Принцесса и художник краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В одном городе был большой ботанический сад с красивой оранжереей. Витые колонны держали узорчатые арки с паутиной металлических рам со стеклами. Сквозь стекла виднелись растения, заключенные в это великолепие. Листва их мешалась, ветви упирались в рамы, изгибаясь и ломаясь.

Теснящиеся растения мечтали о просторе, свободе и родных краях. Прозрачная крыша не могла заменить ясного неба, а полив – буйство дождя.

Особенно тосковала высокая стройная пальма, которую директор ботанического сада называл Аttalea princeps. Она возвышалась над всеми остальными жителями оранжереи и была ближе всех к этому чужому бледному небу. Но даже и такое небо радовало бы ее, не будь оно отделено толстым стеклом.

Внизу растения спорили о поливе и любви к влаге. Кактус и саговая пальма хвастались друг перед другом: один выносливостью, другая своей избирательностью. Древовидный папоротник называл тюрьмой это жалкое существование, а корица была рада, что здесь ее не обдирали.

Аttalea обиделась и решила самостоятельно найти дорогу к свободе. Она мечтала увидеть небо и солнце без решеток и стекол и была готова на все ради достижения своей цели.

И пальма начала расти. Все остальные сердились на нее за гордые слова, кроме маленькой чахлой травки, обвивавшейся вокруг ствола Аttalea. Она не видела неба, о котором мечтала пальма, но оранжерея для нее тоже была тюрьмой. И трава прошептала пальме пожелания счастья в попытке обрести свободу.

Аttalea тратила все силы и все соки на рост. Листья и корни лишала она необходимого питания, все отдавая стволу. И росла с огромной скоростью. А директор оранжереи не мог нарадоваться на этот экземпляр, считая его успехи в росте следствием прекрасного ухода.

Через месяц пальма уперлась в рамы. На боль в истерзанных листьях она не обращала внимания. И однажды рама лопнула. Стекла посыпались, и пальма вышла из теплицы.

Была глубокая промозглая осень. Дождь со снегом заметал остовы деревьев и холодный ветер ужаснул пальму. Она поняла, что зря стремилась наружу.

Директор велел спилить растение и вырвать чахлую траву.

Иногда цель не оправдывает потраченные усилия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гаршин. Все произведения

Attalea princeps. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В одном селе проживала женщина со своим неженатым сыном, которого звали Семеном. Жили они бедновато. Приходилось им спать на полу, да и одежда у них была вся перештопанная.

Тёплым осенним утром две подруги шли в школу. Они были одеты в коричневые формы и чёрные выглаженные фартуки. На безоблачном небе ярко светило солнце. Девочки шли по улице, крепко держась за руки

Васса Борисовна Железнова, до замужества Храпова, ей сорок два года (но ей этот возраст не дашь, выглядит она очень молодо и свежо). Имеет свою пароходную фирму, зажиточна и значимая личность

У одного мужчины скончалась супруга, и стал он жить с дочерью. Но недолго время прошло, как он сочетался законным браком с женщиной, ужасно сердитой и жадной. К тому же она имела своих дочерей, таких же вредных и невоспитанных, как она.

Ажурен узор у чугунной ограды,
Ворота, ищи – не найдешь красивей…
Стоят у ворот в карауле солдаты –
Сверкают погоны и пряжки ремней.
Живет за воротами добрая сказка,
Хотите, мы в гости отправимся к ней?
Вот вам маскарадная яркая маска,
Солдаты! Ворота откройте скорей!

Кусты убегают подстриженным строем,
Из желтых дорожек расстелен ковер,
Веселые птицы восторженным роем
Из песен в саду разжигают костер.
Деревья накинули шелковый шарфик
Из листьев зеленых на сказочный дом –
Взлетает над башенкой розовый шарик,
Веранда блестит голубым хрусталем.
А в домике этом красавица-кукла,
Принцесса из сказки чудесной живет.
Улыбка принцессы, как ясное утро,
А брови круглы, как у ласточки быстрый полет.
Как синее небо глаза у принцессы
И губы алеют, что маковых два лепестка,
Пшеничного цвета до пояса косы,
А бантика два – два прозрачных, больших мотылька.
На туфлях подковы сиреневым звоном
Таинственно звонят на каждом шагу,
Как будто бы ветка сирени, качаясь, с поклоном
К окну прислоняет цветную дугу.
Как белое облако платье в оборках,
Сияет корона волшебным огнем –
Танцуют веселые белки на елках,
Когда ее видят в аллеях с пажом.
На дальней дорожке качаются тени,
Скрываясь в прохладе от жаркого дня,
Волшебною палочкой тешатся феи
По веткам, по листьям лучами, звеня…
Под сенью деревьев беседка резная,
В беседке замшелый, зеленый гранит –
Алмазными струями, тихо играя,
Родник из под камня алмазно звенит.
А рядом пылает на кустике роза,
Душистые запахи сея вокруг…
К беседке резной наклонилась береза,
Объятия раскрыла из веточек-рук.
И розовый запах, запутавшись в листьях,
Струёю журчит у воды ключевой,
У птиц он на крыльях, у бабочек в мыслях,
По саду летает душистой волной.
Здесь кроит волшебница чудо-портниха
Для счастья наряды в цветных кружевах.
Они словно тайны, рождаются тихо,
Букашками прячутся в листьях, в кустах.
А если над розой красивой склониться,
Такую увидите вы красоту,
Что сердце от счастья в груди затаится,
Как будто сачком вы случайно поймали звезду…
Принцесса на встречу приходит к подруге,
Вдыхает пьянящий ее аромат…
И слушает, птицы как свищут в округе,
Как трубы оленьи за лесом звенят…
Платочком смахнет над листами росинки,
Из лейки польет ключевою водой –
И вспыхнет цветок, как живая картинка,
Горя несказанной своей красотой.
В награду за нежность, за добрую ласку,
За чуткость, заботу, любовь, доброту
Услышит принцесса чудесную сказку
О тайнах, живущих в ветвистом саду.

…В постели больная, бела, словно простынь,
Не ест и не пьет, все грустит и грустит…
И солнышко в небе запряталось в просинь,
Нырнуло за тучи. как в морюшко кит…

Бессильны врачи, бесполезны лекарства,
В слезах и в печали горюет все царство…

Привет, Ирина! Очень интересная сказка. Кстати, можно было здесь продолжить начало по-разному, очень много вариантов.
А Вы печатаете Вашу прозу для детей в ЗУБРЁНКЕ? или у Вас есть детские книжки? Или Вы член Союза писателей по детской секции. (Я знаю, что Вы член СП, но не знаю, по прозе или по поэзии, или по детскому отделу. )

Я не член СП, я - кошка, которая гуляет сама по себе. В "Зубрёнке" не печаталась, хотя много раз собиралась дойти до Бутенко.
Спасибо за визит. До скорого!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

М.А. ВРУБЕЛЬ. Принцесса Греза. 1896


М.А. ВРУБЕЛЬ. Принцесса Греза. 1896
Холст, масло. 750 × 1400. ГТГ

Это история любви провансальского трубадура принца Жофруа Рюделя к принцессе Мелиссанде (Мелисинде), которую он никогда не видел, но слышал от паломников о ее необыкновенной красоте, добродетели и благородстве. Он сложил о ней множество прекрасных стихов и песен, которые разнеслись по всему миру.

Ее кудрей волнистых цвет
Как будто нити золотые;
Лучи играют голубые
В ее очах, как лунный свет.

В ней то веселия порывы,
То нега странной тишины;
При ней все женщины ревнивы
И все мужчины неверны.

Такою, если пилигримы
Не лгали в дивной песне нам,
Священной радостью палимы,
Такой ее увидим там. [1]

История любви Жофруа оказалась трагичной: одолев все опасности морского путешествия, принц умер на руках возлюбленной.

Несмотря на то что руководство театра всячески препятствовало постановке спектакля, премьера состоялась и имела самые благоприятные отзывы.

История замысла

Врубель видел постановку пьесы Ростана в начале 1896 года, тогда же ему поступил заказ на оформление художественного павильона Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде; ее открытие планировалось на лето 1896 года. Организатором выставки был назначен министр финансов Сергей Юльевич Витте, задумавший провести ее с широким размахом и представительством. Выставка занимала площадь 100 га. Для экспонирования произведений искусства был выстроен специальный павильон. Не будучи сведущ в художествах, Витте поручил своему соратнику и давнему партнеру Савве Ивановичу Мамонтову, прозванному по аналогии с Медичи Великолепным Саввой, культурную программу выставки.

Врубель выбрал два противоположных по происхождению и настроению сюжета. Один - западный о провансальском трубадуре, полюбившем прекрасную принцессу, другой - русский, основанный на древней былине о пахаре Микуле Селяниновиче.

Возмущенный подобным поворотом событий, Мамонтов поехал в Петербург и доказал С.Ю. Витте, что Академия вмешалась не в свое дело, так как внутренняя отделка павильонов не входила в компетенцию Академии. Витте обещал посодействовать отмене постановления жюри, но граф Толстой обратился к президенту Академии великому князю Владимиру Александровичу, а тот к императору Николаю II, и в результате панно сняли, а Врубелю устроили настоящую травлю. Тяжело переживая эту историю, в разгар работы художник уехал с выставки в Москву для работы над другим заказом, получив от Мамонтова 5000 рублей за панно.

В том, что Мамонтов обратился с просьбой закончить работу над панно именно к Поленову, заключался особый смысл. Авторитет Поленова был весьма велик. Поленов, один из крупнейших и признанных художников-передвижников, который в 1876 году удостоился звания академика, вдруг взялся за доделку полотен некоего Врубеля, художника малоизвестного и отвергнутого официальными кругами. Это должно было произвести на членов академического жюри сильное впечатление.

Общественное мнение

Продолжение следует

С этой статьей также смотрят:

Врубель: художник на все времена

Ирина Шуманова
Врубель: художник на все времена

Самое невероятное читательский дневник

Читательский Дневник

Автор: Андерсен

Жанр: литературная сказка

Год написания — 1870

Сколько страниц — 10

  • Художник — талантливый и добрый. Создал невероятные часы, которые каждый час показывали новую картинку
  • Силач — глупый и самоуверенный. Сломал часы, но был за это наказан.
  • Принцесса — красивая и справедливая.
  1. Конкурс от короля
  2. Необыкновенные часы
  3. Двенадцать картин
  4. Поступок силача
  5. Жених и невеста
  6. Призрак разбитых часов
  7. Смерть силача
  8. Счастливая свадьба

Эта сказка учит верить в чудеса и победу добра над злом, учит ценить предметы искусства. Учит не быть самоуверенными и наглыми.

  • Делая зло на добро не надейся.
  • Всякий труд достоин награды.
  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Посеешь зло – оно к тебе вернётся.
  1. Король обещал половину королевства и руку принцессы тому, кто сможет совершить самое невероятное.
  2. Бедный молодой человек создает великолепные часы, которые каждый час показывали новую картинку — Моисея, Адама и Еву, Времена года, Пять чувств и другие.
  3. Все согласны с тем, что часы — самая невероятная вещь, и их создатель назван победителем.
  4. Внезапно силач мужчина ударом топора разбивает часы, и все соглашаются, что этот поступок даже более невероятен, чем создание прекрасных часов.
  5. Силач должен был жениться на принцессе, но на свадьбе фигуры часов волшебным образом появляются снова и ночной сторож убил жениха.
  6. Все сходятся во мнении, что это самое невероятное, и принцесса и юный создатель часов женятся.

Король огласил, что тот, кто сделает самое невероятное, возьмёт за себя принцессу, а за ней в приданое полкоролевства!

Как только объявили, все люди принялись ломать себе головы. Двое объелись, двое опились до смерти — в надежде совершить самое невероятное на свой лад, да не так взялись за дело!

Выбрали судей в, от трёхлетних детей до девяностолетних старцев, которые единогласно решили, что самою невероятною из них были большие удивительные часы. Каждый раз, как часы били, появлялись живые картины, показывавшие, который час. Таких картин было двенадцать, каждая с движущимися фигурами, пением и разговорами.

Создатель часов, молодой художник, был добрым, с детски весёлою душою, он заботился о своих бедных родителях. Он вполне заслуживал и руки принцессы и полкоролевства.

Принцесса уже ждала решения суда и художник был уверен в своей победе. Но в этот момент мускулистый силач и ударом топора разбил невероятные часы

— Вот вам я! — сказал силач. — Один удар, и — я поразил и его творение, и вас всех! Я сделал самое невероятное!

— Разрушить такое чудо искусства! — толковали судьи. — Да, это самое невероятное!

Весь город повторил то же, и вот, принцесса, а с нею и полкоролевства должны были достаться силачу, — закон остается законом, как бы он ни был невероятен.

Был назначен день свадьбы силача и принцессы. Когда они уже были в церкви, туда вошли чудесные часы и стали между женихом и невестою. Вдребезги была разбита лишь внешность, форма, но идея, одухотворявшая произведение, не погибла.

Часы начали бить, сначала пробили час, потом два, и т. д. до двенадцати, и картина являлась за картиною. Прежде всех явился Моисей; от чела его исходил пламень; он уронил тяжёлые скрижали прямо на ноги жениха и пригвоздил его к месту. Потом являлись Адам и Ева, восточные цари, времена года и другие картины. Каждый персонаж стыдил жениха, но тому не было стыдно.

Принцесса сказала, что пора выдать ее за истинного виновника торжества — художника. И он явился в церковь в сопровождении всего народа. И все радовались его счастью)

Читайте также: