Самомассаж неболейка в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.

Точечный самомассаж лица для детей

Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.

Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

1.Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: (энергично растирать ладони и кисти рук)

  1. розы, маки, ноготки,астры пестрые цветки, георгины и левкой. (Поочередно массажировать пальцы, начиная с большого пальца.)

3.Выбираешь ты какой?(Протянуть руки вперед).

1.Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. ( Мягко гладить шею сверху вниз)

2.Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа)

Массируй ушки ты умело. (Раздвинуть указательный и средний пальцы.Растирать точки перед и за ушами.)

4.Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга)

1.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

2.Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

3. Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

4.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!(Поглаживают ладошками)

На крылечке ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Присели, через пальчики в щель посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

Ладошки на грудки положили

И давай ладошками по своей грудке стучать.

Стук- стук, стук- стук-

Вот как получается.

Стук- стук, стук-стук-

1.Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал?

Поглаживание лица от бровей до подбородка.

2.Побывал в саду, полил ягоду!

Лёгкое поколачивание пальцами лба.

3.А какую ягоду ты полил саду?

4.-И клубнику, и малину, и смородину!

Лёгкое похлопывание щёк.

5.А крыжовник ты полил?

6.Ой, вернись назад да полей весь сад!

Поглаживание лица и шеи сверху вниз.

1.Ду- ду- ду- от медведя я уйду.

2.Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.

Сжимать кончик большого пальца.

3.Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?

Разминать пальцы ног руками.

4.Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.

Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.

5.Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!

Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.

1.Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.

Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.

2.Шах- шах- шах- это утка в камышах.

Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.

3.Шей- шей- шей- выходи из камышей.

Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.

4.Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.

Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.

5.Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.

Погладить уши ладонями.

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

1.Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

3.«Вот все пальцы на виду!

4.«Ручкой ручку поддержу,

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

На другой руке сначала.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Очень сочная трава.

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Человечки ходят браво.

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Всё быстрее: скок -поскок.

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Вдруг споткнулись и упали.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

А теперь по кругу щёчки

Так забывчивым мишуткам

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

Мы погладим лобики

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.

Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.

Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.

От крылечка до калитки Трут указательные пальцы,

Три часа ползут улитки массируют ноздри сверху вниз

Три часа ползли подружки, и снизу вверх 10- 12 раз

На себе таща избушки.

Массаж повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей.

Игровой самомассаж. Подготовительная группа. Ход занятия: 1. Проблемная ситуация: Волшебный мешочек с изображениями органов человека (сердце, печень, кишечник, голова, желудок, ладонь).

Точечный массаж и дыхательная гимнастика в НОД по физическому развитию От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные.

Точечный массаж в стихах для старшего возраста Точечный массаж для детей в стихах Ножки, ножки топ, топ, топ Потопайте скорей. Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп Похлопайте скорей. Мы погладим.

Мы подуем высоко: с-с-с… (Встают на носки, поднимая руки.)

Мы подуем низко: с-с-с… (Приседают, руки на пояс.)

Мы подуем далеко: с-с-с… (Вытягивают вперёд руки.)

Мы подуем близко: с-с-с … (Подносят ладони ко рту.)

(снятие зрительного напряжения)

Длинноухий озорник

В огород ходить привык. (Отводить взгляд за пальчиком-тренажёром вправо, а затем влево с остановкой на каждом направлении.)

Он по грядкам прыгать стал,

Всю капусту потоптал. (То же вверх, а затем вниз.)

Мы за ним – он скок-поскок с огорода наутёк! (Переводить взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.)

(расслабление мышц рук)

Посмотрите: мы – олени,

Рвётся ветер нам навстречу (Руки скрещены над головой, пальцы широко расставлены; руки твёрдые, как у оленя рога; напряжение неприятно)

Ветер стих. Расправим плечи.

Руки снова на колени. (Уронили руки на колени.)

А теперь – немного лени…

Руки не напряжены и расслаб-ле-ны (Расслабились: вдох – выдох.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).

По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом! (Постукивают пальчиками.)

Дома, дома посидите – бом! бом! бом!(Легко постукивают кулачками.)

Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи впереди стоящего ребёнка.)

А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживаем ладонями шею мягкими движениями сверху вниз).

Чтоб не кашлять,не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растираем крылья носа).

Лоб мы тоже разотрем-ладошки держим "козырьком«(прикладываем ко лбу ладони ребром и растираем лоб движениями в стороны-вместе).

Знаем, знаем, да, да, да — нам простуда не страшна!(потираем ладошки друг о друга).

В межсезонье, когда вокруг многие болеют, такой вариант игрового массажа может послужить хорошей профилактикой.


Пальчик, где твой домик, как тебя зовут? (массируем каждый палец, начиная от кончика пальца и доходя до ладони)

Я большой пальчик, а дом мой тут! (надавливая на подушечку каждого пальца, называем его).

Этот, простой на первый взляд,пальчиковый массаж позволяет детям легко и быстро запомнить название пальцев, а массирование подушек пальцев активизирует работу рефлекторных зон соответствующих органов.


А еще можно совместить пальчиковы массаж и пальчиковый театр, достаточно платилина и гелевой ручки. Можно нарисовать на подушечках пальцев смешные рожицы и нарядить все пальчики шапочками из пластилина с яркими пумпонами.


Или даже пальчиковую ферму сделать с помощью вот таких наклеек.


1-й вариант Две сороконожки бежали по дорожке (подушечками пальцев постукаиваем по всему телу с головы до пят).

Так бежали, так бежали, так друг друга обгоняли, так друг друга обгоняли (начинаем с тихого темпа, постепенно увеличивая скорость и повышая голос).

Ох, устали, ох устали (поглаживающие спокойные движения ладонями по все му телу).

Отдохнули? (задаем вопрос ребенку, на который они обычно радостно кивают)

Тогда снова побежали! (и повторяем сначала).


Так друг дружечку обняли, что едва мы их разняли.

Подобные раскраски можно использовать в качестве творческого дополнения после игрового массажа, а можно предложить ребенку самому изобразить услышанное. Здоровья вам и вашим близким!

Читайте также: