Технологическая карта по изо 4 класс школа россии пейзаж родной земли

Обновлено: 05.07.2024

Формировать у обучающихся понятия о роли природных условий в характере традиционной культуры народа, основ гражданственности (патриотизма) как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

образовательная:
– формирование способности к духовному развитию, росту творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе самовоспитания и универсальной ключевой компетенции образования “научить учиться”;
– формирование устойчивого интереса к жанру изобразительного искусства пейзаж;
– формирование навыков изображения пейзажа в определённом колористическом решении;
– формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания.

развивающая:
– развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самоорганизации;
– укрепление межпредметных связей (русский язык, литература, музыка, краеведение, история, ИКТ);
– развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;
– способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;
– создание условий для развития коммуникабельно-творческих способностей, креативного мышления.

воспитательная:
– воспитание любви к искусству, творчеству, интереса к истории культуры малой родины;
– создание условий для формирования эстетического вкуса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:
– обучение определению средств выразительности настроения и чувств в искусстве;
– умению передавать настроение и чувства через рисунок и цвет в своей работе;
– обучение находить дополнительную информацию в учебнике.

Личностные результаты:
– формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
– воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.

Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные.

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд:

песня “Звезда России”, музыка-релаксация.

Литературный ряд:

стихи и загадки о временах года.

Гуашь, кисть, альбом.

В технике живопись создать пейзаж родной земли.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, учебник, компьютер, детские рисунки, фото.

Основные понятия

Пейзаж, композиция, объем, виды пейзажей.

Дидактическая структура занятия

Миницель (задачи) Этапов занятия

Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий)

Форма деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

Планируемые результаты

Организационный этап

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Вступительное слово учителя

Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствуют учителя, хором отвечают на вопрос,

готовят рабочее место.

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы

Определить тему и задачу урока

Эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

О чём это стихотворение?

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Определение темы урока.

Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Приобретение знаний

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала

Исследовательский, эвристический. Просмотр презентации. Беседа.

Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.

Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями помогают нам почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.

Что мы видим из
строчек нашего
эпиграфа?

Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.

Рассматривая полотна художников обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.

Какие виды изобразительного искусства
можно отнести к данному
жанру?

Цвет является одним из выразительных средств для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо.

Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

сформированность познавательных интересов, творческих способностей.

сберегающие технологии

контролирует и помогает выполнению упражнений

Дети выполняют физические упражнения.

Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

Переход к практической работе

Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.

Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.

Композиция - это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?

Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части - это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.

Композиция может быть замкнутой и открытой. Выполняя педагогический рисунок на доске, учитель рассказывает о композиционном построении.

Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Предм. УУД: показывает навыки работы выполнения рисунка.

Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания.

Во время работы:

1) необходимо выполнить композиционные построения:

а) центр композиции;
б) большие отношения: небо и земля;
в) распределение предметов;
г) мелкие детали.

2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.

При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.

Самостоятельно выбирают содержание пейзажа и время года.

Делают карандашное построение и выбирают живописный материал для работы в цвете.

Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.

Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. Представляем и создаём.

Подведение итогов занятия (2 мин)

Подведение итогов занятия

Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам

осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам;

Сегодня на уроке: мы узнали …

Открыли для себя,

Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…

Спасибо за работу на уроке.

ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу.

Оценка выполненного труда на уроке.

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
И.А. Бунин

При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат

стихотворения о природе.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И.А. Бунин

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: ХАЛИЛОВА

Айше Умеровна

Тип урока : Освоение новых знаний

Цель : создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания . Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой акварели. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников

Планируемые образовательные результаты:

§ Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок действий в числовых выражениях.

§ Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): развивать способность понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; развивать умение вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

§ Личностные: проявлять интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.

Формируемые умения УУД

Ø Познавательные действия: н аходить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного; делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Ø Регулятивные действия: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; работать по предложенному плану, использовать учебник; учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Ø Коммуникативные действия: высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу; слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты; договариваться о правилах общения.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), ноутбук.

Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, литература, музыка, история.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

1. Мотивация к учебной деятельности

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Сегодня у нас гостья Осень! Слайд 1

Сейчас она загадает загадки и проверит готовы ли вы к уроку! Отгадки вы должны показать.

1.Косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Заскучали без водицы.

3.Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Проверяют рабочие места

Словесный (рассказ учителя)

Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое?

Что для вас означает слово Родина?

Если вас попросят изобразить родной край, что вы будете рисавать?

- Итак, кто может назвать тему нашего урока?

Работа с учебником

Демонстрация (репродукций картин)

3. Актуализация знаний

Ребята, подумайте, в чём заключается особенность крымского пейзажа?

- Отлично, действительно, особенностью крымского пейзажа является изображение природы: гор, моря, леса, полей, деревьев, рек.

- Что же отличается природу Крыма от природы других мест?

-Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. - Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих крымский пейзаж?

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Демонстрация (репродукции картин)

4. Изучение нового материала

Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-16)

Рассмотрите картины наших великих художников.

· Назовите имена художников

· Какое время года изобразили художники?

· Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?

· А сейчас какое время года?

· Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите.

· Посмотрите на слайдах репродукции картин художников…(А.И.Куиджи., И.К.Айвозовский., Р. Нетовкин., Н. Якубов)

· Какие чувства пробуждают в вас эти картины?

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет.

Какие картины возникают в вашем воображении?

· Как называется картина, на которой изображена природа?

· Дайте определение слову ПЕЙЗАЖ.

· Как называют художников, изображающих природу?

И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь

Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др.

Могут быть затруднения в ответах

Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе)

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображается природа.

работа с книгой

работа с книгой

работа с книгой

5. Первичное закрепление

· Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы.

· Что вам понадобится для изображения пейзажа?

· Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа. (учебник – стр. 18)

· Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка?

· Как изменить цвет краски, если это вам понадобится?

смешивание красок прямо в изображении

Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа, тренировочное задание)

· Скажите, как правильно компоновать пейзаж?

Композиция, когда предметы стоят на своих местах, но не просто стоят, а чтоб у них была между собой гармония.

Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план.

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план.

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

Как нарисуем дальние предметы

Объяснение сопровождается показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

Можно ли его назвать разноплановым пейзажем?

Слайд 16, 17

Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок.

Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготки, на тонких ветках – листочки или иголки.

У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной.

Но всегда остается красивой.

С помощью чего можно передать настроение?

Крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей.

Мелко, без прорисовки деталей.

С помощью теплого холодного цвета

Выросли деревья в поле!

Хорошо расти на воле!

(потягиваем руки в стороны)

К небу, к солнцу тянется.

(потягиваем руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(дети машут руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Так деревья ветер гнет.

Он их верти, он их кружит.

Да, когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

7. Практическая деятельность

Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы.

(Во время работы звучит музыка)

Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа)

8. Подведение итогов

Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

Давайте посмотрим на ваши работы.

Насколько вам удалось передать красоту крымской природы, его удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

Вывешиваются готовые рисунки на доску.

· У меня получилось…..

Отразите свое мнение о нашем уроке на осеннем дереве: желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".

Технологическая карта урока по ИЗО .

Раздел: Истоки родного искусства

Тема урока: Пейзаж родной земли

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образования: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к ним на примере работ художников - пейзажистов.

образовательная:
– формирование способности к духовному развитию, росту творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе самовоспитания и универсальной ключевой компетенции образования “научить учиться”;
– формирование устойчивого интереса к жанру изобразительного искусства пейзаж;
– формирование навыков изображения пейзажа в определённом колористическом решении;
– формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания.

развивающая:
– развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самоорганизации;
– укрепление межпредметных связей (русский язык, литература, музыка, краеведение, история, ИКТ);
– развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;
– способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;
– создание условий для развития коммуникабельно-творческих способностей, креативного мышления.

воспитательная:
– воспитание любви к искусству, творчеству, интереса к истории культуры родины;
– создание условий для формирования эстетического вкуса.

Тип урока: интегрированный.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:
– обучение определению средств выразительности настроения и чувств в искусстве;
– умению передавать настроение и чувства через рисунок и цвет в своей работе;
– обучение находить дополнительную информацию в учебнике.

Личностные результаты:
– формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
– воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.

Основные понятия: пейзаж, композиция, объем, виды пейзажей.

Межпредметные связи: литература, музыка, технология, история, география.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая, коллективная.

Организация рабочего места обучающегося: учебник изобразительного искусства “Каждый народ – художник” Л.А.Неменская, М., Просвещение, 2011; маркировочная таблица “ЗХУ”; белый лист формат А 4; художественный материал: гуашь, кисти.

Литературный ряд: стихи и загадки о временах года.


Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образовательная: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой акварели. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников.

Содержимое разработки

Тип урока: (по методологическому основанию) ОНЗ (открытие нового знания)

Вид урока: смешанный

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образовательная: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой акварели. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников. .

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения.

Личностные результаты

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Оборудование:

Для учащихся: учебник, альбом, карандаш, ластик, краски, кисти, баночка, палитра, салфетка.

Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, литература, музыка, история.

Читайте также: