Энергосбережение в детском саду беларусь

Обновлено: 05.07.2024

На современном этапе развития общества проблема экономического образования имеет первостепенное значение, т.к. происходит активное становление рыночного механизма хозяйствования, что требует от каждого из нас особых качеств, экономической культуры, правильного поведения в социуме.

Познание экономических представлений для ребенка дошкольного возраста непросто, ведь первоначальное знакомство детей с экономикой начинается в семье и на улице задолго до овладения теоретическими понятиями. Поэтому необходима правильная организация данного вопроса, чтобы ребенок с раннего возраста раскрыл окружающий мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Вследствие этого возникла необходимость подбора таких форм работы, чтобы детям было интересно и познавательно, одновременно имело высокую эффективность в формировании представлений об экономии и бережливости.

Цель работы - определение наиболее эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию основ экономии и бережливости у воспитанников в разных видах деятельности.

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и опыт педагогов-практиков по проблеме формирования основ экономии и бережливости.
  2. Создать необходимые условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования экономических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.
  3. Определить эффективные формы работы с воспитанниками по данному направлению.
  4. Проанализировать результативность и оценить эффективность использования разных видов деятельности для формирования основ экономики и бережливости у детей старшего дошкольного возраста.

Известный педагог В.А.Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей, раскрыв своеобразную методику воспитания по данному вопросу. Он считал, что труд – это воспитательная сила, особенно если ребенку удается что-то создать самому.

Актуальность и необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.)

Определив научные подходы и методы формирования основ экономии и бережливости у детей дошкольного возраста на базе анализа методической литературы по данному направлению, изучив опыт педагогов-практиков, составила оптимальный алгоритм деятельности.

Большое внимание было уделено созданию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе, т.к. это является необходимым фактором экономического образования детей дошкольного возраста.

С целью выработки у воспитанников навыка энергосбережения в группе периодически вывешиваются плакаты, рисунки, рекламные вывески, постоянно напоминающие детям о необходимости вовремя закрывать краны, выключать свет и т.д.

В толковом словаре бережливость определена как моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности [5].

Воспитание бережливости - это воспитание у каждого жителя страны чувства ответственности, стимулирования экономии и бережливости, как в своей жизни, так и в масштабах Республики.

Поэтому основной задачей педагогов сделать образовательный процесс таким, чтобы ребенок, путешествуя по миру экономики, приобрел доступные ему знания и понятия, представления, понял, какое она место занимает в окружающей его действительности, где и когда человек соприкасается с ней, умел видеть в окружающем мире экономические проблемы и решать их.

Усвоение воспитанниками представлений наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности (взаимодополняемости), постепенности и систематичности в усвоении, индивидуализации темпа работы, повторности (цикличности повторения).

Коллективная познавательная деятельность помогает раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. Реализация задач осуществляется через такие виды познавательно-практической деятельности, как экскурсии и целевые прогулки; наблюдения и рассматривание; решение проблемных ситуаций и задач; задания и поручения; коллекционирование; моделирование; опыты и исследования; проекты.

Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств воспитанников.

Дети, совершая различные действия, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность формирования и закрепления экономических представлений.

С помощью народного творчества (пословиц и поговорок, загадок-добавлялок) состоялось знакомство детей с экономическими категориями.

Работая над литературным произведением, воспитатель стимулирует творческий поиск через загадки-вопросы, загадки-проблемы, загадки-поиски, проблемные ситуации.

Одним из необходимых условий эффективного воспитания является высокий уровень трудового воспитания детей. Труд – основа любой экономики, а также нравственного воспитания, поскольку моральные ценности должны определять экономические отношения, в том числе и рыночные. Поэтому большое внимание в группе уделяем разным видам труда (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) и формам труда (трудовые поручения и коллективный труд). Повседневная детская трудовая деятельность становится эффективным средством воспитания самостоятельности, трудолюбия, сотрудничества, взаимопомощи, ценностного отношения к труду [10, с. 5].

Становится традицией ежегодно в учреждении проводить 31 октября День бережливости, посвященного Международному дню бережливости. В тесном взаимодействии воспитанники, работники учреждения и законные представители принимают участие в различных мероприятиях, направленных на формирование культуры бережливого отношения к природным ресурсам (Приложение 4).

После определения научных основ и изучения методики формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста были:

- проанализированы имеющаяся методическая литература и опыт педагогов-практиков по проблеме формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста;

- созданы необходимые условия, при которых могут развиваться экономические представления у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

- определены эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию основ экономии и бережливости у воспитанников;

Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить у них интерес к экономической стороне действительности, были использованы различные формы работы. Большое внимание уделялось тому, чтобы воспитанники принимали активное участие в разных видах деятельности по развитию экономических представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

для воспитанников старшего дошкольного возраста

- формировать представления о роли воды в жизни растений, людей, животных;

- развивать умение анализировать и делать выводы;

- воспитывать потребность в сохранении и приумножении природных богатств.

Материал и оборудование: глобус, картинки рек, озер, морей, костюмы Буратино и Капельки.

Предварительная работа: беседы о роли воды в жизни животных, растений и человека, заучивание стихотворений.

Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный (рассматривание, сравнение), словесный.

Тип занятия: комбинированный.

I этап – вводный (организационный)

Приветствие (фронтальная форма работы)

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Стали в круг и повернулись,

Друг мы к дружке улыбнулись,

Смотрим все мы на меня.

Отгадайте вы загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода).

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного процесса.

II этап – основной

Посмотрите, у нас на столе стоит глобус. Какие краски на глобусе? (Голубой, зеленый, белый). Что они обозначают? (Земля, вода). Какого цвета больше? Что это?

Ребята, на нашей планете 4 океана, 30 морей, множество рек и озер.

Чем отличается вода в реках от воды в океанах и морях? (В реках – вода пресная, а в морях и океанах – соленая).

- А какую воду использует человек? (Пресную)

- Для кого нужна вода? (Растениям, животным, человеку)

- Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду и т.д.)

Цель: развитие внимания, быстроты и ловкости.

Как надо беречь воду? (Закрывать кран, не открывать сильно, ремонтировать кран, когда чистим зубы, необходимо набирать воду в стакан)

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развел, видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать,

Всем здоровья пожелать.

Видишь, Буратино, сколько нужно затратить людям, чтобы обыкновенная капелька попала к нам: сделать трубы, проложить водопровод, очистить воду в фильтрах.

А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана, и поэтому ее можно не экономить.

Цель: развитие речи, внимания воспитанников

(Ручей – водопроводный кран – озеро – река; умывание – купание - одевание – стирка белья; снег – иней – песок – роса; льется – течет – греет – журчит).

III этап – окончание занятия

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Наше занятие закончилось. Наше всем послание:

Воду нужно уважать: просто так не выливать.

Каждый знает: без воды невозможно в мире жить.

Список использованных источников

Конспект развлечения КВН

для воспитанников старшего дошкольного возраста

- формировать элементарные представления об экономии электроэнергии, воды;

- развивать связную речь, внимание, память;

- воспитывать бережное отношение к сохранению природных ресурсов.

Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный, словесный.

Представляю вам жюри (воспитатели, родители, администрация).

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Капитан: Мы веселые ребята,

Знаем мы как нам играть

Экономить мы умеем,

Любим лампы выключать.

Все дети: Команде Берегош

Наш пламенный привет.

С вами мы сразимся

Так просто не сдадимся!

Капитан: Мы команда Берегоша,

Выключаем свет всегда,

Воду тоже закрываем,

Бережем мы все, друзья!

Все дети: Команде Берегунчик

На все вопросы отвечать

И нос не задирать.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Цель: развитие речи, внимание.

Вопросы: Где живет электричество? Ток? (В проводах)

Кому нужен электрический ток? (Электроприборам, чтобы горел свет)

Можно ли услышать электричество? (Нет)

Как узнать: есть ли в доме электричество? (Включить свет, телевизор)

Жюри поводит итог.

Цель: развивать мыслительные операции.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (Электричество)

Вечером в дом влетает

Весь дом освещает? (Лампочка)

Через поле и лесок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Продырявишь море. (Утюг)

Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

Строчка в строчку –

Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)

Цель: развивать связную речь, память, воспитывать умение слышать друг друга.

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.

Ведущий: Я буду вилкой, а вы провод,

Цепляйтесь за меня и повторяем все за мной:

По проводам шагает ток,

Тихонько прыгает, шипит,

Присядет, встанет и пойдет.

Садимся на свои места.

Жюри объявляет результаты трех конкурсов.

Цель: развивать внимание, активизировать словарь.

Нужно разложить по обручам: в один – старые предметы (утюг, метла, сковорода, самовар, бигуди, печь, свеча), а в другой – современные электроприборы (электроутюг, пылесос, блинница, электрочайник, микроволновая печь, лампочка).

Цель: развивать речь, внимание, память.

Цель: развивать речь, внимание, память.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, для вас музыкальный номер.

Подведение итогов и вручение кубка.

Цель: анализ деятельности воспитанников.

Список использованных источников

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – с.335.
  2. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
  3. Чабаненко, Л.Л. Отходы в доходы : пособие для педагогов учреждений дошк.образования /Л.Л. Чабаненко. – Минск : Зорны Верасок, 2013. – 136 с.

План проведения Дня бережливости

Воспитатели Мартинович О.А.,

Проведение дидактических игр с экономическим содержанием с воспитанниками средних и старших групп

С законными представителями

Заместитель директора по хозяйственной работе Демиденко Л.В.

Воспитатель Мельчакова Н.Н.

2.1 Схема расположения основных приборов потребляющих электроэнергию в дошкольном учреждении




2.1 Изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования




2.2 Анализ изучения расходования теплоэнергии


2.3 План действий по сбережению электроэнергии и тепла

План действий

по сбережению электроэнергии и тепла

Государственного учреждения образования

на 2021 год.

2.4 Отчет по выполнению плана действий по сбережению электроэнергии и тепла

Отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления теплоэнергии в учреждении дошкольного образования и их результатах:

Дата выполнения задания - февраль 2021г.

Участники - воспитанники групп и воспитатели (97 человек)

2.5 Творческий проект "Экономим энергию и тепло в доме"


Реализован творческий проект

1. Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома:

Родителям и детям групп № 3, 4 было дано задание перечислить все электроприборы, которыми они пользуются дома, а так же изучить количество потребляемой энергии электроприборами в день. Всего в задании приняло участие 8 семей.

По результатам изучения разработаны семейные памятки по рациональному использованию электроэнергии дома .

Цель: воспитание культуры энергосбережения у детей дошкольного возраста через эмоционально-чувственное воздействие на детей посредством различных видов деятельности.

• формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);

• воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

• дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;

• родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.


В целях привлечения внимания общественности к рациональному использованию ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии Республика Беларусь 11 ноября 2008 года поддержала и присоединилась к празднованию Международного дня энергосбережения.

Этот праздник получил статус международного, поскольку принять участие в проекте пожелали около 20 стран.

Беларуси есть чем гордиться в этой сфере, поскольку в нашей стране на протяжении более 25 лет последовательно проводится государственная политика в области энергосбережения. Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляет уполномоченный республиканский орган, которым является Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Документы, принятые в области энергосбережения и энергоэффективности, учитывают современные реалии и вызовы, ориентируют все сферы экономической и социальной жизни на постоянное внедрение энергоэффективных технологий, проведение модернизации и освоение инноваций, формирование и воспитание культуры бережливого отношения к энергоресурсам.

Республика Беларусь достигла уровня энергоемкости таких развитых стран со сходными климатическими условиями, как Канада и Финляндия.

Ежегодно в Беларуси к Международному дню энергосбережения Департаментом по энергоэффективности и его региональными управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР организуется целый ряд тематических мероприятий: семинаров, конференций, круглых столов, − где в качестве лекторов выступают как белорусские эксперты, так и представители международных компаний. Организуется ряд уличных акций; трансляций на телевизионных каналах и в общественном транспорте социальной рекламы по темам энергосбережения; пресс-туров на объекты энергосбережения; в учреждениях образования − открытых уроков и информационных часов с участием руководителей местных органов власти, конкурсов рисунков и занимательных викторин.




В рамках мероприятий дня энергосбережения была также организована работа с родителями: в родительских уголках и на сайте нашего дошкольного учреждения размещены памятки и информация по энергосбережению.

Энергосбережение – это образ жизни, что реально может содействовать решениям природоохранных проблем всего Земного шара.

Читайте также: