Технологическая карта дикорастущие и культурные растения 2 класс школа россии

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

изучение нового материала

Технология построения урока

Дикорастущие и культурные растения

Воспитательная задача урока

содействие воспитанию у младших школьников бережного отношения ко всему живому, что их окружает;

формирование у обучающихся экологической культуры в ходе выполнения упражнений и творческой работы;

воспитание умения работать в коллективе;

совершенствовать навыки общения;

Основные термины, понятия

дикорастущие, культурные растения.

Планируемый результат

Предметные УДД:

определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Личностные УУД:

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные УУД:

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Коммуникативные УУД:

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Организация пространства

фронтальная работа, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

учебные: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1); А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Технология изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I . Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.

II . Актуализация знаний

1. Викторина

1.Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

2.Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

3.Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?

4.Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок.

Дружат лист и мотылек.

Дружат реки и леса.

Дружат в хоре голоса.

Пр одолжи те ото стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты.

2.Проверка домашнего задания

-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Стремление к успешности в учебной деятельности;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

уважать и прислушиваться к мнению каждого;

не выкрикивать и не мешать;

уметь высказать и объяснить свое мнение.

III. Самоопределение к деятельности

-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник — растение Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

-Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)

-Проверьте свои предположения.

Прочитайте задачи урока в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Работа с учебником.

Умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя;

умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор;

IV. Работа по теме урока

1.Беседа, работа по учебнику

-Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

-Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)

-А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

-Есть растения, которые растут независимо от человека.

-Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д. )

-А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

-Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника.

-Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.

-Ответьте на вопросы на с. 69.

2.Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

Беседа, ответы на вопросы учителя, работа по учебнику, самостоятельная работа тетради.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;

дополнение имеющихся знаний, выделение главного;

выражение положительного отношение к процессу познания;

V. Физкультминутка

Повторяют движения с доски

Уметь отвлечься от трудовой деятельности к отдыху и обратно.

VI . Продолжение работы по теме урока

-Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)

-А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре. )

Из словаря С.И. Ожегова: легенда — это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.

-Давайте познакомимся с некоторыми и этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.

Ч то вас уд и в и л о ?

-Почему эти растения так назвали?

-Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.

Ответы на вопросы, словарная работа со словарем Ожегова, работа с учебником и дополнительной литературой по группам, высказывают свое мнение, творческое задание

Используют различные способы поиска и сбора информации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное.

Принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения;

Тех.карта по окружающему миру 2 класс.Дикорастущие и культурные растения

Цель: узнать о дикорастущих и культурных растениях и научиться различать их.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

· ЛУУД1. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

· ЛУУД2. Формировать потребность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

· ЛУУД3. Формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость на основе общения с людьми.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

· РУУД1. Развивать умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

· РУУД2. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работы на уроке;

· ПУУД1. Формировать умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

· КУУД1. Формировать включение в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

· КУУД2. Развивать умение формулировать ответы на вопросы.

Предметных результатов обучения:

· Приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

· Классифицировать культурные растения по определённым признакам;

· Учиться находить новую информацию о растениях;

Оснащение урока:

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Долгожданный дан звонок,

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок

Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.

Формирование готовности восприятия учебного материала

Создание ситуации успеха

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

А давайте вспомним , что мы изучали на прошлом уроке.

Назовите пищевую цепочку из 3-ох составляющих?

Какой вред лесу может нанести человек?

Молодцы! Но, а для полного закрепления остаточных знаний предлагаю выполнить письменный тест.

Теперь поменяйтесь тестом с соседом по парте и давайте выполним проверку вместе.

Похлопайте те, у кого оценка 5.

Улыбнитесь те, у кого оценка 4.

Потопайте те, у кого оценка 3.

-Отвечают на вопрос.

-Учащиеся выполняют тест.

-Оценивают выполненный тест соседа.

-Смотрят свою оценку и выполняют просьбу учителя.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания

3.3. Первичное закрепление

3.4. Самостоятельная работа

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Ребята, сейчас я загадаю вам загадки , а вы попробуйте отгадать.

Лик пахучий, а хвост колючий?

Растет он не на суше
И голова из плюша?

Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня?

Молодцы! Вы отгадали все загадки.

А как можно объединить ответы и назвать одним словом ?

Вспомните, какие растения растут в природе сами по себе , а какие выращивают люди ?

Ну , что ребята догадались , что мы будем изучать сегодня на уроке?

Да! Тема нашего урока: Дикорастущие и культурные растения.

Какую цель вы поставите перед собой?

Сегодня мы будем изучать дикорастущие и культурные растения.

В природе повсюду можно увидеть растения, которые человек не сажал. Это дикорастущие растения. В саду, в поле, в огороде, на клумбе, у себя дома люди выращивают культурные растения.

А кто из вас знает названия дикорастущих растений ?

Приведите примеры культурных растений нашего края?

Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

Откройте страницу учебника 68.Давайте рассмотрим картинки и прочитаем задания.

Умницы! Все справились с заданием!

Посмотрите на слайд. На уроке Серёжа начал составлять вот такую схему. Нужно определить по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

Устали? Давайте вместе отдохнём и выполним зарядку вместе с Крошем.

На столах у вас лежат карточки схемы. Самостоятельно заполните по 1-2 примера в каждой строчке и покажите свою готовность. При выполнения задания обдумайте своё решение.

Давайте проверим ваши ответы и посмотрим на слайд. Дополните свои карточки названиями растений.

Теперь поделимся на 2 группы. Открываем страницу 70 для любознательных и читаем легенды о растениях.

Первой группе достаётся легенда о Гладиолусе. А второй группе достаётся легенда о Астре.

Выберете одного человека из группы, кто расскажет о прочитанном.

Давайте ответим на вопросы, которые вы не знали в начале нашего урока. Можно воспользоваться учебником.

Какие растения называют культурными, а какие дикорастущими?

Для чего люди выращивают культурные растения?

Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

-Сами по себе растут дикорастущие растения. А растения ,которые выращивают люди называются культурные.

-Формулируют тему урока.

-Ставят цель урока.

-Слушают учителя, интерпретируют смысл текста.

-Отвечают на вопрос учителя.

-Приводят примеры из личных знаний.

-Отвечают на вопрос учителя, обдумав ответ.

-Открывают учебник и выполняют задания учителя.

-Смотрят на слайд. Обдумывают задания.

-Высказывают свою точку зрения.

-Выполняют работу , подписывают карточки.

-Проверяют ответы и дописывают растения в свои карточки.

-Делятся на две группы.

-Выбирают ответственного за группу.

-Рассказывают о прочитанной легенде.

-Готовятся отвечать на вопросы.

-Растения, которые выращивают люди.

Растения. которые растут сами по себе.

-Люди в пищу употребляют овощи и фрукты.

-Отвечают как при помощи схемы можно разделить культурные растения на группы.

Создание ситуации успеха

Работа с учебником

Создание ситуации успеха

Работа с карточками

Работа в группе

Работа с учебником

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Какой теме был посвящен наш урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам нужно будет сделать дома ?

Посмотрите у вас на партах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке , подняв смайлик вверх.

-Отвечают на вопросы.

-Придумать сказочную историю р дикорастущем растении , которое тебе нравиться.

-Оценивают свою работу.

Цель урока: : узнать о дикорастущих и культурных растениях и научиться различать их.

Направленные на достижение личностных результатов:

ЛУУД1. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; Задача решалась на этапе мотивации к учебной деятельности, организации познавательной деятельности и повторение и включение в систему знаний. При помощи методов : Рассказа , демонстрации, беседы

ЛУУД2. Формировать потребность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; ; Задача решалась на этапе актуализации опорных знаний, Организация познавательной деятельности ( целеполагание, открытие нового знания, самостоятельная работа. При помощи методов : беседа. Повторение, опрос.

ЛУУД3. Формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость на основе общения с людьми. ; Задача решалась на этапе мотивации к учебной деятельности, организации познавательной деятельности. При помощи методов: Формирование готовности восприятия учебного материала.

Создание ситуации успеха.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

РУУД1. Развивать умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; Задача решалась на этапе организации познавательной деятельности( открытие нового знания, повторение и включение в систему знаний) При помощи методов : беседа, рассказ, работа с книгой.

РУУД2. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работы на уроке; Задача решалась на этапе актуализация опорных знаний и рефлексия учебной деятельности. При помощи методов: взаимопроверка, самопроверка, тестирование.

ПУУД1. Формировать умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; Задача решалась на этапе организации познавательной деятельности( открытие нового знания, первичное закрепление). При помощи методов: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

КУУД1. Формировать включение в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; Задача решалась на этапе мотивации к учебной деятельности, организации познавательной деятельности и рефлексия учебной деятельности. При помощи методов: беседа, повторение, обобщение, работа в паре.

КУУД2. Развивать умение формулировать ответы на вопросы. Задача решалась на этапе организации познавательной деятельности( открытие нового знания, самостоятельная работа, повторение и включение в систему знаний). При помощи методов: опрос, беседа, обобщение, повторение, работа с книгой, работа в паре.

Предметных результатов обучения:

· Приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

· Классифицировать культурные растения по определённым признакам;

· Учиться находить новую информацию о растениях;

Предметные результаты реализовались на всех этапах данного урока.

Дети были включены в деятельность на всех этапах урока с помощью методов: беседа, повторение, рассказ, работа с книгой, работа в парах, демонстрация.

Мой урок был интересен потому что , шла активная работа всего класса , опираясь на опорные знания, учащиеся уже могли сформулировать ответ и правильно высказаться; за урок прошло тестирование по остаточным знаниям с прошлого урока, работа с раздаточным материалам: схемы; работа в группах и самостоятельно не давало унывать учащимся, музыкальная физминутка в сопровождении Кроша из смешариков. Работа с учебником и самостоятельное изучение материала с проверкой по эталону. Мне удалось добиться успеха и сделать урок интересным.

Я считаю, что поставленная цель была достигнута. Критерием оценки являются: умение определять дикорастущие и культурные растения, различать изученные растения и работать со схемами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели педагогической деятельности. Формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях

Окружающий мир. Тема. Дикорастущие и культурные растения

Цели педагогической
деятельности

Формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты

Предметные : научатся: определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания и упражнения

I. Организационный
момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают и обсуждают тему урока

II. Актуализация знаний

Беседа по теме урока

Организует беседу по вопросам:

– Какие растения вы знаете?

– На какие группы вы разделите эти растения?

– Что вы можете определить
по группе этих растений? (дикорастущие растут сами по себе, а культурные растения выращивает человек.)

– Какие вы знаете культурные растения?

Отвечают на вопросы

III. Изучение

нового материала

Демонстрирует и комментирует слайды презентации

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы

Работа по материалам учебника (с. 68–69)

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

Предлагает учащимся назвать культурные растения, которые растут у них в саду, на даче, во дворе, затем назвать дикорастущие растения

Отвечают на вопросы.

Физкультминутка (Приложение)

Выполняют в соответствии с текстом стихотворения

Практическая работа по материалам учебника
(с. 70–71)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнить задания 1, 4 в рабочей тетради
(с. 48–50)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные
ресурсы

• Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Читайте также: