Тайна каменной черепахи краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

В зоомагазине Вася увидел двух маленьких черепашек, но мать отказалась их купить, ведь у них уже жила старая черепаха Машка, а три черепахи в доме — это слишком.

Когда мать заснула, Вася отнёс Машку на базар. Там он нашёл покупателя, готового купить старую черепаху для сына. Перед покупкой этот человек долго вертел панцирь в руках, желая удостовериться, что он не пустой, а черепаха, как назло, отказывалась высунуть голову. Васе даже обидно стало, что Машка так равнодушно с ним расстаётся. Продав Машку, Вася на вырученные деньги купил маленьких черепашек и радостно принёс их домой. Весь день он возился с ними, кормил, играл, и, засыпая, рассказывал матери, как он любит своих новых черепах. На это мать заметила, что старый друг оказался не лучше новых двух.

После слов матери Васю начинает мучать совесть. Машка уже старая, и неизвестно, умеют ли новые хозяева правильно с ней обращаться, а он даже не успел объяснить, как за ней ухаживать.

Встав ночью, он взял черепашек, игрушки и отправился к покупателям Машки. Проснувшись и увидев, что в ящике нет черепах, мать всё поняла и отправилась за сыном. Наблюдая за ним издали, она охраняла Васю, чтобы никто не помешал его первому доброму подвигу.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В данном разделе сайта можно ознакомиться с оглавлением вышедших номеров, аннотациями к статьям. Также Вы можете скачать отдельные статьи и выпуски целиком в формате pdf.

В режиме предварительного просмотра (для статей 2011 – 2014 годов, по ссылке в названии статьи) представлен только основной текст работы, без сносок, таблиц и иллюстраций. В предварительный просмотр статей внедрён сервис перевода от Гугл, услуга доступна для номеров 2011 – 2014 годов.

Выберите интересующий Вас номер для просмотра

Архив новостей 216

Популярное краеведение 6

Надеемся, что читательская аудитория не останется в стороне от процесса создания образа региона, особенно – нашего, дальневосточного, и приглашаем желающих разместить свои впечатления и размышления о регионе на наших страницах.

Проекты и дискуссии 12

Книги 95

Мы готовы рассмотреть предложения авторов и рецензентов о размещении в этих рубриках нашего сайта материалов о новых регионоведческих исследованиях и учебных пособиях регионоведческой тематики.

Предложения и вопросы просим Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовате.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовате.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бриакан Документальная и художественная литература. Тайна каменной черепахи. В.Е. Ларичев. Учитель русского языка и литературы: Матвеева Наталия Николаевна.

Документальная проза, документальная литература, нон-фикшн (англ. Non-fictio.

Документальная проза, документальная литература, нон-фикшн (англ. Non-fiction)— особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий, существенно дополняющая, а зачастую и опрокидывающая предлагавшуюся прежде. В документальной прозе широко используется публицистический стиль. От журналистики (репортажа, очерка) документальная проза отличается большим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также большим объёмом. От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.

Вита́лий Епифа́нович Ла́ричев — советский и российский археолог-востоковед.

Вита́лий Епифа́нович Ла́ричев — советский и российский археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук (1971), член РАЕН (1992). Один из ведущих специалистов по археологии и истории чжурчжэней и других древних народов Дальнего Востока России и сопредельных Маньчжурии и Монголии.

произведения

произведения

Чжурчжэньская каменная черепаха в Хабаровском краеведческом музее — героиня.

Чжурчжэньская каменная черепаха в Хабаровском краеведческом музее — героиня книги В. Е. Ларичева (1966)

Речь пойдёт о черепахах села Никольского. Одну из них по инициативе Приамурс.

Черепахи устанавливались только на могилах князей ваньяньских. Но этот князь.

Каменная черепаха хранит в сердце любовь к морю,
Как же мне забыть о родном крае?

Лу Цзы (китайский поэт)

Древнейшая история человечества оставила нам много нераскрытых секретов. Многочисленные тайны по-прежнему остаются под знаком вопроса. А человек всегда будет интересоваться, задавать вопросы, так как такова его философия и от природы он очень любопытен. Загадки истории манят всех нас своим неизменным прошлым, исчезнувшими древними городами и цивилизациями, великими личностями прошлого, интересными находками. Иногда они приоткрывают свои двери тайн перед большим потоком времени и выносят правду, хоть даже спрятанную под вековыми песками времени, на обозрение широкой публике.

Человеческие умы будоражили и до сих пор волнуют тайны древних египетских пирамид, Бермудского треугольника, кораллового замка, Александрийского маяка, исполинов с острова Пасхи. Люди всегда задумывались о том, кто это построил, для какой цели, когда и как. Но и рядом с нами есть тайны. Во время занятия факультатива по Истории Дальнего Востока в эпоху средневековья, в учебнике я увидела фотографию необычного изваяния. Оно меня заинтересовало, и я решила провести небольшое исследование и выяснить тайну этого сооружения. ведь у вещей, так же как у людей, своя судьба – у одних счастливая, у других печальная. Что может быть трагичнее судьбы разрушенного памятника, главное назначение которого – сообщить далёким потомкам сквозь века и тысячелетия о бурных событиях своего времени.

Цель моей работы : постараться раскрыть тайну каменной черепахи.

- изучить исторические источники и выяснить происхождение каменного изваяния;

- ответить на вопросы: В честь кого поставили этот памятник, символ величия и бессмертия? При каких обстоятельствах его установили, и какие события средневековой истории народов Дальнего Востока связаны с ним.

В ней рассказывается о том, где находилась каменная черепаха, при каких правителях она была сооружена, кто писал о ней, в каких источниках (Приложение 9).

Я также работала с интернет-источниками, где узнала, что черепаха – это символ долголетия и космического порядка. И изваяния черепахи были не только на Дальнем Востоке, но и в Индии, Японии, Монголии и Китае.

1. Черепаха – символ долголетия в древних культурах мира.

Образ этого животного лежит в основании многих культур. Именно черепаха – важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха - основание земли, символ космического порядка. Она - образ великой праматери мира. Само животное представляется в виде пожирателя огня, и его фигуры на коньках крыш считаются талисманами, защищающими от пожаров.

В Индии черепаха считалась вторым воплощением (аватарой) бога Вишну. Черепаха символизирует силу и терпение, выносливость и постоянство, медлительность и плодородие, долголетие и мудрость.

А теперь, самое интересное. Так, в древнекитайской картине мироздания упоминается древнее животное Ао, морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Каменные изваяния черепах с плитой на спине магическим способом должны служить обеспечению стабильности космоса. Ао-шан (гора Ао) должна располагаться на Островах Обетованных (Островах Блаженных). Похожая образная картина мироздания сохранилась и в Индии. Символизм стабильности выражается в представлении, что Земля покоится на четырех слонах, которые стоят на огромной черепахе [8].

Древние славяне представляли картину мироздания похожим образом. Земля, имеющая форму диска, покоящегося на трёх китах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе, плавающей в безбрежном мировом океане. Картина кажется наивной и глупой, если плоско смотреть на вещи. А народы древних цивилизации были далеко не глупцами. Как пример можно вспомнить те древние географические карты, которые перерисовывались учеными средневековья, на которых Земля не только имела форму шара, но и были изображены все материки с Антарктидой без ледового покрытия, с материком на Северном полюсе, с точностью изображения материковых контуров, превышающих точность современной аэрофотосъемки.

2. Каменные черепахи – мифический образ народов Азии и Дальнего Востока.

В Монголии, Китае, на Корейском полуострове и в нашей стране - в Бурятии, Туве и на Дальнем Востоке - можно встретить огромных размеров каменные изваяния неизвестного животного. Три таких скульптуры найдены в почти безводной пустыне в двух километрах от Хара-Хорина, древней столицы Монголии (Приложения 1, 3). Свирепый ястмельхий (так называют этих каменных животных монголы, другие народы дают им иные названия) вытесан из цельной глыбы гранита и напоминает гигантскую черепаху с огромной головой на толстой шее, выпуклыми глазами и короткими, плотно прижатыми ушами. Из ее верхней челюсти торчат клыки, хищная пасть сомкнута, передние лапы (на всех четырёх мускулистых лапах по пять длинных когтей) подогнуты - черепаха словно затаилась на каменном пьедестале, приготовилась к броску на врага. Верхняя часть спинного щита срезана и образует горизонтальную площадку с выемкой: здесь возвышается стела. Самый крупный ястмельхий Хара-Хорина относится к XIII веку и достигает внушительных размеров - 280 см в длину, 105 - в высоту и 125 - в ширину. Одна из самых древних скульптур, видимо, ястмельхий VIII века, найденный в Северохангайском аймаке Монголии и ныне установлен в Улан-Баторе перед зданием археологического сектора Института истории Академии наук МНР[6].

Очевидно, что каменные черепахи Восточной и Центральной Азии -мифический образ, но поразительно, насколько близки их внешние черты облику реальных черепах.

В древних китайских традициях черепаха часто являлась символом баснословного долголетия; её форма связывалась со строением мироздания; приписываемая черепахам близость к божественному обусловила их использование для гадания. Все эти факторы могли служить основанием для выбора черепахи как символического существа, по чьему образу и подобию должно строить сооружения, рассчитанные на вечность. Некоторые западные авторы высказывали также мнение, что мотив черепахи-постамента связан с традиционным индийским образом черепахи, держащей на своей спине слона, на котором покоится весь мир.

Традиция установления стелы на каменную черепаху началась не позднее III века нашей эры. Согласно археологическим обзорам Виктора Сегалена (около 1917 г.) и Чжэн Дэкуня (1957 г), древнейший известный памятник такого рода — стела у мавзолея Фань Миня в уезде Лушань, городского округа Яань (провинция Сычуань ). Он относится к 205 году нашей эры, то есть последним десятилетиям ханьской династии. Стела имеет закруглённый верх с барельефом дракона; Чжэн Дэкунь рассматривает его как возможный предшественник популярного мотива более поздних стел, увенчанных двумя сплетёнными драконами.

Широко известен ансамбль скульптур у гробницы Сяо Сю , младшего брата первого лянского императора У-ди , под Нанкином, включающий четырёх черепах со стелами в разной степени сохранности. Пара черепах уцелела и от мавзолея другого императорского брата, Сяо Хуна .

У китайцев черепаха – одно из четырех духовно одаренных; символизирует водную стихию, инь, зиму, северные районы, черный цвет изначального хаоса. Черепаху называют Чёрным Воином – символом силы, выносливости и долгожительства. Знамя с драконом и черепахой несли воины императорской армии, как символ неуничтожимости, поскольку оба существа, сражаясь друг с другом, остаются живы: дракон не может сокрушить черепаху, а та не может дотянуться до дракона.

3. Находки русских исследователей на Дальнем Востоке.

Правильность сведений из газеты подтверждают издания Общества изучения Амурского края во Владивостоке и Приамурского отдела Русского географического общества в Хабаровске. Из них можно узнать, что в Уссурийске около второй старинной крепости находилась еще одна черепаха, которая так и осталась в городе. Этой, уссурийской, черепахе, по сведениям, принадлежал обломок камня с надписью из фондов краеведческого музея Владивостока, текст которой был опубликован в начале XX века Ф. Ф. Буссе и Л.А. Кропоткиным (Приложение 8).

4. Тайны каменных черепах.

« … Стояла осень 1868 года. По дороге, что соединяла военный пост Камень - Рыболов, почтовые лошади тащили телегу с экспедиционным снаряжением, а за ней устало брели офицер и его спутники. Завидев село Никольское (из которого потом вырос город Уссурийск), лошадки веселее стали перебирать копытами. Приободрились и люди. Девяносто три версты утомительного пути остались позади. Было видно, что село постепенно оправлялось от погрома, устроенного бандой хунхузов.
Это нападение вынудило штабс - капитана генерального штаба Николая Пржевальского прервать обследование южного берега озера Ханка и принять участие с пограничниками в разгроме банды, а затем конвоировать хунхузов во Владивосток.

В литературе, посвящённой погребальным памятникам, говорится, что уже само по себе наличие на могиле изваяния черепахи со стелой свидетельствовало о захоронении в гробнице рядом с ней важного лица, имеющего титул первого ранга. В его погребальный комплекс, согласно точно разработанным правилам, должны входить храм для жертвоприношений, аллея каменных изваяний людей, лошадей, тигров, овец, а также колонны, торжественные ворота с четырьмя проходами, стена, сложенная из камня, или земли, окружавшая прямоугольником гробницу, и ров, наполненный водой. Значит, под хабаровской черепахой похоронено лицо, имеющее титул первого ранга?

5. Золото не ржавеет.

Укрепления, каменные черепаха и "собаки", (на самом деле, это скульптуры львов) относятся к временам империи Цзинь - Золотой империи чжурчженей.

Объединение чжурчженьских племён, которые занимали земли от реки
Сунгари до Японского моря, начали князья одного из самых влиятельных племен по имени Ваньянь.

В 1211 году монголы вошли в пределы империи Цзинь. Были захвачены западные и южные провинции, затем северные. Бывшие покоренные народы - кидани и ханьцы выступили в поддержку армии Чингисхана. И, несмотря на превосходство цзиньцев в вооружении (у них были бомбометы, кидающие чугунные бомбы с самовоспламеняющимся составом, который сжигал все в радиусе18 метров), Золотая империя погибла[1].


По приказу Чингисхана подлежали физическому уничтожению все представители рода Ваньянь, независимо от пола и возраста. В 1234 году покончил с собой последний император чжурчженей, и в 1235 году последним прекратил сопротивление войскам хана Хубилая город Гунчан. История государства Цзинь была завершена. Но уцелевшие князья и воины чжурчженей спрятались в своих родных местах.

В 1253 году отряд экспедиционного корпуса хана Джалайртая смерчем пронёсся по Уссурийскому краю. Монголы разрушили погребальные комплексы ваньянских князей. Они сбросили навершия и стелы, укрепленные на спинах черепах. Посбивали на них надписи, которые рассказывали о погребённых. Монголы ушли, и на несколько столетий "хозяйками" бывшего города чжурчженей остались две каменные черепахи.

6. Жернова истории.

В 1866 году на берегу неширокой речки, впадающей в Суйфун, появилось русское село Никольское. Хозяйственные русичи быстро нашли применение остаткам чужой культуры. Из больших кусков гранита с погребальных комплексов получились отличные жернова, навершие одной из стел превратилось в удобный порог погреба, другая стела стала частью фундамента церкви. Эту гранитную плиту пожертвовал местный купец.
Первым забил тревогу интеллигентный поручик Иннокентий Лопатин.

В 1869 году он обратился с письмом в Императорское русское географическое общество, что памятники истории – уничтожаются.

Одну из них по инициативе Приамурского генерал - губернатора Гродекова по Уссури на пароходе перевезли в Хабаровск и поставили перед зданием музея Русского географического общества, где она стоит и поныне (Приложение 7). Член Общества изучения Амурского края Михайловский перевёл поврежденную надпись и установил, что погребальный комплекс (черепаха, остатки храма жертвоприношений и каменные скульптуры) связаны с могилой одного из князей ваньяньских (Приложения 10, 11). При раскопках кургана под черепахой обнаружили и каменную гробницу с кремированными останками.

Так была раскрыта тайна хабаровской (первой) черепахи.

Заключение.

Величественные остатки разрушенных войнами крепостей, развалины покинутых много веков назад городов во множестве встречаются на благодатной земле Приморья. Безмолвны крепостные стены, немы варварски разбитые памятники.

Но чудо всё же свершилось - черепаха заговорила, заговорила благодаря исследованиям Ларичева Виталия Епифановича. Всё же, какими иногда сложными и запутанными ходами приходится пробиваться к разгадке тайн истории, когда успех может принести и планомерность поисков и счастливая случайность или просто везение.

По крупицам собирают историки и археологи сведения о древних народах, которые оставили многочисленные памятники и передавали их из поколения в поколение поэтические легенды. Удивительная картина встаёт перед моими глазами. Много веков назад этот край был густо населён. Здесь жили народы, создавшие высокую культуру, могущественные империи. Эти люди любили и страдали, охотились и занимались земледелием, строили величественные храмы и вели бесчисленные кровопролитные войны, которые, в конце концов, опустошили цветущий край и сделали его лёгкой добычей монгольских орд Чингисхана.

В ходе своего исследования, я узнала, где находилась каменная черепаха, в честь кого поставили на Дальнем Востоке этот гранитный памятник, символ величия и бессмертия, а также какие события средневековой истории народов русского Дальнего Востока связаны с этим изваянием. Считаю, что цели своего исследования я достигла.

С результатами своей работы я поделилась с одноклассниками на занятии факультатива. На летних каникулах планирую посетить музей имени Гродекова в Хабаровске, чтобы узнать больше об этом памятнике средневековья.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

каменные черепахи – мифический образ народов азии и дальнего востока.

в монголии, китае, на корейском полуострове и в нашей стране - в бурятии, туве и на дальнем востоке — можно встретить огромных размеров каменные изваяния неизвестного животного. три таких скульптуры найдены в почти безводной пустыне в 2 км от хара-хорина, древней столицы монголии. свирепый ястмельхий (так называют этих каменных животных монголы, другие народы им иные названия) вытесан из цельной глыбы гранита и напоминает гигантскую черепаху с огромной головой на толстой шее, выпуклыми глазами и короткими, плотно прижатыми ушами. из ее верхней челюсти торчат клыки, хищная пасть сомкнута, передние лапы (на всех четырёх мускулистых лапах по пять длинных когтей) подогнуты — черепаха словно затаилась на каменном пьедестале, приготовилась к броску на врага. верхняя часть спинного щита срезана и образует горизонтальную площадку с выемкой: здесь возвышается стела. самый крупный ястмельхий ха-ра-хорина относится к xiii веку и достигает внушительных размеров — 280 см в длину, 105 — в высоту и 125 — в ширину.

одна из самых древних скульптур, видимо, ястмельхий viii в., найденный в северохангайском аймаке монголии и ныне установлен в улан-баторе перед зданием археологического сектора института академии наук мнр.

очевидно, что каменные черепахи восточной и центральной азии -мифический образ, но поразительно, насколько близки их внешние черты облику реальных черепах.

Читайте также: