Равные стартовые возможности доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе.

Екименко Светлана Юрьевна,

2017 г. – 1 человек;

2018 г. – 4 человека;

2019 г. – 6-7 человек.

Следовательно, требуется индивидуальный подход в обучении таких детей.

Новизна программы представлена следующими позициями:

1. Проектирование образовательной деятельности на основе педагогической диагностики готовности ребенка к школе (позволяет учитывать ситуацию развития каждого ребенка и направленно строить индивидуальные образовательные маршруты детей).

2. Поддержка вариативности в организации предшкольного образования на основе выстраивания работы по разным моделям (позволяет организовать подготовку детей с учетом имеющихся в школе условий и запросов субъектов образования).

3. Организация предшкольной подготовки как психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей старшего дошкольного возраста (для сохранения самоценности дошкольного возраста, развития субъектных качеств: самостоятельности, любознательности, активности, инициативности, коммуникабельности, умения управлять своим поведением).

I этап – подготовительный (сентябрь – март): организационно-административная работа, проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

II этап – основной (апрель – май): первичная диагностика поступающих в школу детей; системные развивающие занятия с дошкольниками; повышение психолого-педагогической культуры родителей: проведение родительских собраний информационно-просветительского содержания, индивидуальное консультирование;

III этап - контрольно-аналитический (конец мая): с оотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными данными; оформление отчетной документации; обобщение опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Одно учебное занятие длится 30 минут. Два занятия проходит в кабинете и одно на улице или в спортзале. Между занятиями – перерыв 15 минут. Наполняемость группы – не более 15 человек. В общей сложности дети находятся на предшколе 2 часа.

принцип целостного развития дошкольника;

принцип психологической комфортности ( предполагает психологическую защищенность ребенка);

принцип целостности содержания образования (п редставление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным);

принцип овладения культурой (о беспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с интересами и ожиданиями других людей);

принцип обучения деятельности ( организация деятельности, в процессе которой дети сами делают открытия, узнают новое путем решения доступных проблемных задач);

принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие ( следует опираться на жизненный опыт детей);

В рамках программы предшкольной подготовки реализуются следующие блоки:

Цель : создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию речи с детьми 6,5 - 7 лет:

1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

4. Обучение звуко - слоговому анализу слов.

5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Цель : Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6,5 - 7 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Цель : формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

2. познакомить с правилами школьной жизни;

3. развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

4. расширить представление дошкольников об окружающем мире;

5. помочь ориентироваться в пространстве и во времени;

6. проделать первые шаги к рефлексии.

К организации занятий с дошкольниками активно привлекаются учащиеся начальной и основной школы. В рамках совместной деятельности проводятся экскурсии в школьный музей, организуются познавательные игры и др.

индивидуальные консультации с родителями,

тематические родительские собрания;

участие родителей в образовательной деятельности: посещение занятий, выполнение индивидуальных рекомендаций педагога, психолога;

помощь в организации мероприятий;

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему выравнивания стартовых возможностей детей с разным уровнем подготовки к школе.

Основные виды мониторинга:

мониторинг образовательного процесса (определение степени освоения ребенком образовательной программы);

мониторинг детского развития (выявление влияния образовательного процесса на развитие интегративных качеств ребенка);

формирование предпосылок метапредметных умений ( выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД на основе системы специально разработанных заданий).

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальные карты развития ребенка, анализ которых позволяет оценить эффективность образовательного процесса; определить наиболее благоприятные условия дальнейшего развития и обучения каждого ребёнка; находить способы коррекции обнаруженных проблем. Наблюдение за развитием интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер дошкольников дает возможность планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей детей, грамотно выстраивать индивидуальные траектории развития каждого ребенка уже в 1 классе.

Ежегодное исследование первоклассников в начале учебного года показывает, что дети, прошедшие предшкольную подготовку, по сравнению с неорганизованными детьми, имеют более высокий уровень учебной мотивации и учебных возможностей, более низкий уровень тревожности.

Таким образом, реализация программы предшкольной подготовки соответствует целевым ориентирам , обеспечивает развитие индивидуальных способностей и качественную подготовку детей к обучению в школе, то есть выравнивание стартовых возможностей детей с разным уровнем готовности к школе из разных социальных групп населения.

(1 слайд) С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушена или отстаёт от нормы лексико-грамматическая, фонетическая стороны речи, связная речь. Также у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Такие дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В связи с этим становится актуальным вопрос, о том, как обеспечить дошкольникам с ОНР равные стартовые возможности при поступлении в школу.

(2 слайд) Целью работы логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе (обеспечение равных стартовых возможностей).

(3 слайд) Основные задачи:

– коррекция нарушений устной речи детей : формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей.

(4 слайд) В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

• своевременное выявление речевых нарушений у детей, посещающих наше дошкольное учреждение;

• систематичность коррекционно-педагогического воздействия;

• комплексность речевой коррекции во всех видах деятельности;

• учет индивидуальных особенностей;

• учет ведущей деятельности;

• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности детей;

• постоянная взаимосвязь учителя-логопеда с узкими специалистами, воспитателями и родителями детей.

(5 слайд) Основной формой организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ является НОД :

групповая (фронтальная);

Продолжительность групповой НОД:

в старшей группе - 20-25 минут;

в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

продолжительность индивидуальной НОД – 15 минут с каждым ребенком

(6 слайд) Непосредственно образовательная деятельность реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности:

- чтения художественной литературы.

Организация НОД в логопедической группе строится таким образом:

(7 слайд) Проведение всего комплекса коррекционно-развивающей работы требует обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в речевой группе.

Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Совместно с логопедом воспитатель планирует НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других видах НОД. Все это фиксируется в специальной тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя.

(8 слайд)Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической НОД, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.

(9 слайд)В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п

(10 слайд) Взаимосвязь осуществляется не только с воспитателями логопедических групп, но и со специалистами ДОУ, которые работают с детьми с речевыми нарушениями: муз. Руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

(11 слайд) В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (НОД, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т. д.)

Согласованность действий логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно обучаться и развиваться, готовит к обучению в школе.

(12 слайд) Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи являются здоровьесберегающие технологии. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и применяются всеми педагогами ДОУ. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

4. Развитие общей моторики.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Су – джок терапия

7. Массаж и самомассаж.

(13 слайд) В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

(14 слайд) Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. В работе используются разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, беседы, анкетирование ит. д.

(15 слайд)Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

Основными задачами в работе с родителями являются:

- устанавление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

(16 слайд)Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

(17 слайд) В целях профилактики речевых нарушений логопедами проводится диагностическая, консультационная работа в массовых группах.

В начале уч. года проводится обследование детей массовых групп с целью выявления детей с речевыми нарушениями. По итогам обследования воспитателям даются рекомендации по выполнению упр. Способствующих устранению речевого дефекта. Проводятся индивидуальные консультации для родителей. Групповые семинары- практикумы, консультации для воспитателей и других педагогов ДОУ.

(18 слайд)Построенный таким образом педагогический процесс даёт возможность выстроить систему совместных целенаправленных действий всех специалистов дошкольного учреждения с целью обеспечения дошкольникам с общим недоразвитием речи равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

В статье рассматриваются необходимость предшкольного образования с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования, гуманистический подход в образовании, новые направления в программе воспитания и обучения дошкольника.

ВложениеРазмер
vozmozhnosti_doshkolnogo_obrazovaniya_dlya_uspeshnogo_obucheniya_detey_v_shkole_i_polucheniya_ravnyh_startovyh_voziozhnostey.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности дошкольного образования для успешного обучения детей в школе и получения равных стартовых возможностей.

Каждому родителю хочется, что бы его ребенок был развит физически и умственно, успешен в самостоятельной жизни, имел крепкую семью и перспективную интересную, хорошо оплачиваемую работу. Ради благополучия своих детей мы готовы работать , сколько потребуется. Не секрет, что родители далеко не всегда четко представляют себе особенности детей дошкольного возраста, их потребности, не могут должным образом дать необходимые дошкольнику знания. Кто-то не умеет научить малыша казалось бы элементарным вещам, у кого-то не хватает терпения, у кого-то знаний или времени. Не у всех есть бабушки, могущие посидеть с ребенком, да не просто погулять-накормить, а еще и занять его ум полезным делом. В этом случае лучшим выходом является дошкольное образовательное учреждение.

Несколько лет назад сложилась такая ситуация, при которой образовательное учреждение ( садик или школа) могли выбирать программу по своему усмотрению. С одной стороны-вариативность, творческий подход к образованию, с другой-отсутствие системы, единства образовательных стандартов.

Часть детей вообще не посещает дошкольное учреждение. Не только потому, что так решили родители, но и из-за отсутствия мест в садах, из-за очередей .

Независимо от той подготовки, которую получил ребенок перед школой, независимо от того, посещал ли он дошкольное учреждение, все равно любой дошкольник идет в первый класс. Стандарты школьного обучения достаточно четки. Хорошо известно, что должен уметь ребенок, придя в первый класс. Дело даже не в умении читать или писать, в психологической готовности к школьному обучению, эмоциональной зрелости, развитости , сформированности базовых психических функций нервной системы.

В силах дошкольного учреждения выравнять возможности детей перед началом школьного обучения. Воспитатель, являясь высококвалифицированным специалистом, знает, как вести воспитательно-образовательную работу, как найти подход к каждому воспитаннику. Задачей педагога является в первую очередь формирование полноценной личности, развитие психических способностей ребенка ; четкое понимание особенностей каждого возрастного периода делает эту работу эффективной. Педагог воспитывает успешную личность, развивая и поощряя интересы и склонности ребенка. Ведь не зря говорят, что все дети талантливы, нужно только суметь раскрыть эти таланты. Успешность человеческой личности заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

Впервые понятие “предшкольное образование” прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Цель предшкольного образования - выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ.

Качество дошкольного образования определяется несколькими составляющими. В первую очередь, это конечно же педагогические кадры (помните-кадры решают все!) Личность педагога должна соответствовать этому высокому званию, Педагог -с большой буквы. Говорить о необходимость повышения квалификации педагогических кадров можно бесконечно. В настоящее время существуют условия для этого, у педагога появляется стимул для улучшения качества своей роботы, профессия воспитатель снова становится популярной.

Вторым важнейшим условием для успешного предшкольного обучения является наличие программы, позволяющей адекватно и в полном объёме решить поставленные перед педагогом задачи..

Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления. Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа "От рождения до школы", являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия - "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Программа нацелена на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

В Программе отражены единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 года).

:• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок,степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Таким образом обеспечиваются равные стартовые возможности детей перед началом школьного обучения, формируется гармоническая личность, имеющая все возможности для успешной жизни в социуме.

Формы получения

образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

Для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ создаются специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. К ним относятся: специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

1) Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут посещать обычные классы и учиться вместе со здоровыми детьми за одной партой. Независимо от того, в какой форме происходит обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения, а также для их пребывания и обучения в учреждении.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Обучающийся с ограниченными возможностями зд оровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. Право на особый подход со стороны обучающих педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. По окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;

6. Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т.е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития.

Читайте также: