Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля вуз и школу

Обновлено: 06.07.2024

Внешний контроль - его оценивают миллионы людей и оценка нам эта важна, потому что встречают нас по одежке ( и по нашему поведению в обществе)
А внутренний скрыт от этих миллионов и его ни кто кроме тебя не оценивает, и так как мало ему уделяется внимания, нас это обижает и оскорбляет, что кроме обложки люди не осознают что мы внутри живые, но мы не привыкли его контролировать, и поэтому происходят эмоциональные всплески, от не удовлетворения себя в целом.

Внутренние эмоции и чувства не поддаются контролю и они от нас не зависят.

внешни мы можем играть, а вот внутренние чувства контролировать практически невозможно, сплошная химия..)

Контроль делится на внутренний и внешний. Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний — в разных системах.

На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками — контролерами.

исполнители сами следят за своей работой и результатами и вносят по мере необходимости в нее изменения.

Идея внешнего контроля основывается на том, что люди лучше (по крайней мере формально) выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдают. Психологи считают, что для этого имеется несколько причин.

Наиболее очевидная состоит в том, что по итогам контроля происходят оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания.

Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает особое значение, и поэтому стоит проявить хотя бы показное усердие, чтобы выделиться на фоне остальных.

Наконец, поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться. Иными словами, на первое место выходит честолюбие.

Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств.

Во-первых, должна быть предусмотрена так называемая защита от хитреца, т. е. оттого, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству не то, что есть на самом деле, а то, что оно желало бы видеть.

Чем выше степень бюрократизации управления, тем чаще подобное ориентированное на контроль поведение сотрудников имеет место. Они больше времени тратят на обман начальства, чем на выполнение собственных обязанностей.

Особенно часто это бывает при отсутствии четко определенных нормативов работы и невозможности дать ее результатам рыночную оценку.

В-третьих, по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а если необходимо, то и наказание.

Полностью обеспечить выполнение таких условий можно только при тотальной системе внешнего контроля, что требует огромных материальных и трудовых затрат. При постоянно усложняющейся деятельности она становится экономически и технически непосильной даже для крупных организаций.

Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где возможно, практики внутреннего контроля или самоконтроля.

Главная задача последнего состоит в том, чтобы вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения, а не поймать кого-то за руку и наказать.

В этих условиях исполнители принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию.

Предпосылками внедрения самоконтроля являются преобладание групповых форм работы и принятия решений, здоровый морально-психологический климат, демократические формы руководства.

Это встречается далеко не везде, в результате чего на практике используется смешанный вариант: внутренний и внешний контроль применяется в определенном соотношении, зависящем от: стиля управления (при авторитарном, когда руководитель держит себя по отношению к подчиненным деспотично, преобладает внешний контроль; при демократическом — самоконтроль); возможности получить надежную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за порученное дело (если такая возможность имеется, предпочтительнее внешний контроль; в противном случае — внутренний); характера подчиненных (для недобросовестных, неаккуратных людей больше подходит внешний контроль; для добросовестных и педантичных — внутренний); микроклимата в коллективе (при благоприятном — лучше внутренний контроль; при неблагоприятном — внешний, позволяющий волевым путем сглаживать или предотвращать возможные конфликты); принятой системы вознаграждения за результаты деятельности (в условиях преобладания индивидуальных форм на первом месте находится внешний контроль; при коллективных — внутренний).

Вопросы и задания Вспомните, что означают следующие термины: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль, стратегический контроль, оперативный контроль, внешний контроль, внутренний контроль. Перечислите условия эффективного контроля. Приведите примеры предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении. Объясните, чем отличаются друг от друга оперативный и стратегический виды контроля. К какому из них можно отнести, например, экзамен? Придумайте вариант защиты от хитреца для учебного процесса. Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля вуз и школу.

2.Назовите ряд отличительных особенностей мониторинга.

Отличительные особенности мониторинга: непрерывность сбора данных; диагностичность; информативность; научность применяемых критериев и выводов; наличие обратной связи для внесения коррективов в отслеживаемый процесс.

3.Что выступают в качестве объектов мониторинга целостного педагогического процесса?

Как правило, объектами мониторинга в системе целостного педагогического процесса выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д.

В ЗАДАНИИ ВЫ НЕ НАПИСАЛИ 4 ВОПРОС.

5. Что является главной целью мониторинга целостного педагогического процесса?

Главная цель мониторинга - диагностика развития обучающихся и внесение коррективов в процесс образования, диагностика, прогнозирование и коррекция развития личности и процесса образования.

6. Сгруппируйте и разъясните сущность способов осуществления мониторинга целостного педагогического процесса.

Способы осуществления мониторинга.

Все многообразие способов, технологий мониторинга можно свести к нескольким группам (Э.Ф. Зеер):

1)Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

2)Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявится наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.

5)Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6)Тестирование – важным достоинством является ориентация на норму, что позволяет сопоставить, сравнить оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений и др.

7. В чем суть и содержание образовательного мониторинга?

Мониторинг охватывает различные аспекты образовательной деятельности и он направлен на то, чтобы получить данные, которые обеспечат развитие образовательной системы в целом. Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации. Сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям.

8. Какие формы мониторинга существуют?

1.Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.

2.Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:

– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;

– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.

• Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется, как правило, сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива с рекомендациями.

• Экспресс – диагностика (текущая) социально и профессионально важных характеристик обучаемых в течение всего времени обучения в учебном заведении.

• Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

9. Назовите основные задачи мониторинга целостного педагогического процесса.

• отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала;

• создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;

• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;

• индивидуализация педагогом своей деятельности;

• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.

10.Какова роль метода наблюдения в мониторинге мотивации учения?

Наблюдение - один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Наблюдение можно использовать в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

11. Вспомните, что означают следующие термины: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль, стратегический контроль, оперативный контроль, внешний контроль, внутренний контроль.

• Предварительный контроль финансовых ресурсов организации позволяет проверить надежность источников и обоснованность предстоящих расходов.

• Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

• Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон.

• Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей.

• Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья, материалов, топлива; незавершенного производства и готовой продукции; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.

• Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получения информации относительно.

• Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками — контролерами.

12. Перечислите условия эффективного контроля.

1. Стратегическая направленность контроля. Деятельность в тех областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерения и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем цели организации.

3. Соответствие делу. Методы и системы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности.

4. Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

5. Гибкость контроля. Например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем, необходимостью адаптации к недавно принятому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля фирмы, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки. Система контроля должна приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды.

6. Простота контроля. Избыточная сложность ведет к беспорядку, потери контроля над ситуацией. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичность контроля. Затраты на контроль должны перекрываться повышением доходов организации от его использования.

8. Регулярность. Контроль должен носить постоянный характер.

9. Открытость. Контроль должен осуществлять официально уполномоченными на это должностными лицами.

10. Объективность. Контроль должен основываться на объективных количественных и качественных нормативах. Контроль не следует проводить из недоверия.

11. Гласность. Результаты контроля необходимо доводить до сведения подчиненных.

13. Приведите примеры предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях преподавателя за учебно-познавательной деятельностью студента на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний студентов и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как студенты усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает преподавателю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы студентов, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

14. Объясните, чем отличаются друг от друга оперативный и стратегический виды контроля. К какому из них можно отнести, например, экзамен?

Стратегический контроллинг предназначен для обеспечения коорди­нации функций стратегического планирования, контроля и системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии. Главной задачей стратегического контроля является поддержание жизнеспособности стратегического плана. Это предполагает проверку адекватности формулировки стратегии и методов ее реализации. В процессе формирования концептуальных основ стратегического контроля необходимо провести:

• обоснование и выбор контролируемых параметров, используемых в процессе оценки выбранной стратегии развития предприятия;

• обоснование системы стандартов (нормативов), применяемых в качестве базы для сравнения;

• определение фактических значений контролируемых параметров;

• выявление отклонений и анализ причин, обусловивших возник­новение отклонений от выбранной стратегии развития пред­приятия;

• разработку системы мероприятий но управлению отклонениями от выбранной стратегии развития предприятия.

Оперативный контроллинг должен обеспечивать координацию про­цессов оперативного планирования, контроля и учета в рамках предпри­ятия. Главной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менед­жеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.

Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентируется на тенденции будущего периода, а второй — на настоящий период.

Вместе с тем в реальной практической деятельности стратегичес­кий и оперативный контроллинг достаточно тесно взаимодействует друг с другом в процессе реализации функций управления. Служба контроллинга выступает в качестве координатора между правлением и подразделениями предприятия в процессе разработки стратегичес­ких и оперативных планов развития предприятия, а также осуществ­ляет контроль за их выполнением.

Необходимо отметить, что современный оперативный контроллинг не может основываться только на данных бухгалтерского учета, поскольку этот учет ориентируется главным образом на внешнего пользователя и ведется по предписаниям государственных органов.

15. Придумайте вариант защиты от хитреца для учебного процесса.

"Защита от хитреца" в процессе внешнего контроля - это отслеживание деятельности и видимости деятельности.

Защита от хитреца" в процессе внешнего контроля - это (*ответ*) отслеживание деятельности и видимости деятельности создание действенной системы поощрения и наказания создание комфортных условий для работы введение ежедневных отчетов для каждого сотрудника.

1) Управляющий- умеет общаться с людьми, способен распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала

2) Управляющий-_ стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных хозяйственных областях и направляя фирму на достижение поставленных целей

3) Управляющий-_ способен определить место сбоя в управленческом процессе и принять корректирующие меры

4) Управляющий-_ стремится изменить динамику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность

16. Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля вуз и школу.

В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Внешний осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами. Внешний контроль основывается на том факте, что люди, по крайней мере формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель, или его представитель.

2. Сущность и смысл контроля. Необходимость контроля.

3. Классификация и основные типы контроля.

4. Виды управленческого контроля.

5. Процесс управления и управление по отношениям.

6. Барьеры в сопротивлении контролю.

7. Принципы эффективного контроля.

1. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента / О.Т. Лебедев, А.Р. Коньковская – СПб. 1997.

2. Мескон, М.Х., Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004

3. Фалмер, Р. Энциклопедия современного управления в 5-ти томах./ Р. Фалмер – М, 1992 т.4

6. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / науч. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000

Вопросы и практические задания:

1. Какова роль контроля в управлении?

2. Что означают термины предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль, стратегический, оперативный, внешний, внутренний контроль?

3. Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля вуз и школу.

4. Объясните, чем отличаются друг от друга оперативный и стратегический контроль. К какому из них можно отнести, например, экзамен?

5. Приведите примеры предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении.

Практическое задание

Сейчас особое значение имеет контроль за выполнением планов предприятия. Его цель – убедиться в достижении намеченных результатов (запланированных показателей). Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. При необходимости принимаются решения по исправлению положения. Процесс контроля за выполнением планов включает этапы: (рис .3)

1. Какова, по вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в бизнесе?

2. Какие особенности в организации контроля за деятельностью предприятия в целом и за деятельностью его составных звеньев характерны для российской практики?

3. Какие этапы и элементы контроля, по вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного хозяйственного результата работы фирмы?

6. Что такое контроль с использование обратной связи?

7. На какие этапы распадается процесс контроля?

8. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

9. Почему формирование бюджета столь важно для процесса управления?

10. В чем состоят отличительные характеристики стандартов, применяемых для контроля?

11. Почему столь важно установит масштаб допустимых отклонений?

12. Почему менеджер должен учитывать поведенческие аспекты контроля?

13. Чем будет отличаться контроль в децентрализованной и сильно централизованной организациях?

14.Могут ли управляющие успешно использовать контроль для того, чтобы заставить сотрудников приспособиться к ценностям организации?

15.Перечислите условия эффективного контроля.

Моделирование ситуаций и выработка

Управленческих решений

Практическое занятие 7

Тема:Моделирование ситуаций и разработка решений.

1. Природа и характеристика управленческого решения.

2. Классификация управленческих решений.

3. Модели принятия решений. Подходы к принятию решений.

4. Процесс принятия решений.

5. Методы и способы принятия решений.

6. Требования к обеспечению качества и эффективности управленческих решений.

1. Виханский, О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006

2. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / науч. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000.

3. Мескон, М.Х., Основы менеджмента / М. Х Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2004.

4. Менеджмент (современный российский менеджмент) / под ред. Ф. М. Русинова. – М. ФБК-Пресс, 1998

Вопросы и практические задания:

2. Каковы различия между принятием управленческих решений и решений в повседневной жизни?

3. Каким требованиям должны отвечать решения?

4. Кто принимает решения в организациях?

5. Каковы признаки классификации управленческих решений?

6. Какие виды решений принимаются в организациях?

7. Какие особенности характерны для решений, принимаемых отдельным субъектом, или для групповых решений?

8. Объясните различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями.

9. Каковы различия между решениями, основанными на суждениях и рациональными решениями?

10.Какие этапы содержит процесс принятия решений?

11.Дайте характеристику целей и методов этапа постановки задачи и этапа разработки вариантов решений.

12.Какие особенности имеет этап выбора решения?

13.По каким направлениям необходимо осуществлять оценку возможных последствий реализации выбранного решения?

14.Какую работу нужно выполнить на последнем этапе процесса принятия решений, чтобы обеспечить успех его реализации?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

История менеджмента хранит имена выдающихся менедже­ров. Эти люди, обладая незаурядными способностями, талантом и энергией добивались значительных результатов в организации компаний и управлении ими.




Обладая богатым опытом, незаурядными способностями, энер­гией и другими присущими современному менеджеру качества­ми, Ли Якокка принялся за, казалось бы, безнадежное дело.

Были проведены мероприятия по совершенствованию систе­мы управления производством, поиску необходимых финансовых средств, усилению взаимодействия сбытовых служб компании с производственными подразделениями, ужесточен контроль за работой.

2. Как можно оценить действия Ли Якокка по установлению себе символического уровня оплаты труда:

красивый жест;

недостаточно продуманное решение;

хорошо просчитанный шаг менеджера.

Аргументируйте свои ответы.

15.Опишите, как личностные оценки могут влиять на процесс принятия решений.

16.Изложите различия между решениями, принимаемыми в условиях определенности, риска и неопределенности.

17.Сталкиваясь с неопределенностью, какими двумя возможностями выбора располагает руководитель?

18.Как влияет фактор времени на среду принятия решений?

19.Какое влияние поведенческие факторы оказывают на принятие решений?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Николай С., проработав в страховой компании около года в должности экономиста, был назначен на должность руководите­ля отдела страхования гражданской ответственности. Этому спо­собствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством компании при принятии такого решения.

Николай С. имел хорошее базовое образование, знал иност­ранные языки, был коммуникабелен, энергичен, исполнителен. За время работы в компании он очень вырос как специалист, продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый же рабочий день Николая С. в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил его доброжелательно, то одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбу Николая С, которую он адресовал всем сотрудникам, о представ­лении ему для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее:

1. Какое решение должен принять начальник отдела Николай С?

2. Предложите свой вариант последовательности действий ме­неджера в аналогичной ситуации.

20. Объясните различия между данными и информацией.

21. Почему для руководителя важно понимать разницу между разрешением проблемы и принятием решения?

23. Что такое проблема и какое место она занимает в процессе управления?

24. Какие группы факторов необходимо проанализировать для установления проблемной ситуации?

26. Какими параметрами характеризуется качество управленческого решения?

27. Какие условия необходимо выполнить для обеспечения высокого качества решения?

28. По каким факторам приводятся в сопоставимый вид альтернативные варианты решения?

29. Каким принципам необходимо следовать при анализе управленческого решения?

СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

3. В мире бизнеса существует два основных типа принятия решения: через рынок и через иерархию. Поясните.

4. Кто владеет информацией, тот имеет право на успех. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого положения.

5. Что может являться источниками информации при сборе информа­ции о рынке некоторой продукции? Меняется ли состав источников ин­формации, если предприятие работает на внешнем рынке?

Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В этой связи возникает необходимость формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в каждом общеобразовательном учреждении.

ВложениеРазмер
monitoringi.docx 34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренние и внешние мониторинги качества

образовательных результатов освоения ООП.

Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В этой связи возникает необходимость формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в каждом общеобразовательном учреждении.

Федеральная и региональная целевые программы развития образования определяют развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. Приоритетным является обеспечение гарантии доступного качественного образования через развитие его содержания, технологий, форм, системы оценивания качества.

Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления качеством образования через мониторинг контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.

Мониторинг качества общего образования представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы общего образования, а также об удовлетворении образовательных запросов обучающихся. Это специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений с целью корректировки и принятия управленческих решений для положительной динамики состояния объекта.

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :

  • систематически и всестороннее изучать состояния системы и качества реализуемого образования;
  • получать достоверную и объективную информацию об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;
  • создать механизм мониторинговых исследований;
  • создать информационные банки данных системы образования для систематизации информации, повышения оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков, формируемых на различных уровнях системы образования;
  • координировать деятельность всех субъектов мониторинга;
  • совершенствовать технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений информационно-вычислительной техники;
  • своевременно выявлять изменения в учебно-воспитательном процессе и вызвавших их факторов.

Мониторинг рассматривается как система мер по непрерывному отслеживанию качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися, их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции :

  • контрольно-диагностическую - получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися основной образовательной программы;
  • корректирующую - выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
  • коммуникативно-информационную - обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
  • управленческую - принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
  • прогностическую - накопление информации об успешности образовательной деятельности гимназии, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.

В основу проведения мониторинга положены следующие принципы:

  • реалистичности требований, норм и показателей качества обученности, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества обученности;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • доступности для различных групп потребителей информации о состоянии качества образования, соответствии результатов освоения основной образовательной программы учащихся требованиям ФГОС;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества результатов освоения ООП.

К основным понятиям относятся следующие:

педагогический мониторинг - системы сбора, обработки, анализа, хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Педагогический мониторинг позволяет получить, упорядочить и систематизировать информацию об исследуемом процессе, поступающую из различных источников;

измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;

качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;

система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами внутришкольного управления, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений.

Оценка результатов деятельности педагогических работников осуществляется на основании:

  • мониторинга результатов образовательных достижений обучающихся, полученных в рамках внутренней оценки образовательной организации и в рамках процедур внешней оценки;
  • мониторинга уровня профессионального мастерства учителя (анализа качества уроков, качества учебных заданий, предлагаемых учителем).

Мониторинг оценочной деятельности учителя с целью повышения объективности оценивания осуществляется методическим объединением учителей по данному предмету и администрацией образовательной организации. Результаты мониторингов являются основанием для принятия решений по повышению квалификации учителя.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:

  • оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.)

Особенности оценки личностных, метапредметных

и предметных результатов

Особенности оценки личностных результатов .

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается и основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики.

Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность оценочных процедур устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе, в том числе и для отдельных групп предметов (например, для предметов естественно-научного цикла, для предметов социально-гуманитарного цикла и т. п.). Целесообразно в рамках внутреннего мониторинга образовательной организации проводить отдельные процедуры по оценке:

  • смыслового чтения,
  • познавательных учебных действий (включая логические приемы и методы познания, специфические для отдельных образовательных областей);
  • ИКТ-компетентности;
  • сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Наиболее адекватными формами оценки познавательных учебных действий могут быть письменные измерительные материалы, ИКТ-компетентности – практическая работа с использованием компьютера; сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не реже, чем один раз в ходе обучения на уровне среднего общего образования.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам: промежуточных планируемых результатов в рамках текущей и тематической проверки и итоговых планируемых результатов в рамках итоговой оценки и государственной итоговой аттестации.

Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.

Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которое утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и их родителей (или лиц, их заменяющих). Описание может включать:

  • список планируемых результатов (итоговых и промежуточных) с указанием этапов их формирования (по каждому разделу/теме курса) и способов оценки (например, текущая/тематическая; устный опрос / письменная контрольная работа / лабораторная работа и т.п.);
  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры), а также критерии оценки;
  • описание итоговых работ (являющихся одним из оснований для промежуточной и итоговой аттестации), включая нормы оценки и демонстрационные версии итоговых работ;
  • график контрольных мероприятий.

Внутренний мониторинг образовательной организации представляет собой процедуры оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов, а также оценки той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор будущей профессии. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием для рекомендаций по текущей коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации.

Читайте также: