Техническое моделирование в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом творчества детей и подростков Верхнехавского муниципального района

Решением педсовета МКОУ директор МКОУ ДОД ДТДиП

ДОД ДТДиП Зацепин А.А. …………………

Дополнительная общеразвивающая программа

Педагог: Петрова Ирина Владимировна

Верхняя Хава 2017

решением педсовета МКДОУ заведующий МКДОУ

Дополнительная общеразвивающая программа

Педагог: Петрова Ирина Владимировна

Верхняя Хава 2017

Формы организации работы: подгрупповая, индивидуальная.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, 6-7 лет

Срок реализации программы – 2 года.

Продолжительность: 5-6 лет– 25 минут, 6-7 лет – 30 минут 1 раз в неделю.

иллюстративные (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемные (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).

Приемы: беседа, объяснение, наблюдение, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, конкурсы, выставки.

Пояснительная записка.

Физическое развитие: Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребенка: ловкость и гибкость пальцев и кистей рук, точность и двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.

Социально-коммуникативное развитие: Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность, а также совместную деятельность со взрослым. Групповая и совместная деятельность способствует социализации детей, развивает такие качества дошкольников как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия для достижения цели, разрешать конфликты или избегать их.

Конструкторская деятельность развивает одновременно моторику, координацию, логические способности детей, а также фантазию и воображение. Для этого, прежде всего, нужно познакомить детей с новым конструктором – с деталями, способами их соединения. Конструкторскую деятельность можно условно разделить на несколько видов, различающихся степенью свободы действий и свободы мышления:

Освоение способов соединения деталей;

Копирование действий взрослого;

Конструирование по словесной инструкции;

Копирование готового образца,

Свободное моделирование (экспериментирование);

Освоение базовых конструкций;

Конструирование по чертежам и схемам;

Конструирование по замыслу;

Конструирование по схеме.

Выбор вида конструирования зависит от задач, которые ставит перед собой педагог, и от уровня развития детей. На этапе знакомства с новым конструктором особое внимание нужно уделить освоению способов соединения деталей, освоению базовых конструкций, конструированию по теме и свободному моделированию. Все это создает благоприятные условия для перехода к более сложному конструированию. Чтобы конструкторская деятельность была эффективной, приносила детям удовлетворение результатами и радость творчества, необходимо создать ситуацию успеха. Следует помнить, что программа создана для ребенка, а не ребенок для нее. Поэтому индивидуальный подход в организации деятельности с конструкторами LEGO – основное условие успешного развития дошкольника.

Цель: Создание условий для интеллектуального и творческого развития одаренных детей, реализации и совершенствования их возможностей через LEGO-конструирование.

Содействие самореализации дошкольника;

Повышение уровня индивидуальных достижений в творческом и познавательном развитии, через конструкторскую деятельность.

Ожидаемые результаты: Самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Всероссийские конкурсы 0+

Бумага и ее свойства

Дидактические игры

Викторина "Знатоки правил безопасности"

Картотека игр с логическими блоками Дьенеша

картотека пальчиковых игр и упражнений для подготовительной группы.

Образовательные области в Дошкольном образовании

"Приключения Незнайки"

Консультация для родителей "Тестопластика для детей"

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 года

"Прогулка по лесу"

Смешанные дроби произвольного знака.

"Взаимодействие инструктора фк и педагога в ДОУ."

Проектная деятельность

сценарий "Мы вспомним те годы, блокадные годы. "

"Урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения"

занятие по математике "Геометрические фигуры"

Занятие "Символы России"

Итоговое занятие "Весна в деревне"

Конспект занятия по рисованию в младшей группе "Веточка для птички"

Воспитательный потенциал урока

Дидактическое пособие "Виды бумаги"

Роль физкультминуток в развитии дошкольников

Использование приёмов нейропсихологии в логопедической работе

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Консультация: " Развития слухоречевой памяти и фонематического слуха"

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речевого интереса у дошкольников

Азбука танца

" Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Путешествие на ковре- самолета

Конспект занятия в старшей группе "Русские народные сказки"

Once in the United Kingdom

Конспект ОД по сенсорике в группе раннего возраста на тему: "В гости к лесным зверушкам"

Патриотическое воспитание

Памятка для родителей

Конспект комплексного занятия по физической культуре. Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога.

Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины.

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Мы рады будем сообщать Вам о новых конкурсах для детей и педагогов, викторинах, экспресс конкурсах.
Будьте всегда в курсе первыми!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет интересна и полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Моделирование и конструирование технической направленности

у детей старшего дошкольного возраста

воспитатель Кашеварова А.А.

Услышишь - забудешь,

Увидишь - запомнишь,

Построишь - поймешь!

Техническое творчество юных – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, философские, социологические проблемы.

Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление обучающихся с миром техники, но и один из эффективных способов воспитания. Посредством технического творчества формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.

В условиях научно-технического прогресса, происходящего в обществе, нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники, производства независимо от сферы деятельности индивида. Дополнительные услуги дошкольного образования технического творчества – первые шаги к этому.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

В нашем детском саду, с ребятами мы создаем работающие модели из бумаги – техника, животные, макеты, а так же используем различные конструкторы:

- LEGO Education Wedo 9580, 9585;

- Magformers Walking Robot Set (шагающий робот);

- Конструирование с Техно Stellar.

Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.

Список используемой литературы:

3. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду – М.: Просвещение, 1999.

4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1998.


Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации 2 года

Фролова Тамара Владимировна

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом. Программа "Начальное техническое моделирование" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в объединении способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.
На занятиях развивается:
• мелкая моторика рук
• образное и логическое мышление
• зрительная память
• дизайнерские способности
• внимание
• аккуратность в исполнении работ.
На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах.
Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо- , авто- и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.

На первом году обучения учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели. На втором году обучения изучается устройство основных видов техники (самолёты, корабли, наземная техника), технологии изготовления объёмных моделей, способы и приёмы работы инструментами.

Состав первого года формируется из учащихся в возрасте 7-8 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.

На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.

К работе в объединении дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

Количество учащихся составляет для первого года и второго года обучения 10-12 человек.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

- формирование у детей начальных научно-технических знаний;
- формирование желания и умения трудиться;
- овладение умениями и навыками работы с различными материалами;

- формирование профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
- развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.

- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

-обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;

- сформировать умение планировать свою работу;

- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

Развивающие

- создать условия к саморазвитию обучающихся;

- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;

-развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;

пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;

Воспитательные

развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

воспитание творческой активности;

Воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

Ожидаемые результаты обучения

Год обучения

Должны знать:

Основные свойства материалов для моделирования;

Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

Названия основных деталей и частей техники;

Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

Работать простейшими ручным инструментом;

Окрашивать модель кистью.

Должны знать:

Основные свойства материалов для моделирования;

Простейшие правила организации рабочего места;

Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

Названия основных деталей и частей техники.

Должны уметь:

Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

Работать простейшими ручным инструментом;

Окрашивать детали модели и модель кистью;

разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

самостоятельно изготовить модель от начала до конца

Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность.
Творческое объединение начального технического моделирования является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда в школе. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.

Принципы реализации программы

Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

Последовательность и системность обучения;

Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;

Читайте также: