Технологическая карта по логопедии в школе 8 вида
Обновлено: 02.07.2024
-совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов.
Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;
- правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа;
-правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные;
-обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме.
- развивать умение высказывать свое предположение;
- учить принимать и сохранять учебную задачу.
- развивать умение слушать и понимать других;
- учить работать в паре.
- развивать умение находить и структурировать информацию;
- на основе анализа объектов делать выводы,
обобщать, классифицировать по признакам.
ИКТ: компьютер, экран
Запись пения птиц (СD-диск)
Большой контейнер с горохом, 4 стакана
Предметные картинки животных
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Предметные картинки с изображением корма. (кисть рябины, кусочек сала,
горка семечек, шишка), можно использовать настоящие корма.
Организационная структура логопедического занятия
и приемы работы
Формы организации деятельности учащихся
- создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Показ образца выполнения упражнения
1.Пропевание гласных (с начала тихо, затем громко)
2. Насыпает в кружку по горстке из контейнера горох и проговаривает стихотворение
Снегирь, и сорока, и клест, и синица_
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами .
Выполняет гимнастику на развитие голоса
То же самое ребенок проделывает одной рукой, двумя руками одновременно, левой рукой.
II . Этап Актуализации знаний
- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);
НЧП, об. НОНР . Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Дизартрия.
Организация образовательного пространства
Логопедический кабинет, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, магнитофон, интернет-ресурсы, информационный материал: учебники, словари, демонстрационный материал; плакаты, карточки с индивидуальными заданиями
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) .
КТП на основе авторской программы
Автор программы: Э.Ш. Галляметдинова
А.М Анохин, кандидат педагогических наук, доцент СГПА им.З.Биишевой,
Л.В., Яхонтова логопед высшей категории, преподаватель коррекционной педагогики
Уроки закрепления и совершенствования знаний (комбинированный)
Продолжительность 40 минут
Формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных.
Актуализация знания о тексте, типах текста, теме текста, главной мысли текста, заголовке текста.
Формирование у младших школьников умения выделять главную мысль в тексте.
Использование приобретённых знаний и умений, как в устной, так и в письменной речи.
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:
- различать особенности изученных типов текстов;
- строить текст в соответствии с его особенностями;
-выделять главную мыль,
Способствовать развитию умений:
- обобщать полученные знания,
-проводить сравнение, делать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между частями текста
Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, умений выделять главное, характерное;
умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли как устно, так и письменно.
- активизации речевой деятельности учащихся,
- развитию коммуникативных навыков,
-формированию просодической стороны речи,
- активизации внимания, памяти, мышления,
- развитию мелкой пальцевой и общей моторики,
-развитие языковой интуиции.
Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.
Способствовать созданию условий обеспечивающих:
- формирование навыков самоконтроля у учеников,
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Формировать установки на здоровый образ жизни и их реализация.
- проявлять творческое отношение к процессу обучения;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;
- повысить любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;
- повысить мотивацию учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- формировать навык самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
- уметь контролировать свои действия на этапах достижения цели;
- развивать умение работать в группе.
- научить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать;
- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- уметь извлекать информацию из кластеров, иллюстраций, текстов;
- уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- уметь анализировать, развивать способность делать выводы;
- уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- уметь слушать и понимать других, учитывая разные мнения
- подвести учащихся к освоению понятия «главная (основная ) мысль текста,
- создать условия для отработки навыка нахождения главной мысли текста;
- уметь отличить текст от группы предложений;
- уметь определить тему текста, типы текстов;
- уметь определить основную мысль текста, уметь озаглавить текст;
- умение пересказывать текст;
- уметь графически правильно оформлять текст, определяя границы предложений.
Основные понятия и термины
Текст, тема, типы текстов, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, главная (основная) мысль, заголовок, речевые средства, кластер, синквейн
Литературное чтение, письмо, русский язык
Коррекционные логопедические технологии, технология на основе деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технология РКМЧП
Формы работы на уроке
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Создание проблемной ситуации и пути её решения.
На этапе целеполагания учащиеся сами выявляют и формулируют тему занятия, цели, задачи.
На этапе закрепления дети должны доказать, можно ли урок назвать текстом и самостоятельно закончить начатую фразу.
Методы, виды заданий
Из них следует выделить три основные группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения, когда материал дается в готовом виде используется минимально. (иллюстрации к текстам, картинки к упражнениям)
Репродуктивные ( метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила)
Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях, карточки для индивидуальной работы, слушание аудиозаписи для выявления собственных ошибок.
Импровизационные. Сам процесс импровизации представляет собой мгновенную реализацию творческого замысла и создание творческого продукта: придумай название к тексту, придумай свой рассказ, определи по картинке тип рассказа, создание синквейна
Задания на самоорганизацию и самоконтроль: упражнение – аутотренинг, самомассаж, сравнение своей работы с эталоном
Применение оборудования и инструментария
Оценка результатов деятельности ученика
Самооценка учителя по уроку
Самоанализ, выводы, ошибки и успехи, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия
Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.
Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.
Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.
Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.
Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.
· Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;
· Продолжить развивать фонематические процессы (восприятие, анализ).
Создать условия для:
· развития артикуляционной и мелкой моторики;
· развития речевого дыхания;
· развития зрительной, слуховой памяти и внимания.
· Воспитание эмоциональной отзывчивости;
· формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Интеграция образовательных областей
Универсальные учебные действия
· умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;
· умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).
· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
· умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;
· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
· владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
· ориентация на партнёра по общению;
· умение слушать собеседника.
· умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение выделять существенные признаки объектов;
· умение устанавливать аналоги на предметном материале.
Наглядный материал : картинки, сухой бассейн (с песком, мелкой крупой),
Технические средства : магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.
Организационная структура логопедического занятия
Методы и приёмы работы
Формы организации деятельности воспитанников
Предпосылки для формирования УУД
Примечания, предполагаемый результат
1.Организационный момент, начало занятия:
1.Психологический настрой (0,5мин.).
Воспитание интереса к занятию.
Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.
Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.
Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.
Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Давай покажем нашему Лунтику, как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?
Включается в занятие.
Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.
Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.
2. Мотивационно-побудительный (1мин.).
Что для этого нужно?
Занять рабочее место, принять правильную позу.
- Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.
Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.
Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;
Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.
Внутренняя мотивация на деятельность.
3. Актуализация (5мин.).
Развитие артикуля-ционной моторики;
развитие речевого дыхания.
Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.
Решение проблемных ситуаций.
Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?
Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.
Упражнение “Дождь и дождик”
При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).
- Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).
Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.
Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;
Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.
2. Основная часть занятия.
4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).
-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).
Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.
Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?
Со звука [Л], который мы учимся правильно произносить.
Произнеси звук [Л] многократно и отрывисто.
Что делают наши губы, когда произносим этот звук?
-Где находится язычок?
-Какой он узкий или широкий?
-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?
- губы улыбаются; - кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; - средняя часть спинки языка опускается; - бока языка опускаются; - воздушная струя проходит по бокам языка.
- Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).
Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.
Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.
Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.
5.Динамическая пауза (2мин.).
Развитие слухового внимания;
Развитие мелкой моторики руки;
Развитие фонематических представлений.
Упражнение. Рассказ педагога.
Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.
Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л]. Я тебе помогу: У Мишутки косолапы были все четыре … (лапы). В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи). Снег идёт, зима всё ближе, покупай коньки и … (лыжи). Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).
В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.
Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].
Выполняет упражнение вместе с логопедом.
Умение работать по инструкции взрослого;
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.
Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.
6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).
Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.
Развитие фонематического слуха, восприятия.
Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.
Результаты конкурсов
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия
Данная работа представляет собой технологическую карту индивидуального логопедического занятия для обучающегося 1 или 2 класса, имеющего в анамнезе различные речевые нарушения. Предложенное занятие может быть использовано учителями-логопедами школ для работы с обучающими с ОВЗ, в частности, имеющими задержку психического развития, общее недоразвитие речи, или просто с обучающимися с недостатками звукопроизношения. Данное занятие имеет целью автоматизацию звука р в слогах, словах, предложениях и текстах.
Читайте также: