Театрализованные игры в детском саду их своеобразие и воспитательная ценность

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Театрализованная деятельность в детском саду.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести:

- театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:

в младших группах - главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур.

В средней группе - перед воспитателем стоят следующие задачи:

-углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

-продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный);

-содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;

-продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;

-начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах - возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

-осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

-дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Кукольный театр не просто приятное времяпровождение. Пожалуй, ни одна другая игра не развивает одновременно столько навыков.

Координация движений . Пальчиковые куклы развивают мелкую моторику; куклы – перчатки – тонкие кистевые движения; марионетки улучшают связь между полушариями мозга.

Речь . Раз уж стал актером, хочешь не хочешь, а должен говорить так, чтоб тебя услышали и поняли.

Память . Устроить театральное представление- лучший способ уговорить малыша учить наизусть не только стихи, но и внушительные куски прозаичного текста.

Различные сценки, постановку которых осуществляем с помощью кукол, отлично развивают воображение ребенка, его фантазию, способствуют пополнению словарного запаса.

Выступления в качестве кукловода в театре помогут ребенку преодолеть стеснительность, приобрести уверенность в себе.

Начинать играть в театр с детьми можно уже в два – три года. Конечно, такой кроха вряд ли сможет запомнить и воспроизвести значительные куски текста. Поэтому на первых парах обязанности придется разделить: кто- то из взрослых будет произносить текст, а малыш – иллюстрировать его при помощи кукол. Позже малышу можно доверить полаять за собачку, помяукать за кошечку. И лишь когда он освоится на сцене и почувствует себя уверенно, ему можно доверить полноценную роль.

Кукольный театр – древнее и уважаемое искусство. За многие века и даже тысячелетия были изобретены и доведены до совершенства самые разнообразные типы кукол.

Кукольный театр в конусе

Такая игрушка очень яркая и, несомненно, привлечет внимание малыша, если потянуть за палочку кукла спрячется вниз, таким образом можно концертировать внимание ребенка. На таких игрушках бывают расположены маленькие бубенчики - это для слухового восприятия маленьких деток. С такой игрушки проще всего начинать знакомство с кукольным театром.

Пальчиковые куклы.

Крайне просты в управлении, места практически не занимают, а изготовить их можно в считанные минуты .Надеваем одну из кукол себе на палец и показываем малышу. С пальчиковыми куклами можно изучать даже основы математики: пересчитывайте персонажей, и ребенок в игровой форме всё очень быстро запомнит.

Куклы-перчатки

Игра-конструктор.

Эта разновидность простейшего детского театра и легкого конструктора. В основном все детали состоят из 1- 2 частей, лишь некоторые из большего количества. Если данный конструктор по тематике сказки, то почему бы не поставить маленький спектакль? Герои сказки сделаны из 1 части, а декорации собираются из нескольких. Благодаря таким наборам можно не только научиться простейшему конструированию, но и проявить фантазию и очень интересно рассказать малышам сказку.

Самые сложные в управлении и в то же время самые эффективные. Развивают тончайшие движения кисти и пальцев, совершенствуют глазо – ручную координацию. Управлять марионеткой тем сложнее, чем больше у нее нитей. Начинать нужно с двух; несколько сложнее водить куклу на четырех нитях. Высший пилотаж – управлять марионеткой с двойной крестовиной и восьмью или более нитями. Несложные приемы кукловода усвоит даже 5- 6 летний ребенок.

Главное в создании театра - это фантазия. Театральных кукол можно сделать самостоятельно из подручных материалов: бутылок и пластиковых стаканчиков, бумажных тарелочек.

Немного воображения и смекалки и ставить спектакли кукольного театра станет любимым занятием.

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

Происходит развитие различных анализаторов;

Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера;

Происходит коррекция поведения;

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Оценить 3262 0

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя воспитатель, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Во время представления воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

1. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966.

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

ВложениеРазмер
Театрализованные игры, их роль в воспитании и развитии дошкольников. 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры, их роль в воспитании и развитии дошкольников.

Калугина Ольга Валентиновна

Воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад № 45 Василеостровского района г.Санкт-Петербурга

Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец и др. выявили, что игра является основным видом деятельности ребёнка- дошкольника и влияние её на психическое развитие очень велико [2]. Особое значение в развитии дошкольников имеют театрализованные игры.

С.Н.Томчикова охарактеризовала театрализованную деятельность, как специфический вид художественно- творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли ( режиссёр, актёр, зритель, декоратор) участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованные игры в педагогике относят к творческим играм на основе готовых сюжетов. Отличительными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. А.В. Артемова предложила разделить театрализованные игры на 2 основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации [5].

Режиссёрские игры в старшем дошкольном возрасте претерпевают большие изменения. В содержании игр преобладает собственное литературное творчество. Дети обыгрывают знакомые сказки, мультфильмы и вносят в них свой фантазийный замысел. Дети объединяются в немногочисленные группы по 2-3 человека, вместе придумывают сюжет, подбирают подходящие предметы игрушки и исполняют роли (каждый за своего персонажа).

В играх- драматизациях ребенок более активно может проявлять свою субъектную позицию, так как является действующим лицом, используя все возможные средства выразительности. Игры-драматизации способствуют пониманию детьми самой идеи произведения, способствуют развитию выразительности речи и движений, помогают почувствовать его художественную ценность. У детей 6-7 лет игры-драматизации перевоплощаются в спектакль, который показывается для зрителей.

О.В.Акулова, В.А.Деркунская, А.Г.Гогоберидзе отметили, что работу развитие детей по средством театрализованной игры, как части художественной деятельности, нужно вести по трём направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно- игровых умений, а также самостоятельная творческая деятельность детей [5].

А.Г.Гогоберидзе и С.Г. Машевская разработали характеристики игровых позиций в игре-драматизации для обеспечения активного участия дошкольников на всех этапах организации и проведении театрализованной игры [7]:

Театрально-игровая деятельность включает в себя разные по сложности, развернутости и направленности виды детского художественно- игрового опыта:

- игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевой диалог на основе фрагмента текста;

- игра- импровизация с разыгрыванием сюжета или смешение нескольких сюжетов без предварительной подготовки;

- инсценирование отрывка произведения;

- драматизация всего текста;

- постановка целостного спектакля по одному или нескольким произведениям.

Большим плюсом в осуществлении воспитательной работы является то, что тематика театрализованных игр практически не ограничена. Дети с большим удовольствием и радостью участвуют в театрализованных играх, так как они удовлетворяют их разносторонние интересы.

Содержание и организация театрально-игровой деятельности способствует развитию самостоятельности взаимодействия дошкольников со сверстниками в выборе темы игры, организации игрового пространства, распределении ролей и творческого воплощения замысла. Дети старшего дошкольного возраста получают большой опыт сотрудничества и обогащают его посредством совместной театрализованной игры.

Список используемой литературы:

1. Игра в социокультурном развитии дошкольника//Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под.ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение,1991.- 127с.

6. Деркунская В.А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста// Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 119-147с.

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.02.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Воспитательное значение театрализованной деятельности

Дата публикации: 01.02.16

Автор:
Абрамова Светлана Фёдоровна воспитатель, МБДОУ №3 "Умка" спдс "Золотой ключик", Свердловская область, Сухоложский район, село Рудянское

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также: