Технологическая карта ориентирование на местности 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

Метапредметные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;

Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём населённом пункте;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам

Основные понятия

Ориентирование на местности. Компас. Ориентирование по компасу

Проверка готовности к усвоению нового материала

Рассмотрите рисунок. По каким предме­там вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей?


Изучение нового материала

Ориентирование на местности — это опре­деление своего местоположения и направле­ния пути. В повседневной жизни мы обыч­но ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и назы­вают — ориентиры.

Ориентирование по компасу

Компас — прибор для определения сторон горизонта.


Стороны горизонта. Как определить стороны света. Часть 1

Стороны горизонта. Определение сторон света.Часть 2

Как ориентироваться на местности

Почему компас показывает на север?

Ориентирование по местным природным признакам

1.У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.

2.У берёзы кора с южной стороны бе­лее и чище, чем с северной.

3.Мхов и лишайников больше на север­ной стороне камней и деревьев.

4.Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.


Местные природные признаки не всегда бывают надёжными. Чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков

Осмысление и понимание полученных знаний НУИ

Ориентирование по Солнцу

Утром (в 7 часов) Солнце бывает на востоке, в полдень — на юге, вечером (в 19 часов) — на западе. Найдя по Солнцу эти стороны горизонта, можно определить и
другие. Например, если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, слева — запад, справа — восток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.

Планируемые результаты:

- знать, что такое ориентирование на местности;

- уметь различать стороны горизонта;

- уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе.

Этап урока, методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

- Ребята, прозвенел звонок, мы начинаем урок окружающего мира. Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

- Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический:

Вопросы на экране

Повторение изученной темы.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара.

Блиц – опрос:

Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг?

Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью?

Назовите названия основных сторон горизонта.

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Как люди находят дорогу в знакомой местности?

- Ребят, а давайте изобразим стороны горизонта на доске?

- А дайте изобразим промежуточные стороны горизонта?

Ответы на вопросы учителя.

- Снимки из космоса, кругосветные путешествия и т.д.

- Север, юг, запад, восток.

- По местным предметам.

-Ученики изображают стороны горизонта сначала основные, а затем промежуточные.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

- Вы сказали , что люди находят дорогу, по местным предметам, другим словом можно назвать ориентирам. А вы умеете ориентироваться на местности? Сформулируйте тему нашего урока.

- Скажите, а достаточно ли вам знаний, которыми вы уже владеете, чтобы не заблудиться в лесу?

- Предположите цель, что мы должны уметь?

- “Ориентирование на местности”

- Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.

П: умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Практический:

Работа в группах

Работа по учебнику

Иллюстрации в учебнике и на экране

- Ребята, а вы знаете, как возник компас и умеете ли им пользоваться?

- Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

- Наша задача узнать, какие части есть у компаса и как им пользоваться. В этом вам поможет учебник на стр. 75.

- А как вы думаете можно ориентироваться только по компасу или есть другие способы?

- Правильно, есть другие. Например, ориентирование по местным природным признаком, на с. 76.

П: умениестроить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Динамическая пауза

Практический

Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

- Повторяют движения за учителем.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Работа по учебнику

Иллюстрации в учебнике

- Ребята, как вы думаете, что такое ориентирование на местности?

- Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направление пути. В повседневной жизни мы ориентируемся по запоминающимся предметам.

- Например, когда вы идёте в школу, что вы видите?

- Вот это всё и есть ориентиры.

Работа в парах.

- Вам нужно выполнить задание 1 в учебнике на стр. 74 в парах.

- Готовы, давайте проверим вместе.

- Магазин, площадка, знак.

- Отвечают на задание 1.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

П: оценка результатов деятельности

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Работа в тетради

- Теперь вы поработаете самостоятельно по рабочей тетради на с. 45, открыли нашу тему и выполняем задание 1 и 2

- На это у вас есть 3 минуты.

- Выполняют задание в рабочей тетради.

Р: осуществление итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Домашнее задание.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?

- Как вы можете ориентироваться по местности?

- Что такое компас?

- Теперь вы знаете, как работать с компасом?

- Какой вывод мы можем сделать?

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с.47, задание 4,5.

- Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.

- По различным ориентирам.

- прибор для определения сторон горизонта.

- Мы достигли целей нашего урока.

- Записывают домашнее задание.

Р: осуществление итогового контроля;

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения;

IX. Рефлексия деятельности

Практический:

- Ответьте на вопросы, что вы узнали?
- Что лучше всего у вас получилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока.

1. Крищенко Екатерина Сергеевна

2. Класс: 2

3. Дата: 18.09.2020г.

4. Предмет: Окружающий мир

6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

7. Цель урока: формирование умения ориентироваться на местности с помощью компаса, солнца и природных признаков

8. Задачи урока:

· Личностные – воспитание стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

· Предметные – формирование знаний о том, что такое компас, его устройстве, и правилах работы с ним; формирования умения определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу.

· Метапредметные – развития наблюдательности, умение формулировать выводы, умение работать с различными источниками информации, оценивать свою работу на уроке, формирования умения работать в парах и малых группах;

10. Дидактические средства:

· Для учителя: учебник, наглядные пособия.

· Для ученика: учебник, раздаточный материал.

11. Характеристика этапов урока.

Названия этапа, цель

Содержания этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Мотивация к учебной деятельности

Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Организационный момент

Ну-ка ты проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Хотите?

- Но для этого давайте сначала посмотрим, как вы помните стороны горизонта.

Приветствуют, садятся, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные УУД - Умение общаться, строить коммуникации

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

Личностные УУД – действия смыслообразования (интерес, мотивация)

Актуализация знаний

Цель: настроить детей на плодотворную работу

- Вам необходимо подписать стороны горизонта у стрелок. Один человек будет работать у доски, а остальные на карточках

Соединяют стрелки и стороны горизонта

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Познавательные УУД – структурирование знаний

Постановка учебной задачи Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

- Молодцы! Я смотрю, вы хорошо знаете стороны горизонта. Тогда нам можно отправляться в путешествие.

- Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости.

- Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.

- Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу? Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:

— Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Нужно идти на север от этой ёлки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.

- Как же быть в такой ситуации? Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке?

- Чему мы должны научиться?

Закрывают глаза, представляют, что находятся в лесу (Под музыку)

— Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Тема нашего урока ориентирование на местности.

- На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока

Регулятивные УУД - целеполагание

способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

- И так мы все еще в лесу. Кто помнит, что нам сказала белка?

- Ребята, а как нам узнать, где север?

- А вы знаете прибор, который может нам помочь?

- Посмотрите, перед вами лежат компасы. Компас состоит из трех частей – предохранитель, стрелка и корпус.

- Кто-нибудь знает, как им пользоваться?

- Давайте прочитаем в учебнике правила пользования компасом. Откройте учебник на семьдесят пятой странице. Прочитаем правила по цепочке.

- А сейчас попробуйте определить в парах, по какому направлению горизонта у нас находится доска, дверь и окно. Не забывайте о правилах, которые мы с вами прочитали. Давайте повторим их.

Фамилия, имя ___________________________

Цель: освоение приемов ориентирования по компасу

1. Положи компас на ровную поверхность

2. Оттяни предохранитель и подожди, пока стрелка остановится

3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю.

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. УМК А.А. Плешакова

Урок №1. Ориентирование на местности

Цель: познакомить с прибором для определения сторон горизонта - компасом и с приемами ориентирования с помощью компаса.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться на местности с помощью компаса. Оборудование: компасы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она — большущий шар. (Планета Земля.)

— Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)

Он и летом, и зимой

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди —

Он все будет впереди. (Горизонт, точнее, линия горизонта.)

— Что такое горизонт, линия горизонта?

— Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите.

(Один ученик рисует на доске.)

— Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.

(Один ученик рисует на доске.

Можно использовать КИМы (тест 46, с. 67).)

III. Самоопределение к деятельности

— Представьте себе ситуацию.

В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок

Положили в кузовок.

— Что делать? (Ответы детей.)

Укажет нам север

И юг без труда. (Компас.)

— Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)

— Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

— Что же это такое — ориентирование на местности? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.

— Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)

— Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.

V. Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнем.

Вправо, влево повернитесь,

(Повороты вправо и влево.)

Руки вверх, руки вбок,

И на месте прыг да скок.

(Прыжки на месте.)

А теперь бегом вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте на с. 75 учебника, что такое компас.

— Рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника.

2. Практическая работа

3. Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 30).

VII. Рефлексия

— Что такое компас? (Прибор для определения сторон горизонта.)

— Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)

— Что называют ориентирами? (Хорошо заметные, запоминающиеся предметы.)

— Для чего нужно уметь ориентироваться? (Чтобы не заблудиться.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (Нет, не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам.)

Это тема нашего следующего урока.

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 31-32).

3. Спросить у взрослых, как еще можно ориентироваться на местности.

Дополнительный материал

Загадки про компас

Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь —

Дорогу без труда найдешь.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведет нас за собой.

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится –

С ним нигде не заблудиться.

Урок №2. Ориентирование на местности

Цели: научить определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться по местным природным признакам.

Оборудование: компасы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Что такое компас?

- Перечислите части компаса.

- Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)

(Проверка заданий в рабочей тетради.)

III. Самоопределение к деятельности

— Можно ли определить стороны горизонта, не пользуясь компасом?

(Учащиеся рассказывают о том, как определить стороны света по местным природным признакам.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Продолжим говорить об ориентировании на местности.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать другие (кроме компаса) способы ориентирования на местности.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 76—77.

— Как ориентироваться по солнцу?

— Как ориентироваться по местным признакам? (Ответы детей.)

(Дополнительно можно познакомить учащихся с другими природными признаками, с помощью которых можно ориентироваться на местности, кроме тех, что предложены в учебнике.)

1. Муравейники почти всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. Ягоды и фрукты созревают раньше с южной стороны.

2. С южной стороны трава у стволов деревьев гуще.

3. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях обычно грубее с северной стороны; на южной стороне она бывает суше, тверже и светлее.

4. Лунки, образующиеся при таянии снега у корней деревьев, обычно вытянуты сильнее в южном направлении.

5. Крона у сосны гуще с южной стороны.

6. На стволах хвойных деревьев на освещенной, южной стороне иногда бывают натеки и сгустки смолы.

Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. Поэтому по возможности желательно определять направления сторон горизонта по нескольким приметам.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

V. Физкультминутка

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Все в затылок подровнялись,

На носочки приподнялись,

Мы по бревнышку пошли

И овражек перешли.

Высоко подняв колени,

Все шагают, как олени.

Смотри не зевай!

VI. Продолжение работы по теме урока

(Эта часть урока проводится на улице. Учащиеся закрепляют навыки пользования компасом и учатся определять стороны горизонта по местным признакам.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 77, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что на уроке было особенно интересным?

— О чем вы бы хотели узнать подробнее?

— Как вы можете применить полученные знания?

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 76—77, запомнить, как ориентироваться по местным природным признакам.

Читайте также: