Камар сулу краткое содержание на русском

Обновлено: 05.07.2024



Tilqural.kz - веб-сервис для постепенного изучения государственного языка. На сайте размещен онлайн курс уровня А1 по написанию нового алфавита и орфографических правил, освоению чтения.






Главной целью создания ономастической электронной базы является унификация ономастических названий путем сбора информации о названиях улиц, населенных пунктов и различных объектов в регионах страны и создания единой базы казахской ономастики.


"Қамар сұлу". Султанмахмут Торайгыров.


Роман "Камар-Сулу" (1914)— страстный протест против без­закония и произвола, в защиту женщин — еще одно свидетель­ство разностороннего таланта молодого Султанмахмута. Написанные с присущей ему социальной заостренностью, ярко и вдохновенно, когда все симпатии на стороне молодых людей, роман вводит нас в мир сильных, чистых чувств. Нас покоряет непос­редственность и открытость юных героев, мы проникаемся непри­язнью к жестоким, грубым людям, топчущим светлое, доброе. Язык озвучивания: казахский.

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Недавно прошел День всех влюбленных 14 февраля, он же День святого Валентина. В России есть "свой" День всех влюбленных, а так же День семьи, любви и верности - православный праздник в честь святых Петра и Февронии, отмечаемый ежегодно 8 июля. В Казахстане отмечают свой День влюбленных 15 апреля в честь Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Это герои поэмы казахского эпоса 13-14 веков, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.

Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга.

Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости.

Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь, держась за волосы коварной Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым, Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Есть версия, что родоначальником эпоса была легенда времен саков. Корни эпоса как явление народной жизни уходят в домусульманский период. Более поздние слои культуры не оставили своего отпечатка на художественном мире эпоса. Анализ топонимов, упоминающихся в тексте (Аягоз, Иртыш и др.), позволяют сделать вывод о том, что племена, населявшие современный северо-восток Казахстана, были предками целостного этнически-культурного образования. На фото можно видеть поясную бляшку из золота из Сибирской коллекции Петра I, найденную в Алтайских горах, которая, возможно, отображает популярный у древних кочевников сюжет (т.к. это - не единичная подобная пряжка). ⠀На бляшке изображено некое священное дерево, под ним женщина с характерным для своего времени высоким головным убором. У нее на коленях воин приклонил голову, а колчан со стрелами повесил на ветку. Рядом друг воина или слуга держит только двух коней, хотя мы видим троих людей. Золотой пояс в настоящее время находится в Эрмитаже.

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Мавзолей над могилой влюбленных Козы Корпеш и Баян Сулу расположен в Аягозском районе Восточного Казахстана, напротив аула Тансык (Тарлаулы).

В фондах историко-краеведческого музея Восточного Казахстана хранятся копии документов, связанных с исследованием этого уникального древнего памятника культуры, начиная с 19 века, в том числе записи и рисунки Шокана Валиханова, Николая Абрамова и Николая Пантусова. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Алькея Маргулана. В 1982 году памятник включен в список памятников истории и культуры страны и взят под охрану государства.

Четырехгранный мазар построен из плоского камня, к верху здание значительно сужается, образуя округлое завершение. Памятник сложен напуском рядов плитнякового камня на глиняном растворе. Высота мазара - 12 метров. Он неоднократно ремонтировался, в результате вся поверхность, которая, судя по дореволюционным фотографиям, была сильно выщерблена, сейчас выровнена кладкой, в камере установлено два белых надгробия.

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Мнения о дате постройки расходятся. По мнению одних исследователей, он был воздвигнут в V-X вв., по мнению других - в X-XI вв. или даже XVIII в. Неясно даже, кто именно захоронен в мавзолее.По легенде брат Сарыбая, Тайлак-би, послал 10 тысяч воинов, поселявших берега реки Тобол, для постройки памятника любви из камня. Существует работа Калмыцкого института истории, в которой обосновывается гипотеза, что мавзолей - это ни что иное, как буддийский субурган, поставленный в память умершего в 1640 году местного князька – Байбагас-хана. А легенда, связавшая памятник с именем знаменитых влюбленных появилась позже, после исчезновения ойратов и возвращения казахов. Многие серьёзные исследователи указывали, глядя на оригинальный монумент, на явную связь с язычеством тенгрианской эпохи. Но постепенно доисламский памятник стал похож на типичный мусульманский мазар и одновременно местом поклонения, где влюбленные просят покровительства, а одинокие — спутника жизни.


Лига историков

8.6K постов 37.1K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

Для читателей

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Ну теперь понимаете почему Св. Валентин прижился, а остальные нет? Да потому, что в его легенде влюбленные не мрут как мухи!

Я не признаю 15 апреля. У нас 23 февраля перенесли на 7 мая, так как у дочери президента д.р. в этот день. Захотят, переносят. Тошнит.

Для меня 14 февраля это светлый праздник и не повод проводить параллель с историей его происхождения или религией.

В этот день в школьные годы, мы клали валентинки в ящик и была интрига, кому придётся какая.

Сейчас в этот день веду супругу на ужин, дарю цветы.

Этот день, просто повод сделать приятное близкому человеку.

Прочитал заголовок, и подумал, что Козы - девушка

Нахрена козе баян уже писали?



"Вода". Лист из серии "Тюркская легенда". 2003 год.

Бумага, фломастеры, тушь, изограф. 420х590 мм.


"Тюркская легенда"


"Мировое древо". Лист из серии "Тюркская легенда". 2012 год.

Бумага, тушь, фломастеры, изограф. 600х800 мм.


Золотые артефакты с изображением каганов в коронах найдены в Казахстане

Золотые артефакты с изображением каганов в коронах найдены в Казахстане Тюрки, Археология, Казахстан, Каганат

Культово-поминальное сооружение в урочище Елеке Сазы представляет собой грандиозное каменное сооружение, которое состоит из двух составных частей – храма в виде пирамиды с усеченным верхом и примыкающего к нему лабиринта. Работы на развалинах каменного сооружения начались в 2020 году.

Памятник возведен в честь одного из каганов Западно-тюркского каганата, предположительно, на месте кремации его тела. Много лет назад в этом месте была обнаружена статуя кагана с отбитой головой, которая сейчас хранится в Национальном музее РК. А недавно археологи нашли множество предметов вооружения, конского снаряжения и украшения от парадно-поминального костюма, в частности, поясную гарнитуру в виде орнаментированных накладок и подвесок, местами обгорелую и расплавленную.

Золотые артефакты с изображением каганов в коронах найдены в Казахстане Тюрки, Археология, Казахстан, Каганат

Кроме того, по периметру дна храма, вокруг огражденного места сожжения, найдено большое количество собранных стремян, бронзовое блюдо с боковыми ручками, миску и другие предметы.

Среди находок большой интерес вызывают две золотые подвески с изображениями коронованных каганов на золотом троне. Справа и слева от трона изображены фигуры коленопреклоненных слуг. У персонажей четко просматриваются прическа (косички) и детали одежды. На одном из изображений можно увидеть черты лица кагана.

Историки и археологи отмечают, что эти чрезвычайно искусные произведения художественной культуры и декоративно-прикладного искусства древних тюрков являются выдающимися источниками, которые детально показывают иконографию образа императора, а также ранее не известные детали государственной атрибутики – конструкцию трона с зооморфно украшенными подлокотниками, типы корон и др.


Степи Казахстана с мертвыми городами

Путешествуя по Казахстану, в степи, внимание туристов могут привлечь небольшие города, которые при ближайшем рассмотрении покажут своё истинное лицо. Это кладбища.

Степи Казахстана с мертвыми городами Достопримечательности, Легенда, Кочевники, Длиннопост, Казахстан, Кладбище

Некоторые из них превосходили по количеству построек соседние жилые поселения. Подобные кладбища нам еще не встречались. Стало интересно, почему казахские кладбища, так сильно отличаются от других мусульманских захоронений.

Степи Казахстана с мертвыми городами Достопримечательности, Легенда, Кочевники, Длиннопост, Казахстан, Кладбище

Оказалось, что ислам в Казахстане сменил культ предков. Если у некоторых народов во времена язычества существовал пантеон богов или духов, то в Казахстане считалось, что предки и твой род — главная святыня. Это было обусловлено кочевым образ жизни казахов. Что может быть ценнее близких, когда все остальное вокруг тебя постоянно меняется?

Степи Казахстана с мертвыми городами Достопримечательности, Легенда, Кочевники, Длиннопост, Казахстан, Кладбище

Обычно могила выкладывается камнем в виде холма, для имевших значительное положение в обществе холм окружается глинобитной стеной, для наиболее известных лиц на могильном холме черепицей выкладывается высокий купол.

Степи Казахстана с мертвыми городами Достопримечательности, Легенда, Кочевники, Длиннопост, Казахстан, Кладбище

Степи Казахстана с мертвыми городами Достопримечательности, Легенда, Кочевники, Длиннопост, Казахстан, Кладбище

Кладбища у казахов больше похожи на музеи. Каждая семья старается пышнее оформить могилы своих предков.

Степи Казахстана с мертвыми городами Достопримечательности, Легенда, Кочевники, Длиннопост, Казахстан, Кладбище

Существует поверье: если путник оказался ночью в степи, то лучше заночевать на кладбище возле могил, ибо здесь никто не решиться совершить над ним насилие.

Как можно заметить, наше представление о ночи проведенной на кладбище заметно отличается представления кочевников в степях Казахстана.

"Постарайся смотреть на вещи не предвзято.

Не считай, что тебе все о них известно.

Попробуй хоть раз, и ты убедишься, что вокруг много удивительного".

Чарльз де Линт, "Покинутые небеса"


Прялка великанши (казахская легенда)

Прялка великанши (казахская легенда) Легенда, Прялка, Горы, Коза, Казахстан, Казахи, Шерсть, Великан, Рисунок, Павел Уколов

В горах Тарбагатая, на южной стороне горы Калба есть светлая долина, которая называется Сардала — Рыжая степь. Посередине этой степи стоит одинокая высокая гора. А на вершине горы лежат несколько больших камней, сваленные как попало. Люди говорят, что эти камни лежат там с той поры, когда в этой местности проживали шаманы, которые затевали здесь свои камлания. А о происхождении одинокой горы рассказывают такую легенду.
Одна женщина-великанша пасла в горах Тарбагатая несколько коз. Из шерсти этих коз она пряла пряжу. Женщина эта была очень большая. Когда она сидела на самой горе Тарбагатай, ноги ее достигали Малого Тарбагатая.
Вот сидела эта великанша и пряла свою пряжу, пасла коз и вдруг видит: одну из ее любимых козочек утащил волк. В досаде женщина бросила в убегающего волка то, что было у нее в руках — прялку-веретелку, и эта ее прялка долетела до Рыжей степи, упала там и превратилась в гору.

Легенда казахская народная .
Рис П.Уколова .


Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу и с великим усердием пасли и охраняли его стада, табуны и отары.

Вскоре совсем одряхлел старик. Призвал он как-то к себе сыновей и сказал им:

— Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство…

— Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

— Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.


БЕСКУНАК

Как мы и предполагали, засорился жиклёр. Ветер стихать и не думал, разве что немного повысилась температура. Но ехать нам было практически по ветру, так что он нам даже в помощь. Распрощались с гостеприимными хозяевами, оставили им селезня и чирка, а с собой забрали эту историю.

Ойлан, қазақ: 27 казахстанских книг ко Дню независимости — Книга недели на The Village Казахстан

К 27-летию независимости собрали 27 книг казахстанских классиков и современников, которые в своих произведениях поднимают острые вопросы, описывают быт и нравы, вспоминают великих людей, рассказывают о нелегкой жизни и восстаниях народа. Список, чтобы понять, откуда мы пришли и куда идем.



Историко-революционная трилогия охватывает события, происходившие в Казахстане во время Первой мировой войны и Гражданской войны 1918–1920 годов. В романе Абдижамил Нурпеисов описывает жизнь рыбаков-казахов на берегу Аральского моря, беспощадную эксплуатацию их труда, стычки бедняков с баями и биями и борьбу за освобождение казахов, которую решает вести главный герой книги — Еламан.


Ботагоз — девушка, которая отвергла домогательства старого волостного управляющего Итбая и навлекла гонения на весь свой род. Из-за проклятий родных Ботагоз пришлось уйти из аула и устроиться в каменоломню. Но несмотря на сложности, она не переставала верить в справедливость и надеялась на встречу со своим любимым, Аскаром, которого арестовали за революционную пропаганду.

Основная тема поэмы — трагическая судьба певца и композитора Акана-Серы и его знаменитого на всю степь коня Кулагера. В ней Ильяс Жансугуров описывает состязания борцов и скакунов, беззащитность творческого человека в обществе, жестокость и зависть людей.

Без хозяина нет в этом мире коня,

А наездник без лошади — дым без огня.

Родичи! Где ваша вера в творца?

Злобой свои напоив сердца,

Как скот, сбываете дочерей

За первого встречного подлеца.


Будучи долгожданным ребенком в своей семье, Жамал воспитывают в любви, нежности и заботе. Девушка растет гордой и решительной, получает хорошее образование. По просьбе отца она читает книги жителям аула и становится всеобщей любимицей. Узнав о Жамал, влиятельный бай Байжан хочет женить на ней своего недалекого сына Жумана.

В поэме Шакарима Кудайбердиева события развиваются на фоне вражды двух родов Найман и Тобыкты, к которым принадлежат полюбившие друг друга Енлик и Кебек. Енлик должна была выйти замуж за богатого старика, потому что он уже уплатил за нее половину калыма. Однако влюбленные решают сбежать и вызывают гнев родных, которые готовы даже на убийство ради сохранения обычаев.


В поэме воспеваются подвиги Отеген Батыра — одного из знаменитых казахских батыров, боровшихся с джунгарскими захватчиками. С 15 лет он принимал участие в битвах, сражался вместе с батырами Райымбеком и Хангельды. Отеген помогал отряду Толе би освобождать земли на берегу реки Или. Он также выступал против политики Абылай хана в установлении перемирия с Китаем.

Эта история описывает жизнь девушки Шолпан, которая вышла замуж по любви, но не хотела ребенка, боясь, что он встанет между ней и супругом. Через несколько лет бездетного брака Шолпан замечает, как муж играет с соседскими малышами, и решает родить ему ребенка, но у нее не получается. Поэтому Шолпан решается на связь с Азимбаем.




В основе книги история Ак Орды — одного из крупнейших государств в истории Дешт-и-Кипчака. Читать эту книгу стоит, чтобы понять предысторию казахского ханства и этноса.


Главному герою книги — Филу — 30 лет. Он геймер, который подрабатывает фрилансом. Когда его бросает жена, он начинает видеть мир через виртуальный интерфейс, который напоминает компьютерную игру. На экране он видит свои качества, не дотягивающие до средних показателей, и старается их прокачать. Но главные вопросы для Фила: откуда взялся этот интерфейс и зачем?

Кстати, книга была переведена на английский язык и в июле этого года появилась на сайте Amazon.

В этой книге казахстанская журналистка рассказывает о детях с особенностями в развитии и их учителях, которые, несмотря на небольшую зарплату и низкий статус профессии, продолжают идти против неработающей системы. Гульнар Бажкенова написала об инклюзивном образовании, чтобы на него, наконец, обратили должное внимание, и рассказала настоящие истории детей, их родителей и учителей.

Книга: Иммунология по А.А. Ярилину. Учебник для ВУЗов (Недоспасов Сергей Артурович Купраш Дмитрий Владимирович Атретханы Камар-Сулу Нияз Кызы)


В учебнике, представляющем собой дополненный вариант книги А.А. Ярилина "Иммунология" (2010), изложены современные знания о структуре и функционировании иммунной системы. В данном издании, содержащем большое количество информативных иллюстраций, детально описаны клеточные и молекулярные механизмы, обеспечивающие защиту организма от патогенов, опухолей и чужеродных тканей, рассмотрены основы иммунопатологии и клинической иммунологии. В создании книги принимали участие сотрудники, преподаватели, аспиранты и выпускники кафедры иммунологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Учебник предназначен студентам медицинских вузов, аспирантам, научным сотрудникам-иммунологам и специалистам, получающим постдипломное образование, а также студентам и сотрудникам университетов.
2-е издание, исправленное и дополненное

Читайте также: