Техника фроттаж в детском саду материалы способ получения изображения

Обновлено: 02.07.2024

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному,
радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него
чувство удовольствия, заинтересованность.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание
уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая
сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта,
эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны
действительности, повышает и познавательную активность.
. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе
детского сада должно занимать и занимает художественно-эстетическое развитие.
К основным видам инновационных технологий в художественно-эстетическом
развитии относят:
нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:
• рисование пальчиками
• рисование ладошками
• рисование ватными палочками
• оттиск печатками из овощей
• рисование песком
• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа
приемом натирающих движений не заточенного карандаша.) и мн.др.
Сегодня мы подробнее остановимся на технике ФРОТТАЖ.

Думаю, в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку, положив ее под лист бумаги и
проявляя изображение карандашом. Давайте попробуем применить эту технику для рисования
листьев растений. Это задание по силам самым маленьким художникам, а о том, как получить
хороший результат, и будет наш мастер-класс.

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик.
Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не
пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки
материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам
понадобятся.

И, КОНЕЧНО ЖЕ, НАМ ПОНАДОБЯТСЯ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ. СОБЕРИТЕ НА ПРОГУЛКЕ НЕСКОЛЬКО
ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ ИЛИ КУСТАРНИКОВ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ЛИСТЬЯ ЦВЕТОВ. ХОРОШО, ЕСЛИ У
ЛИСТЬЕВ БУДУТ КРУПНЫЕ ЖИЛКИ. ЕСЛИ ОТ МОМЕНТА СБОРА ЛИСТЬЕВ ДО, СОБСТВЕННО, РИСОВАНИЯ
ДОЛЖНО ПРОЙТИ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ, ПОЛОЖИТЕ ЛИСТЬЯ В ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ
ЗАВЯЛИ. КСТАТИ, КОГДА БУДЕТЕ СОБИРАТЬ ЛИСТЬЯ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА НА НАЗВАНИЕ
РАСТЕНИЙ. (НУ А ТО, ЧТО МЕСТОМ ДЛЯ СБОРА РАСТИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НЕ СТАНЕТ БЛИЖАЙШАЯ
ГОРОДСКАЯ КЛУМБА, ДУМАЮ, И ТАК ПОНЯТНО?) МЫ У СЕБЯ НА ДАЧЕ НАШЛИ ВОТ ЧТО: ШИПОВНИК,
ДЕВИЧИЙ ВИНОГРАД, СМОРОДИНУ, ЛИПУ, СКУМПИЮ И БУКВИЦУ.

ВЫБИРАЕМ НЕСКОЛЬКО ЛИСТЬЕВ, КОТОРЫЕ БУДЕМ РИСОВАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. ВОЗМОЖНО, ДЛЯ
ПЕРВЫХ ОПЫТОВ СТОИТ ВЫБРАТЬ ЛИСТЬЯ ПРОСТОЙ ФОРМЫ.

ТЕПЕРЬ ПЕРЕВЕРНЕМ ЛИСТ БУМАГИ, МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ НА ЕГО ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ. НО ПЕРЕД ТЕМ,
КАК НАЧАТЬ РИСОВАТЬ, ПОДЛОЖИМ ПОД НАШ РАБОЧИЙ ЛИСТ НЕСКОЛЬКО ДРУГИХ ЛИСТОВ БУМАГИ,
ИНАЧЕ МЫ ПОЛУЧИМ НЕ ТОЛЬКО СНИМКИ ЛИСТЬЕВ, НО И ОТПЕЧАТОК РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ. ВСЕ
ГОТОВО? ТОГДА ПРИСТУПИМ! МЫ ВЗЯЛИ ЖЕЛТЫЙ МЕЛОК, ПОЛОЖИЛИ ЕГО НА ЛИСТ БУМАГИ ПЛОСКО, А
ЗАТЕМ СТАЛИ ДВИГАТЬ В ЭТОМ ПОЛОЖЕНИИ, ПРИЖИМАЯ К БУМАГЕ. У НАС ПОЛУЧИЛИСЬ СВЕТЛЫЕ
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ.

ПОВТОРИМ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ С МЕЛКАМИ ДРУГОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИСТЬЕВ
ПРОСТУПИЛИ ЧЕТЧЕ, И РИСУНОК СТАЛ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ. НО ЧТОБЫ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ УДАЧНО,
СЛЕДИТЕ ЗА ПОСТАНОВКОЙ РУК РЕБЕНКА: НА ЭТОМ ЗАНЯТИИ МЫ РАБОТАЕМ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
МЕЛКА, ПОЭТОМУ НЕ НУЖНО БРАТЬ ЕГО В РУКУ ТАК, КАК ДЕЛАЕМ ЭТО ОБЫЧНО ДЛЯ ПИСЬМА.

ЕСЛИ РИСУНОК ГОТОВ, ОТКЛЕЙТЕ С ЕГО ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТЬЯ РАСТЕНИЙ. МОЖНО ПОМЕСТИТЬ
ГОТОВУЮ РАБОТУ В РАМКУ. ОТМЕЧАЕМ КАРАНДАШОМ КОНТУР БУДУЩЕЙ КАРТИНКИ, ЗАТЕМ ВЫРЕЗАЕМ.

КСТАТИ, РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ МОГУТ ПРИГОДИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРТИН. ТАКИМ
СПОСОБОМ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНТЕРЕСНУЮ ДИЗАЙНЕРСКУЮ БУМАГУ, КОТОРАЯ ПОТОМ БУДЕТ НУЖНА
И ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТОК, И ДЛЯ УКРАШЕНИЯ АЛЬБОМОВ, И ДЛЯ ФОНОВ АППЛИКАЦИИ ИЗ
ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.

НАДЕЮСЬ, ВАШИМ ДЕТЯМ ПОНРАВИТСЯ РИСОВАТЬ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ. ПОПРОБУЙТЕ
ПОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, ЧТО БУДЕТ, НАПРИМЕР, ЕСЛИ РИСОВАТЬ НЕ НА БЕЛОЙ, А НА ЦВЕТНОЙ
БУМАГЕ? ИЛИ БУДЕТ ЛИ РИСУНОК ДРУГИМ, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАСТЕЛЬ ВМЕСТО ВОСКОВОГО МЕЛКА?
УВЕРЕНА, ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ ПРИНЕСУТ ВАШЕМУ МАЛЫШУ РАДОСТЬ.

Важно…
• для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка)
• огромным преимуществом фроттажа является объём, а результаты применения этой техники поражают воображение
• цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга
• и помните, что рисунок, состоящий из переведённого узора, не является вашим творением
• можно переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы

Важно… • для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка) • огромным преимуществом фроттажа является объём, а результаты применения этой техники поражают воображение • цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга • и помните, что рисунок, состоящий из переведённого узора, не является вашим творением • можно переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы (фото 2)

Прикрепите к столу, скотчем, гладкий лист бумаги нужного формата и на нем закрепите лист картона.

Прикрепите к столу, скотчем, гладкий лист бумаги нужного формата и на нем закрепите лист картона. (фото 3)

Разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем.

Разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем. (фото 4)

Накройте элементы листом неплотной бумаги, закрепив его.

Накройте элементы листом неплотной бумаги, закрепив его. (фото 5)

Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом.

Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом. (фото 6)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 7)

Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой. (фото 8)

Закрашиваем оставшуюся бумагу и фломастерами дорисовываем.

Закрашиваем оставшуюся бумагу и фломастерами дорисовываем. (фото 9)

А если, разыграется фантазия, может получиться ещё и вот так!

А если, разыграется фантазия, может получиться ещё и вот так! (фото 10)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 11)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 12)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 13)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 14)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 15)

У данной методики есть хороший психологический фактор. Она дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата.

Как получить такую красоту?! Поделитесь секретом, пожалуйста.

И где мастер класс?

Давайте проявим терпение:) Возможно у Анны проблемы с загрузкой.

Очень интересно, но, если честно, ничего не поняла(((

Автор указала технику фроттаж - художественная техника, использующая натирающие движения карандаша. Вы в детстве так с монетками не делали?

Нет, не делали)) Поэтому и говорю, что ОЧЕНЬ интересно))) Может действительно надо подождать полной загрузки))))

Наконец-то всё загрузилось, приятного просмотра.

Очень интересно! Просто и очень эффектно! И необычно! Спасибо за МК и сведения об этой технике. Больше всего понравилась последняя работа со снежинками)))

А мы так монетки переводили! Это точно! Великолепный результат получается! Супер!

Большое СПАСИБО. Очень интересная техника. Познавательно и забавно. Обязательно возьму на заметку.

Анна, здорово! Спасибо за идею.

Все гениальное - просто! Просто, но очень красиво!

Очень интересно и красиво! Самой захотелось попробовать эту технику.

В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность. Д.Лессинг.

Спасибо за комментарии.

Здорово, попробую с дочкой. Она не довольна всегда результатом при рисовании.

Очень интересно! С ученицей делаем работу на конкурс, нужен фон. А Ваш МК как раз вовремя. Спасибо.

Монетки тоже натирала. Но чтобы такую красоту сотворить не догадалась! Потрясающе! Спасибо за МК!ЗАБИРАЮ.

Красота то какая и легко выполнимая для деток. Сегодня покажу дочке-пусть рисует,радуется.

Очень интересно. Спасибо!

Просто супер обязательно попробую

Очень рада, что всем понравилось. Пробуйте, предлагайте своим детям. Получите огромное удовольствие!

Отличная идея. Да в детстве баловались это точно. Дочкиной учительнице в школе надо подсказать. Спасибо.

СУПЕРОчень красиво, мне нравятся все: осень, лето, зима, а где весна?

Спасибо. Про весну как-то не подумала. Исправлюсь

Отличная работа. Спасибо за доставленное удовольствие от просмотра.

Анна, спасибо, что напомнили эту технику! да еще показали такое красивое оформление работ! Вдохновили!

прелесть какая!! вот уж точно-хорошо забытое))) обязательно воспользуюсь вашим МК - в копилку срочно!!

Анна, очень красивые работы! Да, техника знакома давно с детства, а вот так оформлять красиво не приходилось. А что берете для трафаретов? С листочками понятно, а еще посоветуйте варианты.

супеееееееер, просто нет слов, вот ведь правда многие делали такие штуки в детстве, но не пришло в голову сделать это ТАК

Спасибо Вам за знакомство с такой замечательной техникой!

Этот МК точно для меня, я всегда боюсь плохого результата. Надо обязательно попробовать с сыном, интересный эффект, очень красиво и оригинально получается.

Материал из Википедии
Фроттаж (восходит к фр. глаголу frotter — тереть) может означать:
Фроттаж (искусство) — художественная техника, использующая натирающие движения карандаша.

А попроще: Помните, как в детстве, на монету накладывали лист бумаги и сверху заштриховывали карандашом, получалась нарисованная копия "денежки", вот собственно и есть техника Фроттаж.

Я вырезала различные шаблоны из картона, наклеила их на другой картон, ручкой прорисовала некоторые детали и показала дочке как получается рисунок. А затем объяснила ей подробно, пару раз водила ее рукой.

Что именно мы делаем: накладываем лист, лучше обычный для принтера, а не альбомный на изготовленный трафарет. Берем восковой или маслянный карандаш плашмя и начинаем заштриховывать лист. Одно из преимуществ техники - ребенок учится держать карандаш по новому - плашмя, что не очень легко для маленьких ручек))))

Вот готовые трафареты


закрепила скрепками листы


Сказала ребенку что под листом спрятался рисунок и надо его найти. Ребенок с радостью угадывал силуэты)))))



Это уже рисунки формата А4


Это немного позанимались заодно, вспомнили названия геометрических фигур



Затем мы руками "прощупывали" шаблон и каждый элемент рисовали разноцветными карандашами. Получилось рчень красиво на мой взгляд






По началу дочка не совсем понимала, что я хочу от нее и мы вместе прорисовали несколько листов, затем она "вкусила" и "вошла в раж", требуя от меня скреплять скрепками листы одних и тех же трафаретов)))))) Мне тоже самой очень понравилось))))

Автор: Вольман Галина Анатольевна

Населенный пункт: Московская область, город Химки

Создание условий для развития творческих способностей, самореализации, самовыражения старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных способов рисования.

  • создать предметно- развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
  • знакомить детей с разными нетрадиционными материалами и учить применять их в своей работе;
  • формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда;
  • поощрять и поддерживать творческие находки детей;
  • способствовать снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • создать дружественно-творческую атмосферу на основе сотрудничества воспитателя и детей

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Одно из важных условий развития ребенка — это появление и совершенствование его деятельности. Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, то есть нужно искать новые способы работы с детьми. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, это использование нетрадиционных способов рисования.

Нетрадиционные способы рисования позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Важен сам процесс — в этом и состоит основная идея художественного творчества.

План проведения занятия

Для занятий с ребенком можно из картона вырезать разные простые фигурки, приклеивать их на лист бумаги и накрывать сверху другим листом. Сверху штриховать восковыми карандашами или пастелью. В итоге на верхнем листе бумаги останутся оттиски фигурок.

План проведения занятия:

1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Возьмите лист бумаги и разложите на нем элементы будущего рисунка. Например, уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.

3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.

6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.

Овладев этой техникой и имея в распоряжении набор разнообразных шаблонов, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы. Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата.

Читайте также: