Журнал физическая культура в школе подвижные игры

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Макеева Ольга Вячеславовна

Населенный пункт: г.Тула

Подвижные игры – это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности. Они способствуют решению таких образовательных задач, как совершенствование и закрепление: умений, приобретенных на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми; навыков в прыжках, беге, метаниях. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально-волевые, гражданские качества – смелость, честность, коллективизм. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.

Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения таких спортивных игр как ручной мяч, баскетбол, волейбол, футбол. Подвижные игры на уроках физкультуры используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр, а также совершенствования техники других разделов учебной программы. Физические и морально-волевые качества совершенствуются в играх более сложного содержания, требующих от учащихся и более высокого уровня быстроты действий, координированности, силы и выносливости, целеустремленности, внимания и скорости ориентирования.

Продолжается воспитание организаторских и судейских навыков, умения оценивать поведение играющих.

Дети, играя, в подвижные игры быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых ♣ Учитель физкультуры. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

На уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, подвижные игры нередко в моей практике применяются для повышения моторной плотности урока.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ:

МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Поэтому в 6-9-м классах игры можно разделить на игры для девочек и для мальчиков. Наряду с групповыми существуют игры с элементами борьбы – для мальчиков и с элементами акробатики, танцев – для девочек. Судейство в 7-9 классах должно быть строже, к нему должны также привлекаться учащиеся.

В 10-11 классах в программе по физической культуре подвижных игр нет. Однако на уроках можно использовать игры предыдущих классов. Задача состоит в том, чтобы закреплять ранее полученные спортивные навыки и приучать учащихся действовать наиболее целесообразно различных ситуациях игры. В старших классах подвижные игры носят ярко выраженный вспомогательный характер. Для того чтобы разнообразить присущий старшеклассникам интерес к традиционным спортивным играм – футболу, волейболу, баскетболу, можно предоставлять им возможность самим придумывать и видоизменять правила игры либо условия соревнования. Таким образом, применение подвижных игр на уроках физкультуры всегда актуально как младших, так и старших классах.

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей. В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях, спортивных переменках и на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.

Содержимое публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов

Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов

Сборник составил Соломенников Д.А.

Оглавление

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости5

Подвижные игры, направленные на развитие ловкости8

Подвижные игры, направленные на развитие быстроты11

Подвижные игры, направленные на развитие выносливости14

Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств17

Введение

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях, спортивных переменках и на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости

Инвентарь:гимнастическая палка

Ход игры: Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают палки сзади стоящим партнёрам. При этом игрок поднимает руки вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий сзади, принимает палку и таким же способом передаёт её дальше. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперёд (в то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передаёт её по колонне назад. Игроку, стоящему сзади, нельзя брать палку, если партнёр не пронёс её назад до конца, и она находится за головой стоящего впереди партнёра. Если игрок отпустил один конец палки или уронил её, это также считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом ошибок.

Примечание: при проведении данной игры ведущий заранее подготавливает оборудование и место проведения игры.

Инвентарь: не требуется

Примечание: игроки, изображающие море, не имеют права убыстрять незаконченное движение специально для того, чтобы поймать игрока.

Инвентарь: не требуется

Ход игры: количество игроков не ограничено. Ведущий объясняет правила. Они просты: игроки должны декламировать вместе с ведущим стихотворение, повторяя при этом его движения.

И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки при этом не напряжены.)

Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)

Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)

Примечание: соревновательного элемента в этой игре нет, но она дает ученикам прекрасную возможность размяться. Игру можно использовать в качестве физкультминутки во время урока.

Подвижные игры, направленные на развитие ловкости

Инвентарь: мяч

Примечание: при проведении игры ведущий произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч. Учитель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Инвентарь: веревка (скакалка)

Ход игры: Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м. Водящий становится в центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см. Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко.

Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Примечание: необходимо регулировать скорость веревки. Не крутить слишком быстро или медленно.

Инвентарь: не требуется

Примечание: существует еще несколько вариантов игры:

2)можно оговорить, что нельзя ловить детей, ус­певших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продол­жается;

Подвижные игры, направленные на развитие быстроты

Инвентарь: не требуется

Примечание: во время игры учитель одновременно с детьми проговаривает стихотворение.

Инвентарь: палка, обруч ( или нарисованный мелом круг)

Примечание: количество ударов палки по полу можно менять, также можно добавить дополнительные действия (оббежать круг до/после ударов, перепрыгнуть через круг и т.д.)

Инвентарь: не требуется

Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День". В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь". В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков). Самым "интересным" является продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.

Примечание: движения детей должны быть разнообразны.

Подвижные игры, направленные на развитие выносливости

Инвентарь: не требуется

Ход игры: все участники игры должны разделиться на две команды. Каждая команда встаёт на противоположных сторонах площадки. Нужно обозначить начало движения или линию старта для каждой команды. Таким образом, получится, что линия старта одной команды будет линией финиша для другой команды и наоборот. Первые игроки каждой из команд выполняют прыжок с места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и так далее до последнего играющего. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через финишную линию, его команда побеждает в этой игре-эстафете.

Примечание: можно организовать 4–5 команд (или соревнование между мальчиками и девочками).

Инвентарь: не требуется

Примечание: игра требует от детей большой выносливости. Нужно контролировать время игры (7-10 минут). При игре в помещении не стоит собирать большое количество игроков.

Инвентарь: синяя и красная ленточки для водящих

Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств

Инвентарь: скакалка

Примечание: игры со скакалкой могут быть очень разнообразными. Эта подвижная игра отличается большим количеством вариантов ее проведения.

Инвентарь: обозначение берлоги (стул, обруч и т.д.)

Инвентарь: ориентир стойки (любой предмет среднего размера)

Ход игры: Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 7-10 метров (расстояние можно менять в зависимости от площадки) ставят стойку или другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Примечание: можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй (и обегают вдвоем), далее - третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке. Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.


Эффективность преобразований постановки физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава средств физического воспитания, обеспечением вариативности содержания занятий с учетом особенностей контингента занимающихся и условий проведения занятий, а также поиском нестандартных организационно-методических приемов (Матвеев Л.П., 2004; Лях В.И., Зданевич А.А., 2007).В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности. Целенаправленное и широкое использование игровых средств в комплексе физкультурно-оздоровительных форм занятий может решить задачи, связанные с познанием окружающей действительности на ранних этапах развития ребенка, получением первоначальной адаптации в области общественного поведения, и позволяет решить задачу оптимизации двигательного режима. Применение игровых методик учителями физической культуры, воспитателями, тренерами позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности (Портных Ю.И., 1986).

Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют для нас большую ценность и в воспитательной работе с детьми. Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижение цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих. Применение нами дополнительных секционных занятий в средней школе г. Набережные Челны с использованием разнообразных подвижных игр позволило существенно повысить интерес у школьников к занятиям физической культурой, были значительно улучшены показатели физической работоспособности.

В сетевой версии книги рассматривается соревновательно-игровой метод проведения занятий по физическому воспитанию (физкультуре) в профтехучилищах, техникумах, школах, а также приводятся 300 карточек-заданий (с иллюстрациями), составленных на основе указанного метода с учетом программ по физическому воспитанию в Республике Беларусь.

Подвижные игры на физкультуре (300 соревновательно-игровых заданий)

Предназначается преподавателям физического воспитания (физкультуры), тренерам. Окажет большую помощь воспитателям в организации подвижных игр при проведении внеклассных мероприятий в школе, спортивно-тренировочных занятий в трудовом лагере, спортивно-массовых мероприятий в летних оздоровительных лагерях и на детских физкультурных праздниках.

Посвящается всем кто любит подвижные игры на физкультуре.

300 соревновательно-игровых заданий
(подвижных игр) на уроке физкультуры

1. Сфера применения соревновательного метода

  • 1.1. Сущность метода
  • 1.2. Виды подготовки
  • 1.3. Физическая подготовка
  • 1.4. Техническая подготовка
  • 1.5. Тактическая подготовка
  • 1.6. Психологическая подготовка

2. Моделирование соревновательно-игровой деятельности

3. Организация соревновательно-игровой деятельности на уроках физкультуры

4. Использование подвижных игр и соревновательных упражнений в учебно-тренировочном процессе по видам спорта

  • 4.1. Легкая атлетика
    • Игра 1. Быстро по местам
    • Игра 2. Эстафетный бег
    • Игра 3. Вызов номеров
    • Игра 4. Комбинированная эстафета
    • Игра 5. Соревнования с элементами спринтерского бега
    • Игра 6. Соревнования с элементами прыжков в высоту
    • Игра 7. Соревнования с элементами прыжков в длину
    • Игра 8. Цепочка
    • Игра 9. Черные и белые
    • Игра 10. Третий лишний
    • Игра 11. Парные упражнения
    • Игра 12. Голова и хвост
    • Игра 13. Встречные старты
    • Игра 14. Старт с преследованием соперника
    • Игра 15. Собери флажки
    • Игра 16. Круговая эстафета
    • Игра 17. Вокруг встречной колонны
    • Игра 18. Убегай-догоняй
    • Игра 19. Эстафета по беговой дорожке
    • Игра 20. Эстафетный бег с преодолением препятствий
    • Игра 21. В горку и с горки
    • Игра 22. Челнок
    • Игра 23. В дальнюю зону
    • Игра 24. Прыжковая эстафета
    • Игра 25. У кого дальше отскочит мяч
    • Игра 26. Толкачи
    • Игра 27. Кто дальше
    • Игра 28. Точно в цель
    • Игра 29. Толкание набивного мяча
    • Игра 30. Групповые прыжки
    • Игра 31. Лыжники, на места!
    • Игра 32. Салки маршем
    • Игра 33. Попади в цель
    • Игра 34. Спуск с горы с препятствием
    • Игра 35. Встречные старты
    • Игра 36. Все - за ведущим
    • Игра 37. Эстафета "Слалом"
    • Игра 38. Лисий след
    • Игра 39. Скользи дальше
    • Игра 40. Переступание веером
    • Игра 41. Слалом на равнине
    • Игра 42. Карусель
    • Игра 43. Эстафета с гандикапом
    • Игра 44. Салки с выручанием
    • Игра 45. Эстафета "Ёлочкой"
    • Игра 46. Старты с преследованиями
    • Игра 47. Буксиры
    • Игра 48. Гонка с выбыванием
    • Игра 49. Командная гонка с преследованием
    • Игра 50. Эстафета с преследованием
    • Игра 51. Гонка за лидером
    • Игра 52. На одной лыже
    • Игра 53. К своим палкам
    • Игра 54. До флажка
    • Игра 55. Спуск шеренгами
    • Игра 56. Слалом
    • Игра 57. Спуск на одной лыже
    • Игра 58. Эстафета с препятствиями
    • Игра 59. Попади в цель
    • Игра 60. Лучший гонщик
    • Игра 61. Борьба за касание
    • Игра 62. Борьба с атакующими захватами
    • Игра 63. Борьба с теснениями
    • Игра 64. Третья точка
    • Игра 65. Цапля
    • Игра 66. Оторви от ковра
    • Игра 67. Береги спину
    • Игра 68. Удержись за кругом
    • Игра 69. На прорыв
    • Игра 70. Ванька-встанька
    • Игра 71. Удержись на корточках
    • Игра 72. Поборемся ногами
    • Игра 73. Отними мяч
    • Игра 74. Перевертыши и кувыркания
    • Игра 75. Борьба в квадратах
    • Игра 76. Тяни в круг
    • Игра 77. Петушиный бой
    • Игра 78. Борьба с шестом
    • Игра 79. Опасный круг
    • Игра 80. Борьба за захват туловища, рук, шеи
    • Игра 81. Кто быстрее
    • Игра 82. Сильная рука
    • Игра 83. Перетягивание на палке
    • Игра 84. Выталкивание соперника
    • Игра 85. Перетягивание каната
    • Игра 86. Из круга в круг
    • Игра 87. Выведение из равновесия
    • Игра 88. Стенка на стенку
    • Игра 89. Захваты и освобождение от них в стойке
    • Игра 90. Нападение и защита в партере
    • Игра 91. Эстафетные гонки с досками
    • Игра 92. Мяч в круге
    • Игра 93. Пятнашки с поплавком
    • Игра 94. Борьба за мяч
    • Игра 95. Эстафета с броском мяча
    • Игра 96. Погоня за мячом
    • Игра 97. Мяч за линию
    • Игра 98. Бой на воде
    • Игра 99. Баскетбол на воде
    • Игра 100. Насос
    • Игра 101. Водное поло (по упрощенным правилам)
    • Игра 102. Прыжковые подготовительные упражнения по плаванию
    • Игра 103. Волейбол на воде
    • Игра 104. Салки с мячом
    • Игра 105. Рыбаки и рыбки
    • Игра 106. Комбинированная эстафета
    • Игра 107. Кто дальше проскользит под водой
    • Игра 108. Кто готов к плаванию кролем
    • Игра 109. Бой всадников
    • Игра 110. Чехарда
    • Игра 111. Смена мест
    • Игра 112. Обруч на себя
    • Игра 113. Эстафета с гимнастической палкой
    • Игра 114. Дружные тройки
    • Игра 115. Удержи обруч
    • Игра 116. Кувырки в паре с партнером
    • Игра 117. Прыжок-кувырок с разбега
    • Игра 118. Прыжковая эстафета
    • Игра 119. Эстафета с опорными прыжками
    • Игра 120. Кто сядет первым
    • Игра 121. Придумай сам
    • Игра 122. Организуй место для занятий
    • Игра 123. Эстафета с кувырками
    • Игра 124. Построй мост
    • Игра 125. Эстафета со скакалкой
    • Игра 126. Кружилиха
    • Игра 127. Скакалка-подсекалка
    • Игра 128. Кто лучше владеет грацией
    • Игра 129. Эстафета с булавами
    • Игра 130. Ленты - вымпелы - мячи
    • Игра 131. Оседлай коня
    • Игра 132. Преодолей снаряды
    • Игра 133. Соревнование с использованием гимнастических снарядов
    • Игра 134. Выведение из равновесия
    • Игра 135. Спасатели
    • Игра 136. Гимнастический марафон
    • Игра 137. Музыкальные салки
    • Игра 138. Перетягивание каната
    • Игра 139. Ритмическая эстафета
    • Игра 140. Найди партнера
    • 4.6.1. Баскетбол
      • Игра 141. Подбрось-поймай
      • Игра 142. Скрытый пас
      • Игра 143. Эстафета с гимнастической палкой
      • Игра 144. Мяч в корзину
      • Игра 145. Чехарда
      • Игра 146. Снайперские броски
      • Игра 147. Мяч в кольцо
      • Игра 148. Мяч по дорожке
      • Игра 149. Обведи и прокати
      • Игра 150. Попади в кольцо
      • Игра 151. Бросай точнее
      • Игра 152. Два броска
      • Игра 153. Без промаха
      • Игра 154. Кто точнее
      • Игра 155. Попади в кольцо, двигаясь по кругу
      • Игра 156. Перехвати мяч
      • Игра 157. Борьба за мяч 3х3
      • Игра 158. Передачи в парах с перехватом мяча
      • Игра 159. Борьба за мяч 2х2
      • Игра 160. 25 передач
      • Игра 161. Подвижная цель
      • Игра 162. Активные и пассивные партнеры
      • Игра 163. Укрой мяч от выбивания
      • Игра 164. Вырви мяч
      • Игра 165. Кто быстрее овладеет мячом
      • Игра 166. Отними мяч после поворота
      • Игра 167. Выбей мяч в движении
      • Игра 168. Отними мяч при ведении
      • Игра 169. Передай мяч через защитника
      • Игра 170. Внимательные защитники
      • Игра 171. Удержи нападающего
      • Игра 172. Защитник, овладей мячом
      • Игра 173. Догони соперника
      • Игра 174. Овладей мячом в движении
      • Игра 175. Бдительный защитник
      • Игра 176. Займи место в круге
      • Игра 177. Передай мяч
      • Игра 178. Внимание - мяч!
      • Игра 179. Эстафета с прыжками по "кочкам"
      • Игра 180. Кто быстрее займет место в круге
      • Игра 181. Мяч навстречу мячу
      • Игра 182. Мяч в горку
      • Игра 183. Выбей соперника
      • Игра 184. Кто быстрее
      • Игра 185. Из обруча в обруч
      • Игра 186. Обведи партнера
      • Игра 187. Мяч в обруч
      • Игра 188. Эстафета с ведением мяча
      • Игра 189. Выбей мяч из котла
      • Игра 190. Эстафета с обводкой и прокатыванием мяча
      • Игра 191. Без промаха
      • Игра 192. Охотники и зайцы
      • Игра 193. Передача и ловля мяча на месте
      • Игра 194. Передача и ловля мяча при смене мест
      • Игра 195. Встречные передачи
      • Игра 196. Передача мяча в "отрыв"
      • Игра 197. Передача мяча в движении
      • Игра 198. Двое против одного
      • Игра 199. Ведение мяча во встречных колоннах
      • Игра 200. Ведение мяча с неожиданной остановкой
      • Игра 201. Ведение мяча с обводкой предметов
      • Игра 202. Ведение мяча при сопротивлении защиты
      • Игра 203. Внутренний заслон
      • Игра 204. Наружный заслон
      • Игра 205. Заслон с сопровождением
      • Игра 206. Бросок в ворота
      • Игра 207. Броски в цель
      • Игра 208. Бросок после ведения мяча
      • Игра 209. Быстрый рывок
      • Игра 210. Бросок в прыжке
      • Игра 211. Броски мяча в парах
      • Игра 212. Броски мяча с закрытых позиций
      • Игра 213. Обманные движения
      • Игра 214. Обойди соперника
      • Игра 215. Без промаха
      • Игра 216. Эстафета с ведением мяча по периметру
      • Игра 217. Броски при ведении мяча
      • Игра 218. Броски мяча по воротам
      • Игра 219. Броски с закрытых позиций
      • Игра 220. Быстрый прорыв в нападении
      • Игра 221. Мяч над веревкой
      • Игра 222. Мяч - в воздухе
      • Игра 223. Эстафета с элементами волейбола
      • Игра 224. Удочка
      • Игра 225. Гонка паравозов
      • Игра 226. Падающая палка
      • Игра 227. Мяч с четырех сторон
      • Игра 228. Эстафета с мячом
      • Игра 229. Кто сильнее и быстрее
      • Игра 230. Бой "Всадников"
      • Игра 231. Преодолей комбинированную полосу препятствий
      • Игра 232. Гонка "тачек"
      • Игра 233. Выполни пас над собой
      • Игра 234. Эстафета с мячом по кругу
      • Игра 235. Подвижная цель
      • Игра 236. 25 передач
      • Игра 237. Эстафетная передача мяча
      • Игра 238. Регби
      • Игра 239. Мяч - партнеру
      • Игра 240. Челночная передача
      • Игра 241. Прием и передача низом
      • Игра 242. Эстафета через сетку
      • Игра 243. Баскетбол
      • Игра 244. Попади в квадрат
      • Игра 245. Подай и попади
      • Игра 246. Снайперы
      • Игра 247. Сумей принять
      • Игра 248. Кто лучше подаст и примет мяч
      • Игра 249. Кто точнее
      • Игра 250. Атака крепости
      • Игра 251. Удары с прицелом
      • Игра 252. Бомбардиры
      • Игра 253. Коснись, но не ошибись
      • Игра 254. Не пропусти мяч
      • Игра 255. Соперники
      • Игра 256. Дружная команда
      • Игра 257. Оборона крепости
      • Игра 258. Защитники
      • Игра 259. Защити свою зону
      • Игра 260. Прими и передай
      • Игра 261. Перебежки
      • Игра 262. Обманный мяч
      • Игра 263. Футбол "крабов"
      • Игра 264. Эстафета у стенки
      • Игра 265. Один на один
      • Игра 266. Защита укрепления
      • Игра 267. С любой точки
      • Игра 268. Удар за ударом
      • Игра 269. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений
      • Игра 270. Эстафета с элементами футбола
      • Игра 271. Мяч в круге
      • Игра 272. Защита против нападения
      • Игра 273. В одни ворота с нейтральным
      • Игра 274. Футбол двумя мячами
      • Игра 275. Футбол в упоре на руках
      • Игра 276. Треугольники
      • Игра 277. Мяч через канат
      • Игра 278. Охотники с мячом
      • Игра 279. Смена мест
      • Игра 280. Квадрат
      • Игра 281. Через квадрат
      • Игра 282. Два квадрата
      • Игра 283. Командный старт
      • Игра 284. Броски мяча по кругу
      • Игра 285. По движущейся цели
      • Игра 286. Перехвати мяч
      • Игра 287. Блуждающий мяч
      • Игра 288. Футбол руками и головой
      • Игра 289. Всадники
      • Игра 290. Футбольные салки
      • Игра 291. Пробей стенку
      • Игра 292. С углового удара
      • Игра 293. Пробей через стенку
      • Игра 294. Мяч - капитану
      • Игра 295. Подвижные ворота
      • Игра 296. Крепость из мячей
      • Игра 297. Удар только головой
      • Игра 298. Народный мяч
      • Игра 299. Играют все
      • Игра 300. Волейбол футболистов

      Мнение автора и других создателей данного материала
      может не совпадать с официальной позицией администрации сайта.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе.

      Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человека открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.

      Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.

      Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников неидентичны.

      Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре. Большие возможности, представляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.

      С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко. Методика проведения игр

      В ряде игр встречаются элементы, связанные с различными движениями туловища, головы, рук, а также с бегом, прыжками, преодолением препятствий. При этом в работу включается сердечно - сосудистая и дыхательная системы, укрепляется двигательный аппарат. Такие игры оказывают общее влияние на формирование основных двигательных качеств, но при специальном подборе игрового материала можно достигать относительно изолированного воздействия на отдельные части тела и группы мышц.

      Главная задача игр с элементами общеразвивающих упражнений не достижение максимальных результатов, а укрепление двигательного аппарата, общее физическое развитие. Как правило, такие игры богаты сюжетами и двигательными действиями, что помогает решать задачи не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила, быстро мыслить, проявлять волю и выдержку, выручать друг друга.

      Игра продолжается не более трех минут. После окончания отмечаются самые невнимательные и самые внимательные, то есть те, кто остался стоять на исходном положении. Согласно правилам шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.

      Если сзади занимающихся гимнастические скамейки, то в конце урока можно условиться, что сделавшие одну (или две) ошибку садятся на скамейку и в игре больше не участвуют. К концу игры в шеренге останутся самые внимательные ребята.

      Изготавливаются кружки (диаметр - 10 см) красного, желтого и зеленого цветов, которые прикрепляют к палочкам. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнение согласно сигналам учителя. На красный сигнал дети приседают, на желтый - стают, на зеленый - маршируют на месте.

      Во время движения в колонне по одному в обход зала упражнения изменяются: красный - все стоят с хорошей осанкой, желтый - шаг на месте, зеленый - продвижение вперед легким бегом.

      Можно разнообразить упражнения и давать другие задания: стоять на носках, принять положение приседа, высокого старта, бежать, как лошадка и др. учителю самому надо быть внимательным, и давать сигналы строго по правилам уличного движения.

      3. Шишки, желуди, орехи

      В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру (первый номер - в трех - четырех шагах от водящего). Учитель дает всем играющим названия: первые в тройках - шишки, вторые - желуди, третьи - орехи.

      Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

      Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-либо другую тройку. Такой игрок идет водить.

      При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

      Игры с бегом. Бег - это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т.е. отрывом обеих ног от опоры. Фаза полета усиливает быстроту передвижения за счет инерции, позволяя мышцам расслабиться и способствовать восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекает в работу большое количество систем организма (кровообращение, дыхание, обмен веществ и т.д.), деятельность которых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологических резервов детского организма. Физиологически особенности бега позволяют использовать его в качестве упражнения, повышающего физическую нагрузку при благоприятных сдвигах в состоянии вегетативных систем.

      Для игры нужны четыре - шесть гимнастических скамеек и два - четыре гимнастических мата. На одной стороне зала проводится черта. Она отделяет гусятник, куда становятся все играющие, кроме двух, которые отходят в сторону. Это волки. Посередине зала ставят четыре скамейки, образуя коридор (дорога между гор), а на другом конце зала кладут маты. Это - гора. За ней логово волков.

      Из - за дальней горы выбегают волки и догоняют гусей. Осаленные останавливаются. Волки преследуют гусей до гусятника, затем возвращаются в логово.

      Пойманные подсчитываются и возвращаются в свое стадо гусей. Выбираются новые волки и игра повторяется. Отмечаются ни разу не пойманные игроки и волки, сумевшие поймать больше гусей.

      На противоположных сторонах площадки на расстоянии 10 - 20 м. линиями отмечают дом и школу. На одной стороне зала (за чертой) - все играющие кроме двух водящих, Морозов. Они стоят посередине площадки и, обращаясь к ребятам говорят: Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я - Мороз - Красный нос, - говорит один. - Я, Мороз - Синий нос, - говорит другой. - Кто из вас решится в путь - дороженьку пуститься?!

      Дети дружно отвечают: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз! - после чего перебегают из дома в школу. Морозы пятнают пробегающих, замораживают их. Кого осалили - остаются стоять на месте.

      Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом. Им разрешается по дороге выручить замороженных, коснувшись их рукой, после чего вырученные присоединяются к остальным.

      После двух пробежек из не пойманных ребят выбирают новых Морозов, а осаленных подсчитывают и отпускают.

      В итоге игры отмечаются ребята, не попавшиеся Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

      Не разрешается задерживаться в доме, салить за чертой и покидать перебегающим то место, где их застигли Морозы.

      Все становятся на прежние места, учитель снова называет команду. Важно, чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет названа, а поэтому предельно внимательны.

      Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих может предложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки или шаг на месте и т.п.)

      Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается сколько игроков было поймано в какой команде за одинаковое количество пробежек (за три или четыре). Побеждает команда, осалившая больше игроков.

      Игроков разрешается салить только до черты дома. Пойманные дети продолжают участвовать в игре. В ходе пробежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

      Игры с прыжками. Прыжки - основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную - отталкивание и полет, заключительную - приземление. Во всех фазах требуется сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с последующим снижение нагрузки. Во время прыжков физиологическая нагрузка связана не только с мышечной работой, но и со значительным воздействием на суставы и связки, нервную систему. Как и бег, прыжки составляют один из естественных видов движений. Задача подвижных игр, рекомендуемых программой, способствовать с помощью включаемых в них прыжков развитию общей прыгучести, умению правильно отталкиваться и двумя ногами, мягко приземляться. Наблюдения за действиями ребят в играх помогают учителю физкультуры определить толчковую ногу того или иного ученика, что важно для дальнейшего совершенствования в прыжках.

      Игры с элементами прыжков связаны, как правило, со значительной нагрузкой на организм, активно воздействуют на все его функции.

      1. Попрыгунчики - воробушки

      Чертится круг диаметром 4 - 6 м. Выбирается водящий - кошка. Она сидит в центре круга, а остальные играющие - воробушки - за пределами круга.

      По сигналу воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманные остаются в круге. Когда кошка поймает трех - четырех воробьев, выбирается новая кошка из непойманных.

      Разрешается прыгать на одной или двух ногах (по договоренности). Тот, кто пробежал через круг считается пойманным.

      Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 50 - 70 см одна от другой. Эти линии образуют ров, в котором живет волк (водящий) остальные участники игры - козочки. Они находятся на одной из сторон площадки.

      По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону площадки, по дороге перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят (пятнают) перебегающих. Пойманные козы подсчитываются и отпускаются. После трех - четырех перебежек выбирают нового волка (или двух волков, если ширина рва позволяет это сделать). Выигрывают козы, ни разу не попавшиеся волкам, и волки, сумевшие поймать больше козочек.

      Не разрешается задерживаться перед рвом более 5 секунд и заступать в ров ногой. Козочки, нарушившие, это правило считаются пойманными. Коза не считается пойманной, если она осалена волком, ступившим за пределы рва.

      Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятерки, которые берутся за руки. Это команды. Их задача по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах. Выигрывает команда, которая достигла границы первой. Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону.

      Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую держать за голеностопный сустав. Один из вариантов предусматривает прыжки колоннами, при этом ребята кладут руки друг другу на плечи. Команда может лишиться победы, если ее игроки оступались на вторую ногу или расцепили руки.

      Игры с метаниями на дальность и цель. Метания относятся в основном к прикладному виду физических упражнений. Игры, предлагаемые для изучения в младших классах, содержат все основные виды метаний - на дальность, в неподвижную и движущуюся цель.

      Метания с использованием малых и больших (легких) мячей укрепляют суставы и мышцы рук, развивают глазомер, совершенствуют координацию движений. Это важно для повседневной деятельности, для дальнейших занятий спортом и особенно спортивными играми.

      Для игры нужен один волейбольный мяч и теннисные мячи по количеству, равному половине класса.

      Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки, чтобы между ними было расстояние 18 - 20 м. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладется волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому теннисному мячу.

      По сигналу учителя игроки бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз.

      Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив.

      Если в ходе игры волейбольный мяч выкатится в сторону от играющих, его кладут в зону площадки на том же уровне.

      Когда игра освоена, можно метать мячи в два волейбольных мяча, и если мячей хватает, их раздают всем участникам. Обстрел волейбольных мячей начинается с двух сторон одновременно. Если один мяч закатился за линию, а второй еще в поле, то метание производится по оставшемуся мячу. Игра заканчивается когда в поле не останется волейбольных мячей.

      Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко. Продолжительность игры 8 - 10 минут

      2. Охотники и утки

      Играющие делятся на две команды, одна из которых - охотники - становятся по кругу (перед чертой), а вторая - утки - выходи в середину круга. У охотников волейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг.

      Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной утки, после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить уток за меньшее время.

      Учитель может установить время игры для метания мяча в уток. Тогда итог подводится по количеству уток, выбитому за это время. Правила игры запрещают, метая мяч, заступать за черту. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками, они не считаются выбитыми, если мяч отскочил в них от пола.

      Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненно энергии. Толстой Л. Н. ** Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно. Рене Декарт ** Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. Толстой Л. Н. ** Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. Гюго В.

      Читайте также: