Технологическая карта наблюдения по экологии в доу

Обновлено: 05.07.2024

2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

3. Тип занятия: ЗПЗ.

4. Тип экологического занятия: Обобщающий.

— наблюдения в природе: Листопад.

— Чтение художественной литературы: загадки о природных явлениях, связанных с осенью; сказок, стихов.

5. Материалы и оборудование

  • Раздаточный - нет.
  • Демонстрационный – песочница, листья разных деревьев из бумаги.

6. Цель занятия: Повторение и закрепление имеющихся знаний об осени и деревьях.

7. Задачи занятия.

  • Образовательная: уточнять знания детей об осенних изменениях в природе;

Продолжать учить находить листья определенного дерева.

  • Развивающая: развивать наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

8. Словарная работа: листопад.

9. Планируемый результат занятия: имеющиеся знания повторены и закреплены.

Содержимое публикации

Технологическая карта НАБЛЮДЕНИЯ

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая

Цель:ознакомление с природой и природными явлениями весной,расширение представлений дошкольников об изменениях в природе, символизирующих наступление весны (появление почек на березе, таяние снега, появление травы) (в процессе наблюдения)

Образовательные:расширять и обогащать знания и представления детей о весенних изменениях в природе;

учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность: весна - появление почек на березе, таяние снега, появление травы; повышение температуры воздуха – таяние снега).

Развивающие:- развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:воспитывать умение испытывать радость от прогулки, общения с природой; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный этап

(3 мин.)

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, активизация интереса к ней:

Ребята, сейчас мы с вами пойдём на прогулку. Но сначала послушайте стихотворение и постарайтесь определить, о каком времени года в нем говорится

На снегу прозрачные

Организует беседу

-Когда наступает весна?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- А что происходит весной в природе? Что говорится в стихотворении?

- Много радости весна дарит людям. Но бывают и неприятности. На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде. На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей. Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.

- Как надо одеваться весной?

Внимательно слушают педагога, отвечают на его вопросы.

В стихотворении говорится о весне

- март, апрель, май

- в лужах плещутся воробьи; появляются проталинки, трава

на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется травка

- по погоде, но еще тепло, надевать резиновые сапоги

Дети сосредоточены,
сконцентрированы,
подготовлены к
последующей
деятельности;
У них появился интерес к

наблюдению;
Они слушают и
руководствуются
указаниями воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя

Основной этап

Этап постановки проблемы

Этап восприятия материала

Этап практического решения проблемы

(10 мин.)

Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения,

Создать условия для восприятия объектов природы

Закрепить представления детей о характерных признаках весны, учить их находить эти признаки самостоятельно

Поддерживать интерес к содержанию наблюдения

Развивать наблюдательность, внимательность

воспитывать бережное и заботливое отношение к природе

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

- Ребята, вы в группе проговорили признаки наступления весны. А какие изменения с приходом весны произошли в природе на нашей площадке? Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?

- Что для этого нужно сделать?

Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада полюбуемся красотой весенней природы, и постараемся определить, какие изменения в ней произошли.

- Попробуем отыскать березу. Нам нужно найти признак наступившей весны. Внимательно посмотрите.

- Какая у нее кора, погладьте рукой?

Определение совместно с детьми, что с одной стороны ствол березы теплее. Находим проталину у ствола дерева. Делаем вывод: проталина появилась с южной стороны дерева)

-Посмотрите внимательно на веточки березы? Что вы на них заметили?

-Что находится внутри почек?

Верно. А о чем говорит нам появление почек на деревьях?

- Березка не только красивое, но и полезное дерево.

Сережки березы служат кормом для птиц. Ранней

весной собирают сок березы. Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Сделав на березе надрез и

собрав сок, люди уходят, не поблагодарив березку. А что же произойдет с деревом дальше?

-Что нужно сделать, чтобы сок не тек дальше?

Верно. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной.

- Ребята, а можно ломать ветки деревьев?

- Правильно! Молодцы. Природа нуждается в нашей защите. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать и топтать цветы, мусорить, Природу надо любить.

-Давайте пройдемся дальше. Но у нас на пути много луж. По лужам можно ходить?

-Почему, это же интересно?

А как нам пройти, чтобы не замочить ноги?

С высоким подниманием колен

Где мы еще можем найти

признаки весны? (Идем по участку, доходим до горки.)

-Ребята, что же с нашей горкой случилось?

-Почему она тает?

-Давайте поищем еще признаки наступления весны.

Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.

-Где трава появилась, а где еще нет?

-Почему, как вы думаете?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, задают и отвечают на вопросы.

- понаблюдать за ними и определить, какие изменения произошли

Составляют связные высказывания, делают выводы

- маленькие комочки - почки

листочки, маленькие, зеленые

-о том, что наступила весна

- Ему будет больно, оно может погибнуть

- закрыть чем-то надрез

Нет, природу надо беречь, охранять

Можно заболеть, набрать воды в сапоги.

идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом.)

- она начала таять

Потому что наступила весна, стало теплее на улице

Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла

Дети не утеряли интерес к

У них возникла потребность в

получении новых знаний

и представлений.

Дети закрепили и обогатили знания о признаках наступления весны

Заключительный этап.

(3 мин.)

Подвести итоги наблюдения;

Обобщить полученный ребенком опыт

Организует деятельность, направленную на подведение итогов, формулировку выводов, обобщение и систематизацию полученных знаний:

- Как вы считаете, ребята, наша природа пробудилась от зимнего сна? Давайте повторим признаки весны, которые мы сегодня увидели.

-Что нового вы сегодня узнали? Что наблюдали?

- Смогли ли мы ответить на вопрос, который ставили перед наблюдением?

Весной природа меняется каждый день: зацветают новые цветочки, прилетают птицы; на улице становится все теплее и теплее поэтому мы обязательно еще понаблюдаем за изменением природы в это прекрасное время года и определим, какие еще изменения произошли в природе.

Дети совместно с педагогом подводят итоги наблюдения, высказывают мнения по поводу полученной информации, выполненной работы, своего эмоционального состояния.

ребёнком знания и представления об изменениях, происходящих в природе весной

Цель: Установить существенные признаки снега.

1.1. Установить как идет снег.

1.2. Установить какой силы бывает снег.

1.3 Установить какой формы бывают снежинки.

2.1. Научить рассматривать снег из окна.

2.2 .Формировать положительное отношение детей к явлениям природы.

3.1. Научить воспринимать речь воспитателя.

3.2 Научить строить высказывание.

3.3 Научить рассказывать о результатах наблюдения.

4.1. Научить выполнять действия по плану.

4.2 Научить доводить дело до конца.

4.3 Научить оценивать свои действия.

Ресурсы наблюдения.

1. Сам объект. Кейс.

2. Раздаточный материал: картинки с изображением

3. Раздаточный материал: картинки с изображением

снежинок разной формы.

4. Журнал наблюдения за явлениями природы.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника Формирование УУД

(вьюга, метель, снегопад) Создание проблемного вопроса через картинки.

Предлагает посмотреть на снег из окна.

Показывает примеры снега (то, как он может идти на картинках). Рассматривают и высказывают предположения П. 1.1.

Итог: Объект нашего наблюдения снег. Ставит задачу перед детьми, какой бывает снег? Рассмотреть снег за окном и сравнить его с картинками. Воспринимают задачу. К. 3.1.

Задает вопросы. Что вы делаете, когда идет снег?

Расскажите о своих впечатлениях. Воспринимают речь.

Отвечает на вопросы. К. 3.1.

III. Исследовательский. Рассмотрите на картинке. Определите с какой силой идет снег, (с опорой на картинки.) Предлагает определить и сравнить, какой бывает снег, (какой формы снежинки, с опорой на картинки) без спец оборудования.

Предлагает послушать за окном.

Показывает тетрадь наблюдения, рассказывает о порядке действия. Рассматривают.

Определяют силу снега.

Выполняют действия по плану.

Фиксируют с помощью знаков.

Итог: Подводит итог по цели наблюдения.

Оценка. Формулируются вопросы.

Какой бывает снег? С какой силой идет снег? Какой формы бывают снежинки?

Оценивает детей. Отвечают на вопросы.

Оценивают ответы друг друга. К. 3.1.

Итог: Мы установили существенные признаки снега. Научились определять каким бывает снег.

Картинки с изображением кошки : как выглядит, кошка и различные виды корма, кошка и кошка, кошка и собака.

Приветствует детей. Демонстрирует изображение.

Организует беседу с целью установления признаков: как выглядит; как и чем питается; где живет; сколько ест; как часто; с кем дружит, а с кем нет.

Подводит итог о готовности детей к данной теме. Воспринимают речь воспитателя.

Отвечают на вопросы. (отвечают простыми фразами) П. 1.1

Итог Предлагает детям зрительный ряд с изображением животного.

Просит обратить внимание детей на признаки животного, его действия.

Рассмотреть взаимодействие объекта с другими объектами. Выделить признаки

или установить действия объекта.

Что вас удивило?

Какое действие было необычным?

Как здорово узнать о …

Предлагает рассмотреть картинки с изображением корма для кошки. Предлагает взять со стала картинки и приклеить нужную на магнитную доску. Воспринимают речь воспитателя.

Рассматривают картинки

Выполняют действия по плану

Рассказывают по картинки.

Выполняют действие по плану.

Выполняет действие по плану.

Организует игровые действие.

«Чем питается? С кем дружит?

Назвать признаки кошки

Называют признаки кошки

Оценка Оценивают детей Оценивают друг друга Р. 4.3

Итог: Мы установили существенные признаки кошки. Установили, как питается и с кем дружит.

Цель: Установить существенные признаки кошки, как домашнее животное.

1.1 Установить где живет кошка.

1.2 Установить как передвигается

1.3 Установить чем питается

1.4 Установить как кошка приспособлена к питанию в данной среде

1.5 Установить как защищается от врагов.

2.1 Формировать умение взаимодействовать с изучаемым объектом

2.2 Формировать умение рассматривать изучаемый объект

2.3 Формировать положительное отношение к объектом.

3.1 Научить воспринимать речь воспитателя

3.2 Научить строить высказывание

3.3 Научить рассказывать о результатах наблюдения.

4.1Научить выполнять действия по плану

4.2 Научить доводить дело до конца

4.3 Научить оценивать свои действия.

1. Сам объект 1. Картинки с изображением

2. Раздаточный материал: картинки корма для кошки.

с изображением объекта :

4. Копилка для кошки.

Картинки с изображением кошки : как выглядит, кошка и различные виды корма, кошка и кошка, кошка и собака.

Приветствует детей. Демонстрирует изображение.

Организует беседу с целью установления признаков: как выглядит; как и чем питается; где живет; сколько ест; как часто; с кем дружит, а с кем нет.

Подводит итог о готовности детей к данной теме. Воспринимают речь воспитателя.

Отвечают на вопросы. (отвечают простыми фразами) П. 1.1

Итог Предлагает детям зрительный ряд с изображением животного.

Просит обратить внимание детей на признаки животного, его действия.

Рассмотреть взаимодействие объекта с другими объектами. Выделить признаки

или установить действия объекта.

Что вас удивило?

Какое действие было необычным?

Как здорово узнать о …

Предлагает рассмотреть картинки с изображением корма для кошки. Предлагает взять со стала картинки и приклеить нужную на магнитную доску. Воспринимают речь воспитателя.

Рассматривают картинки

Выполняют действия по плану

Рассказывают по картинки.

Выполняют действие по плану.

Выполняет действие по плану.

Организует игровые действие.

«Чем питается? С кем дружит?

Назвать признаки кошки

Называют признаки кошки

Оценка Оценивают детей Оценивают друг друга Р. 4.3

Итог: Мы установили существенные признаки кошки. Установили, как питается и с кем дружит.

Цель: Сформировать умение переносить свой жизненный опыт в ситуацию решение проблемной задачи.

1.1. Формировать умение отвечать на вопросы.

1.2. Формировать умение формулировать вопросы для организации действия.

2. Регулятивные (практические умения)

2. 1Формировать умения проявлять творчество при выполнении действия.

3.1. Формировать умение самостоятельно выполнять действия с предметом.

3.2. Формировать умения делать умозаключения.

Оборудование для ребенка: Чашки разной формы и объема, чашка эталон.

Этапы: Деятельность ребенка.

1. Формулирование задачи. Ребенок ставит проблему

Может ли количество воды в чашке эталоне поместится в чашках разной формы.

2. Продумывание методики и прогнозирование результатов.

Выдвигается предположение по выполнению действия

Выдвигает гипотезу по выполнению своего действия

3. Выполнение работы.

4. Формулирование вывода.

Применяет способы переливания воды из стакана эталона в разные стаканы

Делает вывод о том, что количество воды из чашки эталона в разных чашках помещается по-разному.

.Разные по форме чашки могут содержать одинаковый объем воды.

Итог: Сегодня мы установили, что чашки разной формы вмещают неодинаковое количество воды.

Моделирование и конструирование в ДОО в процессе обучения детей в окружающем мире.

Цель: Создать условия для практической деятельности ребенка.

1. Научить организовывать самостоятельную деятельность.

2. Научить изменять структурные элементы модели.

3. Научить фиксировать результаты своей деятельности.

Для воспитателя: Для воспитанника:

1. Модельный ряд из природного материала. 1. Природный материал.

Ход работы:

(Как система действий)

2. Соснова шишка.

4. Еловые иголки.

5. Пластилин. 1. Деятельность воспитателя:

Демонстрирует зрительный ряд из природного материала.

Предлагает рассмотреть природный материал. Деятельность воспитанника:

2. Основной. 2. а). Ставит цель перед детьми. Из данных предметов создайте образ не существующего животного.

б). Рассмотрите внимательно природный материал. Отберите необходимые детали для создания образа несуществующего животного. Придумайте ему название.

в). Строят план действий.

г). Измените, детали у своего образа, чтобы модель изменила свой образ.

3. Итог Фиксирование результатов деятельности.

Зарисуйте получившийся образ виде рисунка. Фиксируют с помощью рисунка.

Итог: Сегодня мы учились создавать образ несуществующего животного, а с помощью изменения одной, двух деталей получим совершенно другой образ.

Наблюдение как форма экологического образования.

Цель: Установить существенные признаки дождя.

1.1. Установить, как капли дождя влияют на силу дождя.

1.2. Установить какой бывает дождь.

2.1. Научить рассматривать дождь из окна.

2.2. Научить фиксировать силу дождя.

3.1. Научить воспринимать речь воспитателя.

3.2. Научить обсуждать.

3.3. Научить рассказывать о результатах наблюдения.

4.1. Научить выполнять действия по плану.

4.2. Научить доводить дело до конца.

4.3. Научит оценивать свои действия.

Для воспитателя: Для воспитанника:

1. Сам объект. 1. Кейс.

2. Раздаточный материал (карточки с изображением дождя).

4. Журнал наблюдения за явлениями природы.

Этапы. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника Формирование УД

Карточки с изображением дождя.

Итог: Создание проблемного вопроса через картинки.

Предлагает посмотреть на дождь из окна.

Показывает примеры дождя на картинках (где будет самый сильный дождь).

Ставит задачу перед детьми.

(какой бывает дождь)

Рассматривают дождь за окном.

Рассматривают и высказывают предположения.

Воспринимают задачу. К. 3.1

2. Концентрация внимания.

Итог: Концентрирует внимание

Читает стихотворение о дожде.

Организует беседу по выявлению

отношения детей к объекту.

(Что вы обычно делаете)

(Расскажите о своих впечатлениях)

Создаем позитивное отношение к явлениям природы.

Отвечают на вопросы. К. 3.1

Рассматривают дождь на картинках.

(Определить, какой бывает дождь с опорой на картинки).

Предлагает послушать дождь за окном.

Предлагает определить, сравнить какой бывает дождь без специального оборудования.

Показывает тетрадь наблюдения, рассказывает о порядке действия.

Подводит итог по цели наблюдения.

Выполняют действия по плану

Фиксируют с помощью знаков.

Оценка: Формулирует вопросы.

(Какой бывает дождь)

Оценивает детей. Отвечают на вопросы

Оценивают друг друга. К. 3.1

Итог: Мы установили существенные признаки дождя. Научились определять силу дождя.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Оценить 407 0

Технологическая карта наблюдений

Возрастная группа: Подготовительная группа.

Цель: Расширение представлений детей о жизни морской черепахи через проблемную ситуацию, закрепление особенностей внешнего вида и места обитания морской черепахи через наблюдение за ней.

Образовательные:Сформировать представление о морской черепахе, об её особенностях. Закрепить полученные знания о морской черепахе с помощью конструирования из природного материала.

Развивающие:Развивать умение анализировать информацию, а также мелкую моторику рук.

Воспитательные:Воспитывать интерес к морским черепахам и желание беречь природу.

Этап и его задачи,

форма организации детей

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно– мотивационный

Задачи: Заинтересовать детей в предстоящей деятельности, вызвать интерес детей к жизни морской черепахи, желание наблюдать за ней. Развивать представления детей о жизни морских черепах.

Форма организации: групповая, дети сидят вокруг воспитателя, напротив экрана.

- Ребята, отгадайте загадку :

В море синем, и в песочке, ты меня отыщешь точно.

Дом таскаю на себе, и знакома я тебе.

Плавать я умею быстро, обожаю песок чистый.

В клетку на спине рубаха, а зовусь я …

- Правильно, это черепаха. Сегодня мы понаблюдаем за ней.

Отгадывают загадку, наблюдают за морской черепахой на экране, отвечают на вопросы.

Сформировать представление о черепахе, о её особенностях и внешнем виде. Закрепить полученные знания в конструировании из бумаги.

групповая, дети сидят вокруг воспитателя, напротив экрана, затем работают за своими столами.

После просмотра видео, задаю детям вопросы:

- Ребята, вам понравилось видео

- Какие части тела имеет черепаха?

-Давай те вместе со мной назовём все части тела.

-А чем питается черепаха

- Правильно, ребята. У морских черепах есть плавники, а также панцирь, состоящий из щитков, защищает их. Размер черепах удивляет, даже самые маленькие представители этих животных имеют массу до 50 кг и длину панциря 50–70 см.

- Давайте немного отдохнём, чтобы приступить к конструированию.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь.

Аппликация морской черепашки

Вместе с детьми создаем объемную черепашку, с помощью многократного склеивания половинок бумаги. Создаем картинку на картоне, где черепашка двигается к зеленому листу .

- Ребята, а как можно определить возраст черепахи?

А теперь давайте каждый посчитает кольца на панцире своей черепашки и определит ее возраст.

Внимательно следят за черепахой на видео, слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют конструирование из бумаги.

-Панцирь, голова, ноги

- дети считают и называют количество колец на панцире сделанной им черепашки

Заключительный

Закрепление полученных знаний и умений, анализ прошедшей деятельности.

Форма организации: групповая, дети сидят вокруг воспитателя.

Молодцы, ребята, Все были шустрыми черепашками

- Ребята, что вы узнали сегодня из наблюдения за черепахой?

-Вам понравилось делать аппликация черепашку?

- Давайте будем бережнее относиться к нашей природе, для того чтобы сохранить этих удивительных существ.

Читайте также: