Сюжетно ролевые игры в детском саду фотоотчет
Обновлено: 05.07.2024
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.
охватывает
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевыеигры подразделяются на:
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители)
– неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия.В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает
сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
В структуре сюжетно-ролевойигры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты,которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.Роли бывают:
• эмоционально-привлекательные (мама, доктор)
• значимые для игры (директор магазина и др.)
В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми)
устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.
Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение.
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры.Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр
Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.
- Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
- Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
- Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
- Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
- Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.
Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.
- Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
- Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
- Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
- Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
- До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
- Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
- Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
- С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.
Поделитесь вашим мнением на сей счет!
Но вернемся к вопросу, для какого возраста детей характерны сюжетные игры?
На самом деле, даже маленькие детки способны копировать простейшие действия взрослых, применив первый опыт к игрушкам: покормить куклу, уложить спать. Вот уже элементы сюжетно-ролевой забавы начального уровня.
Вообще, вопрос, в каком возрасте сюжетно-ролевая игра нужна малышам, некорректен, по-моему. Лишь только дитя начинает совершать осознанные действия с куклами-мишками, сразу же необходимо всячески мотивировать его воображать различные бытовые ситуации.
Дорогие родители, вы должны понять – малышню обязательно нужно учить играть, как ни парадоксально это звучит! Несмелые, неуверенные, робкие школьники – результат их низкой социализации. А социализируются дети во время ролевых занятий.
Особенности ролевых занятий с детьми из разных групп детского сада
3-4 года: забавы более разнообразны, чем были ранее. Детки строят и сюжет, придерживаются предложенного взрослым сценария.
4-5 лет: тематика расширяется, ребята взаимодействуют друг с другом, умеют совершать воображаемые действия.
5-6: составляют правила, корректируют их, больше фантазируют, применяют сюжеты из книг, мультфильмов.
6-7: больше используют речь, комментируют, активно общаются.
Не знаю, получилось ли у меня раскрыть проблему, для какого дошкольного возраста ребят характерны сюжетные детские игры, но я старалась.
С уважением, Татьяна Сухих
До скорой встречи!
Кстати, рекомендую прочитать:
Сюжетно-ролевые игры в средней группе
В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.
Игра - это огромное окно, через которое ребёнок получает многообразный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В наше время вопрос по проблеме сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка особенно актуален.
С течением времени игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Игра в жизни дошкольника, вытесняется другими видами деятельности, и это неблагоприятно отражается на общем развитии ребёнка, его общении со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно – ролевая игра - это обыгрывание различных сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов, в младшем дошкольном возрасте эта игра очень важна.
Эти игры несут в себе познавательный потенциал, дают ребенку общее представление о будущих социальных ролях, способствуют формированию таких важных качеств, как умение общаться со сверстниками, со взрослыми.
Вложение | Размер |
---|---|
my_igraem_v_sri.docx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пределы вмешательства взрослых в игры детей.(сюжетно - ролевая игра)
Консультация для педагогов,всех возростных групп ДОУ.
Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры
Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут ока.
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление.
Проект "Сопровождение игры детей.Сюжетно ролевая игра "Семья"
Срок реализации 2 недели .Возрост старший дошкольный.
Пальчиковая гимнастика, дидактическое игры и сюжетно-ролевые игры в группе 30 апр-4 мая 2018
Пальчиковая гимнастика, дидактическое игры и сюжетно-ролевые игры в группе 30 апр-4 мая 2018.
Так, в вашем доме появляется говорящий котенок, Лунтик или Гарри Поттер, карандаши превращаются в волшебные палочки, а стулья — в прилавок магазина. В такой игре дети осмысляют свой опыт, пробуют разные социальные роли и учатся вести себя гибче, а помогает им в этом воображение.
В чём же польза?
Может сложиться впечатление, что детям полезна только игра, где есть начало и конец. Если уж персонажи пришли в магазин, то непременно совершат покупку, в сражении обязательно победит добро, а зло будет раскаиваться и извиняться.
По этой причине родители нередко беспокоятся, когда игра не развивается: например, белки только готовят и накрывают на стол, но никто не ест. Или сюжет закончился несправедливо: приглашенный в гости бурундук, выгнал белок и все съел один. И думаю, что не стоит подробно расписывать, как может надоесть говорящий щенок, который только ест и просит чесать себя за ухом…⠀
Идеи для игр с воображением
- Почта (газеты и журналы, коробки, оберточная бумага, наклейки, весы).
- Пекарня (тесто, печь, кофемашина, десерты).
- Магазин продуктов (корзина для продуктов, касса, сканер штрих-кодов).
- Ресторан (меню, посуда, продукты, плита, готовая еда).
- Пиратский корабль (корабль — подушки, стулья или диван вполне подойдут, — пиратская одежда и оружие, пушки и флаг).
- Школа волшебников (ингредиенты для волшебных эликсиров, мантии, волшебные палочки).
- Пилот самолёта и пассажиры (форма пилота, штурвал и приборная панель, еда и подносы для стюардесс или стюартов).
- Врачи и больница (халат доктора, шприц, фонендоскоп, таблетки).
- Ветеринары (животные (живые или игрушечные), лекарства, одежда доктора).
- Библиотека (книги на выбор, журнал регистрации читателей, стол библиотекаря).
- Офис (компьютер, рабочий стол, документы и папки для них, печать, зал совещаний и сцена для презентаций).
- Салон красоты (зеркало, лампа, косметика, лаки для ногтей, маникюрные принадлежности).
- Подводное плавание (маска для ныряния, подводная лодка или батискаф, морские растения, рыбы и животные, затонувшие корабли и бутылки с посланиями).
- Кругосветное путешествие на корабле (корабль, продукты, бинокль, карта).
- Полёт на Луну (космические костюмы, луноход, лунный ландшафт).
В какие сюжетно-ролевые игры любят играть ваши дети? В какие игры с воображением вы играли в детстве?
Развитие ребенка через сюжетно-ролевую игру сложно переоценить. Посредством таких игр ребенок развивается, учится моделировать жизненные ситуации, собирать в единое целое отдельные эпизоды. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста помогают им познать мир, принципы взаимоотношений между людьми, фантазировать. В ролевой игре дети как бы воспроизводят эпизоды взрослой жизни.
Давайте по порядку. Для начала разберемся в чем разница межу ролевыми и сюжетно-ролевыми играми.
Что такое ролевая игра детей раннего возраста
Дети играют в ролевые игры начиная примерно с 2-х лет. Напарником ребенка в такой игре может быть сначала родитель или старший ребенок. И уже с 3-х лет они играют сами или с другими детьми. В процессе можно заметить насколько больше ребенок все больше и больше раскрывается, раскрепощается, больше говорит, проявляет больше изобретательности и фантазии. Конечно при условии, что он в принципе будет играть в такие игры, а это зависит от подачи родителей.
Чувства, которые ребенок проигрывает в таких сюжетах, проявятся и в реальной жизни. То есть проигрывая заботу, такому малышу будет проще заботиться о ком-либо в жизни.
Ролевая игра учит чувствам и эмоциям реальной жизни.
Ролевые игры на тему дети приходят чуть позже, уже в детском саду. Это немаловажный этап, который помогает контактировать ребенку с другими детьми.
Что такое сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
Собственно, главная разница между ролевой и сюжетно-ролевой играми в наличии сюжета. Здесь он есть. Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка помогает ему собирать в одно событие несколько разных ситуаций. Например, поездка в отпуск заграницу: сначала вы собираете чемоданы, потом едите в аэропорт, летите на самолете, живете в гостиницу, кушаете в ресторане, купаетесь в бассейне.
Общение детей в сюжетно-ролевой игре усложняется эмоционально, становится более насыщенным. Дети могут, сорить, ругаться. Плюс развивается навык договариваться. Дети заранее обсуждают сюжет будущей ролевой игры, вместе придумывают и проговаривают порядок ситуаций, действий.
Тут нужна начальная поддержка родителей. Родители должны показать, как договариваться, как можно придумать игру, с чего можно начать, и какие подручные средства для реалистичности игры можно использовать.
Такие сюжетно-ролевые игры с ребенком 3-х лет и старше помогает избавить его от напряжения или стресса, перенесенного в той или иной ситуации. Проигрываю ситуацию, которая взволновала ребенка, мы поможем ему понять, осознать и смириться.
Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку освободиться от негативного впечатления, расслабиться, понять свое переживание.
Что дают сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
- Ребенку не будет скучно и одному. Он всегда сможет развлечь себя такой игрой, придумать и смоделировать сюжет.
- Ребенок проще адаптируется в школьных инсценировках. Так как он уже имеет навыки игры в таких сюжетно-ролевых играх, ему не составит труда принять участие в школе в различных мероприятиях.
- У ребенка не будет проблем с общением, с поиском друзей. Такие активные и общительные дети становятся любимчиками учителей.
- Если ребенок приучен к общению, к приспосабливаемости к любой ситуации, то и протестов против школы и учебы возникнуть не должно. Дети больше настроены на учебу.
- С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок легче определится с любимыми школьными предметами, поймет, что умеет лучше всего, к чему стремится. Дети уверенней делают выбор будущей профессии.
- Ролевые игры помогают детям развивать способность творчески мыслить, фантазировать.
- Он ставит цель игры, идет к какому-то заранее намеченному результату. Сложно спорить с ценностью этого навыка.
- В процессе игру ребенок учится понимать свои чувства и эмоции и справляться с ними.
- Словарный запас непрерывно пополняется и обогащается в зависимости от разнообразия сценариев.
- Ролевые игры в жизни ребенка развивают его интеллект.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей: с чего начать, как организовать игру
Если ваш малыш сейчас ходит в детский сад или сидит с няней, то можете выдыхать, за вас сделают всю работу профессионалы, ну или почти всю. Ролевые игры в детском саду организовывают воспитатели, они отлично знают, как это делать, что для этого нужно, и самое главное, как заинтересовать детей в игре.
Если же все на ваших плечах, то вот несколько правил.
Как организовать сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем больше у него развивается навык делового общения. То есть он способен договариваться и убеждать, склонять на свою сторону.
Вторая стороны медали: в процессе игры ребенок может привыкнуть подчиняться. И вот именно поэтому на начальном этапе важно участие родителей. Родители должны помочь застенчивому и робкому ребенку преодолеть свой страх, примерить на себя роль лидера. Тут роль ребенка в сюжетно-ролевой игре должна быть главной, лидирующей, но не постоянно.
Как понять отношение ребенка к сюжетно-ролевым играм, приносят ли они пользу и развивают ли ребенка
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей
Наша цель: пополняем словарный запас ребенка, даем знания о животных, учим их повадки и звуки, воспитываем в детях любовь к животным.
Реквизит: игрушечные животные, касса (калькулятор вам в помощь), билетики для входа в зоопарк, деньги (нарезанные бумажки), овощи для животных.
Сюжет игры: Собираемся в зоопарк, едем, покупаем билеты в кассе, гуляем по зоопарку, экскурсовод (мама или папа) рассказывает детям о животных, кормим животных.
Наша цель: рассказать о саде, о его правилах, о воспитателях и нянечках, научить детей в роли воспитателей заботиться.
Реквизит: комната (детский сад) и все нужные игрушки.
Сюжет игры: проигрываем с самого начала день, поход в сад, все, что происходит обычно в саду, до момента, когда родители забирают деток домой из сада.
Наша цель: объяснить задачи и ответственность водителя, кондуктора и пассажиров, объяснить правила поведения в транспорте.
Реквизит: стулья, билеты, деньги, фуражка у водителя
Сюжет игры: стоим на остановке, ждем автобус, заходим, покупаем билет, соблюдаем правила поведения, заранее предупреждаем о нужной остановке.
Вывод: если мы хотим воспитать успешного и счастливого ребенка, дать ему возможность понимать и видеть свои наклонности, способности и умения, нужно с самого раннего возраста учить его сюжетно-ролевой игре.
Читайте также: