Технологическая карта опытов в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Создать условия для установления опытным путем наличия загрязнений белого снега.

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о том, какой снег (белый, пушистый и т.д.), учить проводить опыты, установить опытным путем, что даже самый чистый снег содержит загрязнения.

Развивающие: развивать наблюдательность, умение работать по плану, умение анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Воспитывающие: воспитывать навыки культурного общения, навыки сотрудничества, активную жизненную позицию.

Формирование УУД

Предметные: с формировать представления обучающихся о том, что снег загрязнен.

Метапредметные:

Познавательные: добывают новые знания: находят необходимую информацию опытным путем, учатся работать на интерактивной платформе ГлобалЛаб; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; развивают умения контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами;

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах работы в группе и следуют им;

Дидактическая структура урока

Урок направлен на выстраивание субъект-субъектных отношений через организацию групповой работы на уроке с лабораторным оборудованием, с ноутбуками и с интернет-ресурсом.

На уроке организована групповая работа на образовательной площадке ГлобалЛаб с карточкой проекта "Чист ли белый снег?" , созданной автором урока. Также на уроке дети работают с лабораторным оборудованием, с фотоаппаратами и цифровым микроскопом Vernier .

Карточка проекта "Чист ли белый снег?" на сайте Глобальная школьная лаборатория

Ресурсы, оборудование, материалы

Сссылки на использованные интернет-ресурсы

Используемые педагогические методы, технологии, методы и приемы

Исследовательская работа в группах, самостоятельная работа по плану, дискуссия

Формируемые универсальные учебные действия

Оргмомент . Положительный настрой

Доброе утро, ребята. Вчера мы ходили на экскурсию и любовались природой зимой. Опишите свои впечатления. Я рада, что вам понравилось.

- Для работы сядем по группам.

Показывают готовность, занимают места.

Актуализация знаний

Назовите признаки зимы.

На экскурсии мы рассматривали снег.

Что такое снег? Из чего он состоит?

Какие же загадки таит в себе снег? На прошлом уроке мы открыли одну его тайну. Вспомните, какую?

Из маленьких снежинок, кристаллов

Снег при таянии превращается в воду.

Формулирование темы урока. Постановка цели урока

Опишите снег. Какой он? Назовите признаки снега.

Проблемный вопрос: чист ли белый снег?

Мнения разделились. Знаем ли ответ на этот вопрос?

Какую цель поставим на уроке?

Как мы можем найти ответ на вопрос? Что нам поможет?

Для ответа на этот вопрос мы проведем опыт. Вспомните, мы взяли пробы снега с разных мест в 3 стакана: у дороги, у школы, на поле.

У вас распределены роли в группе:

-фотограф, экспериментатор, техник, координатор, и стенограф.

Прежде, чем начать работать, давайте расскажем о правилах работы в группе.

Мягкий. Пушистый. Белый. Чистый.

Выявить, чист ли снег

Выяснить, чист ли снег

Провести опыт. Растаять снег и т.д.

Ребята вспоминают, что собрали снег, уточняют место.

Проговаривают правила работы в группе.

t1611335136aa.jpg

Познавательные (выдвижение гипотез)

Коммуникативные (умение договариваться о работе), регулятивные (умение определять цели и задачи деятельности)

Открытие нового знания (работа в группах с лабораторным оборудованием, с фотоаппаратом, цифровым микроскопом)

Учитель организует работу 3 групп:

1 группа: со снегом, взятым с дороги,

2 группа: со снегом, взятым у школы,

3 группа: со снегом, взятым с поля.

Что произошло со снегом?

Рассмотрите талую воду. Сфотографируйте фотоаппаратом.

Профильтруйте воду через фильтр.

Поместите фильтр на белый картон. Сделайте фото фильтра.

Поднесите фильтр к камере цифрового микроскопа. Сделаем вместе фото.

Посмотрите, что вы наблюдаете на фильтре: это могут быть разводы, песчинки, соломинки, волоски или что-то иное. Отметьте, что вы наблюдаете.

Сделайте вывод: чист ли белый снег?

Во время работы учитель консультирует и направляет работу групп.

Учащиеся выполняют действия по плану. Работая по плану, спикер следит за работой. Фото, выполненные с помощью цифрового, микроскопа помещаются в анкету проекта.

t1611335136ab.jpg

Коммуникативные (умение работать в группе), регулятивные ( способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, способность к контролю, самоконтролю и коррекции )

Познавательные (умение выполнять опыты и наблюдения, способность выполнять логические операции)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка

Увы! — и нет снеговика.

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа,

встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Разводят руками, пожимают плечами.

Первичное закрепление.Заполнение протокола исследований – анкет на платформе ГлобалЛаб

Учитель организует заполнение анкет: 1 группа заполняет 1 анкету.

Учитель помогает заполнить анкеты, выбрать изображения и сохранить анкеты.

Группа заполняет одну анкету.

Познавательные (работа с интернет-ресурсами: анкетой проекта ГлобалЛаб

Подведение итогов. Рефлексия

Вспомните цель, которую мы ставили на урок.

Удалось ли нам ее достигнуть? Какие затруднения возникали у группы? Как мы их преодолели?

Если вы справились со всеми заданиями, выполнили все пункты плана, то успешно справились с работой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Водаt.pptx

Я очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень исто.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Я очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень исто.

Я очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. Вода

Свойства воды: вкус запах цвет

Свойства воды: вкус запах цвет

техника безопасности. 1) Запрещается пробовать на вкус любые вещества. 2) С о.

техника безопасности. 1) Запрещается пробовать на вкус любые вещества. 2) С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. 3) Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. 4) Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

правила Старший научный сотрудник проводит опыт Помощник читает задание Экспе.

правила Старший научный сотрудник проводит опыт Помощник читает задание Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

План. Сделать вывод. Провести опыт. Определить свойства. Провести опыт. Опред.

План. Сделать вывод. Провести опыт. Определить свойства. Провести опыт. Определить свойства. Сделать вывод.

Вопросы Имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Имеет ли чистая вода запах и вк.

Вопросы Имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Имеет ли чистая вода запах и вкус? Имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Может ли вода изменять свои свойства? Как? Является ли вода растворителем?

Что нового вы узнали о воде? Что наиболее хорошо вам удалось? В чем были зат.

Что нового вы узнали о воде? Что наиболее хорошо вам удалось? В чем были затруднения? Что вам больше всего понравилось? Есть ли у вас замечания или предположения?

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

1.Возьмите ложку. Наберите в неё немного воды и вылейте воду в тарелку.

2.Наклоните тарелку вправо, влево. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

3.Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд. Что происходит с формой воды?

4.Сделайте вывод. Заполните таблицу.

1.Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).

2.Пронаблюдаем за полученной смесью.

3.Из кусочка марли сделать фильтр (прибор для очистки воды).

4.Пропустить через фильтр воду с песком

5.Сделаем вывод. Заполним таблицу.

1.Понюхайте воду в стакане. Чем пахнет вода? Сделайте вывод. Определение запаха воды.

2.Побробуйте воду. Какой вкус имеет вода? Сделайте вывод.

3. Заполните таблицу.

4.Расскажите о результатах опытов.

1. Сравните цвет воды с цветом полосок. Сделайте вывод: какого цвета вода?

2.Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

Посмотрим на свет. Сделайте вывод.

3.Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. Посмотрим на свет.

4. Заполните таблицу.

5.Расскажите о результатах опытов.

Выбранный для просмотра документ ОКР.МИР.docx

Технологическая карта урока

Тема: Вода. Свойства воды.

Предмет: Окружающий мир.

Студент: Козулина Д.Г.

Специальность: Преподавание в начальных классах

Методист:_______ Кузовлева Т.Р.

Учитель:________ Патюкова В.В.

Методист:___________ Кузовлева Т.Р.

Предметные:

- исследовать с помощью опытов свойства воды;

- называть основные свойства воды;

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – воду;

- выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Личностные:

- Проявлять интерес к изучаемой теме;

- Определять и выполнять общие для всех правила поведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы(Р1);

- осознание уровня и качества усвоенного(Р2).

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать(К1);

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника (К2);

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками(К3).

Познавательные УУД - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)(П1);

- извлечение необходимой информации из увиденного (П2);

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания (П3);

- выдвижение предположений и их обоснование (П4);

- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы(П5).

Основные понятия

вода, свойства воды

- дополнительные

таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (3 стакана с водой, 3 стакана с молоком, 3 ложки, 3 полосоки,3 тарелки, 3 колбы, сахар, песок, масло, марганец, 3 фильтра, 3 пустых стакана, 3 воронки)

Формы организации обучения

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов (содержании деятельности)

Планируемые результаты

I .Мотивация к учебной деятельности

Ищут ответы на эти вопросы

Наблюдают, проводят опыты

Проверяют свои догадки

Делятся на 3 группы. Распределяю роли в группе.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию.

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными.

Чем занимаются ученые?

В нашей лаборатории будут работать три научные группы.

В каждой группе есть:

-Старший научный сотрудник

Личностные:

- Проявлять интерес к изучаемой теме;

- Определять и выполнять общие для всех правила поведения.

Коммуникативные УУД: (К3)

Познавательные: (П3); (П4).

II .Формулирование темы урока, постановка цели

Учащиеся отгадывают загадку.

Внимательно слушают, перечисляют свойства воды.

Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать.

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

Можем ли мы с помощью этих знаний сформулироать тему и цель нашего урока?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме исследования. Главная цель урока–исследования – приобретение обучающимися умение проводить исследование в коллективно-распределённой деятельности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции обучающегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом данного урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знание) устанавливающий истину в результате процедуры исследования. Учащиеся на уроке учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы. Учитель в условиях реализации исследовательского метода обучения на уроке использует следующие приёмы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, постановка цели, доказательство и опровержение, обсуждение в коллективно-распределённой деятельности. Основными видами практических работ при использовании исследовательского метода обучения на уроке является – наблюдение, самостоятельная работа, сбор информационного материала из различных источников.

Сценарий урока - технологическая карта

ФИО педагога

Атласова Ольга Олеговна

учитель начальных классов

Направление конкурса

Место работы

Приобретение учащимися умения осуществлять исследование в коллективно-распределённой деятельности

Задачи урока

Образовательные:

- уточнить представление учащихся о насекомых; выявить существенные признаки насекомых; раскрыть отличительные признаки внешнего строения пауков от насекомых; организовать исследование учащихся по данной теме

- развивать способности к исследовательскому типу мышления

-развивать умение анализировать и на основе анализа делать выводы, доказательства; развивать внимание, мышление, речь

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; пробуждать познавательный интерес к предмету

- развивать навыки сотрудничества при работе в паре, в группе, активизировать личностную позицию учащегося в образовательном процессе; поддерживать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности; воспитывать толерантность

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться раскрывать особенности внешнего строения насекомых;

- принятие социальной роли обучающегося,

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- формирование положительной мотивации

- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- формирование навыков безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе; понимать значение здоровьесберегающих элементов урока.

Регулятивные:

- умения принимать и сохранять учебную задачу,

- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия, действовать согласно плану,

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

- умение проводить рефлексию и самооценку учебной деятельности по критериям

Познавательные:

- умение находить нужную информацию в различных источниках, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; умение использовать знаково-символические средства

- Коммуникативные:

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, работая в парах; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; умение строить понятные монологические высказывания

Активные методы обучения

организация эмоционально – психологического настроя на продуктивную работу в начале урока, демонстрация коллекции насекомых, постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация процесса исследования в коллективно-распределённой деятельности, организация процесса рефлексии и самооценки.

Оборудование для учителя

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, коллекция засушенных насекомых, карточки с понятиями: объект, гипотеза, цель, план, вывод исследования, письмо от насекомых, картина поля с ромашками

технология исследовательской деятельности, технология деятельностного метода обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества

Оборудование для ученика

Хрестоматия Окружающий мир О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова; карточки для проведения исследования №1 и №2, конверт с набором красных, жёлтых, синих бабочек для самооценки;

Межпредметные связи на уроке

Литературное чтение, русский язык, биология, экология

Формы обучения

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа

Предметные понятия и представления

Объект, гипотеза, цель, план, источники информации, вывод по результатам исследовательской работы, рефлексия и самооценка учебной деятельности по критериям, насекомые, класс Членистоногих, части тела насекомых (голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 крыла, 2 усика, ноги из члеников), класс Паукообразных (2 части тела: головогрудь, брюшко, 8 ног); правила бережного отношения к насекомым; коллективный учебный проект

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный

Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

Настроение у всех отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок пора!

Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

2. Этап мотивации к учебной деятельности и выбора объекта исследования

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к проведению исследования

-Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Наш класс превратится в мини-лабораторию, а мы все в учёных - исследователей. А чтобы узнать, кто у нас будет объектом исследования, я вас приглашаю взглянуть на луг? Слайд 3

-Назовите животных, которых вы видите? (Бабочка, кузнечик, божья коровка, шмель, жуки, стрекоза, пчела, муха, комар)

-Как называется эта группа животных? (Насекомые)

Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.

Личностные: формирование положительной мотивации

Познавательные: умение обобщать, классифицировать объекты

3. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели исследования

Подведение учащихся к постановке проблемы исследования, выдвижение гипотезы, постановке цели исследования

-Рассмотрите коллекцию насекомых. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете. Они живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. Правда, многие из них такие маленькие, что без микроскопа их и не разглядишь! А другие любят прятаться в щелях и трещинах, под камнями и корой деревьев. Вот почему нам кажется, что насекомых меньше, чем есть на самом деле. Ребята, как вы думаете, если все насекомые такие разные, то внешнее строение у них у всех тоже разное или одинаковое? (Внешнее строение у всех насекомых разное.) Слайд 5, карточка на доску Гипотеза – внешнее строение разное Приложение 1.

Рассматривают коллекцию насекомых, слушают речь учителя; выдвигают гипотезу и цель исследования

Познавательные: анализ имеющихся данных, соотношение их с собственным опытом и знаниями;

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания

4. Выбор источников информации и методов исследования

- Выбираем источники информации. Откуда мы сможем узнать особенности внешнего строения насекомых.

(Из учебника, хрестоматии, изучить самим внешнее строение насекомых) Слайд 6

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками выбирают необходимые источники информации

Регулятивные: планируют необходимые действия в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания

5. Этап актуализации знаний

Выбор конкретных объектов для исследования. Отгадывание загадок.

- Внешнее строение всех насекомых мы исследовать не сможем. Слайд 7. Выбираем конкретные объекты исследования. Возвращаемся на луг. Кто к нам прилети.

1.В ярком платье модница -
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.

(Бабочка)

2.Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза

Кто же это? (Стрекоза)

3.Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … (Пчела)

- Назовите объекты исследования. (Бабочка, стрекоза и пчелы)

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками отгадывают загадки

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач (отгадывания загадок) операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

6. Составление плана исследования.

Рассмотреть этапы исследования внешнего строения бабочки, пчелы, стрекозы по карточке №1. Повторить правила работы в паре.

-Исследование проводим в парах. Переверните карточку №1. Приложение 2. Каких насекомых видите? (Бабочку, стрекозу и пчелу)

Составляем план исследования. Слайд 8.

(1. Посчитать количество крыльев, усиков и ножек у бабочки, стрекозы и пчелы.

2. Результат занести в таблицу.

3. Сравнить и сделать вывод.)

Повторим правила работы в паре. Слайд 9.

(Работать должны оба. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.)

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками рассматривают карточку №1 и выясняют этапы исследования признаков внешнего строения бабочки, пчелы, стрекозы. Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

Регулятивные:

планируют необходимые действия в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников;

7. Проведение исследования.

Выявить существенные признаки насекомых

Учащиеся работают в паре, проводят исследование внешнего строения бабочки, стрекозы, пчелы. По итогам исследования заполняют таблицы.

Работают в паре. Подсчитывают количество крылышек, усиков и ножек у насекомых. По итогам исследования заполняют таблицу. Находят существенные признаки насекомых.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные:

осуществляют поиск и фиксацию необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют операции анализа, сравнения, обобщения

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; работают по плану

Коммуникативные

приходят к общему решению в совместной деятельности;

Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
За день, за два, за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!

Выполняют элементарные физические упражнения

Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока.

8. Вывод по результатам исследовательской работы

Проверка результатов исследовательской работы, самооценка результатов заполнения таблицы. Формулирование вывода

Рассмотрите ножки насекомых. Слайд 11. Что вы можете сказать об их строении? (Ножки насекомых состоят из многих частей)

- Эти части ножек называют членики. Это устаревшее слово. Членить в старину означало делить на отдельные части. Эти членики соединены между собой подвижно, то есть сочленены. Поэтому насекомых стали относить к типу Членистоногих.

- Какие части тела можно выделить у пчелы, бабочки и стрекозы? (Голова, грудь, брюшко) Слайд 12.

- Какой ещё один общий признак у насекомых? (3 части тела: голова, грудь, брюшко)

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками проверяют полученные результаты исследования, выясняют существенные признаки насекомых, проводят в паре самооценку результатов заполнения таблицы. Формулируют вывод по итогам исследования

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Познавательные

осуществляют поиск необходимой информации, осуществляют фиксацию выборочной информации; используют знаково-символические средства, осуществляют операции анализа, сравнения, обобщения

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

9. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала, его первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Возвращаемся на луг. Слайд 14 Кто приполз в гости к нашим насекомым? (Пауки)

-А пауки являются насекомыми? Чтобы найти ответ на этот вопрос поработаем в группах. Какие правила работы в группе нужно соблюдать? Слайд 15(В группе должен быть ответственный. Один говорит, другие слушают. В группе работает каждый! Своё несогласие высказывай вежливо.)

Учащиеся работают в группах.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации из разных источников, фиксацию выборочной информации; используют знаково-символические средства; осуществляют операции анализа, сравнения, обобщения

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; работают по плану

Коммуникативные:

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, овладевают диалогической формой речи

10. Этап включения в систему знаний и повторения.

Выяснить, какую пользу и вред приносят насекомые. Составить правила бережного отношения к насекомым

Над тобой порхает…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

(Не ловите бабочек и стрекоз)

-Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

(Не разоряйте муравейники)

знакомятся с основами экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации из разных источников операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания

11. Этап рефлексии и самооценки учебной деятельности на уроке.

- В заключение урока, послушайте стихотворение. Слайд 22.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

-Как вы поняли стихотворение? (Природу нужно беречь.)

- Нам осталось провести рефлексию урока. Слайд 23.

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке меня удивило…

Сегодня на уроке у меня получилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

- А сейчас проведём самооценку. Положите перед собой конверт. Если было интересно на уроке, информация, которую получили - понятна и полезна, могу её рассказать другим, в паре и в группе работать получилосьвозьмите красную бабочку. Если было интересно на уроке, но что-то осталось непонятным, работать в паре и в группе получилось – возьмите жёлтую бабочку. Если на уроке было не интересно, информация - непонятна, полезного ничего не узнал, в паре и в группе работать не получилось - синюю бабочку. Приложение 4. Поместите бабочек на поле с ромашками. Приложение 5. (Дети приклеивают бабочек) Какие красивые бабочки прилетели. Вижу, что вам было на уроке интересно, информация, которую получили - полезна. Спасибо всем за урок! Слайд 25.

Проводят рефлексию и самооценку учебной деятельности по критериям.

формирование положительной мотивации; сохраняют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Регулятивные: умение проводить рефлексию и самооценку учебной деятельности по критериям Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, ребята, нас зовут Владлена Дмитриевна и Ирина Витальевна. Сегодня внеурочное занятие проведем у вас мы.

- Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и полезным?

- А какое настроение у вас сейчас? Почему оно такое?

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Внимательно слушают учителя-

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся своими эмоциями.

Элементы социально-психологического тренинга

формировать широкую мотивационную основу деятельности

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Что такое исследование?

– Что такое проект?

- Какова цель исследовательского проекта?

- Верно, цель исследовательского проекта - доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу, для чего проводится эксперимент или серия опытов, проверяются различные версии.

- Отвечают на вопросы учителя

умение устанавливать причинно-следственные связи

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ)

- Скажите, каким должен быть настоящий исследователь?

- Что он должен уметь делать?

- Ответы на эти вопросы вам необходимо давать хором.

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

- Ребята, а что вы делали перед тем, как ответить?

Вывод. Прежде чем ответить на вопрос или выполнить задание, надо хорошо подумать, проанализировать, обобщить имеющуюся информацию.

- Скажите, а что помогает правильно мыслить?

- Как вы считаете, о чем сегодня мы поговорим на занятии?

- Верно, сегодня мы поговорим о правильном мышлении и логике.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

создание проблемных ситуаций

умение формулировать собственное мнение и позицию

3.2 ПОСТроение ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ)

- Как вы думаете, что такое “логика?”

- А для чего исследователям нужна логика?

- А что бы случилось, если бы исследователь, да и вообще все люди не умели бы рассуждать логически?

- А хотите устроить тренировку своей логике?

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3.3 Исследовательская деятельность

сбор и обработка информации
решение промежуточных задач

- Составьте рассказ, по его окончанию.

1. Наступил вечер, а Дима так и сидел один со своими игрушками.

2.Утром у Саши поднялась температура.

3. Мише было очень стыдно за полученную оценку.

4. Прозвенел звонок с урока, а Олеся продолжала стоять у доски.

- Прочитайте свои рассказы.

Составляют рассказ по его концовке.

Читают свои рассказы.

анализ конкретных ситуаций

умение осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, устанавливать аналогии

3.4 Включение в систему знаний.

Практическая работа

- В ходе выполнения задач по исследовательской работе у исследователя развиваются такие навыки, как оригинальность, гибкость мышления, легкость ассоциирования к проблемам и другие свойства. Все они необходимы для исследователя. Попробуем применить их в следующем задании.

- Рассказ на заданную тему.

Все слова записываются на доске, а затем стоящий у доски ученик составляет из этих слов короткий рассказ.

Задают тематику, составляют рассказ.

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение различать способ и результат действия

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения запланированной деятельности

3.6 оценка процесса и результатов работы

(представлеие готового продукта.Презентация проекта)

Итак, ребята, сейчас я раздам вам карточки, на них будут рисунки. Вам будет необходимо, опираясь на логику, дорисовать рисунок.

- Покажите итог, объясните свой выбор.

Выполняют задание, объясняют итог.

индивидуальная самостоятельная работа

умение формулировать собственное мнение и позицию

4. Рефлексия

Что нового вы узнали на занятии и что вам запомнилось больше всего?

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Читайте также: