. –Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. (карточку на доску) Слайд11

1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма,

1 литр весит 1 гр 293 миллиграмма.

В день человеку требуется 600литров воздуха

8. Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает тепло и холод. Почему? Почему в окнах двойные рамы? Что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется ВЫВОД : Воздух плохо проводит тепло Слайд12

Почему одежда сохраняет тепло нашего тела?

- Почему воробьи в холодную погоду сидят нахохлившись?

В чё м теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах? Составляют алгоритм решения проблемы

азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.

Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

(Её не пускает воздух)

(Открыть нос).

(Запах духов).

2. запах распространяется по воздуху,

(В столовой, парикмахерской, аптеке и т. д.)

(Чистый воздух запаха не имеет).

Воздух при нагревании расширяется

Воздух при охлаждении сжимается

(Добавить воздуха)

Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не даёт телу потерять тепло.

Они делают так, чтоб между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.)

В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке (ЛИЧН);

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

5. Физминутка 2 мин Интерактивная физминутка

6. Первичное закрепление

5мин Устанавливает осознанность восприятия.

О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований? Слайд13

А теперь заполните таблицу

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:слайд14

Цвет воздуха

Запах воздуха

Форма воздуха

Состояние воздуха

- Почему же воздух одно из главных богатств природы?

Работа в группах

Какое значение имеет воздух для нас?

Благодаря воздуху мы…слайд15

Плаваем на яхтах и парусниках;

Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

Убираем пыль пылесосом;

Сушим волосы феном

Работа в группах слайд16

- Объясните значение фразеологизмов. Что такое фразеологизмы?

Бросать в воздух шапки

Взлететь на воздух

Глотай воздух

Говорить/ сказать на воздух

Ловить воздух Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах.

Выражать крайнюю радость, ликовать

Взорваться,подорваться. Бесследно исчезнуть

Убегать откуда-л. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят.

Личностные: формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3 мин Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Слайд17

Детям выдаются карточки.

Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха :

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.

Для самопроверки выдаётся карточка эталон.

Бесцветный нет запаха

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

- Кто допустил ошибку?

- Над чем надо поработать?

- Кто выполнил без ошибок?

Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном Регулятивные: контроль, коррекция.

8. Включение в систему знаний и повторение.

• тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы

повторение знаний об охране природы и воздух

6 мин - Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?

- Значит, важно ли охранять растения?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Теперь мы знаем:

Что такое воздух ….

Как доказать, что воздух существует …

Какие свойства воздуха …

Каково значение воздуха ….

Почему воздух загрязняется …

Как охранять воздух … В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Познавательные: общеучебные- умение структуировать знания,умение осознанно произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия,

управление поведением партнера-контроль, коррекция,оценка действий партнера.

9. Рефлексия деятельности

1. Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

1. Данную тему я усвоил (а) слайд20

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты. Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

10. Дом. задание слайд 21

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

143100 Московская область, г. Руза,

Волоколамское шоссе, дом 4

Зам. директора по УВР

___________ Баранова Т.Г.

____________ Левкина Н.В.

урок по окружающему миру

Составила: Шерстнева Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

2017-2018 учебный год

Урок: по окружающему миру

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, творческая.

Раздел: Природа.

Тема урока: Про воздух…

Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

Планируемый результат обучения:

Дети научатся:

формированию представлений об атмосфере, составе и свойствах воздуха;

установливать взаимосвязь между атмосферой и человеком;

формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование.

Метапредметные:

Регулятивные

Дети научатся:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- прогнозировать – предвосхищение результата;

- развивать поисковую деятельность и творческие возможности;

- анализировать и исправлять ошибки;

- осуществлять контроля по результату.

Познавательные

Дети научатся:

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные

Дети научатся:

- работать в микрогруппе с одноклассниками;

- формировать собственное мнение;

- аргументировать свою позицию, свой ответ.

Дети научатся:

- формировать целостного, социально-ориентированный взгляд на мир;

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики)

Ресурсы: Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. – раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

I. Мотивация и самоопределение к деятельности.

(Формирование личностных УУД)

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

П. Актуализация знаний.

Ш. Постановка учебной проблемы. Выявление места и причины затруднения.

(Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД)

Активизация знаний учащихся через создание проблемной ситуации.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

Постановка учебных задач урока.

V. Реализация построенного проекта.

(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

Организация исследования проблемной ситуации.

Работа в группах.

Фиксация выводов полученных в результате группового исследования проблемы.

Физминутка – в форме визуализации.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,

коммуникативных, логических УУД)

Работа в группах по установлению значения воздуха для жизни человека.

VП. Самостоятельная работа по закреплению.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,

коммуникативных, логических УУД)

Проверка умения применять новое знание в других предметных областях.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,

коммуникативных, логических УУД)

Фронтальная работа по повторению и закреплению экологических знаний об охране воздуха.

IX. Рефлексия деятельности.

(Формирование личностных УУД)

Работа со смайликами настроения.

Подведения итогов урока.

Информация о домашнем задании.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

Я с вами полностью согласна.

Подготовка к работе

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1) актуализировать знания о природе;

Ответите на вопросы

Учитель задаёт вопросы: Слайд 1.

- Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?

- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?

- Время года, наступающее после осени?

- Он бывает грибной, косохлест, ситничек, ливень?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и .

- А теперь из выделенных букв прочитайте слово .

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии ;

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра.

3. Выявление места и причины затруднения.

выявление и фиксация места и причины затруднения;

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока?

- Верно – Про воздух…

А что мы уже знаем про воздух?

А всё ли мы знаем про воздух?

Предлагают пути разрешения проблемы.

Воздух нас окружает, мы и все живые организмы дышат воздухом

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ; учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной информации;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1) постановка учебных задач урока

А что нам еще нужно узнать о воздухе? Слайд 2

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует воздух?

От чего загрязняется воздух?

Как охраняют воздух?

И так задача нашего урока найти ответы на эти вопросы.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе;

2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;

3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи.

Организует исследование проблемной ситуации.

- А что такое воздух?

- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

- А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух?

азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.

Посмотрите на диаграмму: Слайд 3



- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.

А можем ли мы видеть воздух?

А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? И какими свойствами он обладает?

Предлагаю Вам провести несколько опытов. Работать мы будем по микро группам.

Работа в группах. Задания для проведения опытов.

Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха?

Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед лицом. Образуется ветер.

Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?

Опыт: Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?

Опыт: Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают.

Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Почему пузырьки поднимаются вверх.

Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды - пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх.

Задание: У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать?

Опыт: Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух - упругий.

Что же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет. Проверить это нам поможет следующая табличка. Слайд 4

Свойства воздуха

Теплый воздух легче холодного

ВЫВОД:Мы можем почувствовать воздух при его движении, значит воздух существует?

ВЫВОД Но: вкуса и запаха мы не чувствуем, значит воздух не имеет вкуса и запаха.

А как вы думаете, какого цвета воздух?

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

Какого оно цвета ? Каким оно может быть? Почему?
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

-Мы привыкли называть воздушный океан – небом.

А ученые его называют – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Атмосфера защищает Землю от избытка тепла и холода. Если бы не было атмосферы солнечные лучи сожгли бы все живое на нашей планете.

ВЫВОД: Воздух не имеет формы, он принимает форму того объекта в который его помещают.

ВЫВОД: Пузырьки воздуха легче воды.

А имеет ли он массу? Вы смогли это доказать?

А как вы думаете, можно ли взвесить воздух?

–Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. Так ученый установил, что 1 литр воздуха весит 1 гр 293 миллиграмма.

1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма.

ВЫВОД: Воздух легко сжимается и он упругий.

Где применяется свойство сжимаемости воздуха?

- На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)

Как вы думаете все свойства воздуха мы смогли исследовать на нашем уроке? Конечно же нет?

Теплопроводность.

Знаете ли вы, почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется? Это свойство – теплопроводность. Воздух - плохой проводник тепла.

Поэтому земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают. На самом деле, что же греет землю, снег ли? Вовсе нет. Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

Как сидят птички, когда на улице мороз - нахохлившись. А что происходит с мехом животных к зиме – он густеет. Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Свойство теплопроводности использует и человек - меховые шубы, шерстяная одежда, валенки – греют не они, греет нас воздух, потому что он плохой проводник тепла и не выпускает тепло наружу.

Горячий воздух легче, чем холодный.

Измерьте температуру воздуха в помещении. Все знают, что теплее под потолком, чем у пола, потому что теплый воздух легче и он поднимается вверх, а холодный тяжелее, он опускается вниз. Поэтому форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами Поэтому люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться. Это свойство воздуха используется и в аэронавтике – на аэростаты и дирижабли устанавливают конфорку, которая подогревает воздух, благодаря этому аэростат взлетает.

Читайте также: