Театр рукавичек в детском саду своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

Для успешного решения этих задач, в 2000 году началось и успешно продолжается по сей день, изготовление мною ВАРЕЖКОВОГО ТЕАТРА, который насчитывает уже около 160 различных образов. Варежковый театр сшит своими руками, он не имеет промышленного аналога. Мною и моей семьей были изготовлены замечательные образы-варежки русских персонажей: Матрешек, Петрушки, Петушков, Зайчиков, лесных и домашних животных, различных сказочных персонажей.

Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей. Варежки могут изготавливаться по - разному:

* они могут быть сшиты сразу с образом;

* на них могут прикрепляться различные мелкие мягкие игрушки или наклейки из ткани,

* на них могут быть накреплены вырезанные из ткани детские картинки.

Накрепление игрушек и картинок идет за счет пришивания к ним ленты- липучки.

Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия. Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.

Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физо, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному перессказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.

Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению. Для варежкового театра мною были написаны стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп. Вот какое развлечение с варежкой-Петрушкой для малышей могут провести не только взрослые, но и дети подготовительной группы.

Главный герой - образ Петрушки - русской игрушки, побуждает детей к проявлению творчества, развивает коммуникативные навыки.

вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста.

Автор Караваева Н.Б.

( Это развлечение можно провести как в зале, так и в группе. Перед детьми стоит небольшая ширма для выступления, варежка – Петрушка на которую будут прикрепляться различные музыкальные инструменты: балалайка, дудочка, гармошка, барабан. Все музыкальные номера можно менять по своему усмотрению.)

ВЕДУЩИЙ: Собрались мы все опять, вместе спеть и поиграть.

Кто же в гости к нам придет? Кто веселье принесет? ( пауза)

Гостя этого, я знаю, вам - загадку загадаю.

ЗАГАДКА: В колпачке, да с бубенцом, веселит он всех кругом.

Он - забавный и смешной, ловкий, умный, озорной.

Он - чудесная игрушка, а зовут его… Петрушка!

А Петрушка - значит Петя, очень любят его дети.

Ты, Петрушка к нам явись, да ребятам покажись!

( На ширме появляется Петрушка – варежка)

ПЕТРУШКА: Здравствуйте мои детишки, и большие и малышки!

Я – Петрушка – весельчак, я на выдумки - мостак!

ВЕДУЩИЙ: Погоди же, погоди, сам себя ты не хвали!

Чем ты нас повеселишь, чем ребят ты удивишь?

ПЕТРУШКА: Я принес для вас, ребятки,

ВЕДУЩИЙ: Вместе мы их разгадаем, да с тобою поиграем!

ПЕТРУШКА: Слушайте внимательно, приготовьте ушки,

Постарайтесь разгадать загадки от Петрушки!

1 ЗАГАДКА: ТРЕУГОЛЬНАЯ ДОСКА,

А НА НЕЙ – ТРИ ВОЛОСКА.

ПОД НЕЕ, ВЕСЬ НАШ НАРОД,

В ПЛЯСКУ ВЕСЕЛО ИДЕТ (балалайка).

ПЕТРУШКА: Балалайка! Угадали! Ну а вы ее видали?

Я сейчас вам покажу, балалайку принесу!

( в это время, Петрушке накрепляют балалайку и он показывается с ней в руках)

Ты пропой, да, поиграй- ка, наша чудо – балалайка!

( Включить любой музыкальный отрывок- звучание балалайки – соло.)

Балалайка - просто диво, как звучит она красиво!

Балалайки мы возьмем, с ними песенку споем.

(мальчики берут балалайки, а девочки – платочки)

ПЕТРУШКА: У меня еще загадка, постарайтесь-ка, ребятки!

ЗАГАДКА: ТОНЕНЬКАЯ ПАЛОЧКА, ДЫРОЧКИ – КРУЖОЧКИ,

И У ЭТОЙ ПАЛОЧКИ, ТОНКИЙ ГОЛОСОЧЕК.

ДУНЕШЬ НЕЖНО, ЗАПОЕТ,

ТАК, ЧТО ЗА ДУШУ БЕРЕТ! ( дудочка)

ПЕТРУШКА: Угадали, угадали, дудочку мою узнали!

Вот и дудочка моя, поиграем с ней, друзья!

ВЕДУЩИЙ: Будем в дудочки играть, и кукушек представлять.

( всем детям раздают дудочки)

ПЕТРУШКА: Молодцы, мои ребятки, вот и третья вам, загадка!

ЗАГАДКА: ОЧЕНЬ С ВЕЕРОМ Я СХОЖА,

Ты, ПОПРОБУЙ, РАЗВЕРНИ!

КНОПКИ СЛЕВА, КНОПКИ СПРАВА,

ЗВОНКИЙ ГОЛОС ЕСТЬ ВНУТРИ.

ПОД МЕНЯ ПОЮТ И ПЛЯШУТ,

ЛЮБЯТ БРАТЬ С СОБОЙ В ДОРОЖКУ,

ПОТОМУ, ЧТО, Я, РЕБЯТА, РАЗВЕСЕЛАЯ… Гармошка!

ПЕТРУШКА: Я гармошечку возьму и ее всем покажу!

( Петрушке накрепляют гармошку)

Голос у гармошки громкий, и заливистый, и звонкий.

Отдохните все немножко и послушайте гармошку!

СЛУШАНИЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

( в исполнении Гармошки)

ПЕТРУШКА: Вот последняя загадка, отгадайте – ка, ребятки.

ЗАГАДКА: САМ - ПУСТОЙ, ГОЛОС – ГУСТОЙ,

ДРОБЬ ОТБИВАЕТ, ШАГАТЬ ПОМОГАЕТ.( барабан)

ПЕТРУШКА: Очень барабан люблю, в руки палочки возьму,

Ударяю в барабан. Трам-пам- пам, трам-пам-пам!

ВЕДУЩИЙ: Барабаны мы возьмем, и играть скорей начнем.

( 4 ребенка берут барабаны и встают по 4 углам зала, вокруг них другие дети образуют 4 кружочка.

присаживаются на корточки и закрывают глаза, а дети – барабанщики, меняются местами и вместе ударяют в барабаны один раз. По сигналу все дети должны быстро найти своего барабанщика.)

ПЕТРУШКА: Все загадки разгадали, инструменты все узнали!

Очень я доволен вами, мы останемся друзьями.

Я еще не раз приду и загадки принесу!

( Петрушка под музыку уходит)

Особый интерес дети проявляют к инсценированию песен. Инсценировка песни - работа ответственная и нелегкая. Она сопровождается подбором не только песенного репертуара, но и набором определенных атрибутов: шапочек, элементов костюмов, различных бытовых предметов, музыкальных инструментов. Для обучения такому виду пения очень помогает варежковый театр, где дети разных возрастов, в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню. Это не только песни, это - занимательные мини- спектакли с пением и пляской.

Яркие забавные образы - варежки создают праздничное настроение, развивают память, речь, выразительность, мелкую моторику рук, учат слаженной работе в коллективе. Варежки и одежда на них, сшитые двустронним способом ( перестегиваются на любую руку),

позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепки, конструирования, физо, подготавливая ребенка к обучению в школе.

( Слова и муз. Караваевой Н.Б.)

Славится везде - повсюду, наша гжельская посуда.

И нарядна и нежна, дружит с белым синева.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор,оторвать не сможешь взор.

Чашки, чашечки и блюдца, улыбаются, смеются.

На боках у нас цветы, небывалой красоты.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Самовар пузатый я, полюбуйтесь на меня.

С чашечками я дружу, свой узор всем покажу.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Если чаю захотите, чайнички вы пригласите.

Ароматный чай хорош, с удовольствием попьешь.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Чай без сахара не пей, сахарницу ставь скорей.

И молочник рядом с ней, с молочком чаек вкусней.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Начиная со средней группы, дети могут самостоятельно показывать сказки, и здесь варежковый театр играет важную роль. Он очень доступен детям, легко надевается и снимается с руки, ребенок и взрослый может пристегивать на варежку любую игрушку - мягкую или плоскостную, проявляя собственное творчество.

Мною написано много сказок, которые дети могут самостоятельно показывать своим сверстникам и малышам. Для такого вида театра можно сшить и использовать различные виды ширм.

Особое место в своей работе я уделяю сказкам и пьесам, основанных на стихотворных текстах, которые я сочиняю сама. Благодаря простоте, музыкальности звучания слов и ритмичности, дети, играя роль, тренируются в развитии голосового аппарата и правильного дыхания, а также интонационной выразительности речи.

Свои сказки и инсценировки я пишу для детей разных возрастов. Начиная с младшей группы дети могут самостоятельно разыгрывать небольшие диалоги, чему очень помогает простой стихотворный размер.

Развитие ритмической пульсации и кукловождения у малышей.

УТРОМ СОЛНЫШКО ПРОСНУЛОСЬ, СЛАДКО, СЛАДКО ПОТЯНУЛОСЬ.

ВЫШЛО В НЕБО, ЧТОБ ОПЯТЬ, С НАМИ НОВЫЙ ДЕНЬ ВСТРЕЧАТЬ.

БЕЛКИ СЕЛИ НА СУЧОК И УВИДЕЛИ ГРИБОК.

ВНИЗ СКОРЕЕ ПОСКАКАЛИ И БОЛЬШОЙ ГРИБОК СОРВАЛИ.

МИШКА ПО ЛЕСУ ШАГАЛ, ДА МАЛИНУ СОБИРАЛ.

ВОЛК С ЛИСОЙ ШАГАЮТ ВМЕСТЕ, И ПОЮТ ДРУГ ДРУГУ ПЕСНИ.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ДА ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ДРУГ БЕЗ ДРУГА НАМ НЕЛЬЗЯ.

ВОТ ЛЕТИТ ИЗДАЛЕКА, В ГОСТИ БАБУШКА ЯГА.

В подготовительной группе, дети играют достаточно много: их репертуар шире, он дополняется музыкой и песнями, написанными мною специально к этим сказкам и инсценировкам.

СТИХИ – ДИАЛОГИ ДЛЯ ВАРЕЖКОВОГО ТЕАТРА

для старшего дошкольного возраста.

Автор Караваева Н.Б.

КЛЕНОВЫЕ ЛИСТОЧКИ.

ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ: Я - кленовый лист резной,

Ярко – желтый, золотой.

Лучше всех моя расцветка,

Самый главный я на ветках.

Красный лист, ты что молчишь,

О себе не говоришь?

КРАСНЫЙ ЛИСТ: Я хвалиться не люблю,

От обиды весь горю.

Стыдно, братец за тебя,

Потому и красный я!

МУХОМОР И ПОДБЕРЕЗОВИК.

МУХОМОР: Здравствуй, братец мой, грибок,

Некрасивый ты дружок.

То ли я, грибок цветной, поглядите-ка какой! В белой юбочке на ножке,

В красной шапочке в горошек.

Стройный, тоненький, красивый,

Не грибок, а просто – диво!

ПОДБЕРЕЗОВИК: Правда, очень ты красив,

Но ужасно ядовит.

Хоть и очень ты гордишься,

В суп грибной не пригодишься.

МЫШКИ.

1 МЫШКА: Здравствуй, мышка, где бывала?

И кого ты повидала?

2 МЫШКА: Еле ноги унесла, там, на крыше два кота.

Схоронились за трубой и бранятся меж собой.

Делят жадные коты, три кусочка колбасы.

1 МЫШКА: Значит им и не до нас?

Все съедим у них сейчас!

Осенняя сказка для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор КАРАВАЕВА Н.Б.

(В центре зала стоит 2 стола с настольной ширмой для варежкового театра. В центре за ширмой стоит бутафорская яблоня, на ней висит большое красивое яблоко, которое потом делится на четыре дольки)

ВЕДУЩИЙ: Осень, листья облетели,все деревья опустели.

Тишина в лесу, покой. Лишь на яблоне лесной,

Яблоко одно осталось, сохранилось, не упало.

Высоко оно висит, очень спелое на вид.

Мимо Зайка пробегал, яблочко то, увидал.

(Под музыку выбегает Зайка, танцует и останавливается около яблони)

ЗАЙКА: Ах, красивое какое, это яблоко лесное!

Вот бы съесть сейчас его. (подпрыгивает)

Не достану, высоко!

ВЕДУЩИЙ: Тут ворона пролетела, яблоко то увидала.

ВОРОНА: Ах, какое наливное, это яблоко лесное!

Так и хочется склевать, надо мне его сорвать.

ЗАЯЦ: Эй, ворона, помоги!

Яблоко мое сорви!

ВОРОНА: Это яблоко мое,

Я себе, сорву его!

(срывает яблоко, в это время пробегает Еж, и яблоко падает ему в руки)

ЕЖИК: Ох, какое наливное, это яблоко лесное!

И оно теперь мое, я, пожалуй, съем его.

(бежит с яблоком)

ЗАЯЦ: Эй, постой-ка, серый еж! Куда яблоко несешь?

Это яблоко мое, первым я нашел его.

ВОРОНА: Нет, мое, постой, братва, яблоко я сорвала!

Значит яблоко - мое, я - Ворона, съем его!

(все тянут яблоко к себе)

ВЕДУЩИЙ: Каждый яблоко к себе тянет, быть в лесу беде!

Шум и крик такой поднялся, что Медведь перепугался.

Прибежал и говорит…

МЕДВЕДЬ: Что за драка, что за крик!

Отвечайте, не хитрите, почему вы так шумите?

ЕЖИК: Ты, Медведь, нас рассуди…

ЗАЯЦ: Ты нас, Мишка, помири.

Кому яблоко отдать, каждый хочет его взять.

МЕДВЕДЬ: Что ж, согласен, так и быть,

Кто же яблоко нашел?

ЗАЯЦ: Зайка к яблоне пришел!

МЕДВЕДЬ: А, кто яблоко сорвал?

ВОРОНА: Я, кар-кар, Я, кар-кар!

МЕДВЕДЬ: А кто яблоко поймал?

ЕЖИК: Серый ежик, хоть и мал!

МЕДВЕДЬ: Я скажу вам, все вы правы,

Ждет вас каждого награда!

ВОРОНА: Но ведь яблоко одно,

Кому достанется оно?

МЕДВЕДЬ: Подскажу вам, так и быть,

НАДО ЯБЛОКО ДЕЛИТЬ! (делит на дольки)

Дольку - Зайчику дадим, (дает дольку)

И Ворону угостим! (дает дольку)

Эта долька - для Ежа (дает дольку)

Эта - лишняя одна.

ВСЕ ЗВЕРИ: Нет, не лишняя она,

Эта долька - для тебя.

Ты Медведь всем угодил,

Всех зверей ты помирил!

И на радости сейчас,

Мы пойдем в веселый пляс.

ВСЕ ЗВЕРИ ТАНЦУЮТ ТАНЕЦ (можно с муз. Инструментами ).

Варежковый театр "НОВЫЕ ДРУЗЬЯ КОЛОБКА"

( Эта сказка может быть использована в работе по совершенствованию театрализованных навыков старших дошкольников. Дети самостоятельномогут показать ее малышам, как в варежковом или кукольном исполнении,

так и драматизацию, на усмотрение воспитателя и музыкального руководителя.

Роли дети учат быстро из – за повторяющихся фраз. Это очень удобно для разучивания сказки всеми детьми. Несмотря, на повторяющиеся слова, сказка проходит интересно, за счет разных голосовых тембров у детей.

Игрушку – колобка нужно сшить таким образом, чтобы каждая часть из четырех, смогла бы отстегиваться. В изготовлении такой игрушки можнопроявить много творчества.)

ВЕДУЩИЙ - РЕБЕНОК: Вы, послушайте, друзья,

Сказка в гости к вам пришла.

Хоть она совсем не нова,

Мы расскажем по - другому.

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

КОЛОБОК: Меня бабка испекла, клала на окошко.

Надоело мне лежать, прыгну на дорожку.

Я по лесу покачусь, кого встречу – подружусь.

( Звучит музыка, колобок катится, навстречу – Зайка)

ЗАЙКА: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Зайка откусил разок, засмеялся Колобок…

(Отстегивает часть игрушки, или зажимает часть игрушки пальчиком)

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ВОЛК: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай, попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то, я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Волк лишь откусил разок,

Засмеялся Колобок! (Отстегивает следующий кусочек)

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ВЕДУЩИЙ: Покатился он опять,

МЕДВЕДЬ: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Мишка откусил разок, засмеялся колобок…

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ВЕДУЩИЙ: Покатился он опять,

ЛИСА: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай, попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Откусила лишь разок, засмеялся Колобок. (Отстегивает часть)

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ЛИСА: Ты совсем не круглым стал, а похож ты на овал.

Ты теперь не Колобок, а румяный пирожок!

КОЛОБОК: Звери съели все бока, нету больше Колобка.

Похудел, стал пирожком, не жалею, я, о том.

Я совсем не огорчился и со всеми подружился!

ВЕДУЩИЙ: Вот и сказка наша вся, вам понравилась, друзья?

( Дети – актеры выходят из – за ширмы и кланяются, а затем уходят)

Театрализованная деятельность раскрепощает детей, делает их смелыми, жизнерадостными, уверенными в себе, что поможет моим детям в школьном обучении.

Это - закон всей педагогической жизни, и выполняя его, ничьи труды не пропадут зря.

Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп.

ВложениеРазмер
metod.razrabotka_varezhkovy_teatr.docx 34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Старший воспитатель: Бектемирова Д. Е.

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей.

Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.

Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному предсказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.

Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.

В своей деятельности наши педагоги активно использую пальчиковый, кукольный, а последнее время и варежковый театр. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы . Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.
Основная цель моей работы : развитие личностных, творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли.
Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей .

В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни. Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.

Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.

Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп(смотри приложения)

Мама - рукодельница

воскресенье, 30 декабря 2018 г.

Рукавичковый (варежковый) театр для младших дошкольников

Среди моих рукодельных увлечений есть шитьё. А это значит, что у детей периодически появляются не только одёжки, сшитые мамой, но и разные другие сшитые предметы. Например, рукавичковый (или варежковый) театр. Это такая разновидность театра, где герои представлений сделаны на основе рукавички, или варежки.

Идею мне подкинула моя знакомая, которая работает в детском саду. Им нужно было помочь сшить для праздничного номера такие рукавички для детей – зелёную ёлочку на одну ручку и белого зайчика на вторую. Причём, рукавичка должна была быть без большого пальчика. По отзывам воспитателей, так удобнее надевать рукавичку – дети не отвлекаются на пальчик.
Рукавичковый театр удобно шить из флиса – он не осыпается, мягкий и приятный в использовании. Для деталей (ушей, лап, носов, глаз) можно использовать более жесткий фетр или разнообразную фурнитуру – пуговицы, бусинки, кнопки.
Для пробы я сшила такие рукавички свое дочке. У нас теперь есть зелёная ёлочка и розовая свинка – символ наступающего года.



Выкроить рукавички для театра не сложно. Достаточно знать ширину ладони ребёнка и длину его ладони от кончиков пальцев до косточек на запястье (лучше сделать рукавичку чуть длиннее, чем до косточек, чтобы она не упала с руки во время игры).
Если нет возможности измерить руку ребёнка, можно ориентироваться на таблицы размеров рукавиц, размещенные в сети. Например, вот на эту, взятую с сайта. Ширина и длина приведены в сантиметрах.
Зная мерки, рисуем основу в форме прямоугольника, скругленного в верхней части и немного зауженного снизу. А к основе уже пририсовываем детали. Если это ёлочка, то рисуем ветки. Если животное, то ушки – лапки и всё, что пожелаете. Для свинки и зайчиков я ничего не пририсовывала к основе – все детали (уши и хвосты) пришивала отдельно.
Можно использовать вот эти выкройки, подогнав их под нужный вам размер.
По выкройкам вырезаем детали рукавичек, оставляя небольшой припуск.




Сшиваем детали основы вместе, не забывая вставлять уши, если вы решили их вшить. Можно их пришить и сверху – всё зависит от вашей задумки.



Выворачиваем основу рукавички, пришиваем или приклеиваем детали мордочки. А на рукавичке - ёлочке прокладываем снаружи шов, ограничивая место для ладошки. Кроме того, прошиваем по периметру веточки, укрепляя их.



-----
После опубликования материала я вспомнила, что мне приходилось раньше "обшивать" кукольный театр детского сада. Маски-шапочки волка, кота, пса, поросенка и семерых козлят я шила старшей дочке в садик. Вот мой мастер-класс.

Детский кукольный театр всегда был популярным у меленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей, для которых то, что куклы оживают и начинают разговаривать — это волшебство. Особенно малышу будет интересно, если перчаточная кукла будет изготовлена вместе с родителями своими руками.


Значение кукольного театра в развитии малыша

Чаще всего кукольные представления распространены в дошкольных заведениях для детей. Куклы играют огромную роль в жизни малыша. Они становятся первыми друзьями, с которыми начинает общаться ребенок. Движение любимого персонажа приносит радость малышу и обычный день для него становится праздником.

Но подобные представления — это не просто развлечение для детишек. С помощью кукольного театра происходят воспитательный и познавательные процессы. В возрасте 4-6 лет в ребенке происходит формирование характера, проявляются интересы к окружающей среде. Именно тогда нужно прививать ребенку чувство доброты, трудолюбие, умение дружить и говорить правду.


С помощью кукольного театра можно найти общий язык с ребенком, который не разговаривает с чужими людьми. Кукле такой малыш станет доверять больше. Он будет смеяться над ее шутками, подаст руку или позволит к себе прикоснуться.

Важно! Регулярное общение с кукольным персонажем поможет ребенку дошкольного возраста познакомиться с окружающей средой и научит быть смелым при контакте со сверстниками и педагогами.

Более старших детей учат уже самим разыгрывать кукольные спектакли.

  • Благодаря театру малыши приучаются к искусству, развивает воображение.
  • Со временем у них начинает проявляться талант к рисованию, музыке или лепке.
  • В процессе игры с куклами малыш ярко представляет, что переживает персонаж и задумывается над тем, как нужно правильно поступить.
  • Все свои эмоции он проявляет с помощью жестов и мимики.

Чаще всего используется именно пальчиковый театр, который называется бибабо. Перчаточная кукла на руку отличается пустотой внутри и называется так потому, что ее используют как перчатку, при этом голова надевается на указательный палец руки, а средний и большой заменяют ручки персонажа. Другие пальцы остаются без действия и собираются в кулак. Как изготовить такую игрушку можно узнать из данной статьи.

Каких перчаточных кукол можно сшить самостоятельно


Для того, чтобы организовать у себя кукольный театр, прежде всего нужно задуматься, где взять актеров. Героев можно изготовить самостоятельно, тщательно продумав, каких именно кукол нужно сделать для представлений.

Самыми распространенными остаются:

  • лиса;
  • заяц;
  • английская лягушка Кермит;
  • петрушка;
  • медведь;
  • волк;
  • три поросенка;
  • акула;
  • елочка;
  • дед мороз.

Кроме того, можно изготовить колобка, деда и бабку, цыпленка. С помощью этих персонажей можно не только разыграть сцены известных сказок, но и придумать свои сценарии.

Что понадобится для процесса работы

Для изготовления перчаточной куклы понадобится подготовить следующие материалы и инструменты:

  • чулок из капроновой ткани;
  • плотная ткань необходимого цвета, размером 30×60 сантиметров;
  • наполнитель;
  • нитки соответствующего цвета;
  • иглы;
  • лист картона;
  • листы бумаги;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • кисточка для красок;
  • гуашь.

Мастер класс по изготовлению перчаточных кукол


Изготовление любой куклы начинается одинаково. Основа состоит из головы игрушки и одежды.

Голова

В первую очередь нужно изготовить цилиндр, который будет служить у куклы шеей. К нему и будет крепиться голова игрушки. Эта же деталь необходима в управлении персонажем.

  • Для работы понадобится отрезать небольшую полоску, размером в 8 сантиметров, от картонного листа и свернуть в трубочку.
  • Чтобы она не разворачивалась, края хорошо смазываются ПВА и фиксируются.
  • В процессе изготовления цилиндра, внутренний диаметр нужно примерять на указательный палец, чтобы в последствии было удобно управлять игрушкой.

Внимание! Если куклой будет управлять ребенок, то примерять основу нужно на детский пальчик.

Чтобы голова игрушки хорошо держалась на основе, на одном конце цилиндра, из листа бумаги нарезаются тонкие полоски, размер не должен превышать 3 миллиметров. Край основы намазывается клеем и наматываются полоски бумаги, обрабатывая их ПВА. Уплотнение должно выйти не толще 4 миллиметров. После этого нужно дать возможность клею просохнуть. Для этого деталь кладут в теплое место.


Для изготовления головы понадобится чулок из капрона и наполнитель. В качестве наполнителя можно использовать вату или синтепух. От чулка отрезается два одинаковых куска, длиной не больше 20 сантиметров. Один край аккуратно зашивают, при этом формируя его в полукруг.

Многие поинтересуются, почему не использовать капроновый носок с фабричным швом. Дело в том, что для фиксации изделия на ноге применяется утягивающая резинка, которая не позволит сделать голову игрушки качественно.

Полученный чехол нужно набить наполнителем, формируя его в шарик. Для этой цели отлично подойдет синтепух. Таким образом первый этап изготовления головы можно считать законченным.

Важно! Синтепух лучший материал для изготовления головы игрушки. Он позволяет создавать идеальную поверхность.


Готовый подсохший цилиндр из картона нужно установить в центре шара. После этого по кругу края чехла, с помощью швейной иглы вставляется нитка и слегка стягивается. Таким образом получилась заготовка для головы любого персонажа.

Одежда

Для куклы важен ее наряд. Каждый мастер делает его по своему вкусу. Одни предпочитают делать изделия по мотивам сказок, другие шьют для своих кукол модную одежду. Главное, чтобы в работу была вложена душа мастера.

Чтобы выкроить платье-перчатку для куклы, понадобится в первую очередь представить, как именно кукловод будет держать куклу и в таком положении обвести руку, приложив ее к бумажному листу. Таким же образом обводится правая рука. После этого рисуется общий контур заготовки и рисунок вырезается. Выкройка готова.

Теперь ее нужно приложить к сложенной вдвое ткани, обводят ее, прибавив 1 сантиметр для шва. Вырезав по контуру мастер получит сразу две необходимые детали. Печатку можно сшить вручную или прострочить на швейной машине.

Платье надевается на утолщенную часть цилиндра и плотно стягивается ниткой к самому основанию. Таким образом наряд фиксируется на кукле. Теперь основа кукольного персонажа готова, остается только приделать ему лицо.

Для изготовления куклы-лисички понадобится использовать искусственный мех оранжевого цвета. Лоскутки белого и черного флиса. Для одежды игрушки понадобится немного х\б ткани, которая послужит подкладкой.

Выкройка делается по заранее описанной схеме. На грудку пришивается лоскуток их белого флиса. Заготовка платья выворачивается на изнанку и пришивается подкладка. После этого деталь выворачивается, при этом все углы должны быть аккуратно расправлены и вывернуты крючком.


Из того же оранжевого меха вырезаются заготовки для мордочки. В выкройке необходимо сделать припуск не больше 5 миллиметров. Сшиваются заготовки между собой мехом во внутрь, а затем выворачиваются, надеваются на заготовленную голову куклы и фиксируются.

Помимо этого пришивается хвост и ушки. Носик делается из черного флиса. В довершение приклеиваются глаза. Кукла полностью готова.

Зайчик

Голова основы обтягивается белой тканью. Ушки вырезаются из белых и розовых лоскутков. Розовые заготовки вставляются в средину ушей.

К голове пришиваются щечки, наполненные синтепухом. Делается носик из красной пуговицы и глазки из черных пуговок. Украсить зайчика можно, повязав на шею бантик.


Петрушка

Для изготовления Петрушки понадобится взять вторую заготовку из капронового чулка, надеть ее на готовую голову куклы и с помощью синтепуха сформировать нос. Чтобы он не распался, укрепляют его стежками. После этого голову обильно покрыть клеем ПВА. Затем голова красится гуашью светло-розового цвета, смешав ее предварительно с ПВА. Дают возможность краске высохнуть и рисуют широкий рот на лице и озорные глаза.

После этого нужно сформировать волосы из ниток, затем шьют колпак. Фиксируют их на голове. К платью пришиваются руки, плотно набитые наполнителем. Кукла перчатка Петрушка готова к выступлениям.

Для справки! Кукла Петрушка может быть задействована практически в любой постановке.

Медведь

Наручная кукла медведь делается аналогично лисичке, только в этом случае понадобится взять светло-коричневый, желтый и черный флис. Сшив голову и платье из коричневой ткани, на ушки, лапки, грудку пришиваются кусочки определенной формы. Щечки так же делают из желтого флиса, пришивают черную заготовку флиса на место носа. Приклеивают готовые заготовки глаз или пришивают черные пуговки.


Волк и три поросенка

Игрушки для постановки сказки волк и три поросенка делаются по одной и той же схеме. Голову для перчаточной игрушки волк обшивают серым фетром по той же схеме, что делалась лисичка. Платье шьется по тому же принципу.

Головы поросят формируются с использованием второго чехла из капронового чулка, как и для игрушки Петрушка. Ушки и пятачок формируют из синтепуха и покрывают поверхность клеем ПВА и гуашью.

Зная, как изготовить основу игрушки, можно создать любой персонаж для кукольного театра. Обязательно к работе нужно приглашать детей. Процесс изготовления куколки доставит им удовольствие.

Читайте также: