Технологическая карта по логопедии в школе 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

-совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов.

Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;

- правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа;

-правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные;

-обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме.

- развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.

- развивать умение слушать и понимать других;

- учить работать в паре.

- развивать умение находить и структурировать информацию;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам.

ИКТ: компьютер, экран

Запись пения птиц (СD-диск)

Большой контейнер с горохом, 4 стакана

Предметные картинки животных

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Предметные картинки с изображением корма. (кисть рябины, кусочек сала,

горка семечек, шишка), можно использовать настоящие корма.

Организационная структура логопедического занятия

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

- создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Показ образца выполнения упражнения

1.Пропевание гласных (с начала тихо, затем громко)

2. Насыпает в кружку по горстке из контейнера горох и проговаривает стихотворение

Снегирь, и сорока, и клест, и синица_

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами .

Выполняет гимнастику на развитие голоса

То же самое ребенок проделывает одной рукой, двумя руками одновременно, левой рукой.

II . Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

НЧП, об. НОНР . Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Дизартрия.

Организация образовательного пространства

Логопедический кабинет, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, магнитофон, интернет-ресурсы, информационный материал: учебники, словари, демонстрационный материал; плакаты, карточки с индивидуальными заданиями

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) .

КТП на основе авторской программы

Автор программы: Э.Ш. Галляметдинова

А.М Анохин, кандидат педагогических наук, доцент СГПА им.З.Биишевой,

Л.В., Яхонтова логопед высшей категории, преподаватель коррекционной педагогики

Уроки закрепления и совершенствования знаний (комбинированный)

Продолжительность 40 минут

Формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных.

Актуализация знания о тексте, типах текста, теме текста, главной мысли текста, заголовке текста.

Формирование у младших школьников умения выделять главную мысль в тексте.

Использование приобретённых знаний и умений, как в устной, так и в письменной речи.

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

- различать особенности изученных типов текстов;

- строить текст в соответствии с его особенностями;

-выделять главную мыль,

Способствовать развитию умений:

- обобщать полученные знания,

-проводить сравнение, делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между частями текста

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, умений выделять главное, характерное;

умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли как устно, так и письменно.

- активизации речевой деятельности учащихся,

- развитию коммуникативных навыков,

-формированию просодической стороны речи,

- активизации внимания, памяти, мышления,

- развитию мелкой пальцевой и общей моторики,

-развитие языковой интуиции.

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.

Способствовать созданию условий обеспечивающих:

- формирование навыков самоконтроля у учеников,

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и их реализация.

- проявлять творческое отношение к процессу обучения;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;

- повысить любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;

- повысить мотивацию учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- формировать навык самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уметь контролировать свои действия на этапах достижения цели;

- развивать умение работать в группе.

- научить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать;

- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- уметь извлекать информацию из кластеров, иллюстраций, текстов;
- уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- уметь анализировать, развивать способность делать выводы;

- уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- уметь слушать и понимать других, учитывая разные мнения

- подвести учащихся к освоению понятия «главная (основная ) мысль текста,

- создать условия для отработки навыка нахождения главной мысли текста;

- уметь отличить текст от группы предложений;

- уметь определить тему текста, типы текстов;

- уметь определить основную мысль текста, уметь озаглавить текст;

- умение пересказывать текст;

- уметь графически правильно оформлять текст, определяя границы предложений.

Основные понятия и термины

Текст, тема, типы текстов, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, главная (основная) мысль, заголовок, речевые средства, кластер, синквейн

Литературное чтение, письмо, русский язык

Коррекционные логопедические технологии, технология на основе деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технология РКМЧП

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Создание проблемной ситуации и пути её решения.

На этапе целеполагания учащиеся сами выявляют и формулируют тему занятия, цели, задачи.

На этапе закрепления дети должны доказать, можно ли урок назвать текстом и самостоятельно закончить начатую фразу.

Методы, виды заданий

Из них следует выделить три основные группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения, когда материал дается в готовом виде используется минимально. (иллюстрации к текстам, картинки к упражнениям)

Репродуктивные ( метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила)

Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях, карточки для индивидуальной работы, слушание аудиозаписи для выявления собственных ошибок.

Импровизационные. Сам процесс импровизации представляет собой мгновенную реализацию творческого замысла и создание творческого продукта: придумай название к тексту, придумай свой рассказ, определи по картинке тип рассказа, создание синквейна

Задания на самоорганизацию и самоконтроль: упражнение – аутотренинг, самомассаж, сравнение своей работы с эталоном

Применение оборудования и инструментария

Оценка результатов деятельности ученика

Самооценка учителя по уроку

Самоанализ, выводы, ошибки и успехи, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия

Технологическая карта логопедических занятий

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.

· Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;

· Продолжить развивать фонематические процессы (восприятие, анализ).

Создать условия для:

· развития артикуляционной и мелкой моторики;

· развития речевого дыхания;

· развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

· Воспитание эмоциональной отзывчивости;

· формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей

Универсальные учебные действия

· умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

· умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

· владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнёра по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналоги на предметном материале.

Наглядный материал : картинки, сухой бассейн (с песком, мелкой крупой),

Технические средства : магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.

Организационная структура логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1.Организационный момент, начало занятия:

1.Психологический настрой (0,5мин.).

Воспитание интереса к занятию.

Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.

Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Давай покажем нашему Лунтику, как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?

Включается в занятие.

Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.

2. Мотивационно-побудительный (1мин.).

Что для этого нужно?

Занять рабочее место, принять правильную позу.

- Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.

Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.

Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;

Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.

Внутренняя мотивация на деятельность.

3. Актуализация (5мин.).

Развитие артикуля-ционной моторики;

развитие речевого дыхания.

Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.

Решение проблемных ситуаций.

Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?

Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).

- Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

2. Основная часть занятия.

4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).

-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).

Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.

Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?

Со звука [Л], который мы учимся правильно произносить.

Произнеси звук [Л] многократно и отрывисто.

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

-Где находится язычок?

-Какой он узкий или широкий?

-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?

- губы улыбаются; - кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; - средняя часть спинки языка опускается; - бока языка опускаются; - воздушная струя проходит по бокам языка.

- Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).

Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.

Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.

Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.

5.Динамическая пауза (2мин.).

Развитие слухового внимания;

Развитие мелкой моторики руки;

Развитие фонематических представлений.

Упражнение. Рассказ педагога.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.

Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л]. Я тебе помогу: У Мишутки косолапы были все четыре … (лапы). В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи). Снег идёт, зима всё ближе, покупай коньки и … (лыжи). Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).

В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.

Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].

Выполняет упражнение вместе с логопедом.

Умение работать по инструкции взрослого;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.

6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).

Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха, восприятия.

Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.


Результаты конкурсов


Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

Данная работа представляет собой технологическую карту индивидуального логопедического занятия для обучающегося 1 или 2 класса, имеющего в анамнезе различные речевые нарушения. Предложенное занятие может быть использовано учителями-логопедами школ для работы с обучающими с ОВЗ, в частности, имеющими задержку психического развития, общее недоразвитие речи, или просто с обучающимися с недостатками звукопроизношения. Данное занятие имеет целью автоматизацию звука р в слогах, словах, предложениях и текстах.

Читайте также: