Технологическая карта дикорастущие и культурные растения 2 класс школа россии
Обновлено: 30.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
изучение нового материала
Технология построения урока
Дикорастущие и культурные растения
Воспитательная задача урока
содействие воспитанию у младших школьников бережного отношения ко всему живому, что их окружает;
формирование у обучающихся экологической культуры в ходе выполнения упражнений и творческой работы;
воспитание умения работать в коллективе;
совершенствовать навыки общения;
Основные термины, понятия
дикорастущие, культурные растения.
Планируемый результат
Предметные УДД:
определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные УУД:
формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД:
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Коммуникативные УУД:
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Организация пространства
фронтальная работа, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
учебные: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1); А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Технология изучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I . Организационный момент.
Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.
Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.
II . Актуализация знаний
1. Викторина
1.Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?
2.Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?
3.Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?
4.Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат в хоре голоса.
Пр одолжи те ото стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты.
2.Проверка домашнего задания
-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
Стремление к успешности в учебной деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
уважать и прислушиваться к мнению каждого;
не выкрикивать и не мешать;
уметь высказать и объяснить свое мнение.
III. Самоопределение к деятельности
-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)
-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник — растение Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)
-Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)
-Проверьте свои предположения.
Прочитайте задачи урока в учебнике.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.
Работа с учебником.
Умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя;
умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор;
IV. Работа по теме урока
1.Беседа, работа по учебнику
-Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
-Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)
-А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
-Есть растения, которые растут независимо от человека.
-Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д. )
-А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
-Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника.
-Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.
-Ответьте на вопросы на с. 69.
2.Выполнение задания в рабочей тетради
(Самостоятельное выполнение.)
Беседа, ответы на вопросы учителя, работа по учебнику, самостоятельная работа тетради.
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;
дополнение имеющихся знаний, выделение главного;
выражение положительного отношение к процессу познания;
V. Физкультминутка
Повторяют движения с доски
Уметь отвлечься от трудовой деятельности к отдыху и обратно.
VI . Продолжение работы по теме урока
-Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)
-А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре. )
Из словаря С.И. Ожегова: легенда — это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.
-Давайте познакомимся с некоторыми и этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.
Ч то вас уд и в и л о ?
-Почему эти растения так назвали?
-Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.
Ответы на вопросы, словарная работа со словарем Ожегова, работа с учебником и дополнительной литературой по группам, высказывают свое мнение, творческое задание
Используют различные способы поиска и сбора информации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное.
Принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения;
Цель: узнать о дикорастущих и культурных растениях и научиться различать их.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
· ЛУУД1. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
· ЛУУД2. Формировать потребность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
· ЛУУД3. Формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость на основе общения с людьми.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· РУУД1. Развивать умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· РУУД2. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работы на уроке;
· ПУУД1. Формировать умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
· КУУД1. Формировать включение в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
· КУУД2. Развивать умение формулировать ответы на вопросы.
Предметных результатов обучения:
· Приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
· Классифицировать культурные растения по определённым признакам;
· Учиться находить новую информацию о растениях;
Оснащение урока:
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Методы
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Долгожданный дан звонок,
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок
Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.
Формирование готовности восприятия учебного материала
Создание ситуации успеха
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
А давайте вспомним , что мы изучали на прошлом уроке.
Назовите пищевую цепочку из 3-ох составляющих?
Какой вред лесу может нанести человек?
Молодцы! Но, а для полного закрепления остаточных знаний предлагаю выполнить письменный тест.
Теперь поменяйтесь тестом с соседом по парте и давайте выполним проверку вместе.
Похлопайте те, у кого оценка 5.
Улыбнитесь те, у кого оценка 4.
Потопайте те, у кого оценка 3.
-Отвечают на вопрос.
-Учащиеся выполняют тест.
-Оценивают выполненный тест соседа.
-Смотрят свою оценку и выполняют просьбу учителя.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания
3.3. Первичное закрепление
3.4. Самостоятельная работа
3.5. Повторение и включение в систему знаний
Ребята, сейчас я загадаю вам загадки , а вы попробуйте отгадать.
Лик пахучий, а хвост колючий?
Растет он не на суше
И голова из плюша?
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня?
Молодцы! Вы отгадали все загадки.
А как можно объединить ответы и назвать одним словом ?
Вспомните, какие растения растут в природе сами по себе , а какие выращивают люди ?
Ну , что ребята догадались , что мы будем изучать сегодня на уроке?
Да! Тема нашего урока: Дикорастущие и культурные растения.
Какую цель вы поставите перед собой?
Сегодня мы будем изучать дикорастущие и культурные растения.
В природе повсюду можно увидеть растения, которые человек не сажал. Это дикорастущие растения. В саду, в поле, в огороде, на клумбе, у себя дома люди выращивают культурные растения.
А кто из вас знает названия дикорастущих растений ?
Приведите примеры культурных растений нашего края?
Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?
Откройте страницу учебника 68.Давайте рассмотрим картинки и прочитаем задания.
Умницы! Все справились с заданием!
Посмотрите на слайд. На уроке Серёжа начал составлять вот такую схему. Нужно определить по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.
Устали? Давайте вместе отдохнём и выполним зарядку вместе с Крошем.
На столах у вас лежат карточки схемы. Самостоятельно заполните по 1-2 примера в каждой строчке и покажите свою готовность. При выполнения задания обдумайте своё решение.
Давайте проверим ваши ответы и посмотрим на слайд. Дополните свои карточки названиями растений.
Теперь поделимся на 2 группы. Открываем страницу 70 для любознательных и читаем легенды о растениях.
Первой группе достаётся легенда о Гладиолусе. А второй группе достаётся легенда о Астре.
Выберете одного человека из группы, кто расскажет о прочитанном.
Давайте ответим на вопросы, которые вы не знали в начале нашего урока. Можно воспользоваться учебником.
Какие растения называют культурными, а какие дикорастущими?
Для чего люди выращивают культурные растения?
Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?
-Сами по себе растут дикорастущие растения. А растения ,которые выращивают люди называются культурные.
-Формулируют тему урока.
-Ставят цель урока.
-Слушают учителя, интерпретируют смысл текста.
-Отвечают на вопрос учителя.
-Приводят примеры из личных знаний.
-Отвечают на вопрос учителя, обдумав ответ.
-Открывают учебник и выполняют задания учителя.
-Смотрят на слайд. Обдумывают задания.
-Высказывают свою точку зрения.
-Выполняют работу , подписывают карточки.
-Проверяют ответы и дописывают растения в свои карточки.
-Делятся на две группы.
-Выбирают ответственного за группу.
-Рассказывают о прочитанной легенде.
-Готовятся отвечать на вопросы.
-Растения, которые выращивают люди.
Растения. которые растут сами по себе.
-Люди в пищу употребляют овощи и фрукты.
-Отвечают как при помощи схемы можно разделить культурные растения на группы.
Создание ситуации успеха
Работа с учебником
Создание ситуации успеха
Работа с карточками
Работа в группе
Работа с учебником
4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Какой теме был посвящен наш урок?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам нужно будет сделать дома ?
Посмотрите у вас на партах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке , подняв смайлик вверх.
-Отвечают на вопросы.
-Придумать сказочную историю р дикорастущем растении , которое тебе нравиться.
-Оценивают свою работу.
Цель урока: : узнать о дикорастущих и культурных растениях и научиться различать их.
Направленные на достижение личностных результатов:
ЛУУД1. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; Задача решалась на этапе мотивации к учебной деятельности, организации познавательной деятельности и повторение и включение в систему знаний. При помощи методов : Рассказа , демонстрации, беседы
ЛУУД2. Формировать потребность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; ; Задача решалась на этапе актуализации опорных знаний, Организация познавательной деятельности ( целеполагание, открытие нового знания, самостоятельная работа. При помощи методов : беседа. Повторение, опрос.
ЛУУД3. Формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость на основе общения с людьми. ; Задача решалась на этапе мотивации к учебной деятельности, организации познавательной деятельности. При помощи методов: Формирование готовности восприятия учебного материала.
Создание ситуации успеха.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
РУУД1. Развивать умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; Задача решалась на этапе организации познавательной деятельности( открытие нового знания, повторение и включение в систему знаний) При помощи методов : беседа, рассказ, работа с книгой.
РУУД2. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работы на уроке; Задача решалась на этапе актуализация опорных знаний и рефлексия учебной деятельности. При помощи методов: взаимопроверка, самопроверка, тестирование.
ПУУД1. Формировать умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; Задача решалась на этапе организации познавательной деятельности( открытие нового знания, первичное закрепление). При помощи методов: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.
КУУД1. Формировать включение в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; Задача решалась на этапе мотивации к учебной деятельности, организации познавательной деятельности и рефлексия учебной деятельности. При помощи методов: беседа, повторение, обобщение, работа в паре.
КУУД2. Развивать умение формулировать ответы на вопросы. Задача решалась на этапе организации познавательной деятельности( открытие нового знания, самостоятельная работа, повторение и включение в систему знаний). При помощи методов: опрос, беседа, обобщение, повторение, работа с книгой, работа в паре.
Предметных результатов обучения:
· Приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
· Классифицировать культурные растения по определённым признакам;
· Учиться находить новую информацию о растениях;
Предметные результаты реализовались на всех этапах данного урока.
Дети были включены в деятельность на всех этапах урока с помощью методов: беседа, повторение, рассказ, работа с книгой, работа в парах, демонстрация.
Мой урок был интересен потому что , шла активная работа всего класса , опираясь на опорные знания, учащиеся уже могли сформулировать ответ и правильно высказаться; за урок прошло тестирование по остаточным знаниям с прошлого урока, работа с раздаточным материалам: схемы; работа в группах и самостоятельно не давало унывать учащимся, музыкальная физминутка в сопровождении Кроша из смешариков. Работа с учебником и самостоятельное изучение материала с проверкой по эталону. Мне удалось добиться успеха и сделать урок интересным.
Я считаю, что поставленная цель была достигнута. Критерием оценки являются: умение определять дикорастущие и культурные растения, различать изученные растения и работать со схемами.
Цели педагогической деятельности. Формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях
Окружающий мир. Тема. Дикорастущие и культурные растения
Цели педагогической
деятельности
Формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты
Предметные : научатся: определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания и упражнения
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой
Слушают и обсуждают тему урока
II. Актуализация знаний
Беседа по теме урока
Организует беседу по вопросам:
– Какие растения вы знаете?
– На какие группы вы разделите эти растения?
– Что вы можете определить
по группе этих растений? (дикорастущие растут сами по себе, а культурные растения выращивает человек.)
– Какие вы знаете культурные растения?
Отвечают на вопросы
III. Изучение
нового материала
Демонстрирует и комментирует слайды презентации
Просматривают презентацию, отвечают на вопросы
Работа по материалам учебника (с. 68–69)
Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.
Предлагает учащимся назвать культурные растения, которые растут у них в саду, на даче, во дворе, затем назвать дикорастущие растения
Отвечают на вопросы.
Физкультминутка (Приложение)
Выполняют в соответствии с текстом стихотворения
Практическая работа по материалам учебника
(с. 70–71)
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
Выполнить задания 1, 4 в рабочей тетради
(с. 48–50)
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные
ресурсы
• Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Читайте также: