Театрализованные игры в детском саду статья

Обновлено: 02.07.2024

Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников. Корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.

На протяжении последних лет в нашем детском саду уделяется большое внимание театрализованной деятельности, ведь театральное искусство способствует всестороннему развитию гармонической личности ребенка. Общаясь, непосредственно изо дня в день, с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор детей, обогащает и развивает речь, формирует моральные представления, развивает умственные представления, развивает умственные способности детей.

Работа над театрализованной деятельностью начинается уже с младшей группы. Воспитатели показывают детям небольшие кукольные спектакли. Сюжет берут из знакомых потешек, стихов, сказок. Постепенно включают детей в игры-драматизации, игры-имитации действий человека, животных, птиц, сказочных персонажей. Для показа используют настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз “недоиграл” т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости через театрализованную игру.

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).

2. Развивает любопытство и любознательность.

3. Формирует волевые черты характера.

4. Развивает выразительность речи.

5. Способствует творческому развитию личности.

Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, чего не встречалось ранее. Оно и понятно, что в любой сфере творческой деятельности – будь то рисунок, поделка, обыгрывание роли невозможно найти два одинаковых продукта.

Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Различие между ними лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные ситуации, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А в играх-драматизациях дети сами исполняют роли героев сказок.

Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия.

Идеальное условие театральная студия, но можно использовать для театральных занятий групповую комнату. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка.

Театрализованные занятия в детском саду могут делиться на четыре раздела:

  • Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.
  • Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.
  • Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
  • Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников. Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов.

При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей.

Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т.е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти–шести лет заместители становятся все более условными, символическими.

Работа с родителями: В возрасте 3-4 лет дети очень любят учиться, они ещё не могут оценивать свои действия и с удовольствием принимают и следуют любым рекомендациям взрослых людей, особенно своих родителей.

Пройдёт ещё немного времени, и дети будут воспринимать в штыки любой совет. И если в этом возрасте между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни. Вот почему следует убедить родителей не упустить шанс, помочь своему ребёнку развиваться всесторонне.

Для достижения этой цели предлагается план по работе с родителями. В него вошли: папки-передвижки, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, участие в различных конкурсах, совместные спектакли.

Папки-передвижки Материал для них собирается постепенно, формируется по темам. Родители могут брать на время папки домой и с удовольствием знакомиться с материалом.

Выступления на родительских собраниях. Незадолго до родительского собрания можно провести анкетирование родителей. В анкете указываются несколько тем, из которых родители выбирают наиболее волнующие их в данный момент. Затем на собрании постараться в доступной форме, используя иллюстрации, фотографии, показ отрывков из спектаклей донести до родителей необходимую информацию.

Индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах объяснять родителям, почему именно эту роль в спектакле или на утреннике будет играть его ребёнок, какие качества характера у героя. Необходимо не только сохранить заинтересованность родителей к театральной деятельности, но и вовлечь их в решение новых задач, связанных с работой ребёнка над ролью, изготовление костюмов, декораций и т.д.

Творческие конкурсы. Что может быть лучше, когда ребёнок вместе с мамой или папой делает своими руками театральную игрушку, проявляя своё творчество, фантазию и умения. Такое совместное творчество сближает родителей с детьми. Впоследствии ребёнок очень гордиться своей работой, рассказывает о ней с особым восторгом и восхищением.

Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.


Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.


3. Пуйлова М.А. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Концепт. 2017. № 7. С. 49–54.

5. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2013. 105 с.

Речь является основным показателем уровня развития ребенка дошкольного возраста. С помощью речи ребенок получает возможность социализироваться в окружающей среде, обращаться к другим с просьбой, быть понятым родителями, детьми, воспитателями. Психологами давно установлено, что речь и мышление взаимосвязаны.

Развитие речи ребенка считается основой его общего развития, предпосылкой успешности обучения в школе и в дальнейшей жизни. Развитию речи детей дошкольного возраста посвятили свои работы такие психологи и лингвисты, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева и др.

Идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого о роли родного языка в развитии и воспитании детей разрабатывали в своих работах по методике развития речи дошкольников Е.И. Тихеева, A.M. Леушина.

С помощью театрализованных игр дети легко овладевают родной речью через многократное проговаривание и осмысливание фраз героев сказок, которых они играют. При этом они часто используют игрушки, куклы, исполняя за них их речь. В такой режиссерской игре ребенок выступает как режиссер действия и как исполнитель роли. В такой игре у детей развивается воображение, фантазия, в своей речи они используют разные эмоциональные выражения: радость, грусть, обиду, сожаление и др. – в зависимости от роли персонажа.

Разновидностями форм театрализованной деятельности являются кукольный театр, настольный театр, инсценировки, постановки и др.

Цель статьи: теоретически и практически обосновать использование театрализованных игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

На констатирующем этапе были использованы следующие методики.

В ответе ребенка учитывается содержательность, самостоятельность, логичность и последовательность рассказа.

– 3 балла – ребенок без затруднения, свободно сам пересказывает сказку.

– 2 балла – ребенку удается рассказать сказку при помощи и подсказке взрослого.

Ребенок: старушка Бэйбэрикээн.

Воспитатель: И были у старенькой бабушки…

Ребенок: пять коров.

– 1 балл – ребенок не умеет составлять связный рассказ, может сказать только некоторые слова.

Задание 2. Понимание значения слова Сэргэ.

В задании ребенок должен назвать слово и объяснить, что оно означает, для чего используется.

– 3 балла – ребенок правильно отвечает, что это сэргэ, и объясняет, для чего он используется: это столб для привязывания коня.

– 2 балла – ребенок правильно называет предмет, но не знает его точного назначения. По его объяснению, сэргэ – это столб для украшения.

– 1 балл – ребенок не знает, что это.

– 3 балла получает ребенок, если он показал умение понимать предлоги, выполнил 3 задания правильно (спрятал книгу под столом, за столом, в ящике стола).

– 2 балла – если он показал умение понимать предлоги, выполнил 2 задания правильно (спрятал книгу под столом, в ящике стола).

– 1 балл ставится ребенку, который выполнил 1 задание правильно (спрятал книгу под столом).

Задание 4. Умение образовывать названия детенышей животных, образовывать ласкательные слова.

Материал – картинки: корова – теленок; лошадь – жеребенок; осел – ослёнок; заяц – зайчонок; медведь – медвежонок.

– 3 балла – ребенок без труда, свободно и самостоятельно называет детеныша животного.

– 2 балла – ребенок словесно не понимает задания, но по картинке может назвать детеныша животного.

– 1 балл – ребенок называет по картинке и только с помощью взрослого.

Задание 5. Исследование словарного запаса и звукопроизношения.

1 серия: диван, кресло, телевизор, полка.

2 серия: белый стакан, синий чайник, сковородка, ложка.

3 серия: зеленая футболка, коричневая куртка, синяя юбка, черные джинсы

– 3 балла – ребенок правильно называет предмет, цвет и умеет классифицировать в одну группу.

– 2 балла – ребенок может назвать предмет и определить цвет.

– 1 балл – ребенок затрудняется называть предмет и цвет предмета.

Результаты исследования и их обсуждение

В виде диаграммы (рисунок) дан сравнительный анализ уровня развития речи детей по всем методикам.

Таким образом, мы выявили проблемные зоны в речевом развитии детей. Наибольшие трудности вызвало задание 5, сравнительно лучше дети выполнили задание 2.

Читайте также: