Технологическая карта индивидуального логопедического занятия в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Разнообразие используемых методов работы (введение в сюжет знакомых и новых персонажей, речевые упражнения, пальчиковая игра, графические упражнения и применение новых педагогических технологий) значительно повышают эффективность коррекционно-образовательного процесса, что особенно важно при обучении детей с речевыми нарушениями.

Технологическая карта логопедического занятия.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма организации: парная, подгрупповая.

• здоровьесберегающие технологии (арт-терапевтические: сказкотерапия) ;
• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;
• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);

• Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.
• Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.
• Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
• Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.
• Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.

• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.
• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.
• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.
• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.
• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.
• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.
• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.

Методы: решение проблемной ситуации (как поднять настроение елочке);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха.
беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л, автоматизация звука в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

На экране появляются и медленно сменяются пейзажи зимнего леса.

Л: — Зимой природа особенно красива. Когда гуляешь по зимнему лесу, чувствуешь себя как в сказке. И кажется, что вот-вот из-за сугроба выглянет забавная мордочка зайки или волшебная белая птица пронесется над головой.

А вы хотите очутиться в зимней сказке?

(Детей приглашают к игровому столику, на котором расположен макет зимней полянки)

Логопед тихим голосом читает стихотворение:

- Тихо и спокойно на лесной полянке. Но елочке очень — очень скучно и одиноко.

Л: Что мы можем сделать, чтобы оживить полянку и поднять елке настроение?

(С помощью логопеда дети делают вывод о необходимости населить полянку животными и птицами и устроить праздник)

На полянку выставляется фигурка лося

Л: Кто это? Вы узнали его?

На экране появляется картинка с изображением лося.

Лось — крупное копытное животное с мощными ногам и огромными рогами. Чем больше возраст животного, тем больше у него рога.

Л: Какой первый звук в слове ЛОСЬ вы слышите?

Л:Чтобы оживить полянку вашим язычкам необходимо будет красиво произносить этот звук .

Что нам для этого нужно сделать?

- совместно с детьми определяет пути решения проблемы,

- создает условия для формулирования темы занятия детьми

- выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение;

-самостоятельно определяют тему занятия и планируют предстоящую деятельность;

3. Изолированное произнесение звука.

- Покажи, как правильно произнести этот звук.

- Погуди длительно Л-Л-Л

- Произнеси отрывисто Л,Л,Л.

Работа по автоматизации звука

Л: Вернемся в нашу зимнюю сказку.

«Старый лось зовет зверей

Л: Для того, чтобы эти обитатели очутились на полянке, вам нужно выполнить несколько заданий.

а) автоматизация в слогах

Л: Чтобы этот зверек прискакал, вам нужно повторить за мной слоги:

б) автоматизация в словах и предложениях

Логопед демонстрирует фигурку ласки

Л: Вы знаете, как называется этот зверек?

(На экране появляется большое изображение ласки)

Ласка – небольшой хищный зверек белого цвета.

Л: Нужно поместить ласку слева от елки. Ребенок берет фигурку и комментирует свои действия – Я ПОМЕСТИЛ ЛАСКУ СЛЕВА ОТ ЕЛКИ.

Л: Для того, чтобы эти лесные жители появились на полянке, вам нужно отгадать загадки:

«Кто зимой холодной

Л: Поставь волка перед елкой. Ребенок комментирует – Я ПОСТАВИЛ ВОЛКА ПЕРЕД ЕЛКОЙ

Л: А на чем волк приехал?

« Все время стучит

Но их не калечит

Л: А как дятел лечит деревья?

Л: Посади дятла под деревом. Ребенок комментирует – Я ПОСАДИЛ ДЯТЛА ПОД ДЕРЕВОМ.

Л: А этот обитатель леса желает поиграть с вами в пальчиковую игру

в)Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук

После гимнастики логопед демонстрирует фигурку глухаря

Л: Кто это? (если дети затрудняются ответить, логопед называет сам)

Р: Я ПОСАДИЛ ГЛУХАРЯ СПРАВА ОТ ЕЛКИ.

г)Работа по развитию графо-моторных навыков

Л: А этот маленький зверек очень хочет, чтобы вы нарисовали его портрет.

(детям выдаются конверты, в которых находятся задания разной сложности.

1)для ребенка с математическими предпочтениями :

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, которую нужно обвести строго по линии и соединить по цифрам (легкий вариант)

нарисовать контур белки по точкам, следуя цифровому шифру (сложный вариант)

2) для ребенка с художественными способностями:

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, который нужно обвести строго по линии (легкий вариант);

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией с отсутствующими элементами (сложный вариант)

Л: Кто у вас получился?

д) Работа по развитию грамматического строя речи.

Л: Белочка у нас очень капризная. Она предлагает вам поиграть с ней еще и назвать всех обитателей полянки так, будто их много.

Д: Лось – лоси – много лосей
Ласка – ласки – много ласок
Дятел – дятлы – много дятлов
Глухарь – глухари – много глухарей
Волк – волки – много волков
Белка – белки – много белок.
Л: Посади белку на пенек

Р: Я ПОСАДИЛ БЕЛКУ НА ПЕНЕК

д) Работа по формированию навыка звукового анализа

Определить, к какой схеме подходит название каждого животного или птицы:

  • Начало слова – ласка, лось
  • Середина слова – волк, белка, глухарь
  • Конец слова – дятел

е) Отработка четкого произношения звука в чистоговорках

Индивидуальное и хоровое проговаривание:

Л: Теперь остается нарядить елочку и у зверей начнется сказочный праздник.

(раздается новогодняя мелодия)

поощряет детей к высказываниям;

инициирует общее обсуждение;

вовлекает детей в практическую деятельность;

способствует работе детей в паре и индивидуально;

стимулирует взаимодействие детей в достижении результата;

создает ситуацию выбора для каждого ребенка;

наблюдает за детьми во время выполнения заданий;

в случае затруднений оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку;

осуществляет контроль за звукопроизношением;

работают индивидуально и в парах.

осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за звукопроизношением

делают выбор, опираясь на свои возможности.

  • Удалось нам подготовить праздник для обитателей леса?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным?

Обращение индивидуально:

Если вам все понравилось и вы довольны результатом — можете взять с собой маленький кусочек этой сказки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возрастная группа

Логопедическое заключение

Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Тип занятия

Закрепление, активизация полученных знаний

Тема занятия

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

- закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];

- учить произносить звук [Ш] в слогах;

- упражнять в определении наличия звука [Ш] в словах;

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- закрепить графический образ буквы Ш;

-развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Используемые технологии

- информационно- коммуникативные технологии;

- технология поэтапного формирования умственных действий;

-технология на основе системно- деятельностного подхода;

- здоровьесберегающие технологии;

Развивающая предметно- пространственная среда

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Создает эмоциональный настрой на занятие.

Для того, что бы стать настоящим цирковым артистом необходимо нанести грим.

Приветствует учителя-логопеда, настраивается на занятие.

Ребенок проводит самомассаж лица

И первым на арену выходит бегемот бегемот Шушик! Бегемот Шушик умеет широко раскрывать рот. Давай вместе с ним выполним упражнения для язычка.

Ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Следующий выступает укорить змей факир. У него есть дрессированная змея. Давай пошипим, как змея. Молодец! Именно звук [Ш ] и будет помогать тебе, быть настоящим артистом.

Факир предлагает тебе исполнить замечательный номер. Я буду произносить часть слова, а ты последний звук:

Каранда. Шала. Ланды.

А сейчас выступает попугай Кеша. Он любит передразнивать. Кеша предлагает тебе исполнить его любимый номер.

Я буду произносить слоги, а ты попробуй повторить, как это делает Кеша:

А это жонглер. Его рукам послушны сразу несколько шаров. Он предлагает поймать тебе научить жанглировать, я называю слово, если ты услышишь звук [Ш] , насыпай шарики в стаканчик.

А сейчас в нашем цирке антракт.

На арену клоун вышел,

Кто из вас о нем не слышал?

Он присел, потом привстал,

Мы захлопали в ладоши,

Значит клоун был хороший!

А сейчас на арену выходит самый веселый артист цирка. Ты узнал его? Правильно, это клоун.

Ему нужно помочь собрать шарики, но не все, а с буквой Ш. А шарики, на которых не буква Ш пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку и приведи ее к руке клоуна, а шарики где не буква Ш сотри, не забудь, когда стираешь шарики сказать ШШШШ.

Ребенок произносит долгий звук [Ш].

Ребенок добавляет звук [Ш ] к словам.

Ребенок повторяет за логопедом слоги в данной последовательности.

Ребенок слушает слово, услышав звук [Ш]- насыпает разноцветные орбизы в стаканчик.

Ребенок делает физкультминутку вместе с логопедом.

Ребенок берет в руки маркер и дорисовывает ниточки от шариков с буквой Ш к руке клоуна, шарики с другими буквами стирает салфеткой, имитируя звук сдувающегося шарика- ШШШШ.

А представление продолжается и на арену выходит фокусник.

Он очень любит превращения. И предлагает тебе превращать одни слова в другие. Я буду называть слова, а ты замени первый звук на звук [Ш]. Назови новое слово.

Ребенок меняет первый звук в услышанных словах на звук [Ш], получаются новые слова.

Шаль, шило, штык, шаг, шар, шубы, шик, шелк, шов.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

И в завершении представления выступают необыкновенные артисты. Это дрессированные мыши. Они очень ловко преодолевают препятствия, при этом не забывают шуршать.

Шу -шу-шу- шу-шу-шу- шум

Шо- шо-шо- шо-шо-шо- шепот

Ши- ши-ши- ши-ши-ши- шило

Ша- ша-ша- ша-ша-ша- шаг

Ши- ши-ши- ши-ши-ши- шина

Ша- ша-ша- ша-ша-ша- шайба

Шо- шо-шо- шо-шо-шо- мешок

Шу -шу-шу- шу-шу-шу- шуба

Ребенок подходит к столу, на котором расположены картинки мышей в определенном ритме. Ребенок хлопает в ладоши и называет заданную чистоговорку, повторяя за логопедом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Наше представление подошло к концу. С каким артистом тебе больше всего понравилось выступать?

В центр лабиринта логопед кладет изображение артиста, понравившегося ребенку.

Логопед: у тебя есть возможность подарить этому артисту букет цветом. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки.

Ребенок отвечает, с каким артистом ему больше всего понравилось выступать.

Ребенок водит пальцем по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки…


Какой звук помогал тебе сегодня выступать с настоящими артистами цирка? Какое выступление тебе понравилось больше всего?

Ребенок называет звук Ш. И называет понравившееся выступление.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 460 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2021 212
  • DOCX 21.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пахарева Дарья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта — это новый вид методической документации, в которой материал чётко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ. Понятие технологической карты напрямую связано с технологическим подходом в современном образовании.

Технологическая карта логопедического занятия.

Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы

Создать организационные и содержательные условия для развития речемысленных способностей.

Основное содержание и задачи темы:

Коррекционно-образовательные:

закрепление усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей;

проверка понимания и правильного использования сложных грамматических конструкций;

развитие умения ориентироваться в звуковом составе слова.

Коррекционно-развивающие:

совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический слух;

совершенствовать мелкую моторику;

активизировать у детей память и внимание;

развивать логическое мышление.

Коррекционное-воспитательные:

прививать позитивные социальные навыки;

воспитывать творческое отношение к учению.

Познавательные и регулятивные УД

Развивать умение слушать и понимать других. Использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Создать условия для воспитания положительного интереса к обучаемому предмету.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения.

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Этапы занятия:

I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности.

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Обеспечить мотивацию обучающихся к изучению темы.

Определить тему занятия.

В подполье, в каморке

Живёт она в норке.

Кто же это? (мышка)

Кто это? (лягушка)

Любит морковку. (заяц)

Ах, краса! А зовут её… (лиса)

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались

Напугал их….. (серый волк)

На спинке - щетинка. (кабан)

Косолапый и большой.

Спит в берлоге он зимой.

Любит он малину, мёд…

Ну-ка, кто же назовёт? (медведь)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Дети отвечают на вопросы.

Интерес к занятию.

Желание освоить учебный материал.

Правильно формулировать свои высказывания.

Беседовать по картине. Учиться правильно и красиво говорить, развивать речь.

II этап. Актуализация знаний по теме:

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Активизировать имеющиеся знаний обучающихся.

Как вы думаете, в какое время года происходит действие сказки?

По каким признакам Вы определили, что наступила зима?

Дети, в сказке, что бы пережить зиму мышка решила поселиться в теплой рукавичке, а в природе, как вы думаете, как приспособились мыши переживать зиму?

Как вы думаете лягушка могла бы в реальной жизни прыгать по снегу? (нет, а как лягушки зимуют?)

Зайчик то же решил пережить холодную зиму в теплой рукавичке, а как в природе?

Дети, в этой сказке Лиса поросилась в рукавичку по- доброму, по- хорошему, а какой характер чаще бывает у Лисы в сказках?

Волк в сказках бывает разный: как вы думаете в этой сказке, он добрый или злой?

Ребята, как переживают зиму кабаны?

Как называется жилище медведя?

Дети отвечают на вопросы.

Совершенствовать знания детей о времени года зима.

Углубить знания детей о внешнем виде животных, образе жизни.

Развивать логическое, наглядно-образное мышление, умение сравнивать и анализировать на примере сказочных и реальных животных.

Воспитывать любознательность и интерес к устному народному творчеству (сказкам, пословицам).

Воспитывать интерес и гуманное отношение к природе.

III этап. Физпауза.

Снятие локального и общего утомления

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так! Вот так!

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили.

Вот так! Вот так!

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так! Вот так!

Дружно лапы поднимали.

Дети выполняют логоритмические движения под музыкальное сопровождение.

Снятие психической и статистической нагрузок.

IV этап. Практическая деятельность

А. Учебно-познавательный блок

связной речи, усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей.

В какую пору года происходит действия в сказке?

Кто шёл по лесу?

Кто бежал за дедом?

Что обронил дед?

Кто 1-й поселился в рукавичке?

Кто последний пришёл к рукавичке?

Определите, где правильно расставлены герои в том порядке, как они селились в рукавичку?

Кто помог дедушке найти рукавичку?

Сколько зверей поместилось в рукавичке?

Какого героя не было в сказке?

Как звали лягушку в сказке?

Как звали волка в сказке?

Кому из героев жители рукавички ответили так: - Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

Какая пословица подходит к сказке?

Дети отвечают на вопросы.

Диалоги, монологи, логоритмические упражнения.

Б. Интеллектуальный-преобразовательный блок

Проверка понимания и правильного использования сложных грамматических конструкций.

Развитие умения ориентироваться в звуковом составе слова, мелкой моторики.

Откройте тетради. Какие животные изображены?

Назовите, кто находится в центре листа? В правом верхнем углу? В нижнем левом углу? Раскрасьте картинку.

Подберите слова на звук [в].

Заштрихуйте силуэт волка цветными карандашами.

Работают в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Лиса, медведь, заяц, волк, кабан, медведь.

Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [волк]

V этап. Итоговая и рефлексивная деятельность

соотносить результаты с поставленной целью;

оценивать результаты деятельности.

Самоанализ и самооценка обучающегося.

Оценка работы обучающихся педагогом.

Какое чувство вызвало у вас занятие?

Что вы вспомните о нём, когда придёте домой?

Кто из животных вам больше всего понравился?

Оцените своё активное участие, настроение на занятии своими рисунками.

Оценка деятельности обучающихся.

Отвечают на вопросы.

Дети выбирают цвет, соответствующий настроению и рисуют любую картинку или сюжет.

Технологическая карта логопедических занятий

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.

· Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;

· Продолжить развивать фонематические процессы (восприятие, анализ).

Создать условия для:

· развития артикуляционной и мелкой моторики;

· развития речевого дыхания;

· развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

· Воспитание эмоциональной отзывчивости;

· формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей

Универсальные учебные действия

· умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

· умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

· владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнёра по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналоги на предметном материале.

Наглядный материал : картинки, сухой бассейн (с песком, мелкой крупой),

Технические средства : магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.

Организационная структура логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1.Организационный момент, начало занятия:

1.Психологический настрой (0,5мин.).

Воспитание интереса к занятию.

Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.

Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Давай покажем нашему Лунтику, как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?

Включается в занятие.

Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.

2. Мотивационно-побудительный (1мин.).

Что для этого нужно?

Занять рабочее место, принять правильную позу.

- Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.

Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.

Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;

Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.

Внутренняя мотивация на деятельность.

3. Актуализация (5мин.).

Развитие артикуля-ционной моторики;

развитие речевого дыхания.

Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.

Решение проблемных ситуаций.

Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?

Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).

- Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

2. Основная часть занятия.

4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).

-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).

Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.

Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?

Со звука [Л], который мы учимся правильно произносить.

Произнеси звук [Л] многократно и отрывисто.

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

-Где находится язычок?

-Какой он узкий или широкий?

-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?

- губы улыбаются; - кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; - средняя часть спинки языка опускается; - бока языка опускаются; - воздушная струя проходит по бокам языка.

- Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).

Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.

Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.

Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.

5.Динамическая пауза (2мин.).

Развитие слухового внимания;

Развитие мелкой моторики руки;

Развитие фонематических представлений.

Упражнение. Рассказ педагога.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.

Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л]. Я тебе помогу: У Мишутки косолапы были все четыре … (лапы). В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи). Снег идёт, зима всё ближе, покупай коньки и … (лыжи). Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).

В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.

Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].

Выполняет упражнение вместе с логопедом.

Умение работать по инструкции взрослого;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.

6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).

Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха, восприятия.

Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.

Читайте также: