Качели бунин краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновение.

Перед нами рассказ И. А. Бунина "Качели", входящий в лучшую его книгу о любви - "Тёмные аллеи". Это произведение о встрече, быстром сближении, ослепительной вспышке чувств и неотвратимом расставании . В небольшой по объёму новелле всего три эпизода: сцена в гостиной, разговор на качелях и диалог героев в аллее. Из экспозиции мы узнаём о том, что действие происходит в летний вечер, в гостиной. У героев нет имён, просто - "он" и "она", а в первом эпизоде отсутствуют и подлежащие: "сидел в гостиной", "вошла в синем сарафане". Имена не нужны: важно только то, что испытывают влюблённые. Молодой человек кажется живым, весёлым, энергичным, озорным: "дико ударил по клавишам и не в лад закричал, запел. " Портрет героини создаётся с помощью немногих деталей: "синий сарафан", "длинные тёмные косы на спине", "коралловое ожерелье", "синие глаза", "загорелое лицо". Разговор молодых людей весел, непринуждён, ироничен, словно они боятся открыть друг другу чувства и скрывают их. О себе герой шутливо сообщает: "Зато я знаменитый живописец. И красив, как Леонид Андреев. На беду вашу я заехал к вам!"

Кульминацией являются те минуты, которые герои проводят вместе в саду на качелях. Качели - центральный образ рассказа. Отрываясь от земли, от всего повседневного, будничного и прозаичного, влюблённые взмывают в небеса, испытывая неизъяснимое блаженство. Этот миг полёта, парения над землёй и есть то короткое мгновение счастья, когда души влюблённых сливаются воедино. Это и есть те минуты, лучше которых уже не будет. Не случайно героиня боится упасть на землю: "Ой, мы сорвёмся!" На качелях страшно и весело. Он "делал страшные глаза", "она, раскрасневшись, смотрела пристально, бессмысленно, радостно". Одна из бунинских особенностей в передаче внутреннего состояния человека - соединение противоположных начал, которое передаётся с помощью оксюморона: "красота и ужас", "радостный страх". "тоска несказанного счастья". Для Бунина и его героев характерно предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

Своеобразие этой кульминационной сцены заключается в том, что большую её часть занимает диалог. Автор отодвигает себя на второй план, он словно находится "за кадром", предоставляя возможность послушать счастливые голоса влюблённых. В авторской речи и разговоре молодых людей соединяются в единое целое как неотъемлемая часть мира бытовое и бытийное, приземлённое и возвышенное: "пахучие битки с луком" и "росистый парк", визжание качелей и ветер, запах из кухни и запах росы.

Души героев переполнены восторженной любовью, которая распространяется и на окружающий мир. Они восхищаются первой звездой, молодым месяцем. Их речь становится поэтичной и возвышенной. Девушка замечает с радостью и тонкий серпик месяца. и его золотые рога, и "зелёное - зелёное небо" над озером. Чувство единения с миром и друг с другом - главное во внутреннем состоянии влюблённых в этой сцене. В словах барышни с синими глазами этот летний вечер приравнен к целой жизни: "Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет. " Герой цитирует Данте, и мгновение любви сливается с вечностью:"Данте говорил о Беатриче: "В её глазах - начало любви, а конец - в устах".

Сцена в аллее представляет собой развязку действия. Счастью героев ничто не мешает: дедушка, "севастопольский герой" с костылём, "только с виду грозен". Влюблённые чувствуют, что короткий миг счастья прошёл, и "лучше уже не будет".

Мы прочли один из 38 рассказов Бунина о любви, ощутили и радость короткого земного бытия, и элегическую грусть по утраченному мгновению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Писатель повествует только об одном летнем вечере, вместившем в себя счастливую юность героев, их восторг и их единение. Что же произошло в этот вечер? Он и она на качелях то взлетают вверх, то несутся вниз. Это словно биение сердец, будто воспарение к небесам и падение в пропасть.

Композиция проста, первая часть – встреча в гостиной, вторая – они на качелях, третья – они в аллее парка. Интересно, что события произведения напоминают движение качелей: вниз-вверх-вниз. Разговор в гостиной только проба чувств, полёт молодых людей на качелях – это высшая точка их единения, диалог в аллее – сожаление о том, что волшебные мгновения счастья никогда не повторятся с той же силой.

Композиционно важны первое и последнее предложения рассказа. Читаем первое предложение: «В летний вечер сидел в гостиной, бренча на фортепьяно, услыхал на балконе её шаги, дико ударил по клавишам и не в лад закричал , запел:

Не завидую богам,

Не завидую царям,

Как увижу очи томны,

Стройный стан и косы тёмны!

Микропересказ : 40 историй о любви: нежной, страстной, жестокой, неразделённой, запретной, взаимной, обречённой, фатальной. И неважно, кто она — девушка или зрелая женщина: к каждой приходит своя особая любовь.

Часть 1

Тёмные аллеи 🍂


Старик-военный случайно встретил бывшую крепостную, которую когда-то соблазнил и бросил. Дальнейшая его жизнь сложилась несчастливо, и он понял, что любовь этой женщины — лучшее, что с ним было.

Кавказ 🚂

Жена изменяла мужу. Тот подозревал её, но отпустил на Кавказ одну. Пока жена, встретившись с любовником, наслаждалась жизнью, муж искал её, не нашёл, отчаялся и застрелился из двух револьверов.

Баллада

Рассказчик услышал от странницы легенду о князе, который решил соблазнить невестку. Сын с молодой женой вовремя сбежали, а князь, пустившись в погоню за ними, был наказан: его убил огромный волк.

Стёпа

Попав под грозу, купец остановился на постоялом дворе, застал пятнадца­тилетнюю дочь хозяина одну и соблазнил её. Затем купец пообещал плачущей девушке жениться на ней и укатил к любовнице на Кавказ.

Взбалмошная студентка по своей инициативе стала любовницей помещика, поселилась у него, вела хозяйство, как жена. Через некоторое время без всякой причины она ушла от помещика к его нищему соседу.

Поздний час

Немолодой рассказчик ночью приехал в родной город, чтобы вспомнить молодость и свою любимую, умершую молодой. Он навестил родную гимназию, улицу, где жила любимая, и её могилу на старом кладбище.

Часть 2

В молодости господин был влюблён в красивую девушку. Её полусума­сшедшая мать пригрозила покончить с собой, если дочь выйдет замуж. Девушка осталась с матерью, а господин помнил её всю жизнь.

Красавица

Неказистый чиновник овдовел и женился на красавице, вознена­видевшей его семилетнего сына. Безвольный отец тоже перестал замечать мальчика, и тот, никому не нужный, замкнулся, жил тихо и обособленно.

Дурочка

Семинарист прижил от кухарки-дурочки уродливого сына. Он стыдился мальчика и заставил родителей выгнать кухарку с сыном из дома. Они побирались по деревням. Когда урод улыбался, он был очень мил.

Антигона

Студент приехал в гости к престарелым богатым родственникам. Их красивая сиделка ему очень понравилась. Они переспали, и родственники узнали об этом. Сиделке пришлось спешно уехать, студент страдал.

Смарагд

Девушка смотрела в ночное небо и сказала, что оно страшного и дивного цвета, какой бывает только в раю. Парень неудачно пошутил, девушка обиделась и убежала. Он её не понял и только пожал плечами.

Гость

Пришедший гость, не застав господ дома, запугал новую кухарку и овладел ею. Она долго рыдала, но ночью стала надеяться на следующую близость с гостем. Оказалось, гость приходил проститься, он уехал.

Волки

Влюблённые ехали по просёлочной дороге. Вдруг лошади испугались волков и понеслись. Девушка попыталась их остановить, упала и рассекла щёку. В уголке губ у неё остался шрам — память о первой любви.

Визитные карточки

Недавно прославившийся писатель познакомился на пароходе с милой бедной замужней женщиной. Он хотел её, она хотела несоответ­ствующих ей дерзких поступков. Они переспали. Он запомнил её на всю жизнь.

Зойка и Валерия

Студент влюбился в девушку, они переспали. Вскоре девушка полюбила другого, но тот не ответил взаимностью. Девушка с горя отдалась студенту, потом брезгливо оттолкнула его. Студент бросился под поезд.

Парень, ведущий распутный образ жизни, приехал в гости к родственнице и соблазнил молоденькую служанку. Они полюбили друг друга и встречались, пока не началась страшная Февральская революция.

В Париже

Немолодой мужчина, переживший любовную драму, познакомился с ещё молодой, умной, красивой официанткой. Они стали близки и счастливо прожили полгода вместе. Внезапно он умер. Она ужасно страдала.

Галя Ганская

Художник вспоминал, как будучи молодым щёголем покорил совсем юную девушку, они влюбились, несколько раз переспали. Через две недели из-за глупой ссоры она отравилась, а художник чуть не застрелился.

Генрих

Поэт крутил романы со многими женщинами, но влюбился в журналистку и уехал с ней в Европу. Она отлучилась по делам, он ждал её, злился и ревновал. Она не вернулась: её застрелил бывший любовник.

Натали


Студент влюбился в двух девушек. Та, которую он любил по-настоящему, застала его с соперницей и вышла замуж за другого. Когда она овдовела, они стали любовниками, и она умерла во время родов.

Часть 3

В одной знакомой улице

Весенней парижской ночью рассказчик вспоминал свою московскую молодость, влюблённость в студентку, их ночные встречи. Потом она вернулась домой, он обещал приехать, и с тех пор больше её не видел.

Речной трактир

Однажды доктор увидел красивую девушку. Снова встретив её вечером в трактире под руку с пьяницей и развратником, он заставил её уйти. Девушку он больше не видел, и потом жалел, что вмешался и спас её.

Красивая хозяйка дорогой дачи переспала с другом мужа, когда тот остался на ночь в городе. Потом она предложила любовнику отдохнуть вместе на водах, он согласился, но интерес к ней у него уже пропал.

Начало

Рассказчик вспоминал, как зимой, будучи 12-тилетним гимназистом, ехал в поезде домой, увидел красивую даму, спящую на диване напротив, её соблазни­тельные формы, и впервые почувствовал вожделение.

Офицер влюбился в молодую жену старосты. Девушка призналась во взаимности и предложила скоротать вечерок. Их застал её муж, выпроводил офицера и задушил жену. За это старосту отправили в Сибирь.

Барышня Клара

Богатый грузин в ресторане снял проститутку. Поехали к ней, выпили, грузин разгорячился, хотел взять её, но та стала сопротивляться. В драке он её случайно убил и хотел сбежать, но его арестовали.

Молоденькая проститутка предложила рассказчику разделить компанию, тот согласился. Потом он её накормил, оставил ночевать, пожалел и приказал спать только с ним, обещал помочь устроить горничной.

Второй кофейник

Художник писал картину со своей сожительницы, натурщицы. В перерыве, готовя кофе, натурщица вслух вспоминала, как осиротела, попала в Москву, лишилась невинности, позировала известным художникам.

Железная Шерсть

На родине странника самая похотливая нечисть — медведь и леший. Когда странник женился, его молодая жена оказалась не невинна. Он был груб с ней, она повесилась, когда её нашли, рядом сидел медведь.

Холодная осень

Мужественная женщина пережила гибель любимого жениха в начале Первой мировой войны, голод, одиночество, смерть близких и долгие мучительные скитания, надеясь встретиться с любимым на том свете.

Весенним вечером мужчина поехал к любовнице и узнал, что та решила вернуться к бывшему. Он не хотел её терять и в ходе ссоры выстрелил в неё. В декабре его везли на пароходе среди других арестантов.

Ворон

Рассказчик влюбился в молоденькую и бедную няню своей сестры. Его отец, богатый чиновник, тоже имел виды на девушку, поэтому выгнал сына из дому. Вскоре рассказчик узнал, что отец женился на девушке.

Камарг

В поезде ехала привлека­тельная француженка цыгано-испанских кровей, ела фисташки. Соседи по вагону то и дело смотрели на неё, пока та не вышла, а потом грустно вздохнули, измученные её красотой.

Сто рупий

Отдыхая на берегу океана, рассказчик каждый день наблюдал за привлека­тельной полураздетой девушкой-азиаткой. Как-то утром в гостинице к нему подошёл её слуга и сказал, сколько стоят услуги красавицы.

Месть

В пансионе мужчина заинтере­совался одинокой женщиной с мрачным взглядом. Он проследил за ней и познакомился. Она рассказала ему о несчастной личной жизни. Они решили встречаться и уехать домой вместе.

Качели

Живописец влюбился в девушку, хотел тайно обвенчаться с ней, а потом только рассказать её грозному деду. Но она не согласилась, сказала, что лучше оставить всё, как есть, что лучше уже не будет.

Чистый понедельник


Мужчина влюбился в красивую женщину, долго ухаживал за ней и дарил дорогие подарки. Наконец она отдалась ему, затем бросила его и ушла в монастырь. Он страдал. Через два года он узнал её в монахине.

Часовня

В летний жаркий день дети из усадьбы заглядывали в узкое разбитое окно часовни, смотрели на железные ящики с похороненными внутри и удивлялись, что на улице так хорошо, а из часовни веет холодом.

Весной в Иудее

Мужчина вспомнил молодость и то, как стал калекой. Влюбившись в племянницу шейха, он предложил ей деньги за любовь, та согласилась. Шейх как-то узнал об этом, хотел убить его, но только ранил в ногу.

Ночлег

На постоялый двор приехал мужчина, переночевать и подковать лошадь. Ему понравилась племянница хозяйки, и он предложил денег за любовь. Девочку от насилия спасла её собака: вырвала мужчине горло.

Пересказали Ю. Песковая и З. Бумблис. За основу пересказа взято издание цикла из собрания сочинений Бунина в 6 томах (М.: Художественная литература, 1988). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

С.Л.Каганович

Основную тему произведения можно определить сразу же после прочтения, это тема любви /…/

Особенно интересно Бунин описывает тонкий эротизм любви. Такой элемент в произведении как развевающийся подол заставляет играть наши гормоны в полную силу.

В этом рассказе Бунин изображает короткий эпизод - летний вечер и ночь из жизни двух молодых людей, которые, недавно встретившись, полюбили друг друга, но их любовь и счастье, как и в других рассказах Бунина, недолговечны: им мешают обстоятельства, герои не могут пожениться. Но этот "летний вечер" навсегда останется в памяти двух людей как самый счастливый момент в жиз­ни, и конечно, кульминация этого вечера - катание на качелях "в росистом парке". Качели - это символ мимолетности счастья, которое на корот­кий миг полностью захватывает человека.

Если рассказ условно разделить на три части, то чувствуется контраст между первыми двумя частями и последней. Если первая - это предчувствие героями счастья и любви, молодой человек уверен, что девушка обязательно ответит на его любовь, вторая - полна радостного возбуждения и упоения любовью и счастьем, - то в третьей слышны грустные нотки, ощущение того, что лучшее в их любви уже было, а дальнейшее развитие отношений невозможно. Конец рассказа заставляет читателей задуматься о мимолетности счастья как героев произведения, так и всех людей на земле, о трагичности любви в этом страшном мире приличий и пошлых условностей.

Рассказ И.Бунина "Качели" входит в его знаменитый цикл "Темные аллеи". Чем знаменит этот цикл? Что отличает его? Все очень просто: там все - о любви…

Любовь… Как много уже о ней написано, кажется порой, что ничего нового об этом чувстве уж и оказать нельзя. Но "Темные аллеи" опровергают это мнение, "Натали","Руся","Чистый понедельник" - вое эти рассказы о разном. Потому, наверное, что любовь никогда не бывает одинаковой.

Рассказ Бунина "Качели" - еще один лик любви - не какой-то неземной люб­ви, а совершенно реальной. Недаром в рассказе не только не называются име­на героев, но и ни разу не употребляются местоимения "я","он","мы". Это то чувство, которое может прийти к любому человеку.

А может, и не любовь это вовсе? Да, скорее всего, так и есть. Это не лю­бовь, а влюбленность, легкая, как дуновение ветерка. Ничем не скованная, свободная, как качели. Название рассказа не случайно, Паришь на качелях, кажется, что можно прикоснуться к небу. И чувства героев Бунина – веселое, беззаботное время молодости, рядом любимый человек - искренни, но мимолетны. Потому что остановятся качели, и все пройдет.

Очень значительны по содержанию реплики героев рассказа. "Первая звезда", "молодой месяц", "верно, опять мои любимые битки в сметане…" - вce смешано, все вертится вокруг, как когда качаешься на качелях.

Вся наша жизнь - это качели. Взлеты и падения, небо над головой и земля под ногами, И пусть все это когда-то закончится, но "лучше уж не будет".

Я ни в коей мере не призываю отказаться от эмоционального, личностного восприятия художественного произведения – без такого восприятия не может состояться главное - диалог с текстом. Но этот диалог будет тем более глубоким и интересным для современного читателя, чем лучше он поймет художественную специфику произведения, эстетические законы движения авторской мысли.


Место и время действия

События рассказа происходят во второй половине XIX века в России, на почтовой станции где-то в Тульской губернии.

Главные герои

  • Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.
  • Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.
  • Клим – кучер Николая Алексеевича.

Краткое содержание

И что в итоге?

Николай Алексеевич — поцеловав руку Надежде, уезжает с постоялого двора в размышлениях, как бы могла сложиться его жизнь, если бы они остались вместе.

Надежда — остаётся на постоялом дворе, смотрит вслед Николаю Алексеевичу.

Заключение

Читайте также: