Технологическая карта ориентирование на местности 2 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.
Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.
Метапредметные
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;
Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные виды деятельности обучающихся
находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём населённом пункте;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
-осваивать приёмы ориентирования по компасу;
-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам
Основные понятия
Ориентирование на местности. Компас. Ориентирование по компасу
Проверка готовности к усвоению нового материала
Рассмотрите рисунок. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей?
Изучение нового материала
Ориентирование на местности — это определение своего местоположения и направления пути. В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют — ориентиры.
Ориентирование по компасу
Компас — прибор для определения сторон горизонта.
Стороны горизонта. Как определить стороны света. Часть 1
Стороны горизонта. Определение сторон света.Часть 2
Как ориентироваться на местности
Почему компас показывает на север?
Ориентирование по местным природным признакам
1.У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.
2.У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.
3.Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.
4.Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.
Местные природные признаки не всегда бывают надёжными. Чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков
Осмысление и понимание полученных знаний НУИ
Ориентирование по Солнцу
Утром (в 7 часов) Солнце бывает на востоке, в полдень — на юге, вечером (в 19 часов) — на западе. Найдя по Солнцу эти стороны горизонта, можно определить и
другие. Например, если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, слева — запад, справа — восток.
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.
Планируемые результаты:
- знать, что такое ориентирование на местности;
- уметь различать стороны горизонта;
- уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе.
Этап урока, методы и приемы
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Этап самоопределения к деятельности
- Ребята, прозвенел звонок, мы начинаем урок окружающего мира. Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.
- Приветствуют учителя.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II.Актуализация знаний и мотивация
Практический:
Вопросы на экране
Повторение изученной темы.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара.
Блиц – опрос:
Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг?
Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью?
Назовите названия основных сторон горизонта.
Как называется прибор для определения сторон горизонта?
Как люди находят дорогу в знакомой местности?
- Ребят, а давайте изобразим стороны горизонта на доске?
- А дайте изобразим промежуточные стороны горизонта?
Ответы на вопросы учителя.
- Снимки из космоса, кругосветные путешествия и т.д.
- Север, юг, запад, восток.
- По местным предметам.
-Ученики изображают стороны горизонта сначала основные, а затем промежуточные.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
III. Постановка учебной задачи
- Вы сказали , что люди находят дорогу, по местным предметам, другим словом можно назвать ориентирам. А вы умеете ориентироваться на местности? Сформулируйте тему нашего урока.
- Скажите, а достаточно ли вам знаний, которыми вы уже владеете, чтобы не заблудиться в лесу?
- Предположите цель, что мы должны уметь?
- “Ориентирование на местности”
- Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.
П: умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Практический:
Работа в группах
Работа по учебнику
Иллюстрации в учебнике и на экране
- Ребята, а вы знаете, как возник компас и умеете ли им пользоваться?
- Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.
- Наша задача узнать, какие части есть у компаса и как им пользоваться. В этом вам поможет учебник на стр. 75.
- А как вы думаете можно ориентироваться только по компасу или есть другие способы?
- Правильно, есть другие. Например, ориентирование по местным природным признаком, на с. 76.
П: умениестроить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Динамическая пауза
Практический
Физминутка для глаз.
Бабочка присела на цветок (кончик носа).
Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.
- Повторяют движения за учителем.
Р:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический:
Работа по учебнику
Иллюстрации в учебнике
- Ребята, как вы думаете, что такое ориентирование на местности?
- Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направление пути. В повседневной жизни мы ориентируемся по запоминающимся предметам.
- Например, когда вы идёте в школу, что вы видите?
- Вот это всё и есть ориентиры.
Работа в парах.
- Вам нужно выполнить задание 1 в учебнике на стр. 74 в парах.
- Готовы, давайте проверим вместе.
- Магазин, площадка, знак.
- Отвечают на задание 1.
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном
П: оценка результатов деятельности
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический:
Работа в тетради
- Теперь вы поработаете самостоятельно по рабочей тетради на с. 45, открыли нашу тему и выполняем задание 1 и 2
- На это у вас есть 3 минуты.
- Выполняют задание в рабочей тетради.
Р: осуществление итогового контроля;
VIII. Включение в систему знаний.
Домашнее задание.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?
- Как вы можете ориентироваться по местности?
- Что такое компас?
- Теперь вы знаете, как работать с компасом?
- Какой вывод мы можем сделать?
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь с.47, задание 4,5.
- Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.
- По различным ориентирам.
- прибор для определения сторон горизонта.
- Мы достигли целей нашего урока.
- Записывают домашнее задание.
Р: осуществление итогового контроля;
Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения;
IX. Рефлексия деятельности
Практический:
- Ответьте на вопросы, что вы узнали?
- Что лучше всего у вас получилось?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока.
1. Крищенко Екатерина Сергеевна
2. Класс: 2
3. Дата: 18.09.2020г.
4. Предмет: Окружающий мир
6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
7. Цель урока: формирование умения ориентироваться на местности с помощью компаса, солнца и природных признаков
8. Задачи урока:
· Личностные – воспитание стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.
· Предметные – формирование знаний о том, что такое компас, его устройстве, и правилах работы с ним; формирования умения определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу.
· Метапредметные – развития наблюдательности, умение формулировать выводы, умение работать с различными источниками информации, оценивать свою работу на уроке, формирования умения работать в парах и малых группах;
10. Дидактические средства:
· Для учителя: учебник, наглядные пособия.
· Для ученика: учебник, раздаточный материал.
11. Характеристика этапов урока.
Названия этапа, цель
Содержания этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы работы
Мотивация к учебной деятельности
Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
Организационный момент
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Хотите?
- Но для этого давайте сначала посмотрим, как вы помните стороны горизонта.
Приветствуют, садятся, проверяют свою готовность к уроку.
Коммуникативные УУД - Умение общаться, строить коммуникации
Регулятивные УУД – волевая саморегуляция
Личностные УУД – действия смыслообразования (интерес, мотивация)
Актуализация знаний
Цель: настроить детей на плодотворную работу
- Вам необходимо подписать стороны горизонта у стрелок. Один человек будет работать у доски, а остальные на карточках
Соединяют стрелки и стороны горизонта
Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос
Познавательные УУД – структурирование знаний
Постановка учебной задачи Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
- Молодцы! Я смотрю, вы хорошо знаете стороны горизонта. Тогда нам можно отправляться в путешествие.
- Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости.
- Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.
- Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу? Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:
— Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень просто, — отвечает Белка. — Нужно идти на север от этой ёлки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.
- Как же быть в такой ситуации? Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке?
- Чему мы должны научиться?
Закрывают глаза, представляют, что находятся в лесу (Под музыку)
— Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Тема нашего урока ориентирование на местности.
- На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни
Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока
Регулятивные УУД - целеполагание
способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания;
- И так мы все еще в лесу. Кто помнит, что нам сказала белка?
- Ребята, а как нам узнать, где север?
- А вы знаете прибор, который может нам помочь?
- Посмотрите, перед вами лежат компасы. Компас состоит из трех частей – предохранитель, стрелка и корпус.
- Кто-нибудь знает, как им пользоваться?
- Давайте прочитаем в учебнике правила пользования компасом. Откройте учебник на семьдесят пятой странице. Прочитаем правила по цепочке.
- А сейчас попробуйте определить в парах, по какому направлению горизонта у нас находится доска, дверь и окно. Не забывайте о правилах, которые мы с вами прочитали. Давайте повторим их.
Фамилия, имя ___________________________
Цель: освоение приемов ориентирования по компасу
1. Положи компас на ровную поверхность
2. Оттяни предохранитель и подожди, пока стрелка остановится
3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю.
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. УМК А.А. Плешакова
Урок №1. Ориентирование на местности
Цель: познакомить с прибором для определения сторон горизонта - компасом и с приемами ориентирования с помощью компаса.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться на местности с помощью компаса. Оборудование: компасы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она — большущий шар. (Планета Земля.)
— Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
Он и летом, и зимой
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди —
Он все будет впереди. (Горизонт, точнее, линия горизонта.)
— Что такое горизонт, линия горизонта?
— Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите.
(Один ученик рисует на доске.)
— Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.
(Один ученик рисует на доске.
Можно использовать КИМы (тест 46, с. 67).)
III. Самоопределение к деятельности
— Представьте себе ситуацию.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
— Что делать? (Ответы детей.)
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)
— Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)
— Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)
— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
— Что же это такое — ориентирование на местности? (Ответы детей.)
— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.
— Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)
— Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.
V. Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем
И немножко отдохнем.
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты вправо и влево.)
Руки вверх, руки вбок,
И на месте прыг да скок.
(Прыжки на месте.)
А теперь бегом вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте на с. 75 учебника, что такое компас.
— Рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника.
2. Практическая работа
3. Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 30).
VII. Рефлексия
— Что такое компас? (Прибор для определения сторон горизонта.)
— Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)
— Что называют ориентирами? (Хорошо заметные, запоминающиеся предметы.)
— Для чего нужно уметь ориентироваться? (Чтобы не заблудиться.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (Нет, не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам.)
Это тема нашего следующего урока.
2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 31-32).
3. Спросить у взрослых, как еще можно ориентироваться на местности.
Дополнительный материал
Загадки про компас
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь —
Дорогу без труда найдешь.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится –
С ним нигде не заблудиться.
Урок №2. Ориентирование на местности
Цели: научить определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться по местным природным признакам.
Оборудование: компасы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Что такое компас?
- Перечислите части компаса.
- Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)
(Проверка заданий в рабочей тетради.)
III. Самоопределение к деятельности
— Можно ли определить стороны горизонта, не пользуясь компасом?
(Учащиеся рассказывают о том, как определить стороны света по местным природным признакам.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Продолжим говорить об ориентировании на местности.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать другие (кроме компаса) способы ориентирования на местности.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 76—77.
— Как ориентироваться по солнцу?
— Как ориентироваться по местным признакам? (Ответы детей.)
(Дополнительно можно познакомить учащихся с другими природными признаками, с помощью которых можно ориентироваться на местности, кроме тех, что предложены в учебнике.)
1. Муравейники почти всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. Ягоды и фрукты созревают раньше с южной стороны.
2. С южной стороны трава у стволов деревьев гуще.
3. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях обычно грубее с северной стороны; на южной стороне она бывает суше, тверже и светлее.
4. Лунки, образующиеся при таянии снега у корней деревьев, обычно вытянуты сильнее в южном направлении.
5. Крона у сосны гуще с южной стороны.
6. На стволах хвойных деревьев на освещенной, южной стороне иногда бывают натеки и сгустки смолы.
Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. Поэтому по возможности желательно определять направления сторон горизонта по нескольким приметам.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
V. Физкультминутка
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Все в затылок подровнялись,
На носочки приподнялись,
Мы по бревнышку пошли
И овражек перешли.
Высоко подняв колени,
Все шагают, как олени.
Смотри не зевай!
VI. Продолжение работы по теме урока
(Эта часть урока проводится на улице. Учащиеся закрепляют навыки пользования компасом и учатся определять стороны горизонта по местным признакам.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 77, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что на уроке было особенно интересным?
— О чем вы бы хотели узнать подробнее?
— Как вы можете применить полученные знания?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 76—77, запомнить, как ориентироваться по местным природным признакам.
Читайте также: