Театр стенд книжка в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Игровая деятельность - неотъемлемый компонент всестороннего развития детей дошкольного возраста. в игровой деятельности дошкольники учатся коммуникации, познают окружающий их мир. одним из видов игровой активности является театр. такая деятельность очень привлекает детей.

Есть несколько видов детского театра:

ТЕАТР ЖИВОЙ КУКЛЫ.

Хочу остановиться подробнее на стендовом театре. Этот вид театр удобен для детей своей видностью, т.е. все участники видят, что за действие происходит; доступен для детей: можно подойти и самим показать действие; просто изготовить его совместно с детьми.

С тендовый театр представляет собой поверхность, на которую крепятся персонажи и декорации. это:

фланелеграф, самый простой в изготовлении вид театра. фигурки персонажей можно вырезать готовые/нарисовать и на обратной стороне прикрепить липучки и крепить их на доску/ширму, к которому прикреплен ковролин. По ходу развития сюжета, ребенок может подойти и прикрепить необходимую фигурку.

магнитный театр - похож на театр на фланелеграфе. Только фигурки с магнитными полосами крепятся на металлическую доску.

теневой театр - самый необычный для детей вид театра. Для его организации потребуются ширма с натянутой белой тканью, настольная лампа, фигурки персонажей. изготовленные из черного картона.

Методика организации театрализованной деятельности в детском саду

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит ребенка в красочный, волшебный мир сказки, где сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам и любят подражать героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

- участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки;

- развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения;

- активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

2. Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

К режиссерским играм можно отнести

-театр на фланелеграфе .

В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

Настольный театр игрушек.

Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Виды игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

3. Виды театров для разных возрастных групп

Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова рассматривают:

ü настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

ü стендовый театр (Фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

ü театр на руке ( пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней) ;

ü верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

ü напольные куклы (марионетки, конусный театр);

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа

Основные требования к организации театрализованных игр:

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

4. Организация уголка театрализованной деятельности

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, успешного выполнения задания. Поэтому целесообразно оборудовать в группе уголок для театрализованной деятельности, в котором можно расположить: различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски; атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т. д.

5. Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах

На каждом возрастном этапе подходы методики работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе: имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе: участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; пектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте: инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок. Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т. п., читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

- Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

- Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

- В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т. д.

- После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельностистроится в два этапа:

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;

- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста :

- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;

- Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;

- После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т. д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;

Работа над этюдами :

• Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).

• От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т. д.

• Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.

Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникает взаимопонимание, которое сохраняется на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т. д. ;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т. д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц :

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т. п.

Упражнения на расслабления мышц :

-заснуть на стуле;

-сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т. п.

Упражнения на развитие воображения :

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

Работа над ролью :

• Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);

• Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т. п. ,

Непосредственная работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т. д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью : определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпо ритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Кукольный театр.

Работа над спектаклем состоит из двух частей :

1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;

2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог должен помнить следующие правила :

• При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;

• Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;

• Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;

• Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;

Комплект для художественно-эстетического развития дошкольников всех возрастных групп ДОО. В составе 16 персонажей по тематике Сказки о животных. Игры с кукольным театром развивают творческий потенциал, смелость, артистизм. Материал: текстиль. Контейнер Игротека №1.

Ширма для кукольного театра из натуральной фанеры

Цена: 2760 руб.

Представляем вашему вниманию эффектную и яркую ширму для создания театра кукол в детских учреждениях. Детки с радостью будут принимать участие в постановках, ведь с такой ширмой создается атмосфера настоящего кукольного театра. Настольная ширма станет незаменимым оборудованием в детском саду или в начальных классах школы. Игра в сказку способствует развитию речи и воображения у детей, улучшает память и помогает в познании мира с помощью оценки поступков героев, а также корректирует поведение с помощью сказкотерапии. Удобная и прочная ширма выполнена из натуральной березовой фанеры с ярким дизайном прослужит вам не один год и будет радовать многих деток. многих деток. Также, вы можете заказать театральные ширмы желаемых размеров и дизайна, а наши дизайнеры воплотят ваши идеи в жизнь.

Театр шагающий

Цена: 4284 руб.

Театр на столе "Кот в сапогах" - набор деревянных фигурок и декораций к спектаклю, удобно упакованный в коробку-книгу. Обязательно понравится любознательным малышам и позволит им провести время с пользой. Играя с данным театром дети одновременно развивают свои актерские навыки и умение держаться на публике, увеличивают свой словарный запас и преодолевают стеснительность. Экологичность и безопасность обеспечиваются благодаря использованию натурального дерева. Коробка-книжка поможет научить детей убирать на место фигурки после представления. Действующие лица — фигурки: рыжий и нарядный Кот в сапогах младший брат; белокурая красавица принцесса; серьезный и суровый король; грозный великан; свирепый лев; маленькая мышка; декорации (замок, катера с лошадью, мешок и т. д.)

Театр на столе "Сивка-бурка" Театр на столе "Сивка-бурка" позволит разнообразить игры с детьми и внести новизну в давно знакомую сказку. Состоит из деревянной коробки, набора персонажей представления и основных декораций, книги – пособия. Персонажи: - Иванушка – дурачек; - старший брат Ивана; - средний брат Ивана; - седовласый отец; - конь Сивка – бурка; - красавчик Иван на Сивке-бурке; - прекрасная царевна; - строгий царь; - декорации (замок, сено и т.д.) Развивает речь, творческие способности, мелкую моторику рук, артистизм. Окунитесь с детьми в волшебный мир русских народных сказок, которые подробно поведают детям о добре и зле, правде и лжи, любви и обмане.

Театр на столе "Сказка о рыбаке и рыбке" Театр на столе "Сказка о рыбаке и рыбке" состоит из деревянной коробки – книги, фигурок – действующих лиц из фанеры, установленных на деревянные подставки, декораций для представления, книги – методических рекомендаций. Театр развивает речь и умение детей держаться на публике, мелкую моторику и внимание, память и кругозор. Действующие лица – фигурки: - старик – рыбак, поймавший золотую рыбку; - старуха в 4х образах (от самого бедного до образа царицы) - золотая рыбка на волнах синего моря; - разбитое корыто; - ветхая избушка; - терем; - дворец. Поможет развитию фантазийного мышления детей, координации движений и мелкой моторики, а так же значительному расширению словарного запаса и развитию красноречия. Натуральное дерево обеспечит долговечность использования и безопасность.

Театр на столе "Снежная королева" Театр на столе "Снежная королева" - это уникальный набор персонажей и декораций к знаменитой сказке, упакованный в кейс–книгу. Он изготовлен из дерева и фанеры, окрашен. Каждая фигурка закреплена на подставке. Театр на столе - это довольно новое развлечение для детей дошкольного и школьного возраста. Для постановки представления не нужно использовать никаких дополнительных материалов, ведь все необходимое, включая книгу с методическими рекомендациями, уже есть в наборе. Фигурки: - Герда; - Кай; - Матушка; - Пиратки мать и дочь; - Принц и принцесса; - Снежная королева; - Декорации (избушка, карета с лошадью, олень, птица и т.д.) Этот уникальный театр подарит детям настоящую сказку и унесет их в мир фантазии и воображения!

Игровой набор Фребеля

Цена: 3300 руб.

Игровой набор Фребеля

Цена: 3000 руб.

Игровой набор Фребеля

Цена: 3000 руб.

Игровой набор Фребеля

Цена: 3000 руб.

Настольный театр

Цена: 5425 руб.

Настольный кукольный театр предназначен для постановки спектаклей по мотивам русских народных сказок прямо в группе ДОУ. С помощью красочных и устойчивых персонажей на подставках Вы можете вместе с детками выучить 10 сказок. Такие игры помогают ребенку успешно развивать речь, воображение, память, мышление, артистизм, эмоциональную сферу, творческие способности, осваивать ролевые игры и умение следить за сюжетом. Благодаря кукольному театру Вы научите детей: коллективной игре (одновременно в одной постановке могут быть задействованы до 10 детей); запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; разнообразите словарь образными поэтически-художественными (лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик и т.п.), звуконаследственными словам (гуп-гуп, тук-тук); воспитаете интерес к истории и культуре русского народа. Комплектация: игровое поле из баннерного полотна (1010х450 мм) - 1 шт; персонажи на подставках - 28 шт.; сценарии сказок; коробка Все что Вам необходимо-это разложить игровое поле на столе. Выбрать сказку для спектакля. Разместить сказочных персонажей и элементы декораций на поле. А сценарий, который входит в набор, поможет Вам всё это оживить!

Театр шагающий

Цена: 2532 руб.

Комплект шагающих театров (3 сказки) Шагающий театр — это развивающие куклы для малышей от 1,5 лет. Комплект состоит из 3 шагающих театров-сказок: Маша и медведь; Курочка ряба; Кот, петух и лиса. Сказочные персонажи сшиты из красочного, мягкого материала, а на ножках имеют карманы. Во время спектакля ребёнок, взрослый просовывают пальцы обеих рук в эти кармашки, и любимые герои начинают шагать. Шагающий кукольный театр для детей принесёт много радости. При проигрывании сказок, ребёнок активно развивает ловкость и моторику пальцев, тренирует память, исполнительскую речь, имитирует голоса персонажей. Пальчиковый театр раскроет в вашем малыше творческую личность, поможет приобрести уверенность.

Комплект кукол для настольной студии кукольного театра. Куклы пластиковые, двусторонние. В комплект входит 15 кукол Ширма для студии кукольного театра

Двусторонняя студия кукольного театра

Цена: 6486 руб.

Комплектация: 1. Ширма пластиковая 1600 мм*600 мм (1 шт). Обратите внимание, что ширма двусторонняя - Вы сможете разыгрывать как летние, так и зимние представления. 2. Куклы пластиковые двусторонние 15 шт. 3. Сценарии народных сказок 10 шт. Комплект кукол можно приобрести отдельно без ширмы. С помощью ширмы и 15-ти сказочных персонажей можно разыгрывать спектакли прямо в группе! Мы подобрали кукол и декорации таким образом, чтобы на основе одного этого комплекта можно было разыгрывать несколько спектаклей.

Стенд Настольная студия кукольного театра

Цена: 8182 руб.

В комплект "Студии" входит трехстворчатая пластиковая ширма размером 160 см*60 см, 15 кукол, высотой 15 см и вращающееся круг с декорациями, диаметром 80 см. С помощью ширмы и 15-ти сказочных персонажей можно разыгрывать спектакли прямо в группе! Мы подобрали кукол и декорации таким образом, чтобы на основе одного этого комплекта можно было разыгрывать несколько спектаклей. К тому же в наших планах разработка новых кукол по мотивам народных сказок. Надеемся, что с помощью нашей "Студии" в Вашем театре всегда будет новый репертуар! Комплектация: 1. Ширма пластиковая 1600 мм*600 мм 1 шт. 2. Вращающееся круг 800 мм 1 шт. 3. Куклы пластиковые двусторонние 15 шт. 4. Сценарии народных сказок 10 шт. Комплект кукол можно приобрести отдельно без ширмы. В комплект входят: дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышонок, колобок, заяц, медведь, волк, лиса, петушок, курочка и коза.

Осуществляем доставку в города: Санкт-Петербург, Белгород, Москва, Волгоград, Калуга, Нижнеудинск, Воронеж, Липецк, Курск, Тамбов и другие города Российской Федерации

Оформление театрального уголка в детских садах

Детский сад – место, в котором малыши проводят значительное количество своего времени. Поэтому то, как оформлен детский сад и обставлено пространство в нем, принципиально важно. Например, дизайн формирует эстетические представления детей. Каждый предмет интерьера должен быть тщательно продуман. Поэтому нужно подойти к оформлению театрального уголка предельно внимательно.

Театрализация в детском саду – цель

Под театрализацией понимается один из видов игровой деятельности, применяющийся с целью раскрыть максимально глубоко творческий потенциал, имеющийся у каждого ребенка. При театрализации применяются драматические приемы (иными словами, сюжетно-ролевая игра) и различные упражнения, направленные на развитие навыков актерского мастерства у детей.


От оформления многое зависит

К сведению. Ценность театрализации заключается в том, что она помогает развивать монологическую и диалогическую речь ребенка и как следствие – улучшает уровень его коммуникативных способностей.

В театрализацию входят следующие элементы:

  • совершенствование выразительности реплик героев;
  • развитие как активного, так и пассивного вокабуляра;
  • работа над развитием речи.


Уголок развивает мышление

Помимо этого, применение театрализации преследуют следующие цели:

  • познакомить ребенка с окружающим его миром;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • развивать эмоциональную составляющую;
  • сформировать интерес к чтению, а также к искусству;
  • развивать режиссерские навыки;
  • учить воплощать характер персонажа через собственные действия.

К сведению. Театрализация считается одним из наиболее действенных способов приобщения ребенка к эстетике, культуре и морали.

Театральный уголок в детском саду и его оформление

Театральный уголок — составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.

Классический уголок театрализации состоит из нескольких компонентов:

  • иллюстрации, фотографии, картины и т. д.;
  • игрушки;
  • ширмы (которые применяются в качестве декораций, а также занавеса);
  • дополнительный реквизит (бубенчики, колокольчики, машинки);
  • декоративные элементы;
  • наряды и маски;
  • демонстрационные стенды;
  • библиотечный сектор.


Иллюстрации и игрушки важны в уголке

Театральный уголок должен быть оснащен таким образом, чтобы сделать занятия по театрализации эффективными.

К сведению. При оформлении театрального уголка принципиально важно брать во внимание возрастную группу детей, учитывать групповые и личностные особенности детей, их интересы и стремления.

Младшая группа

В яслях и первой группе садика лучше уделить внимание пальчиковому театру. Для него нужны куклы, которые надеваются на каждый пальчик ребенка и хорошо развивают мелкую моторику.

Для изготовления таких кукол можно использовать практически любой материал. Им может оказаться ткань, фетр, бумага, полимерная глина.

Следующим этапом, происходящим на уровне младшей группы, является обучение детей правильной игре с игрушками на поверхности стола, а также развитие навыков пальчикового театра. Задачей этого этапа является тренировка координации движений ребенка и дальнейшее развитие у него мелкой моторики рук.

К сведению. Для того чтобы сделать такой реквизит самостоятельно, потребуются конусы, материалом которых является твердая бумага или картон. Ко всему прочему, целесообразным в этом возрасте выглядит использование бибабо (набор перчаточных кукол).

Детям этой возрастной группы стоит заниматься:

  • пальчиковым театром;
  • настольным театром;
  • театром мягких и вязаных игрушек;
  • театром игрушек-конусов.

Средняя группа

К сведению. Можно познакомить детей с куклами на гапите. Гапит представляет собой деревянный стержень. Такой реквизит поможет малышам приобщиться к основам кукловодства.

Перед детьми средней группы в ходе занятий централизации ставится уже более сложная задача. Им необходимо привести в согласие собственные движения и сюжет постановки. Театр начинает представлять собой действо, которое имеет четкую сюжетную линию и смысл. Это требует от малыша выхода на новый уровень развития координации и моторики.

Для детей средней группы подходят варианты:

  • пальчикового театра;
  • настольного театра;
  • кукол на гапитах;
  • перчаточных кукол.

Старшая группа детсада

К тому же особое внимание стоит уделить процессу озвучки героев, ведь целью занятий по театрализации на этом этапе является то, чтобы научить детей использовать голосовые интонации для передачи эмоций.

Оптимальными являются варианты:

  • пальчикового театра;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток.

В подготовительной группе


Ростовые куклы хорошо развивают

В этом возрасте возможно использование реквизита широкого спектра, например:

  • пальчиковых кукол;
  • перевертышей;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток;
  • ростовых кукол;
  • тростевых кукол.

Вместе с тем стоит учитывать определенную условность представленного выше распределения занятий в кружке театрализации в зависимости от возрастной группы ребенка.

К сведению. Нужно учитывать общий уровень группы, специфику ребенка, наличие интереса к определенному виду театрализованной деятельности.

Совершенно нормальной практикой является участие в костюмированных постановках детей возраста средней и старшей групп. Перчаточные куклы вполне могут успешно применяться при театрализации даже детей 5–6 лет.

Как сделать паспорт театрального уголка

Уголок театрализации, вернее, оформление такового, должен осуществляться согласно федеральным государственным образовательным стандартам (сокращенно ФГОС). Оформление по ФГОС театрального уголка в детском саду требует соблюдения некоторых стандартов.

ФГОС предписывает, что уголок театрализации должен обеспечивать:

  • развитие возможностей к запоминанию информации;
  • развитие мыслительных процессов ребенка;
  • выработку у детей социокультурных понятий;
  • усиление речевых возможностей;
  • физиологическое развитие;
  • приобщение к культуре поведения в обществе;
  • познание себя как личности.

В паспорт по ФГОС включено восемь позиций. При этом в стандарте представлено подробное описание каждой из них:

  • Надпись полного названия детского учреждения.
  • Обозначение группы и название театрализованного уголка.
  • Авторы, осуществившие оформление уголка.
  • Наименование и описание зон, являющихся частями проекта. Обязательными элементами являются ширма и костюмерная. Зонирование же иных частей происходит по усмотрению компетентных лиц. Всего можно выделить костюмерную, гримерную, мастерскую, зрительный зал, библиотеку (в том числе наличие видео- и аудиоматериалов), ширму, шкафы для хранения реквизита, участок, посвященный результатам и достижениям детишек в сфере театрализации (стенд).
  • Наполняемость каждой из имеющихся зон.
  • Возрастные показатели воспитанников.
  • Список видов деятельности, реализующихся на конкретном возрастном этапе в ходе занятий по театрализации.
  • Различные методические разработки, рекомендации, шаблоны и презентации. Под ними понимаются советы относительно частоты соответствующих занятий, их временной продолжительности. Также туда включаются задачи, ставящиеся перед конкретной группой, перечень упражнений, которые обязательны для выполнения в ходе занятий по театрализации для представителей конкретной группы.

Материалы оформления театрального уголка

Очень важно правильно продумать, как оформить театральный уголок. Частично элементы оформления можно приобрести в уже готовом виде, другую же часть можно изготовить своими руками.

Кукол, которые будут использоваться в пальчиковом театре, можно делать, используя такие материалы, как бумага или ткань. Для их украшения подойдут нитки, пуговицы или тесьма.

Вручную можно сшить и перчаточных кукол. Для этого потребуется обыкновенная перчатка, которую с изнаночной стороны нужно будет прошить на уровне пальцев. Затем перчатка выворачивается, набивается каким-либо мягким материалом. Подойдут вата или синтепон. Перчатка украшается декоративными элементами.

В случае использования марионеток делать их тело нужно из картона, при этом разные части тела должны делаться по отдельности. Когда все составляющие готовы, их надо скрепить между собой, используя нитки или проволоку.

Бибабо готовятся из простых женских чулок или гольфов, сделанных из капрона.

Для театра ложек используются обыкновенные столовые приборы, причем они могут быть как пластиковыми, так и деревянными. На них наносится драпировка, которая впоследствии украшается с использованием акриловых красок, пластилина и т. п.

Напольные куклы в технике своего шитья ничем не отличаются от обыкновенных. Если кукла будет высокой, в нее лучше вставить каркас.

Для того чтобы сделать платковую куклу своими руками, нужно взять основу из картона, сверху к голове приделать ленту. Внизу же пришивается либо платок, либо платье.

В целом, большинство декораций на уровне детского сада можно также сделать самостоятельно. Самым распространенным материалом для них служит твердый картон. Из него можно вырезать и солнце, и звезды, и деревья, и дома, а также многое другое.

Для изготовления занавеса потребуется гофрированная бумага. В случае отсутствия таковой, ее можно заменить на обычную ткань.

Из картона можно изготовить и ширму. В качестве более прочной альтернативы можно выбрать дерево.

Билеты — обязательный атрибут театра, и не стоит ими пренебрегать. Их несложно сделать, используя разноцветные картон, бумагу. Можно использовать и белый материал, тогда его будет нужно красиво раскрасить, что также будет полезно для детей.

Театрализация является очень интересной и действенной методикой развития детей дошкольного возраста. Кружки по театрализации можно проводить с детьми всех групп, обучающихся в детском саду, моделируя вид и содержание занятия в зависимости от возраста, групповых и индивидуальных детских особенностей.

К сведению. Для того, чтобы занятия по театрализации были максимально эффективными, их нужно проводить с использованием специального реквизита в помещении, оборудованном с учетом специфики кружка.

В настоящий момент оформление такового регулируется на уровне ФГОС. При соблюдении всех требований кружок театрализации поможет детям развить координацию и моторику, повысить коммуникативность, расширить вокабуляр, приобщиться к культурно-нравственным ценностям, побороть застенчивость и неуверенность в себе.

Читайте также: